- Преподавателю
- Другое
- Доклад на педсовет по теме Формирование академической грамотности и социально-адаптированной личности
Доклад на педсовет по теме Формирование академической грамотности и социально-адаптированной личности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Церкович М.И. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Севастополя «средняя общеобразовательная школа №12»
Доклад
по теме: «Формирование академической грамотности и социально-адаптированной личности»
Докладчик: Церкович М.И.
Учитель физики
г. Севастополь
2015 г.
Слайд 2
Содержание:
I.Что такое академическая грамотность?
II. Актуальность формирования академической грамотности
III. Как развивать академическую грамотность?
IV. Что такое социальная адаптация?
V. Как формировать социально-адаптированную личность?
VI. Выводы.
Слайд 3 - I. Что такое академическая грамотность?
-
Академическая грамотность предполагает чтение, достаточное для ответов на вопросы, запоминание, синтезирование, анализирование, суммирование и оценивание содержания информации, а также навыки ведения дискуссии, навыки участия в семинаре.
Слайд 4 - II. Актуальность формирования академической грамотности
-
Чаще всего вопрос а.г. встает при поступлении в ВУЗ, поскольку именно умение думать, критически оценивать, обобщать, сопоставлять и правильно формулировать мысль лежит в основе успешного учения, а следовательно, и всей дальнейшей карьеры специалиста.
Слайд 5, 6, 7 - Результаты освоения образовательной программы по ФГОС:
-
Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности);
-
Метапредметные (освоение обучающимися межпредметных понятий, регулятивных, познавательных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности)
-
Предметные (освоение умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета, преобразование и применение этого знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами).
Слайд 8,9,10 - Требования ФГОС к предметным результатам освоения базового курса физики:
-
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориям; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
-
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-
сформированность умения решать физические задачи;
-
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
-
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Чтобы развивать академическую грамотность, необходимо, в первую очередь, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Слайд 11 - III. Как развивать академическую грамотность? Мой опыт:
1. Использование опорных конспектов.
2. Проблемное обучение.
3. Связь с другими науками.
4. Использование физических ребусов, задач-шуток, кроссвордов.
5. Составление учащимися тестов, а также кроссвордов; выполнение л/р
6. Работа с учебником.
Слайд 12 - пример используемого мной опорного конспекта.
Слайд 13 - использование демонстраций при постановке проблемы с имеющимся оборудованием и подручными средствами.
Слайд 14 - при изучении темы «Работа сил. Кинетическая энергия» при поставке проблемы использую задачу:
Задача.
При аварийном торможении автомобиль прошел тормозной путь 100 м. Коэффициент трения
при данных погодных условиях 0,2.
С какой скоростью двигался автомобиль
до начала торможения?
Дано: S=100м, µ=0,2.
Найти: V.
Решение.
A=F*S, F=µ*m*g
A= m*V2/2
µ*m*g*S=m*V2/2
V=√2*µ*g*S
V=√2*0,2*9,8м/с2*100м=
=20 м/с = 72 км/ч
При изучении темы «Законы Ньютона» при постановке проблемы использую качественную задачу:
Задача.
Цирковой номер состоит в том, что на грудь лежащего атлета кладут тяжелую наковальню и бьют по ней кузнечным молотом. После номера атлет встает, как ни в чем не бывало. В чем секрет?
Решение.
Наковальня вследствие своей большой массы приобретает при ударе очень маленькое ускорение и скорость:
F1 = - F2
m1*a1 = - m2*a2
Слайд 16, 17 - межпредметные связи и применение знаний в практической деятельности человека
Слайд 16 - поверхностное натяжение в природе
Слайд 17 - капиллярные явления в природе
Слайд 18 - простые механизмы
Слайд 19 - физические ребусы
Слайд 20 - задачи-шутки
-
Какую силу должен прилагать пятиклассник Егор Букин, чтобы одной рукой держать за шивороты в воздухе трех первоклассников, общая масса которых 53 кг?
Ответ: 530 н. Для трех первоклассников этого вполне достаточно. -
Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 н, бабка до 100 н, внучка до 50 н, жучка до 30 н, кошка до 10 н и мышка до 2 н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 н?
Ответ: модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2н. Без мышкиных ньютонов дело не пойдет.
Слайд 21 - выполнение лабораторных работ способствует глубокому, прочному и осознанному усвоению знаний, овладению методами научного познания: наблюдение, эксперимент, умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости, делать выводы.
Необходимо отметить, что для формирования академической грамотности необходимо систематически учить работать с учебником: отвечать на вопросы, составлять таблицы, схемы. Учащимся также предлагаю работы по составлению кроссвордов, тестов и т.п.
Слайд 22 - IV. Что такое социальная адаптация?
-
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.
Слайд 23,24 - «Портрет выпускника школы» в соответствии с ФГОС:
-
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
-
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
-
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
-
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
-
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
7) осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
8) уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
9) осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
10)подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
11) мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Слайд 25 - V. Как формировать социально-адаптированную личность?
1. Формирование коммуникативной культуры во время учебных занятий, учет экономической направленности предметов
физико-математического цикла;
2. создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.(ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности классного руководителя ГБОУ г. Севастополя СОШ №12).
Слайд 26 - Формирование социально-адаптированной личности при обучении физике.
Задачи:
1) изучая физические принципы действия технического объекта, рассматривать его устройство и применение с позиций экономики;
2) подчеркивать необходимость сбережения материальных и трудовых ресурсов;
3) раскрывать перед учащимися основные технико-экономические проблемы, которые решаются на основе достижений физической науки;
4) развивать умения работать в группе.
Слайд 27 - Способы придания учебному процессу по физике экономической направленности:
- иллюстрация теоретического материала примерами из области производства;
- установление связи материала с трудовой практикой и опытом экономической деятельности;
- организация самостоятельной работы учащихся ( подготовка сообщений, докладов, участие в конференциях);
- решение физических задач с экономической направленностью.
Слайд 28 - Пример задачи 1.
Для повышения КПД
трансформатора его сердечник
делают из отдельных пластин.
Почему ?
Пример задачи 2. Какое количество каменного угля можно сэкономить в год, если уменьшить суточное потребление электроэнергии на 1 кВт*ч?
Чтобы создать условия для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации, выработаны основные направления организации воспитания и социализации учащихся (Слайд 29):
-
гражданско-патриотическое направление
2.нравственное и духовное воспитание
3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству
3. здоровьесберегающее воспитание
4. социокультурное и медиакультурное воспитание
5. культуротворческое и эстетическое воспитание
6. правовое воспитание и культура безопасности
7.воспитание семейных ценностей
8. формирование коммуникативной культуры
9.экологическое воспитание
10. интеллектуальное воспитание
На следующих слайдах (30-33) - гражданско-патриотическое, коммуникативное и эстетическое воспитание.
Слайд 34 - VI. Выводы:
1. учитывая актуальность формирования академической грамотности необходимо систематически использовать различные способы активизации познавательной деятельности учащихся;
2. изучать передовой опыт отечественных и зарубежных коллег;
3. использовать на уроках ИКТ;
4. способствовать формированию социально-адаптированной личности в работе классного руководителя во время проведения классных часов, внеклассных мероприятий.