- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс «Формирование регулятивных учебных действий на процессуальном этапе урока»
Мастер-класс «Формирование регулятивных учебных действий на процессуальном этапе урока»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахмутова В.В. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МАСТЕР-КЛАСС по теме
«Формирование РЕГУЛЯТИВНЫХ учебных действий
на процессуальном этапе урока»
Пахмутова В.В., учитель географии
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
с углублённым изучением
отдельных предметов
пгт Санчурск Кировской области
СЛАЙД 2
Введение в мастер-класс
С 2015 года вступает в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию. Поэтому главное условие реализации образовательной программы - деятельностный подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования: личностные, метапредметные, предметные.
СЛАЙД 3
Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов, мотивов учения, интеллектуальных умений. Предметные результаты определены с учетом содержания учебного предмета. Метапредметными результатами освоения образовательных программ являются: овладение приемами исследовательской и проектной деятельности; умения работать с разными источниками информации; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. В метапредметных результатах различают регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
СЛАЙД 4
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
СЛАЙД 5
На процессуальном (основном) этапе урока регулятивные учебные действия формируются через:
5-6-й классы
Самостоятельное обнаружение и формулирование учебной проблемы, определение целей учебной деятельности, выбор темы проекта.
Выдвижение версии решения проблемы, осознание конечного результата, поиск самостоятельно средств достижения цели.
Составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы (выполнения проекта).
Работу по плану, сверку своих действий с целью и, при необходимости, исправление ошибки самостоятельно.
7-9-й классы
Самостоятельное обнаружение и формулирование проблемы в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвижение версии решения проблемы, осознание конечного результата, выбор из предложенных или найденных самостоятельно средства достижения цели.
Составление (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбор к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работу по предложенному и самостоятельно составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планирование своей индивидуальной образовательной траектории.
Работу по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободное пользование выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельное осознание причины своего успеха или неуспеха и нахождение способов выхода из ситуации неуспеха.
Умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организацию своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Вывод: Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
МАСТЕР-КЛАСС
Цель мастер-класса: показать широкие возможности процессуального этапа урока в формировании регулятивных учебных действий.
В программе географии 5 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) часто встречаются на этапе изучения нового материала.
В 5 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины и т.д.
В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму (географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?», устанавливаем причинно-следственные связи
В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания: поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
Пример: составить описание ГП Африки с использованием типового плана.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
На этапах первичного закрепления, первичной проверки усвоения знаний. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
Пример:
География 7 класс. Тема: «Северная Америка»
Задания на упорядочивание и группировку - сгруппируйте географические объекты по смыслу:
Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис. (РЕКИ, ГОРЫ, ГОРОДА, ШТАТЫ)
СЛАЙД 8
Универсальность данного действия подтверждается
Биология
- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:
Сердце, желудь, почки, яблоко, желудок, груша. (органы человека, плоды, вегетативные органы растения)
СЛАЙД 9
География 7 класс. Тема: «Южная Америка»
Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»
Площадь бассейна Амазонки почти равна площади материка Австралии. Амазонка полноводна в течение всего года. Реки Парана и Ориноко имеют ярко выраженную сезонность режима. Самое большое озеро материка Маракайбо. Самое большое высокогорное озеро мира - это озеро Титикака.
СЛАЙД 10
История России
Дорога жизни - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по январь 1944 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально-Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
Математика
… 2 - b2=(a - …)(a + …); a 2 - b2=(a - b)(a + b)
(a +…)2=… 2 + 6…b + 9b2; (a +3b)2=a 2 + 6ab + 9b2
(m -…)2=m2 - 20m + …; (m -10)2=m2 - 20m + 100
(5a +…)2=… + … + 81; (5a +9)2=25a2 + 90a + 81
(47 - …)(47 + …)= … - 372; (47 - 37)(47 + 37)= 472 - 372
752 - …=(… - 25)(75 + …). 752 - 252=(75 - 25)(75 + 25)
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками
СЛАЙД 13
Таком образом, РЕГУЛЯТИВНЫЕ УД - это управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Систематически работая над регулятивными учебными действиями, выпускник научиться:
-
Принимать и сохранять учебную задачу.
-
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
-
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
-
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
-
Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.
-
Адекватно воспринимать оценку учителя.
-
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формы
Приложение 1
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ
для мастер-класса
Задание: сгруппируйте географические объекты по смыслу
География 7 класс. Тема: «Северная Америка»
Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.
РЕКИ
ГОРЫ
ГОРОДА
ШТАТЫ
Задание: сгруппируйте географические объекты по смыслу
Биология
Сердце, желудь, почки, яблоко, желудок, груша.
органы человека
плоды
вегетативные органы растения
Задание: Вставьте в текст пропущенные слова
География 7 класс. Тема: «Южная Америка»
Площадь бассейна Амазонки почти равна площади материка ……………………….. Амазонка ………………………в течение всего года. Реки ……………………… и …………………………… имеют ярко выраженную сезонность режима. Самое большое озеро материка ……………………………. Самое большое высокогорное озеро мира - это озеро ……………………………...
Задание: Вставьте в текст пропущенные слова
История России
Дорога жизни - во время _________________________ единственная транспортная магистраль через ___________________________. В периоды _______________________ - по _______________, зимой - по ___________________. Связывала с ______________________________ по январь ________________________ со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально-Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)).
У маяка ___________________ существует также музей «Дорога жизни».
Приложение 2
Раздаточный материал
по теме «Формирование РЕГУЛЯТИВНЫХ учебных действий
на процессуальном этапе урока»
Для курса географии 6-7 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
УО - 1 - ставить учебную задачу под руководством учителя;
УО - 2 - планировать свою деятельность под руководством учителя;
УО - 3 - работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
УО - 4 - работать в соответствии с предложенным планом;
УО - 5 - участвовать в совместной деятельности
УО - 6 - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
УО - 7 - оценивать работу одноклассников.
Для курса географии 8, 9 и 10 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
УО - 1 - Ставить учебные задачи,
УО - 2 - Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
УО - 3 - Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
УО - 4 - Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
УО - 5 - Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
УО - 6 - Владеть различными способами самоконтроля.
Типовые задачи развития УУД
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс
Регулятивные УУД
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
Предложите способ, позволяющий…
Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…
Покажите связи, которые, которые, на ваш взгляд, существуют…
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
Предложите способ, позволяющий…
Проведите презентацию…
Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…
Оцените значимость …для…
Оцените возможности … для …
Покажите связи, которые, которые, на ваш взгляд, существуют…
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
Постройте прогноз развития…
Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…
Предложите способ, позволяющий…
Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…
Проанализируйте структуру… с точки зрения…
Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…
Выявите принципы, лежащие в основе…
Оцените значимость …для…
Оцените возможности … для …
Этап урока
Универсальные Учебные Действия
Актуализация.
Эпиграф
Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности;
Процессуальный (основная часть урока) этап урока
Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления презентации учиться давать оценку.
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своей работы; Достиг ли я своей цели?; взаимооценка
Конторольно-оценочная деятельность.
Регулятивные: волевая саморегуляция; самооценка работы на уроке; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Заключительный этап.
Домашнее задание.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, Составлять план выполнения проекта совместно с учителем