• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс «Формирование регулятивных учебных действий на процессуальном этапе урока»

Мастер-класс «Формирование регулятивных учебных действий на процессуальном этапе урока»

С 2015 года вступает в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию. Меняются ролевые установки учителя: вместо "учитель научи ученика" - "учитель научи учиться".Цель мастер-класса «Формирование регулятивных учебных действий на процессуальном этапе урока": показать широкие возможности процессуального этапа урока в формировании регулятивных (учебно-организационных) учебных действий, которые обеспечивают организацию учащимся своей учеб...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАСТЕР-КЛАСС по теме

«Формирование РЕГУЛЯТИВНЫХ учебных действий

на процессуальном этапе урока»


Пахмутова В.В., учитель географии

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с углублённым изучением

отдельных предметов

пгт Санчурск Кировской области

СЛАЙД 2

Введение в мастер-класс

С 2015 года вступает в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию. Поэтому главное условие реализации образовательной программы - деятельностный подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования: личностные, метапредметные, предметные.

СЛАЙД 3

Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов, мотивов учения, интеллектуальных умений. Предметные результаты определены с учетом содержания учебного предмета. Метапредметными результатами освоения образовательных программ являются: овладение приемами исследовательской и проектной деятельности; умения работать с разными источниками информации; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. В метапредметных результатах различают регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

СЛАЙД 4

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

СЛАЙД 5

На процессуальном (основном) этапе урока регулятивные учебные действия формируются через:

5-6-й классы

Самостоятельное обнаружение и формулирование учебной проблемы, определение целей учебной деятельности, выбор темы проекта.

Выдвижение версии решения проблемы, осознание конечного результата, поиск самостоятельно средств достижения цели.

Составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы (выполнения проекта).

Работу по плану, сверку своих действий с целью и, при необходимости, исправление ошибки самостоятельно.

7-9-й классы

Самостоятельное обнаружение и формулирование проблемы в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвижение версии решения проблемы, осознание конечного результата, выбор из предложенных или найденных самостоятельно средства достижения цели.

Составление (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбор к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работу по предложенному и самостоятельно составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планирование своей индивидуальной образовательной траектории.

Работу по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободное пользование выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельное осознание причины своего успеха или неуспеха и нахождение способов выхода из ситуации неуспеха.

Умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организацию своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Вывод: Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

МАСТЕР-КЛАСС


Цель мастер-класса: показать широкие возможности процессуального этапа урока в формировании регулятивных учебных действий.


В программе географии 5 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) часто встречаются на этапе изучения нового материала.

В 5 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины и т.д.

В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму (географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?», устанавливаем причинно-следственные связи

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания: поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)

Пример: составить описание ГП Африки с использованием типового плана.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

На этапах первичного закрепления, первичной проверки усвоения знаний. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

Пример:

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

Задания на упорядочивание и группировку - сгруппируйте географические объекты по смыслу:

Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис. (РЕКИ, ГОРЫ, ГОРОДА, ШТАТЫ)

СЛАЙД 8

Универсальность данного действия подтверждается

Биология

- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:

Сердце, желудь, почки, яблоко, желудок, груша. (органы человека, плоды, вегетативные органы растения)

СЛАЙД 9

География 7 класс. Тема: «Южная Америка»

Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

Площадь бассейна Амазонки почти равна площади материка Австралии. Амазонка полноводна в течение всего года. Реки Парана и Ориноко имеют ярко выраженную сезонность режима. Самое большое озеро материка Маракайбо. Самое большое высокогорное озеро мира - это озеро Титикака.

СЛАЙД 10

История России

Дорога жизни - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по январь 1944 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально-Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Математика

2 - b2=(a - …)(a + …); a 2 - b2=(a - b)(a + b)

(a +…)2=… 2 + 6…b + 9b2; (a +3b)2=a 2 + 6ab + 9b2

(m -…)2=m2 - 20m + …; (m -10)2=m2 - 20m + 100

(5a +…)2=… + … + 81; (5a +9)2=25a2 + 90a + 81

(47 - …)(47 + …)= … - 372; (47 - 37)(47 + 37)= 472 - 372

752 - …=(… - 25)(75 + …). 752 - 252=(75 - 25)(75 + 25)

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками

СЛАЙД 13

Таком образом, РЕГУЛЯТИВНЫЕ УД - это управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Систематически работая над регулятивными учебными действиями, выпускник научиться:

  • Принимать и сохранять учебную задачу.

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

  • Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

  • Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формы

Приложение 1

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ

для мастер-класса


Задание: сгруппируйте географические объекты по смыслу

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.

РЕКИ

ГОРЫ

ГОРОДА

ШТАТЫ

Задание: сгруппируйте географические объекты по смыслу

Биология

Сердце, желудь, почки, яблоко, желудок, груша.

органы человека

плоды

вегетативные органы растения

Задание: Вставьте в текст пропущенные слова

География 7 класс. Тема: «Южная Америка»

Площадь бассейна Амазонки почти равна площади материка ……………………….. Амазонка ………………………в течение всего года. Реки ……………………… и …………………………… имеют ярко выраженную сезонность режима. Самое большое озеро материка ……………………………. Самое большое высокогорное озеро мира - это озеро ……………………………...

Задание: Вставьте в текст пропущенные слова

История России

Дорога жизни - во время _________________________ единственная транспортная магистраль через ___________________________. В периоды _______________________ - по _______________, зимой - по ___________________. Связывала с ______________________________ по январь ________________________ со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально-Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)).

У маяка ___________________ существует также музей «Дорога жизни».



Приложение 2


Раздаточный материал

по теме «Формирование РЕГУЛЯТИВНЫХ учебных действий

на процессуальном этапе урока»


Для курса географии 6-7 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

УО - 1 - ставить учебную задачу под руководством учителя;

УО - 2 - планировать свою деятельность под руководством учителя;

УО - 3 - работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

УО - 4 - работать в соответствии с предложенным планом;

УО - 5 - участвовать в совместной деятельности

УО - 6 - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

УО - 7 - оценивать работу одноклассников.

Для курса географии 8, 9 и 10 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

УО - 1 - Ставить учебные задачи,

УО - 2 - Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

УО - 3 - Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

УО - 4 - Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

УО - 5 - Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

УО - 6 - Владеть различными способами самоконтроля.

Типовые задачи развития УУД


5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

Регулятивные УУД

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

Предложите способ, позволяющий…

Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

Покажите связи, которые, которые, на ваш взгляд, существуют…


Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

Предложите способ, позволяющий…

Проведите презентацию…

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

Оцените значимость …для…

Оцените возможности … для …

Покажите связи, которые, которые, на ваш взгляд, существуют…


Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

Постройте прогноз развития…

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

Предложите способ, позволяющий…

Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

Проанализируйте структуру… с точки зрения…

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

Выявите принципы, лежащие в основе…

Оцените значимость …для…

Оцените возможности … для …

Этап урока

Универсальные Учебные Действия

Актуализация.

Эпиграф

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности;

Процессуальный (основная часть урока) этап урока

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления презентации учиться давать оценку.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своей работы; Достиг ли я своей цели?; взаимооценка

Конторольно-оценочная деятельность.

Регулятивные: волевая саморегуляция; самооценка работы на уроке; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Заключительный этап.

Домашнее задание.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, Составлять план выполнения проекта совместно с учителем


© 2010-2022