• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего общего образования

Статья Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего общего образования

Статья предназначена для педагогов, готовящих учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Одним из направлений успешной подготовки к ЕГЭ являются практикумы по выполнению учащимися тренировочных и диагностических работ. В статье излагается идея создания «гибкого» мониторинга, который позволяет обрабатывать контрольные работы, содержащие задания не всех необходимых типов или работы, содержащие более одного задания каждого типа.Разработанная технология обладает цел...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего общего образования

Хоменко Наталия Валерьевна, учитель информатики высшей квалификационной категории МОАУ «Лицей №1 г.Новотроицка»

«Как добиться хорошего результата на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ?» - этим вопросом задается каждый учитель, выпускающий 11 класс. Учителя математики города Новотроицка имеют большой опыт подготовки учащихся к ЕГЭ. На протяжении многих лет учащиеся показывают хорошие результаты, выше среднего по области и по России. Например, в 2014 году средний тестовый балл по городу Новотроицку составил - 50,2, при 48,4 по Оренбургской области и 39 по России.

Приоритетная роль при подготовке учащихся к ЕГЭ отводится индивидуальному подходу. Одним из направлений успешной подготовки являются практикумы по выполнению учащимися тренировочных и диагностических работ.

При обработке результатов каждой работы, как правило, составляется таблица, в которой учитель отражает результаты теста и проводит статистический анализ выполнения заданий каждого типа учащимися класса. Однако такой вариант обработки материала не дает возможности провести более глубокий анализ. Если учитель захочет отследить динамику подготовки класса к экзамену, то ему необходимо будет проанализировать и вручную обработать данные всех таблиц. Очевидно, что процесс этот трудоемкий и редко кто из учителей на это решится. Кроме того, такой анализ не отражает подготовки каждого конкретного ученика к экзамену. Эти данные показывают некий усредненный вариант.

Часто бывает, что процент выполнения конкретного задания в классе достаточно большой, а отдельные учащиеся не умеют решать задачи такого типа и в каждой работе не справляются с этим заданием. Возникает необходимость максимально автоматизировать процесс построения индивидуальной траектории каждого ребенка и наиболее удобно представить результаты.

Итак, проблема мониторинга результатов большого количества тестирований рано или поздно встает перед каждым заинтересованным учителем.

Анализ уже существующих систем по проведению мониторинга показал, что все они рассчитаны только на полный вариант ЕГЭ. Однако контрольные работы, которые предлагаются учащимся министерством образования Оренбургской области, управлением образования города Новотроицка с целью проверки знаний на различных этапах содержат не полный перечень заданий, включенных в контрольно-измерительные материалы. Кроме того, структура контрольно-измерительных материалов меняется практически каждый год, что делает проблематичным отслеживание результатов учащихся на протяжении нескольких лет. Поэтому у специалиста информационного методико-диагностического центра города Новотроицка Михайловой А.Г. возникла идея создания «гибкого» мониторинга, который позволит обрабатывать контрольные работы, содержащие задания не всех необходимых типов или работы, содержащие более одного задания каждого типа.

Результатом совместной работы стала электронная таблица, созданная с помощью программы Microsoft Excel. Документ содержит листы: «Список», «Кодификатор», «Сводная», 10 листов «Контрольная работа», 30 листов - данные учащихся.

Список класса вводится только один раз на листе «Список» и автоматически появляется во всех листах контрольных работ и в личных листах учащихся. Для того чтобы посмотреть информацию о любом учащемся, необходимо в листе «Список» щёлкнуть мышкой на порядковом номере этого учащегося. С листа каждого ребёнка можно вернуться к списку класса с помощью гиперссылок.

Согласно «Кодификатору элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2014 года» был составлен кодификатор всех заданий, встречающихся в ЕГЭ. Не зависимо от того, произойдет ли изменение кодификатора на следующий год, наши коды являются универсальными.

В некоторых заданиях формулировки проверяемого элемента содержания очень обобщены (например, решение уравнений). В этих случаях уравнения разделяются на типы (логарифмические, тригонометрические и так далее) и кодируются отдельными кодами. Для предложенной контрольной работы специалист информационного методико-диагностического центра заранее определяет код каждого задания.

В листе «Сводная» по результатам всех, проведенных на данный момент, контрольных работ автоматически строится диаграмма, столбцы которой отражают средний балл за каждое задание по результатам всех контрольных работ. Таким образом, учитель имеет возможность видеть не только индивидуальные достижения учащихся, но и общие сведения по классу.

Статья Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего общего образования

Рисунок 1. Диаграмма, отражающая средний балл по классу

В верхней строке листа «Контрольная работа» вводится максимальный балл за задание. Если задание встречалось несколько раз, то максимальный балл будет складываться из количества баллов за все задания такого типа. В нижней строке этого листа рассчитывается средний балл, полученный учащимися всего класса за это задание. Как только вводятся новые данные по заданию, автоматически обновляется таблица в листе «Сводная» (Рис.1).

При заполнении таблиц в листах «Контрольная работа» в листах учащихся (Рис.2) сразу рассчитывается процент выполнения задач данного типа для всех написанных работ и обновляется диаграмма. Коды заданий в диаграмме соответствуют кодификатору, если же задание не встречалось в контрольных работах ни разу, то его код на диаграмме отсутствует. Также в листе учащихся имеется таблица, в которую автоматически переносятся баллы учащегося за соответствующую контрольную работу и в ней учитель указывает дату и форму проведения коррекционной работы (индивидуальная, групповая и так далее).

Статья Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ среднего общего образования



Рисунок 2. Личная страница учащегося

Заключение

На протяжении года данная разработка адаптировалась в школах города Новотроицка. Сейчас для учащихся 11 классов собраны результаты 10 контрольных работ.

Разработанная технология обладает целым рядом преимуществ:

  • возможностью обработки большого количества информации из разных источников данных;

  • избавлением от накапливающихся в папках и столах листов с отчетами;

  • упрощением труда при составлении отчетов для руководства;

  • возможностью отследить индивидуальные особенности каждого ученика и составить для него личную траекторию подготовки к экзамену, разработать индивидуальные задания, необходимые учащемуся;

  • возможностью аргументировано вести беседу с родителями учеников, документально подтверждая наличие проблем у ребенка и отличие его уровня подготовки от класса в целом;

  • наглядным представлением информации ученикам.

Учащиеся с удовольствием изучают свои диаграммы, сами просят дать им дополнительные задания, что нам представляется очень важным, радуются, если после написания новой работы статистика выполнения какого-то задания имеет положительную динамику.

Универсальность технологии позволяет эффективно использовать ее при обработке данных не только учителями математики, но и других дисциплин.

Список литературы:

  1. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Н. Н. Мельникова. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга - М.: Педагогическое общество России, 1999

  2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. ege.edu.ru

  3. Пугач В.Н. Качество образования: приглашение к размышлению / В.Н. Пугач, К.А. Кирсанов, Н.К. Алимова. М.: Дашков и Ко, 2012. biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229298

© 2010-2022