Рабочая программа па СВПО

Раздел 1. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Слагаемые выбора профиля обучения» составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки  в соответствии с требованиями к организации предпрофильной подготовки в ОУ, а именно, создания условий для реализации ориентационного направления  выбора профиля обучения. Основной особенностью самоопределения подросткового и юношеского возраста является формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеугонская средняя общеобразовательная школа»


Ппринята Введена в действие

на заседании педагогического совета директор МБОУ «Большеугонская СОШ»

протокол № от «___»________2014г _________________МануйловаС.В.

Председатель педсовета______(Мамзина Е.А.) Приказ № от «____» _____2014г.



Рабочая программа

по __СВПО

( слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования )

в 9 (общеобразовательном) классе

на 2014-2015 учебный год

методическое объединение учителей естественно-математического цикла
















Рассмотрена на заседании

методического объединения Составила:

Протокол № ___ от «____» ________2014г Ревенко Н.В.

Руководитель МО________(Жебенева В.И.) 26 августа 2014г.




Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Слагаемые выбора профиля обучения» составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки в соответствии с требованиями к организации предпрофильной подготовки в ОУ, а именно, создания условий для реализации ориентационного направления выбора профиля обучения.

Основной особенностью самоопределения подросткового и юношеского возраста является формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее. Существует миф, связанный с распространенными представлениями о том, что подростки и юноши, якобы, совершенно не интересуются собственным профессиональным будущим, игнорируют размышления о нем. На самом деле они не могут не быть озабочены своим будущим. Более того, значительная их часть испытывает страх перед необходимостью принятия соответствующих решений. Дело в том, что обучающиеся испытывают потребность в «интересной» и «самостоятельной» жизни. В тоже время, они не умеют эту «интересность» и «самостоятельность» самостоятельно создать, так как они «не обучены» это сделать без посторонней помощи. Поэтому на данном возрастном этапе социального становления совершенно особой смысловой доминантой выступает процесс профессионального самоопределения в позиции самоопределения "я и общество". В связи с этим в БУП 2004 года часы образовательной области «Технология» переданы в вариативную часть для осуществления целенаправленной предпрофильной подготовки обучающихся. Предпрофильная подготовка является обязательной для всех обучающихся, но школа имеет право выбора курсов для ее реализации в соответствии с особенностями ОУ.

Программа составлена на основе авторского УМК С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Родичева, Е.О.Черкашина «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования». Серия «Мой выбор». Авторский коллектив признан как победитель конкурса по созданию учебно - методических комплектов для элективных курсов старшей ступени профильной средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) при поддержке Министерства образования Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития в 2003г. Образовательно-издательский центр «Академия», 2004

Курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» - это курс профильной ориентации для обучающихся общеобразовательных школ. Он является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей учебно-методического комплекта «Мой выбор». Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Курс сопровождается программой, учебным и методическим пособиями, хрестоматией. Учебное пособие содержит практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения, становлению ответственного, субъектного отношения к собственному содержанию образования. Перед обучающимся на фоне широкого спектра проблем социального выбора актуализируются вопросы его самореализации через выбор направления продолжения образования. Учебное пособие содержит также словарь основных терминов, употребляемых как в специальной, так и в публицистической литературе, посвященной профессиональному становлению человека.

Методическое пособие для учителя включает поурочное планирование согласно программе курса, выделение смысловых акцентов по каждой теме курса, пояснение по использованию методического обеспечения. Хрестоматийный материал предусматривает использование дополнительных источников в ходе изучения курса (биографии интересных людей; информация о рынке труда и профессиях; пути продолжения образования; эвристические задания; диагностические процедуры и др.).

В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом плане.

Первые четыре раздела курса («Твои возможности без границ»; «Изменившееся общество, в котором ты живешь»; «Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг»; «Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?») раскрывают особенности современного общества, его экономическую и социокультурную составляющие, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования.

Следующие три раздела («Притязания человека и твоя профессиональная карьера»; «Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения»; «Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения») посвящены анализу проблемы притязаний человека и профессиональной карьеры; их основная задача - раскрыть идею соотнесения своих реальных и потенциальных возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым профилем обучения, путями дальнейшего образования и будущей сферой труда. Содержание этих разделов предусматривает обеспечение школьников психологическими средствами, приемами принятия решения о выборе профиля обучения и предоставление им возможности на практике убедиться в правильности такого выбора с помощью выполнения эвристических заданий и упражнений, условно названных «проба выбора профиля обучения».

Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.

Задачи:

• сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;

• способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

• обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

• способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Продолжительность курса в соответствии с учебным планом школы 35 часов. В соответствии с моделью предпрофильной подготовки в школе в данном курсе значительно увеличено количество практических часов на занятия по выбору профиля обучения и уменьшено количество учебных часов на темы: «Рынок труда. Профессиональное самоопределение», так как обучающиеся изучают параллельно информационный курс «Профессия. Психология личности».

Учитель имеет право вносить корректировку в данное планирование в течение года.

Раздел 2. Содержание учебного курса:

Введение. Твои возможности без границ.

Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твое право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?

1. Изменившееся общество, в котором ты живешь.

Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живем - «новом» или «старом»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою самобытность в меняющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?

2. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.

Что происходит с отечественным рынком труда? Мозаичная профессиональная культура. Синие, белые и золотые воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу? Мое образование и моя профессия. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.

3. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.

4.Притязания человека и профессиональная карьера Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала и его карьера. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?

5. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения

Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека. Что такое варианты выбора. Основания для формулирования факторов выбора. Сколько весит фактор выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.

6. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения

Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы. Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.

7. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)

Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, «ток-шоу», пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора».

8. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов.

Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиологической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).








Раздел 3. Календарно - тематическое планирование



п/п



Наименование

темы

Кол- во

часов

Дата

проведения


примечания

1


Введение

Общество, в котором я живу

1



2



Отечественный рынок

труда

1



3



Рынок образовательных услуг

1



4



Маршруты профессионального

успеха

1



5

Востребовательность различных видов труда

Пр.р.

1



6



Риски предстоящего выбора Пр. з.

1



7

Понятие о личности. Основные характеристики личности


1



8


Упражнение « Кто я?»

Пр.з.

1




9-10

Свойства нервной системы. Темперамент.

Работа с тестом Айзенка

Пр.з.

2




11

Характер. Упражнеие « Азбука характера»

1




12

Интересы и склонности, их учет, при выборе профессии

1




13

Методика « Профиль». Опросник склонностей.

1




14


Способности и профессиональная пригодность.

1



15



16


Тест Дж. Голланда « Я предпочту» пр.з.

Познавательные Интересы, их виды

1


1




17


Опросник типа мышления. Черно- белая таблица

Пр.з.

1



18


Правила выбора профессии.

1



19


Составление личного профессионального плана

1



20


Успешность в учебе и профессиональные притязания

1



21


Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?

Пр.з.

1



22-23

Составление матрицы выбора профиля обучения Пр.з.

2



24


Что такое проба выбора профиля обучения?

1



25


История возникновения пробы

1



26


Особенности профессиональных проб

1



27


Методологические аспекты планирования профессиональных проб

1



28


Профессиональная проба « Водитель автомобиля» пр.з.

1



29


Проф.проба «Частный предприниматель» пр.з

1



30


Проф.проба « Фитодизайн»

1



31


Проф.проба « Дизайн интерьера»пр.з.

1



32


Проф.проба « Рекламный директор» пр.з.

1



33


Проф.проба « Учитель»Пр.з.

1



34


Проф.проба «Введение в растительный дизайн» прз.

1



35


Заключительная рефлексия

1





Раздел 4.Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

знания и представления:

- о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

умения:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Формы и методы организации занятий.

Занятия проводятся с применением в качестве ведущей технологии формирования критического мышления через создание проблемных или эвристических ситуаций. В ходе занятия обучающимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы. Также эвристическая ситуация может заключаться в необычном для обучающихся задании, предлагающем дополнить или опровергнуть высказывания известных, авторитетных людей, причем иногда основную ценность составляет не столько содержание высказывания, сколько осознание того, какому именно автору принадлежит данное суждение.

Изучение курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур, а при изучении раздела, посвященного принятию решения, - выполнение специального алгоритма действий по применению технологии индивидуальной образовательной траектории (ТИОТ). Первый шаг предполагает определение того, какой именно выбор, из каких вариантов собирается сделать обучающийся. Второй и третий шаги - выявление тех областей знаний, с которыми обучающийся собирается связать дальнейшую образовательную деятельность, и тех, в освоении которых он проявляет наибольшую успешность. Четвертый шаг предполагает выявление тех факторов, которые в наибольшей степени определяют ситуативный выбор обучающегося. Наконец, пятым шагом является заполнение «матрицы выбора», в которой производится определение набора наиболее значимых факторов выбора, их «взвешивание» и сопоставление.

Раздел 5. Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Система оценки зачетная.

Раздел 6. Информационно-методическое сопровождение .

  • С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (учебное пособиедля учащихся 9 класса ()льский центр "ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

  • С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (книга для чтениядля учащихся 9 класса ()льский центр "ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

  • программы Чистяковой С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

  • Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Ленрер П.С., и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.

  • Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределения / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.:Филология,1998.

  • Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения //Под ред. С.Н. Чистяковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2003.

  • Т.М. Ковалева «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» Москва , Педагогический университет «Первое сентября», 2010



© 2010-2022