Психолого-педагогический проект Поверь в себя

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 1.      Цель проекта. Социально-психолог...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогический проект Поверь в себя














Психолого-педагогический проект

для детей с ограниченными возможностями здоровья

и их родителей

«Школа понимания»










Автор проекта: Чупина Мария Ильинична,

методист МОУ ДОД

«Центр детского творчества»







  1. Актуальность проекта.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект - эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз - чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.

Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ОВЗ по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.

Таким образом, проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья оказывается более чем актуальной, и решение её требует комплексного подхода, организации психолого-педагогической помощи родителям и детям, с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях.

  1. Цель проекта.

Социально-психологическая помощь и поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Задачи проекта.

  • Информирование родителей о психологических и педагогических особенностях ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, психологии воспитания и психологии семейных отношений;

  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

  1. Содержание проекта. Этапы и сроки реализации.

  1. Подготовительный этап (май - сентябрь 2011г):

  • изучение теоретических аспектов и имеющегося практического опыта в работе с детьми с ОВЗ;

  • формирование групп обучающихся;

  • разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта: положение о клубе «Школа понимания»;

  • планирование этапов проекта;

2. Практический этап (сентябрь 2011 г.- май 2014г. ):

  • реализация психолого-педагогического проекта «Школа понимания»;

  • проведение промежуточного мониторинга эффективности деятельности проекта;

3. Обобщающий этап (май 2014 г.- июнь 2014г.):

  • мониторинг эффективности деятельности психолого-педагогического проекта «Школа понимания»;

  • анализ полученных результатов мониторинга.

  1. Методы и формы деятельности.

  • Наблюдение, анкетирование, психодиагностические тесты и личностные опросники, психолого-педагогический анализ.

  • Семинары, занятия с элементами тренинга, круглые столы, лекции, индивидуальные и групповые консультации.

  1. План мероприятий по реализации проекта:

    № этапа

    Наименование мероприятий

    Сроки реализации

    Ответственные исполнители

    1 год

    Осенние каникулы

    • Диагностические мероприятия, направленные на изучение особенностей личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ семейного воспитания.

    • Создание банка данных.

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Ноябрь

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    Зимние каникулы

    • Семинар для родителей «Воспитание пониманием»

    • Занятие с элементами тренинга «Навыки эффективного общения»

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Январь


    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    Весенние каникулы

    • Занятие с элементами тренинга «Конструктивное общение на основе уверенного поведения»

    • Круглый стол «Мы нужны им»

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Март

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    2 год

    Осенние каникулы

    • Диагностические мероприятия, направленные на выявление динамики личностного развития детей с ОВЗ и внутрисемейных отношений.

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Ноябрь

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    Зимние каникулы

    • Семинар для родителей «Воспитание пониманием»

    • Занятие с элементами тренинга «Учимся сердиться»

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Январь

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    Весенние каникулы

    • Занятие с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие»

    • Круглый стол «Мы нужны им»

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Март

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    3 год

    Осенние каникулы

    • Заполнение индивидуальных карт, рекомендации

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ

    Ноябрь

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    Зимние каникулы

    • Семинар для родителей «Воспитание пониманием»

    • Занятие с элементами тренинга «Пойми меня»

    • Консультативная работа с родителями, педагогами и детьми с ОВЗ.

    Январь

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;

    Весенние каникулы

    • Итоговое занятие с элементами тренинга «След на память»

    • Круглый стол «Мы нужны им»

    Март

    Чупина М.И., педагог-психолог МОУ ДОД ЦДТ;


  2. Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы

детско-родительских отношений;

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

  • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;

  • совершенствование коммуникативных форм поведения;

  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

7. Литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Издательство "Ось-89", 2006.

  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб., 2001.

  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб., 2005.

  4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб., 1999.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.

  6. Методы изучения и диагностики психического развития ребёнка/ Под ред. Н.И.Непомнящей. - М.: 2005.

  7. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. - Мн., 2003.

  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1998.

  9. Франке-Грикш М. "Ты с нами!" - М., 2005.

  10. Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. - Мн., 2003.

8. Приложение.

  • Положение о клубе «Школа понимания»

  • Конспекты проведения занятий с элементами тренинга

  • Методические рекомендации родителям

  • Диагностический инструментарий.





© 2010-2022