- Преподавателю
- Другое
- Акция 11 сентября – «День трезвости»
Акция 11 сентября – «День трезвости»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадмаева Ж.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
БОУ РК «КАЛМЫЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Т. ХАХЛЫНОВОЙ»
Утверждаю
Зам.директора по УМР
______________ Г.Д. Санджиева
«____» _______________ 2015г
Акция
11 сентября - «День трезвости»
Девиз: Я Выбираю Здоровье
ПМ 04 «Профилактическая деятельность»
МДК 04.01 «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения»
специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
г. Элиста, 2015г
Акция «11 сентября - День Трезвости » проводиться, как открытое мероприятие по ПМ 04 «Профилактическая деятельность» МДК 04.01 «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения», для специальности: 31.02.01 «Лечебное дело»
Разработчик: Бадмаева Ж.В.., преподаватель высшей категории.
соавтор Шарапова Т.В., преподаватель высшей категории
Рецензент:
Рассмотрена на заседании ЦМК клинически дисциплин №1
Протокол № « » _________ 2015 г.
Председатель _________________ Т.В. Шарапова
Принята на методическом совете
Протокол №______
«______» ______________ 2015г
-
Согласовано:
Зав. метод. отделом ________ Н.В. Тагирова
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по УМР
__________Г. Д. Санджиева
«__»_____________2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Акции: « 11 сентября - День Трезвости»
ПМ 04 «Профилактическая деятельность»
МДК 04.01 «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения акции: « 11 сентября - День Трезвости»
1.2. Акция является одним из действенных мероприятий, направленных на повышение качества образования, профессиональной подготовки и личностного роста средних медицинских работников.
1.3. Проведение акции обеспечивает дальнейшее расширение форм и методов обучения, способствует воспитанию активных, самостоятельно и рационально мыслящих специалистов в соответствии с требованием ФГОС 3 поколения.
1.4 Акция была проведена под руководством кабинета профилактики.
2. Цели и задачи
Акции «11 сентября - День Трезвости»
2.1. Цели:
- повышение профессионального уровня студентов БОУ РК «Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой» для обеспечения населения качественной медицинской помощью;
- формирование профессиональных компетенций у студентов, принимающих участие в подготовке и проведении акции:
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.
- формирование общих компетенций у студентов принимающих участие в Акции «11 сентября - День Трезвости»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
2.3. Задачи:
-
Повышение мотивации к получению качественного профессионального образования, позволяющего успешно конкурировать на рынке труда;
-
Выявление и распространение опыта обучения и воспитания специалистов со средним медицинским образованием;
-
Определение путей дальнейшего совершенствования учебно-методического обеспечение учебного процесса;
-
Активизация творческого, исследовательского потенциала студентов;
-
Вовлечение студентов в сферу информационно- коммуникативных технологий обучения.
3. Организация акции: « 11 сентября - День Трезвости»
3.1. К участию в Акции приглашаются население г. Элисты и студенты БОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж».
3.2. Акция проводится 11 сентября 2015 года в соответствии с планом работы ЦМК клинических дисциплин №1 БОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им Т. Хахлыновой» на 2015-2016 учебный год.
3.3 Подготовку и проведение конкурса осуществляет преподаватели ЦМК клинических дисциплин №1 Бадмаева Ж.В., Шарапова Т.В., Пюрбеева М.Х.
3.6. Оргкомитет Конкурса обеспечивает:
-
Разработку Положения, материально-техническое и методическое обеспечение (карточки участников, памятки, буклеты, санбюллетени по факторам риска, ростомер, весы, тонометр, фонендоскоп, стенды по борьбе с алкоголизмом, плакаты : « Алкоголь и табак, обществу нужен нормальный дурак!», «Завязал - Зачем?»);
-
Выполнение мероприятий, связанных с организацией, проведением и подведением итогов Акции;
-
Инструктаж студентов 42 ф/о проводящих акцию: «11 сентября - День Трезвости» ПМ 04 «Профилактическая деятельность»
4. Порядок проведения акции.
4.1. Для участия в акции необходимо подготовить информационный материал и оснащение по ПМ 04 «Профилактическая деятельность», МДК 04.01 «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения»
4.2. Акция будет проводиться 11 сентября 2015г в холле Калмыцкого медицинского колледжа им. Т.Хахлыновой и на его территории.
Программа
Проведения
Акции
«11 сентября - День Трезвости»
Цели:
- выявление уровня специальной подготовки студентов в определенном виде деятельности;
- Выявление и поддержка творчески одаренных студентов;
- Стимулирование творческой активности студентов
- Поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:
1 этап - создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности акции, определение его организаторов (студенты 42 ф/о: Амаева М., Горяев Л., Джамбинов С., Магомедова Л., Мудикова Г., Мучкаева А., Очирова Д., Туралиева М.);
2 этап - разработка положения об акции «11 сентября - День Трезвости»;
3 этап - составление плана проведения акции «11 сентября - День Трезвости»;
4 этап - организация контактов с участниками акции и решение организационных вопросов;
5 этап - организация и проведение основных итогов Акции «11 сентября - День Трезвости»;
Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:
• место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данной Акции «11 сентября - День Трезвости»;
• создать рабочую группу по подведению итогов Акции «11 сентября - День Трезвости».
Ход Акции «11 сентября - День Трезвости»:
1 этап: вводное слово: « Уважаемые граждане!
Сегодня 11 сентября- День трезвости!!
Впервые этот день в России был проведен 1913году Священниками Православной церкви!
В этот день закрывали винные лавки, проводили всеобщие молебны за здоровый образ жизни и об отказе от алкоголя!
Мы вас всех призываем: измерить давление, рост, вес.
Получить рекомендации и памятки о вреде алкоголя!»
студентами 42 ф/о Горяеву Л., и Джамбинову С.
Выход участников и оформление Акции «11 сентября - День Трезвости» в холле мед колледжа (выставление стенда с названием Акции, вывеска санбюллетеней по ЗОЖ, экрана для показа презентаций и оформление столов с медицинским оборудованием, подготовка медицинской документации)
2 тур: акция проводилась в зависимости от возраста (до 40 лет, после 40 лет);
1 стол - определение ИМТ
2 стол - измерение артериальное давление
3 стол - краткое профилактическое консультирования при выявлении факторов риска, участников Акции (Шарапова Т.В, Пюрбеева М.Х)
Во время Акции проводились показы презентации и видео фильм на тему: «О вреде алкоголя и формирования ЗОЖ».(Мучкаева А.Г.)
3 тур: Подведение итогов Акции.
I. Подведение итогов обследования участников Акции.
Всего за время проведения Акции обследовалось 150 человека.
Из них: Мужчин - 39 человек. Женщин - 111 человека.
мужчины
Возраст
ИМТ
Возраст
ИМТ
Возраст
ИМТ
Возраст
ИМТ
61год
23,15
33года
18
30лет
19
26лет
20
63года
35
55лет
20
41лет
21
23года
23
27лет
23
67лет
21
60лет
22
40лет
22
30лет
18
58лет
26
60лет
26
59лет
29
49лет
21
20лет
22
64года
22
53года
25
56лет
26
53года
19
45лет
21
47лет
27
85лет
22
28лет
17
36лет
19
66лет
28
30лет
25
27лет
18
22года
19
35лет
22
80лет
26
78лет
23
65лет
24
35лет
17
42года
23
45лет
26
женщины
Возраст
ИМТ
Возраст
ИМТ
Возраст
ИМТ
Возраст
ИМТ
62года
24
25лет
18
58лет
24
66лет
23
70лет
25
32года
20
63года
22
66лет
35
56лет
22
56лет
19
53года
20
50лет
20
40лет
19
21год
20
56лет
26
63года
22
57лет
25
65лет
25
57лет
26
54года
33
58лет
35
43года
23
60лет
33
79лет
28
75лет
24
28лет
33
59лет
21
56лет
21
39лет
28
54года
28
77лет
22
66лет
30
48лет
22
65лет
21
73года
25
55лет
21
42года
21
35лет
20
51год
20
51год
19
50лет
23
69лет
24
60лет
18
56лет
22
61год
23
53года
34
67лет
22
58лет
23
40лет
25
23года
20
63года
20
53года
35
37лет
25
79лет
24
32года
22
76лет
22
58лет
24
70лет
21
32года
22
60лет
32
59лет
35
68лет
26
43года
25
42год
27
51год
26
50лет
20
48лет
24
63года
28
58лет
23
67лет
32
74года
27
56лет
24
60лет
26
56лет
25
79лет
27
56лет
26
56лет
21
59лет
24
57лет
26
69лет
27
45лет
28
78лет
24
20лет
17
58лет
23
43года
19
51год
31
68лет
27
35лет
29
41год
27
51год
24
54года
27
51год
26
47лет
23
63года
26
64года
25
61год
27
63года
25
62года
26
52года
25
78лет
24
60лет
25
60лет
24
64года
26
62года
22
56лет
24
75лет
25
65лет
26
28лет
22
55лет
24
17лет
21
41год
24
64года
25
73года
25
58лет
24
44года
27
67лет
27
72года
23
63года
28
62года
26
55лет
25
Артериальная гипертония у женщин (от 140/90 до 180/100)
№
Возраст
АД
1.
58 лет
140/100
2.
60 лет
150/100
3.
46 лет
140/110
4.
59 лет
160/100
5.
74 года
180/100
6.
63 года
150/110
7.
51 год
150/90
8.
69 лет
140/90
9.
79 лет
170/90
10.
66 лет
140/90
11.
48 лет
140/100
Артериальная гипертония у мужчин (от 150/100 до 170/100)
№
Возраст
АД
1.
53 года
150/100
2.
60 лет
160/110
3.
78 лет
170/100
4.
66 лет
150/100
5.
55 лет
160/110
6.
63 года
160/120
7.
80 лет
170/110
Даны рекомендации профилактика артериальной гипертонии и об изменения образа жизни и правильном приеме лекарственных средств.
I. За время проведения акции достигнуты цели повышения профессионального уровня студентов по ПМ 04 «Профилактическая деятельность», МДК 04.01 «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения», для специальности: 31.02.01 «Лечебное дело»
За время проведения Акции студентами были освоены следующие профессиональные и общие компетенции:
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Были выполнены задачи по:
- Повышению мотивации к получению качественного профессионального образования, позволяющего успешно конкурировать на рынке труда;
- Выявлению и распространению опыта обучения и воспитания специалистов со средним медицинским образованием;
- Определены пути дальнейшего совершенствования учебно-методического обеспечение учебного процесса;
- Активизирован творческий, исследовательский потенциал студентов;
- Студенты вовлечены в сферу информационно- коммуникативных технологий обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АЛГОРИТМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ
Алгоритм измерения роста
Перед измерением роста просим пациента в обязательном порядке снять обувь и головной убор.
Алгоритм измерения роста пациента имеет 3 этапа.
Этап I. Подготовка к процедуре
-
Устанавливаем с пациентом доверительные отношения, объясняем ему цель намеченного исследования.
-
Моем руки и надеваем перчатки, обеспечивая таким образом инфекционную безопасность.
-
На площадку ростометра стелем клеенку.
-
Становимся сбоку от ростомера и поднимаем откидное сидение. Передвигаем измерительную планку ростометра выше предполагаемой величины роста пациента.
-
При измерении роста в положении сидя откидное сиденье не поднимаем, клеенку стелем на поверхность сиденья.
Этап II. Выполнение процедуры
-
Измерение роста стоя
-
Просим пациента встать на площадку ростометра, застеленную клеенкой. Объясняем, что нужно выпрямить спину и во время измерения роста касаться вертикальной планки четырьмя точками: затылком, лопатками, ягодицами и пятками.
-
Проверяем положение головы пациента по линии, соединяющей наружный угол глаза и верхний край уха - она должна быть горизонтальной. Такое положение обеспечивает достоверность данных проводимого исследования.
-
Опускаем измерительную планку на темя пациента и прижимаем ее к шкале пациента.
-
Просим пациента сойти с площадки ростометра.
-
Снимаем показания по шкале ростомера на правой (светлой) стороне.
-
Фиксируем результат в медицинской документации на бумажном и/или электронном носителе, обеспечивая преемственность информации.
-
Информируем пациента о результатах исследования, обеспечивая его право на информацию о своем состоянии.
-
Измерение роста сидя
-
Просим пациента сесть на откидное сиденье ростометра, застеленное клеенкой (или пересаживаем пациента из кресла-каталки с помощью другого персонала). Объясняем , что пациент должен касаться вертикальной планки со шкалой 3-мя точками: затылком, лопатками и ягодицами.
-
Проверяем положение головы пациента аналогично вышеописанному.
-
Опускаем измерительную планку на темя пациента, прижимаем ее к шкале, просим пациента встать или пересаживаем пациента в кресло-каталку.
-
Снимаем показания по левой (темной) стороне шкалы и опускаем планку.
-
Так же фиксируем данные и информируем пациента.
Этап III. Окончание процедуры
-
Убираем клеенку с площадки или поверхности откидного сиденья ростометра.
-
Дезинфицируем клеенку ветошью, смоченную дезинфицирующим раствором двукратно.
-
Снимаем перчатки, погружаем их в емкость с дезраствором и моем руки.
Данный алгоритм измерения роста пациента помогает быстро и четко действовать во время выполнения несложной на первый взгляд манипуляции. Однако не стоит преуменьшать ответственность медицинской сестры, от правильности действий которой зависит достоверность данных. А это, в свою очередь, влияет на качество лечебного процесса.
Алгоритм измерения массы тела
Алгоритм измерения массы тела имеет 3 этапа.
Этап I. Подготовка к процедуре
-
Предупреждаем пациента о предстоящей процедуре, объясняем цель и условия подготовки к взвешиванию.
-
Отпускаем затвор весов, устанавливаем гири в нулевом положении и уравновешиваем коромысло.
-
Закрываем затвор.
-
Застилаем площадку весов подготовленной клеенкой.
Этап II. Выполнение процедуры
-
Надеваем перчатки.
-
Предлагаем пациенту осторожно встать в центре площадки на клеенку, без обуви.
-
Осведомляемся у пациента о его предположительном весе.
-
Килограммовую гирю передвигаем на то значение, которое сообщил пациент.
-
Открываем затвор весов. Передвигаем гири до установления равновесия коромысла весов.
-
Закрываем затвор.
-
Просим пациента сойти с платформы весов, соблюдая осторожность.
-
Снимаем показания весов, фиксируем полученный результат в учетной документации.
Этап III. Окончание процедуры
-
Предлагаем пациенту одеться и пройти в палату.
-
Убираем клеенку с площадки весов в емкость с дезинфицирующим раствором.
-
Снимаем перчатки и погружаем их также в емкость с дезраствором.
Обычно алгоритм измерения массы тела несложен в выполнении. Однако медицинская сестра должна четко его знать, чтобы на практике не возникло трудностей.
Алгоритм измерения объема талии
Первое правило- измерять талию желательно в обнаженном виде, босиком или в обуви на плоской подошве, чтобы осанка была как можно более естественная. Наилучшим образом подойдет сантиметр с двумя шкалами: в дюймах и сантиметрах. В случае отсутствия такового под рукой, можно использовать какую-нибудь не растягиваемую нитку или ленту, обернуть вокруг талии и после этого просто измерить получившуюся длину линейкой.
Правильное место измерения талии- в самом узком ее месте, которое определяется на глаз, никакой особой формулы здесь нет. Станьте ровно перед зеркалом, опустите руки вниз, слегка расслабьте тело и вы с легкостью найдете это место. Некоторые при измерении втягивают живот, или натягивают нитку так, что она врезается в кожу. Этого делать не нужно. Измерительная лента должна прилегать плотно, но не давить. Сантиметр должен проходить строго горизонтально.
Алгоритм измерения ИМТ
Индекс массы тела = вес, кг: (рост, м х рост, м):
-
Свой рост в метрах, а не в сантиметрах (т.е. 170 см = 1,7 м), возведите в квадрат (1,7 х 1,7 = 2,89).
-
Свою массу тела в килограммах (90 кг) разделите на полученное число: 90 : 2,89 = 31,1. Число «31,1» как раз и будет Вашим индексом массы тела.
-
Полученный индекс массы тела сравните с таблицей ниже, где напротив значений индекса массы тела приведена их оценка.
Например, женщина из описанного примера ростом 170 см и весом 90 кг имеет индекс массы тела 31,1, что сразу позволяет поставить ему диагноз «ожирение» и посоветовать изменить диету и расширить физическую активность (см. ниже).
Трактовка индивидуального индекса массы тела
-
Значение индекса массы тела
Оценка веса
Менее 18,5
Недостаточная масса тела
18,6-24,9
Нормальная масса тела
25-29,9
Избыточная масса тела
30-39,9
Ожирение
40 и более
Резко выраженное ожирение
Алгоритм определения суммарного риска по шкале SCORE
Для этого нужно сначала измерить своё АД и сдать анализ крови на холестерин. Выберите нужную Вам часть шкалы в зависимости от того, мужчина Вы или женщина, курите Вы или нет, а также учитывая возраст (указан в средней части шкалы). Далее найдите слева по вертикали свои цифры систолического АД; а внизу по горизонтали- уровень общего холестерина крови.
Помните, что показатель риска 5% и более по шкале SCORE соответствует высокому риску смерти .
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ДОКУМЕНТАЦИЯ К АКЦИИ: «УЗНАЙ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ»
-
Пол
Возраст
Пол
Возраст
1 стол
1 стол
Рост
Вес
Рост
Вес
ИМТ
Окр.талии
ИМТ
Окр.талии
Координация (стоять на 1 ноге)
Координация (стоять на 1 ноге)
2 стол
2 стол
АД
Ps в покое
АД
Ps в покое
Задер.дых.
Ps после физ.нагрузки
Задер.дых.
Ps после физ.нагрузки
3 стол
3 стол
Опред.реак.
Спирометрия
Опред.реак.
Спирометрия
Реак.тонуса
Реак.тонуса
4 стол
4 стол
Беседа проведена/отказ (подчеркнуть)
Беседа проведена/отказ (подчеркнуть)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ДОКУМЕНТАЦИЯ К АКЦИИ: «УЗНАЙ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Факторы риска
У вас
Целевые значении
АД
Общий холестерин
Курение
Объем талии
Ваш суммарный риск _______________________
Факторы риска
У вас
Целевые значении
АД
Общий холестерин
Курение
Объем талии
Ваш суммарный риск _______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ПАМЯТКА «ЗОЖ»
Путь к здоровому образу жизни
Ведь здоровый образ жизни заключается в личностном росте и духовном развитии, которые направлены на "истребление" вредных привычек, таких как курение, переедание, распитие спиртных напитков, и приобретение полезных, например, утренняя зарядка.
Шаг 1 - Начало. Здоровый образ жизни нельзя начать, не проанализировав в начале свои привычки и пристрастия. Нужно решить, что вы хотите изменить в себе, от чего отказаться, а к чему привязаться, причем некоторым людям нужно поэтапно внедрять изменения, а кому то кардинально, в один день. Наметьте план, по которому начнете действовать
Шаг 2 - Здоровое питание Питайтесь хорошей пище и предпочтительно в первой половине дня. Старайтесь полностью исключать бутербродный образ жизни и фастфудную еду. По возможности пейте чистую воду. Если вы страдаете лишним весом стоит подобрать диету при которой сократилось бы количество потребляемых калорий
Шаг 3 - Интенсивная ходьба непременно придется выбрать для себя определенные физические нагрузки, какой же здоровый образ жизни без спорта! Посещайте бассейны и сауны. Делайте по утрам зарядку. И обязательно ходите интенсивным шагом каждый день не менее 40 минут. Особенно это важно для тех кто постоянно за рулем
Шаг 4 - Долой вредные привычки как банально это не звучит но здоровый образ жизни не совместим с курением наркотиками и излишним употреблением алкоголя. Так что над этим пунктом тоже придется поработать. Изберите для себя приемлемый метод отказаться от этих пристрастий. И помните нет ничего невозможного.
Шаг 5 - Здоровый сон необходим каждому Сон - важная часть нашей жизни. Только в состоянии здорового нормального сна правильно восстанавливаются силы нашего организма не экономьте на своем сне. Лишая себя нескольких часов сна мы заставляем организм использовать резервную энергию, которая приберегается для экстремальных случаев.
Шаг 6 - Прогулки на свежем воздухе Чаще бывайте на свежем воздухе, за городом. Предпочтите прогулку по городу вместо посиделок в клубе или походе в кинотеатр. А в выходные дни совершайте прогулки на велосипеде или лыжах в зависимости от времени года
Факторы риска, которые могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супругов длительное, непрекращающееся табакокурение матери и отца.