• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по литературному чтению на тему: К. Г. Паустовский Прощание с летом ( 3 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему: К. Г. Паустовский Прощание с летом ( 3 класс)

Данный конспект разработан в соответствии с ФГОС.  Он подкреплен  презентацией, которая помогает учащимся на  этапе постановки учебной задачи самостоятельно определить тему урока и подготовиться к первичному восприятию текста. На данном уроке предполагается дать учащимся прослушать произведение в исполнении Рафаэля Клейнера. Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в аудиозаписи; - развить умение ориентироваться в печатном  тексе; • развитие умений осознанно работать с текстом в парах...
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА. К.Г.ПАУСТОВСКИЙ « Прощание с летом».

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в аудиозаписи;

- развить умение ориентироваться в печатном тексе;

• развитие умений осознанно работать с текстом в парах и самостоятельно;

• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

- способствовать расширению словарного запаса.

- продолжить знакомство учащихся с творчеством К.Г. Паустовского рассказом « Прощание с летом».

- воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

Задачи:

Образовательные:

- уметь анализировать, находить в тексте уже известные художественные приемы.

- способствовать формированию знаний об образных средствах языка.

Развивающие:

- способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов.

- способствовать образному восприятию произведения.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы

посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы с вами знаем, что

улыбки располагают к приятному общению

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Посмотрите на портрет. Кто этот человек? ( К. Г. Паустовский) СЛАЙД

- Как вы думаете, почему сегодня мы снова видим его портрет на экране в начале нашего урока? ( мы будем знакомиться с новым его произведением).

- Совершенно верно. Цель нашего урока познакомиться еще с одним рассказом этого автора и продолжить развивать умения работы с текстом.

- А с какими произведениями вы уже знакомы? ( жильцы одного дома, кот-ворюга, корзина с еловыми шишками, заячьи лапы, барсучий нос, подарок, стальное колечко и .др.)

- Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом «Прощание с летом», а точнее с отрывком из этого произведения « Начало зимы»

Обратите внимание. На доске мы оформили выставку ваших работ на тему: «ЗИМА».

- После урока и вы, и наши гости могут подойти поближе и познакомиться с работами.

- Одно хочу сказать, что по рисункам видно, что зима нравится, и взрослым, и детям . Природу совсем не узнать, она изменилась и преобразилась.

- Но за какое же время земля успела надеть праздничный наряд ?

В народе говорят, что зима приходит неслышно, а, уходя, громко плачет.

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Сегодня, благодаря писателю К.Г.Паустовскому, мы найдём ответ на этот вопрос.

- прежде чем начать знакомство с произведением посмотрите на доску.

- В тексте вам встретятся эти слова…. И выражение « не пущала ломота в костях»

( на доске высвечиваются слова - первопуток, застенчивая невеста, нахохлившись, заворожила, ряска, ) СЛАЙД

- Как вы их понимаете, объясните.? ( дети выдвигают свои предположения

ПЕРВОПУТОК - первый зимний путь по свежему снегу.

«НЕ ПУЩАЛА ЛОМОТА В КОСТЯХ» - т. е. болели ноги, тяжело было передвигаться.

НАХОХЛИВШИСЬ - взъерошивши , распушив перья.

ЗАСТЕНЧИВАЯ НЕВЕСТА - робкая, смущенная.

Заворожила - заколдовала, очаровала, обворожила, всецело поглотить, приковать внимание

Ряска - водное растение на поверхности водяной глади с мелкими листочками, покрывающая поверхность водоем летом , как ковром.

- Как вы думает, мы были верны в своих предположениях? Оцените эту свою работу ( символы смайликов)

- Перед вами на столах листы с текстом.

- Хочу начать наше знакомство с отрывком с аудио прослушивания.

- Как вы думаете, почему?

- Правильно, для того, чтобы вы получили при первоначальном знакомстве с текстом самые яркие, живые, красочные впечатления.

- Вы же следите по тексту, чтобы потом вам было бы легче ориентироваться в напечатанном тексте.

- « Прощание с летом» читает Рафаэль Клейнер

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

- ФИЗМИНУТКА для глаз

- От чьего лица написан рассказ? ( от лица автора)

- Докажите словами из текста ( 3-4 примера)

- Вспомните, как называется рассказ? ( прощание с летом)

- Как вы думаете, что таит в себе слово прощание? Что значит прощаться? ( расставаться, разлучаться на некоторое время)

- С каким временем года прощался автор? ( с летом)

- Конечно, рассказ так и называется « Прощание с летом».

- Но какие природные явления описываются в нашем рассказе? ( снег, мороз, лед…)

- Они соответствуют этому времени года? ( нет) - А какому? (зиме)

- Почему же тогда Пришвин назвал свой рассказ прощание с летом, а не с осенью?

- ( потому, наверное, что осень была затяжная и теплая, раз под снегом еще были живые цветы, и Паустовскому казалось, что все еще продолжается лето…)

- Кто еще как думает?

- Я наверно с вами соглашусь. Кроме этого в одном из своих произведений Константин Георгиевич сказал, что осень- это продолжение лета.

- Свидетелем какого чуда стал автор? (выпал снег, земля изменилась за короткое время)

- найдите в тексте и прочитайте, как изменился лес? (,,,,,,)

- Что увидели герои рассказа в лесу? Найдите выборочно в текста( перечисляют…)

- С кем сравнивает Константин Георгиевич нарядную землю? ( с застенчивой невестой)

- Найдите эти строки в тексе и зачитайте. - А почему? ( нарядная, красивая, скромная, числая)

- О каком народном обычае вы узнали из отрывка ( умывание первым снегом из серебряного ковша)

- Кто рассказал об этом событии? ( дед Митрий)

- Почему именно это поверье вспомнил дед Митрий ? ( Земля как красавица, ее красота никогда не вянет: ни летом ни осенью ни весной ни зимой)

- Какие приемы использовал автор, чтобы создать образ зимы? ( олицетворение, эпитеты, сравнения)

- Что такое олицетворение? ( когда неодушевленным предметам приписываются действия или свойства одушевленных, … Ветер играл, звал, прятался)

-Что такое эпитеты? (это красочные определения выраженные чаще прилагательными…. Костер рябины красной, рассыпались звезды алмазами)

- сравнение? ( сопоставление одного явления с другим явлением, часто используются слова: словно, точно, будто, похожая на, подобно, и т.п., лес- словно терем расписной, глаза подобно синеве небес)

- какие сравнения, олицетворения или эпитеты использовал К. Г. Паустовский для описания чудес природы найдите в тексте ? Чтобы справиться с этим заданием давайте разобьемся на группы.

- I группа - в тексте ищет олицетворения, II - эпитеты, а III- сравнения ( звучит музыка)

- Что у вас получилось?

- На доске дан эпизод текста. Вставьте нужные слова.

- какая память осталась у героев о лете и осени.

-Как К.Г.Паустовский показал, что зима начала «хозяйничать» над землёй? Что всё-таки радовало его зимой?

6. ИТОГ УРОКА.

_ С каким произведением К. Г. Паустовского мы познакомились с вами на этом уроке?

- Что хотел показать нам автор? ( неповторимую красоту природы даже в момент ее покоя)

- К чему призывает нас К. Г. так красочно описывая природу? ( быть внимательными, наблюдательными, чуткими, отзывчивыми, не бояться проявлять свои чувства, эмоции).

- Вы абсолютно правы. Природа - это храм! И назначение человека - и созерцать, и преклоняться, и учиться "вглядываться" и "всматриваться" в родные пейзажи, чтобы , как сказал известный поэт Николай Рыленков «любовью» наполнилось сердце.

- Надеюсь сегодня на уроке вы смогли пропустить рассказ « прощание с летом» через свое сердце, наполнив душу добротой, отзывчивостью и любовью к природе.

ОЦЕНКА:

- Сегодня на уроке очень хорошо работали…Кого вы можете отметить? Какую оценку они заработали?. ( они получают- 5)

- Кому мы сегодня поставим «4»? Почему?

- Есть ребята, которые были не активны. Надеюсь, следующий урок для них пройдет более плодотворно.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выберите себе домашнее задание по желанию:

- Подготовить пересказ текста.

- Нарисуй иллюстрацию к произведению.

- Раздели отрывок на части. Озаглавьте их.

- Урок окончен. Всем спасибо.


© 2010-2022