• Преподавателю
  • Другое
  • РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Е. Шмакова

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Описывается структура электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Инженерная графика». Рассмотрены достоинства разработанного комплекса и представлены результаты его апробации.

Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования. Необходимы новые технологии, новые модели, методы обучения, которые способствовали бы развитию каждого человека в образовательном процессе.

Приоритетным направлением процесса информатизация образования является внедрение средств новых информационных технологий. К таким технологиям относится компьютерная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучающимся по средствам компьютера.

Одним из примеров компьютерных технологий являются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Применение электронных комплексов способствует решению проблемы повышения качества образования вследствие повышения познавательной активности студентов.

В настоящее время актуальной является проблема разработки ЭУМК, которые бы в полной мере использовали мультимедийные возможности компьютеров, осуществляли контроль знаний, позволяли выбирать траекторию и скорость обучения, предоставляя при этом обширный перечень справочной информации.

В соответствии с этим, необходимо разработать такой электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Инженерная графика», который обеспечивал бы:

• систематизацию методических материалов по дисциплине;

• автоматизацию, ускорение и упрощение процесса обучения студентов;

• возможность внесения дополнений и изменений при дальнейшем развитии курса;

• возможность дистанционного и самостоятельного обучения (ДО), в том числе, и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов.

В качестве средства для реализации поставленной цели были выбраны гипертекстовые языки программирования HTML и JavaScript. Данные языки широко используются для создания Web-Сайтов, они не требуют дополнительного программного обеспечения для написания и просмотра уже готовых проектов.

Для обеспечения эффективной и качественной работы пользователей с электронным комплексом его структуру целесообразно разделить на три блока по характеру содержащейся в них информации.

  1. Организационно-методический блок позволяет пользователю получить общую информацию о дисциплине.

В разработанном комплексе он представлен следующими меню:

  • Меню Общие сведения

В нем расположена общая информация о дисциплине, сведения об авторе, список рекомендованной литературы и технические требования к программе.

  • Меню Нормативные документы

Содержит рабочие программы и КТП по дисциплине для различных специальностей и профессий. Наличие нормативных документов в комплексе позволяет студенту самостоятельно изучать данную дисциплину.

  1. Содержательный блок состоит из основных и дополнительных учебных и методических материалов.

  • Меню Теоретический курс

Структура и содержание теоретического курса ЭУМК методически отражают обоснованную систему изложения теоретического материала по дисциплине. Практически все темы дополнены наглядными изображениями, что способствует целенаправленному формированию пространственного представления, развитию пространственного воображения, приобретению навыков чтения чертежей и геометрического конструирования.

  • Меню Справочники

Содержит основную справочную информацию и стандарты ГОСТ ЕСКД, дополняющие теоретический материал, и позволяющие качественно выполнять графические работы.

  • Меню Глоссарий

Содержит определения основных терминов курса дисциплины "Инженерная графика».

  • Меню Модели

Содержит демонстрационные модели для изучения теоретического материала по темам разрезы, сечения, соединения, сборки.

  1. Учебно-методический блок включает в себя материалы для самоподготовки, самопроверки, промежуточного и итогового контроля. В данном комплексе он представлен такими меню как:

  • Меню Графические работы

Содержит 10 графических работ, включающих в себя следующую информацию: цели, методические указания, порядок выполнения, образец выполнения, задания к работе по вариантам (если необходимы). Кроме этого представлены общие требования к оформлению графических работ.

  • Меню Контроль знаний

Для контроля знаний учащихся в ЭУМК предусмотрены тестовые задания по разным темам, рубежные контрольные работы.

На данный момент в комплексе предложены 5 обучающих тестов с выбором вариантов ответов по 10 вопросов в каждом. По завершению тестирования студенту выводится информация о том, ответы на какие вопросы даны верно, а на какие нет.

Кроме этого в комплексе представлены вопросы для подготовки к зачету и примерные варианты зачетных работ по дисциплине.

Таким образом, разработанный ЭУМК по дисциплине «Инженерная графика»:

  1. систематизирует имеющиеся наработки по дисциплине;

  2. объединяет их в один ресурс;

  3. дополняет имеющиеся учебники по техническому черчению и инженерной графике;

  4. позволяет организовать самостоятельную работу студентов на уроке;

  5. может быть использован как самостоятельный ресурс для изучения дисциплины и подготовки к промежуточной и итоговой аттестации;

  6. позволяет организовать дистанционное обучение студентов и индивидуальные маршруты для студентов.

Основными достоинствами разработанного комплекса являются:

надежность и простота использования;

невысокие требования к ресурсам компьютера;

независимость от платформы ЭВМ;

не требуется специальных программных продуктов для работы с ЭУМК;

возможность копирования учебника и распространения по локальным и глобальным сетям;

возможность редактирования и добавления учебного материала;

возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов для студентов, а также возможность введения дистанционного обучения. Что отвечает требованиям нового закона об образовании в РФ №273 от 29.12.2012.

Разработанный электронный учебно-методический комплекс был апробирован во 2 полугодии 2013-2014 учебного года. Он был внедрен в обучение студентов группы 210 (специальность 250401 «Технология деревообработки») и группы 209 (специальность 190631 «Технология обслуживания и ремонт автомобильного транспорта»).

Анализ результатов мониторинга учебной деятельности по дисциплине «Инженерная графика» для данных групп представлен на диаграммах №1 и №2 соответственно.

Диаграмма 1


Диаграмма 2


На данных диаграммах видна положительная динамика успеваемости и качества обучения студентов в обеих группах.

Таким образом, внедрение ЭУМК в учебный процесс способствовало повышению эффективность обучения и качества подготовки студентов, обеспечившие существенный дидактический эффект.


© 2010-2022