• Преподавателю
  • Другое
  • ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. Эксплуатация и модификация информационных систем

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. Эксплуатация и модификация информационных систем

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 01.Эксплуатация и модификация информационных систем


























2011 г.


Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401 «Информационные системы (по отраслям)»/ 230400 Информационные системы и технологии /230000 Информатика и вычислительная техника

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Разработчики:

Гуськова Наталья Ивановна, преподаватель спецдисциплин, методист

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Зинина Инна Андреевна, преподаватель спецдисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Костин Иван Андреевич, преподаватель спецдисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.

номер

©

©

©

©

©



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

10

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

26


1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 01. Эксплуатация и модификация информационных систем

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230401 «Информационные системы (по отраслям)»/ 230400 Информационные системы и технологии /230000 Информатика и вычислительная техника в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

эксплуатации и модификации информационных систем

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы.

4. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях.

5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы и фрагменты методики обучения пользователей.

6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

8. Владеть навыками проведения презентации.

9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

11. Консультировать, обучать пользователей, осуществлять проверку полученных знаний и умений.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации в области информационных систем

базовое профессиональное образование;

в организациях и предприятиях, использующих информационные технологии в производственной деятельности, опыт работы не менее 1 года.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • инсталляции, настройки и сопровождения одной из информационных систем;

  • выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;

  • сохранения и восстановления базы данных информационной системы;

  • организации доступа пользователей к информационной системе в рамках компетенции конкретного пользователя;

  • обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы и участия в разработке проектной и отчетной документации;

  • определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;

  • использования инструментальных средств программирования информационной системы;

  • участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождения ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы;

  • разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;

  • участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы;

  • модификации отдельных модулей информационной системы;

  • взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности;

уметь:

  • осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации;

  • поддерживать документацию в актуальном состоянии;

  • принимать решение о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге;

  • идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;

  • производить документирование на этапе сопровождения;

  • осуществлять сохранение и восстановление базы данных информационной системы;

  • составлять планы резервного копирования, определять интервал резервного копирования;

  • организовывать разноуровневый доступ пользователей информационной системы в рамках своей компетенции манипулировать данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных;

  • выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем;

  • использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов предприятия;

  • строить архитектурную схему предприятия; проводить анализ предметной области;

  • осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;

  • оформлять программную и техническую документацию, с использованием стандартов оформления программной документации;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • применять документацию систем качества;

  • применять основные правила и документы системы сертификации РФ;

знать:

  • основные задачи сопровождения информационной системы;

  • регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;

  • типы тестирования;

  • характеристики и атрибуты качества;

  • методы обеспечения и контроля качества;

  • терминологию и методы резервного копирования;

  • отказы системы; восстановление информации в информационной системе;

  • принципы организации разно-уровневого доступа в информационных системах, политику безопасности в современных информационных системах;

  • цели автоматизации предприятия;

  • задачи и функции информационных систем,

  • типы организационных структур;

  • реинжениринг бизнес-процессов;

  • основные модели построения информационной системы, их структуру, особенности и области применения;

  • особенности программных средств используемых в разработке информационной системы;

  • методы и средства проектирования информационной системы;

  • основные понятия системного анализа;

  • национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 611 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 431 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 304 часов;

самостоятельной работы обучающегося -127 часов;

производственной практики - 180 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Эксплуатации и модификации информационных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.2

Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3

Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы.

ПК 1.4

Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях.

ПК 1.5

Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы и фрагменты методики обучения пользователей.

ПК 1.6

Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

ПК 1.7

Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.8

Владеть навыками проведения презентации.

ПК 1.9

Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

ПК 1.10

Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

ПК 1.11

Консультировать, обучать пользователей, осуществлять проверку полученных знаний и умений.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней настойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 1.8

Раздел 1. Проектирование информационных систем

328

212

82

*

116

20

*

*

ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6, ПК 1.9, ПК 1.10, ПК 1.11

Раздел 2. Эксплуатация и сопровождение информационной системы

275

128

40

39

*

108

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)




Всего:

611

304

128

50

127

*

*

180

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Проектирование информационных систем


336



МДК 01.02. Методы и средства проектирования информационной системы


328

Тема 1.1. Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС)

Содержание

4

1.

Понятие информационной системы. Классы ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС, состав и назначение подсистем. Основные особенности современных проектов ИС. Задачи и функции ИС.


1

2.

Этапы создания ИС: формирование требований, концептуальное проектирование, спецификация приложений, разработка моделей, интеграция и тестирование информационной системы. Методы программной инженерии в проектировании ИС

2

Тема 1.2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС


Содержание

4


1.

Понятие жизненного цикла ПО ИС. Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. Выделение жизненных циклов проектирования компьютерных систем

1

2.

Модели жизненного цикла: каскадная, модель с промежуточным контролем, спиральная. Стадии жизненного цикла ПО ИС. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах

2

Практические занятия

2


1.

Выделение жизненного цикла проектирования компьютерных систем


Тема 1.3. Организация разработки ИС

Содержание

10

1.

Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Цели автоматизации предприятия

3

2.

Основные модели построения ИС, их структура, особенности и области применения. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования. Состав проектной документации

2

3.

Типовое проектирование ИС. Понятие типового проекта, предпосылки типизации. Объекты типизации. Методы и средства проектирования ИС. Оценка эффективности использования типовых решений

2

4.

Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС. Функциональные пакеты прикладных программ (ППП) как основа ТПР. Адаптация типовой ИС. Методы и средства прототипного проектирования ИС

2

Тема 1.4. Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС

Содержание

8


1.

Основные понятия организационного бизнес-моделирования. Миссия компании, дерево целей и стратегии их достижения. Статическое описание компании: бизнес-потенциал компании, функционал компании, зоны ответственности менеджмента. Динамическое описание компании

2

2.

Процессные потоковые модели. Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования.

3

3.

Построение организационно-функциональной структуры компании. Этапы разработки Положения об организационно-функциональной структуре компании. Информационные технологии организационного моделирования.

2


Практические занятия

3



Построение архитектурной схемы предприятия

2


Тема 1.5. Спецификация функциональных требований к ИС

Содержание

8


1.

Процессные потоковые модели. Процессный подход к организации деятельности организации. Связь концепции процессного подхода с концепцией матричной организации. Основные элементы процессного подхода: границы процесса, ключевые роли, дерево целей, дерево функций, дерево показателей

3

2.

Выделение и классификация процессов. Основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения. Референтные модели. Проведение предпроектного обследования организации. Анкетирование, интервьюирование, фотография рабочего времени персонала. Результаты предпроектного обследования

2

Тема 1.6. Процессный подход к управлению. Методологии моделирования предметной области и бизнес-процессов

Содержание

12


1.

Методологии моделирования предметной области. Структурная модель предметной области. Объектная структура. Функциональная структура. Структура управления. Типы организационных структур. Определение бизнес-процесса

2

2.

Методологии описания бизнес процессов. Понятие «сеть бизнес-процессов организации». Определение процессного подхода к управлению. Реинжиниринг бизнес-процессов. Состав этапов типового проекта моделирования и реорганизация бизнес-процессов

3

3.

Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области. Функциональная методика IDEF. Объекты и связи IDEF. Обратные связи по управлению и информации - возможность отражения реального процесса. Нумерация объектов на диаграммах. Преимущества и недостатки использования IDEF для описания бизнес-процессов

2

4.

Функциональная методика потоков данных. Моделирование процессов в нотации DFD. Методология ARIS. Нотации ARIS. Использование нескольких типов нотаций ARIS при создании моделей процессов. Описание процессов при помощи блок-схем. Объектно-ориентированная методика. Сравнительный анализ нотаций ARIS и IDEF. Синтетическая методика

2


Практические занятия

6


1.

Проведение анализа предметной области. Использование методов и критерий оценивания предметной области и методов определения стратегии развития бизнес-процессов предприятия


2.

Выбор модели построения информационной системы и программных средств

3.

Построение модели IDEF0. Построение диаграммы потоков данных

Тема 1.7. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin

Содержание

12

1.

Case-средства для моделирования деловых процессов. Особенности программных средств, используемых в разработке ИС. Инструментальная среда BPwin. Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения

2

2.

Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO). Работы (Activity). Стрелки (Arrow). Туннелирование стрелок. Нумерация работ и диаграмм. Каркас диаграммы. Слияние и расщепление моделей. Создание отчетов

3

3.

Стоимостный анализ: объект затрат, двигатель затрат, центр затрат. Свойства, определяемые пользователем (UDP). Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming): работы, внешние сущности (ссылки), потоки работ, хранилища данных.

3

4.

Метод описания процессов IDEF3: работы, связи, объекты ссылок, перекрестки. Имитационное моделирование: источники и стоки, очереди, процессы. Сравнение инструментальных средств моделирования ARIS Toolset и BPwin

3

Практические занятия «Построение диаграмм в среде BPwin»

20


1.

Создание контекстной диаграммы

2.

Создание диаграммы декомпозиции

3.

Создание диаграммы дерева узлов

4.

Создание FEO-диаграммы

5.

Создание диаграммы IDEF3


6.

Использование категорий UDP

7.

Создание модели ТО-ВЕ (реинжиниринг бизнес-процессов)

8.

Создание диаграммы DFD

9.

Генерация отчетов и печать диаграмм

10.

Реализация задачи построения моделей бизнес-процессов в предметной области


Тема 1.8. Описание и анализ бизнес-процессов

Содержание

14

1.

Формулирование целей проекта. Методика структуризации целей проекта. Методика определения целей проекта на основе существующих проблем.

2

2.

Выбор методологии описания бизнес-процессов: методология «ускоренного» описания бизнес-процессов, методология «полного» описания бизнес-процессов. Сравнительный анализ подходов: преимущества и недостатки

3

3.

Подготовка проекта описания бизнес-процессов: состав работ по подготовке проекта, требования к управлению проектом, роли сотрудников в проекте, создание и обучение рабочих групп

3

4.

Методика формирования моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации. Методика проверки адекватности моделей бизнес-процессов. Методика детального описания бизнес-процессов: методика сбора информации в подразделениях, методика формирования схем процессов с использованием выбранной нотации, методика проверки корректности моделей процессов

3

5.

Документирование моделей процессов. Методика анализа бизнес-процессов: SWOT-анализ процесса, анализ проблем процесса, ранжирование процессов на основе субъективной оценки, анализ процесса по отношению к типовым требованиям. Визуальный анализ графических схем процесса, измерение и анализ показателей процесса


2

Практические занятия

2


1.

Разработка основного бизнес-процесса новой организации: состав работ по описанию бизнес-процесса новой организации

Тема 1.9. Информационное обеспечение ИС

Содержание

2

1.

Информационное обеспечение ИС. Внемашинное информационное обеспечение. Основные требования к системе кодирования информации. Состав и содержание операций проектирования классификаторов. Система документации. Внутримашинное информационное обеспечение. Проектирование экранных форм электронных документов. Информационная база и способы ее организации

2

Тема 1.10. Моделирование информационного обеспечения

Содержание

12


1.

Моделирование данных. Метод IDEFI. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin. Уровни отображения модели. Создание логической модели данных: уровни логической модели; сущности и атрибуты; связи; типы сущностей и иерархия наследования; ключи, нормализация данных; домены

3

2.

Создание физической модели: уровни физической модели; таблицы; правила валидации и значение по умолчанию; индексы; триггеры и хранимые процедуры; проектирование хранилищ данных; вычисление размера БД; прямое и обратное проектирование

3

3.

Генерация кода клиентской части с помощью ERwin: расширенные атрибуты; генерация кода в Visual Basic. Создание отчетов. Генерация словарей

3

Практические занятия

2


1.

Интерфейс ERwin. Интеграция процессов и данных на базе Erwin и BPWin

Тема 1.11. Унифицированный язык визуального моделирования Unified Modeling Language (UML)

Содержание

16

1.

Диаграммы в UML. Классы и стереотипы классов. Ассоциативные классы. Основные элементы диаграмм взаимодействия - объекты, сообщения. Диаграммы состояний: начального состояния, конечного состояния, переходы

3

2.

Вложенность состояний. Диаграммы внедрения: подсистемы, компоненты, связи. Стереотипы компонент. Диаграммы размещения

3

3.

Основные типы UML-диаграмм, используемые в проектировании информационных систем. Взаимосвязи между диаграммами. Поддержка UML итеративного процесса проектирования ИС.

3

7 семестр




Тема 1.12. Этапы проектирования ИС с применением UML

Содержание


1.

Этапы проектирования ИС: моделирование бизнес-прецедентов, разработка модели бизнес-объектов, разработка концептуальной модели данных, разработка требований к системе, анализ требований и предварительное проектирование системы, разработка моделей базы данных и приложений, проектирование физической реализации системы

6

2

Практические занятия

18


1.

Разработка модели бизнес-прецедентов в среде MS Visio


2.

Разработка модели бизнес-объектов в среде MS Visio

3.

Разработка концептуальной модели данных в среде MS Visio

4.

Разработка требований к системе в среде MS Visio

5.

Разработка моделей базы данных и приложений в среде MS Visio

Тема 1.13. Основные понятия системного анализа

Содержание

22

1.

Определение системы. Понятия, характеризующие строение и функционирование систем. Виды и формы представления структур. Классификация систем


2

2.

Закономерности систем: Закономерности иерархической упорядоченности систем. Закономерности функционирования и развития систем. Закономерности осуществимости систем. Закономерности целеобразования

3

3.

Методы и модели теории систем и системного анализа: классификация метод моделирования, методы формализованного представления систем; методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов

3

4.

Структурный и функциональный подход в теории систем: дескриптивное и конструктивное определение систем. Модели и моделирование. Структурный и функциональный подходы в системном анализе. Измерительные шкалы

3

5.

Формирование, структуризация и анализ цели: методики системного анализа целей. Разработка основных принципов методики предприятия организационной системы

3

6.

Системный анализ в управлениях: структура системы с управлением. Типы моделей сложных систем. Принципы и структура системного анализа. Виды организационных структур

3

7.

Понятие экономического риска. Методы организации сложных экспертиз. Понятие экспертизы. Общая схема экспертизы. Методы обработки экспертной информации.

3

8.

Методы типа «мозговой штурм», методы разработки и оценки сценариев, метод Дельфи, морфологический анализ, методы анализа иерархий.

3

Практические занятия

30


1.

Описание структуры системы


2.

Выполнение спецификаций входных переменных подсистемы первого уровня производственной системы

3.

Приёмы приведения числовых переменных к дискретной форме

4.

Представление знаний о структуре системы в форме условных вероятностей

5.

Обработка экспертных данных

6.

Выполнение спецификаций входных переменных всех подсистем второго уровня производственной системы

7.

Применение алгоритмов вычисления вероятностей значений выходной переменной системы, описанной средствами формализма условных вероятностей

8.

Информационное обеспечение моделирования рисковых ситуаций и принятия решений в условиях риска

9.

Принятие решений в условиях неопределенности и риска

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Решение ситуативных задач.

116


Примерная тематика домашних заданий

Создание презентаций по темам:

  1. Поддержка информационными технологиями методов управления: СУБД, стандарты ассоциации Workflow Management Coalition, Intranet

  2. Риск проекта ИС. Компоненты проектирования. Стадии разработки, модели представления, уровни детализации

  3. ЕСПД: типы документов для представления проектных решений; графическое представление элементов; схемы классификации/детализации: схемы формирования вторичных элементов; схемы организационно-функциональной структуры; схемы требований; схемы потоков

Индивидуальное проектное задание по темам:

  1. Декомпозиция действий на основе входных данных; декомпозиция действий на основе представлений о промежуточных результатах

  2. Декомпозиция действий на основе представлений о фазах обработки; декомпозиция действий на основе представлений об альтернативных действиях

  3. Общая схема разработки функциональной модели. Функциональная модель существующей технологии обработки данных

  4. Нормализация концептуальной модели данных и целостность данных: нормальные формы концептуальной модели данных; параметризация модели данных; ссылочная целостность

  5. Методики конструирования моделей данных: методика построения локальных моделей данных на основе выделения баэовых действий

  6. Методика построения локальных моделей данных на основе выделения базовых объектов; методика разработки СУБД ориентированных схем данных на основе нормализованной модели данных

Написание конспектов по темам:

  1. Специальные объекты: состояния, события, работы (операции). Обеспечение синхронности данных. Регламент

  2. Обработчики событий (Event Handler) Классы, объекты и события. Свойства классов.

  3. Задачи. Обмены. Классы. Компоненты. Пользовательский интерфейс: объектный подход к организации пользовательского интерфейса

  4. Доступ к нескольким ресурсам. Организация коллективного выполнения производственных заданий в среде ИС

  5. Анализ информационной связности систем

  6. Сравнение моделей с экспоненциальным и постоянным распределением временами обслуживания. Оценка вероятности превышения заданного времени ответа в ИС

Написание сообщений по темам:

  1. Организационные формы управления проектами: структуры управления проектами, функции участников проекта

  2. Инвестиционный проект. Типы и основные группы инвестиций основные группы инвестиций. Структура технико-экономических исследований проекта

  3. Структура прединвестиционных исследований проектов. Оценка инвестиционной привлекательности проекта

  4. Источники и формы финансирования проектов. Отбор и сертификация проектов


Производственная практика (по профилю специальности) (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Изучение структуры предприятия

  2. Изучение состава информационного обеспечения предприятии

  3. Определение состава оборудования и программных средств разработки информационной системы

  4. Сбор данных для анализа использования и функционирования информационной системы

  5. Использование инструментальных средств программирования ИС на базе предприятия

  6. Анализ бизнес-процессов на предприятии

  7. Построение контекстной диаграммы

  8. Построение диаграммы декомпозиции/диаграммы потоков данных

  9. Построение ER-диаграммы

72


Раздел ПМ 2. Эксплуатация и сопровождение информационной системы


275

МДК.01.01. Эксплуатация информационной системы


78

Тема 2.1. Сопровождение информационной системы

Содержание

6

1.

Функции и задачи сопровождения информационной системы.

1

2.

Регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы.

2

3.

Поддержка пользователей.

3

Практические занятия

6


1.

Документирование ИС на этапе сопровождения. Поддержка программной и технической документации в актуальном состоянии.

2.

Осуществление сопровождения информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации.

3.

Выполнение анализа ИС с целью принятия решения о расширении функциональности ИС, о прекращении эксплуатации ИС или ее реинжиниринге.

Тема 2.2. Вопросы обеспечения качества программных средств

Содержание

16

1.

Современные методики, виды и типы тестирования разрабатываемых ИС.

2

2.

Форматы описания результатов тестирования.

3

3.

Национальная и международная система стандартизации и сертификации.

2

4.

Система обеспечения качества продукции.

2

5.

Методы обеспечения и контроля качества.

3

6.

Типовая структура и содержание базовых комплектов эксплуатационных документов.

2

7.

Характеристики и атрибуты качества программных средств.

2

8.

Оценка качества программных средств.

3

Практические занятия

16


1.

Документация испытаний комплексов программ и информационных систем.

2.

Оформление программной и технической документации, с использованием стандартов оформления документации;

3.

Документация администрирования при эксплуатации ИС.

4.

Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

5.

Применение документации систем качества.

6.

Применение основных правил и документов системы сертификации РФ.

7.

Формирование и выбор требований к характеристикам качества.

8.

Измерение и оценивание характеристик качества комплексов программ и ИС.

Тема 2.3. Резервирование и восстановление информации в информационных системах

Содержание

12

1.

Требования ИС.

1

2.

Основные понятия, термины резервного копирования.

2

3.

Типы методов резервирования. Планирование стратегии резервирования.


4.

Резервное копирование базы данных и последующее восстановление. Основные понятия надежности ИС и типы отказов ИС.

2

5.

Восстановление информации в информационной системе. Журнализация и восстановление данных.

2

6.

Модели восстановления базы данных. Восстановление резервных копий и полное восстановление БД.

3

Практические занятия

14


1.

Определение технических проблем, возникающих в процессе эксплуатации ИС.

2.

Планирование интервалов резервного копирования.

3.

Осуществление сохранения и восстановления базы данных информационной системы.

4.

Манипуляция данными с использованием языка запросов баз данных.

5.

Определение ограничения целостности данных

6.

Определение ресурсоемкости восстановлении доступности-готовности комплексов программ и ИС.

Тема 2.4. Управление доступом в информационных системах

Содержание

4

1.

Политика безопасности в современных информационных системах.

2

2.

Организация разно-уровневого доступа в информационных системах. Управление персоналом. Идентификация и аутентификация, управление доступом

3

Практические занятия

4


1.

Организация разно-уровневого доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

2.

Оценивание защищенности комплексов программ и информационных систем.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

39


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Решение ситуативных задач.

Подготовка курсовой работы

Примерная тематика домашних заданий

Создание презентаций по темам:

  1. Системы хранения данных основанные на RAID: уровни их достоинства и недостатки.

  2. Широко распространенные СУБД: особенности хранения и доступа к данным.

  3. Политика безопасности: основные разделы типового документа.

  4. Сравнение методов резервного копирования и возникающих способов восстановления баз данных.

  5. Уровни тестирования программного обеспечения.

Составление конспектов по темам:

  1. Тестирование программного кода.

  2. Тестирование пользовательского интерфейса.

  3. Модели качества и надежности программного обеспечения.

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Инсталляция одной из информационных систем

  2. Настройка одной из информационных систем

  3. Сопровождение одной из информационных систем

  4. Организация доступа пользователей к информационной системе в рамках компетенции конкретного пользователя

  5. Участие в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации

  6. Нахождение ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы

  7. Модификация отдельных модулей информационной системы

  8. Выполнение регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы

  9. Сохранение и восстановление базы данных информационной системы

  10. Участие в разработке проектной и отчетной документации;

  11. Разработка фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;

  12. Участия в оценке качества информационной системы

  13. Участие в оценке экономической эффективности информационной системы

  14. Взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности

108


Примерная тематика курсовых работ (проектов)

  1. Проектирование информационной системы косметического салона

  2. Проектирование информационной системы туроператора

  3. Проектирование информационной системы магазина

  4. Проектирование информационной системы сервисного центра

  5. Проектирование информационной системы отдела кадров

  6. Проектирование информационной системы «Аптека»

  7. Проектирование информационной системы службы занятости

  8. Проектирование информационной системы успеваемости студентов

  9. Проектирование информационной системы «Гостиница»

  10. Проектирование информационной системы страховой компании

-


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

  1. Выбор темы курсового проекта

  2. Анализ состояния исследуемого вопроса

  3. Описание предметной области

  4. Определение целей и задач проектируемой системы

  5. Построение информационно-логической модели системы:

- построение ER-диаграммы

- описание входной информации

- описание выходной информации

- спецификации обработки информации

- требования к интерфейсам разрабатываемой системы

- требования к техническому и программному обеспечению

  1. Расчет экономической эффективности разрабатываемой системы

50


Всего

611


Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Метрологии и стандартизации», лабораторий «Информационных систем», полигона «Проектирования информационных систем».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Метрологии и стандартизации»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • мультимедиа-проектор;

  • экран;

  • программное обеспечение в составе:

    • Adobe Acrobat Reader 9.0;

    • Пакет Microsoft Office 2007 Professional.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Информационных систем»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • мультимедиа-проектор;

  • интерактивная доска;

  • программное обеспечение в составе:

    • Adobe Acrobat Reader 9.0;

    • Пакет Microsoft Office 2007 Professional;

    • Microsoft Visual Studio 2008 Express;

    • Embarcadero RAD Studio 2010;

    • Eclipse IDE for Java Developers.

Оборудование полигона и рабочих мест полигона «Проектирования информационных систем»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • мультимедиа-проектор;

  • интерактивная доска;

  • программное обеспечение в составе:

    • Adobe Acrobat Reader 9.0;

    • Пакет Microsoft Office 2007 Professional;

    • ERWin, BPWin;

    • Microsoft Visio 2007;

    • ArgoUML 0.30.2.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина Проектирование информационных систем. Изд.: Интернет-университет информационных технологий», 2008 г.

  2. В. И. Грекул Проектирование информационных систем. Изд.: Интернет-университет информационных технологий», 2009 г.

  3. А. В. Бабич UML: первое знакомство. Изд.: Интернет-университет информационных технологий, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

  4. В. В. Репин, В. Г. Елиферов Бизнес-процессы: Регламентация и управление. Изд.: ИНФРА-М. 2009 г.

  5. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Д.В. Киселев, Е.Л. Федотова. - ил. - (Профессиональное образование)., (Гриф), Изд.: ИНФРА-М. 2011 г.

  6. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 671 с.

  7. Лифшиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. - М. : Юрайт, 2006. - 350 с.

  8. Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов, Проектирование информационных систем, Изд.: Форум. 2011 г.

  9. Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов, Основы построения автоматизированных информационных систем, Изд.: ИНФРА-М. 2007 г.

  10. Синицын С. В., Налютин Н. Ю. Верификация программного обеспечения. - М.: БИНОМ, 2008. - 368 с.

Интернет-ресурсы:

  1. intuit.ru

  2. citforum.ru/database/dblearn/index.shtml - ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (Учебное пособие) 1999г.

  3. cs.ifmo.ru/education/documentation/dbaa/index.shtml - Администрирование баз данных ORACLE.

  4. interface.ru/home.asp?artId=1147 - Стратегии резервного копирования и восстановления баз данных SQLBase.

Дополнительные источники:

  1. В. В. Репин, В. Г. Елиферов Процессный подход к управлению. Моделироваание бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004 г.

  2. С. Н. Павлов Теория систем и системный анализ: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003 г.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательной программой профессионального образования и расписанием учебных занятий для специальности.

В целях реализации компетентностного подхода, необходимо использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбора конкретных ситуаций и т.п.) в сочетании с самостоятельной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Основными видами учебных занятий являются практические занятия, семинары, контрольные работы и практика по профилю специальности и д.р.

При работе над учебно-исследовательскими работами и проектами обучающимся оказываются консультационная помощь.

Освоение разделов модуля осуществляется последовательно, поэтому практика по профилю специальности будет осуществляться расредоточенно.

Освоение данного профессионального модуля в части междисциплинарных курсов осуществляется как на учебно-лабораторной базе колледжа, так и на производственных площадках предприятий социальных партнеров.

Производственная практика проводится на предприятиях различных организационно-правовых форм на основе договоров между организацией и учебным заведением. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Эксплуатация и модификация информационных систем» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных рамках модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

Оценивание качества освоения профессионального модуля осуществляется путем текущего и рубежного контроля успеваемости, промежуточной аттестации, экспертной оценки деятельности, наблюдения.

Изучение профессионального модуля «Эксплуатация и модификация информационных систем» базируется на знаниях дисциплин: «Устройство и функционирование информационных систем», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация и модификация информационных систем» и специальности «Информационные системы».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Устройство и функционирование информационных систем», «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение» и естественнонаучных: «Теория вероятностей и математическая статистика».





5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы

  • исследование предметной области с точки зрения использования и функционирования информационной системы;

  • документирование результатов, полученных в ходе анализа предметной области;

  • определение требований для модификации информационной системы;

  • составление технического задания на модификацию информационной системы;

- защита

практических работ

- решение

профессионально-ориентировнных задач

- наблюдение и интерпретация результатов производственной практики


Квалификационный экзамен

взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности

- выбор средств и методов проектирования информационной системы;

- согласование выбранных средств и методов проектирования со специалистами смежного профиля;

- определение и согласование технологии разработки информационной системы

производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы

- изменение отдельных модулей информационной системы;

- - выявление и исправление ошибок кодирования;

- составление отчетной документации о выполненной работе

принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях

- тестирование работоспособности и функциональности модифицированных модулей информационной системы;

- обработка и оценка результатов испытания информационной системы

- документирование результатов испытаний работоспособности информационной системы

разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы и фрагменты методики обучения пользователей

- составление руководства по установке и настройке информационной системы;

- составление руководства пользователя по эксплуатации информационной системы;

- создание фрагмента методики обучения пользователя по работе с информационной системой

участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы

- определение характеристик качества информационной системы;

- определение соответствия информационной системы предъявляемым требованиям по качеству;

- вычисление отдельных параметров, необходимых для расчета экономической эффективности информационной системы

- расчет экономической эффективности информационной системы;

производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ

- проверка соответствия требований к программному и аппаратному обеспечению информационной системы;

- установка информационной системы;

- конфигурирование информационной системы;

- составление отчетов о проделанной работе

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней настойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии за счет дополнительной подготовки по разделам профессионального модуля;

- участие в олимпиадах, конкурсах;

Наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • планирование и контроль выполнения работ по проектированию информационных систем;

  • обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области эксплуатации и модификации информационных систем;

  • эффективный поиск и оптимальное применение необходимой технической документации

решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

  • самооценка эффективности и качества выполнения поставленных задач;

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области проектированию информационных систем

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • обоснованный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;

  • анализ периодических печатных и электронных изданий в области информационных технологий.

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

  • эффективное использование различных источников информации для выполнения профессиональных задач;

  • анализ инноваций в области разработки программных средств проектирования информационных систем;

работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

  • использование основных принципов производственных отношений и управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов в процессе проектирования, эксплуатации и модификации информационных систем на производственной практике

ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

- применение методик мотивации деятельности подчиненных при эксплуатации и модификации информационных систем;

- использование принципов делового общения при организации производственных работ;

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

- расширение профессионального кругозора для повышения личностного и квалификационного уровня.

- эффективная реализация в профессиональном и личном развитии.

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности к воинской службе;

- применение информационных технологий при прохождении военной службы.

* Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

3

© 2010-2022