Исследовательская работа Правовое просвещение молодежи

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

В работе освещены проблемы правовой культуры молодежи, и неразвитости современного российского законодательства в части регламентации прав и обязанностей основных институтов социализации. Сделаны выводы о том, что правовая безграмотность, противоречивость законодательства обеспечивающего реализацию молодежной политики в различных сферах, но, и его основ, являются причинами правового нигилизма среди молодежи. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная государственная молодежная политика, направленная на повышение уровня правовой культуры среди молодежи.

В работе предпринята попытка исследовать роль правового воспитания молодежи в современном мире, в условиях экономической, политической и культурной глобализации. Встречающиеся негативные явления в молодежной среде, такие как подростковая наркомания, алкоголизм, проституция, отсутствие занятости, преступность, беспризорность с одной стороны, недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании правового сознания молодежи, а также потребностью современного общества в активных гражданах и низким уровнем правовой компетентности населения, особенно молодого поколения - с другой. Отмеченные противоречия обусловили постановку проблемы - поиск путей повышения правового воспитания молодежи. Все это актуализируют рассматриваемую проблему. Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются, актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности. Практическая значимость работы определяется ее направленностью на решение актуальных вопросов дальнейшего совершенствования правового воспитания молодежи. Содержащиеся в работе теоретические положения могут способствовать решению ряда практических проблем, в частности совершенствования системы, форм и методов правового воспитания молодежи в современном обществе. В работе даны практические рекомендации по совершенствованию правового воспитания молодежи.

Целью работы является изучение уровня правовой грамотности подростков.

Задачи:

  1. Обозначить основные принципы и направленность норм правового воспитания подрастающего населения.

  2. Провести социологические опросы подростков.

Основными принципами в осуществлении системы по воспитанию правового сознания детей, прежде всего, являются принципы гуманизма и законности. Гуманизм провозглашает признание человека высшей ценностью, защиту его прав и достоинства, создание условий для свободного проявления его способностей. Принцип законности предполагает строгое соблюдение законов и правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Начинать правовое воспитание стоит с раннего школьного возраста, когда ребенок делает первые самостоятельные шаги в своей жизни, выбирая приемлемые для него способы поведения. Чтобы на начальной стадии воспитания правовой грамотности были положительные результаты, требуется внимательный подход и правильная организация работы со школьниками. Такую же работу стоит продолжить и в подростковом возрасте, когда сознание детей полностью готово воспринять и работать над проблематикой в этой сфере общественно - правовых отношений. Что поможет избежать различных проблем с законом, защитить свои права, и не только, а возможно даже помочь в сложной ситуации своим одноклассникам или друзьям.

Для того, чтобы получить эффективные результаты от проведения данной работы, необходимо правильно организовать структуру подачи информации учащихся сотрудниками школ и общеобразовательных училищ. Осуществить этот процесс правового обучения нужно так, чтобы он излагался в доступной и понятной для определенного возраста форме (термины, адаптированные для определенного возраста учащихся статьи законодательных актов, методики преподнесения теоретического и практического материала и т.д.), а также - аргументированно (конкретные законодательные статьи, простые для понимания примеры из судебной практики, рассказывающие об исполнение наказаний за проступки общеизвестных лиц).


  1. Правовая безграмотность подростков как проблема современного общества.

В условиях глобализации и современного переустройства сознания людей, падения нравов и правовой безграмотности перед учебными заведения стоят серьезные задачи по формированию у молодежи позитивного отношения к праву, миротворческой позиции, повышению их социальной активности.

В современных условиях развития российского общества существенно изменились социальные и культурные основы, что привело к нравственному и духовному кризису. Особенно остро кризис наблюдается в правовом сознании молодежи: правовой нигилизм, аномия, правовая безграмотность стали составными элементами современного российского общества. Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть развитие России не только в экономической сфере, но и в социальной, политической и духовной.

Молодёжь обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения и реализация потенциала молодежи в интересах России. Ситуация осложнена неразвитостью современного российского законодательства в части регламентации прав и обязанностей основных институтов социализации по отношению к молодому человеку.

Гражданско-правовое сознание у молодежи являются основным признаком правового государства. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед российским обществом, не может быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правового порядка и гарантированности прав граждан.

Встречающиеся негативные явления в молодежной среде, такие как подростковая наркомания, алкоголизм, проституция, отсутствие занятости, преступность, беспризорность с одной стороны, недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании правового сознания молодежи, а также потребностью современного общества в активных гражданах и низким уровнем правовой компетентности населения, особенно молодого поколения - с другой. Отмеченные противоречия обусловили постановку проблемы - поиск путей повышения правового воспитания молодежи.

Все это актуализируют рассматриваемую проблему. Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются, актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.

В Российской Федерации правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ.

Формирование правосознания означает создание условий, когда у молодежи появляется положительное и позитивное отношение к праву.

Актуальность в воспитании правового грамотного поведения у подростков обусловлена множеством факторов, оказывающих влияние современным обществом. Во многом это касается разработок и принятия в настоящее время новых законов РФ в области защиты прав детей и подростков, необходимостью повышения культурного поведения населения России, а также внедрение своевременной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и юношества.

Воспитание гражданина, знающего свои права и умеющего применять их для защиты своей личности - одна из приоритетных задач, которая стоит перед образованием. Для того, чтобы гарантировать успешность решения задач становления грамотно - правового государства и развития гражданского общества в России, необходимо воспитать человека, разделяющего демократические ценности и обладающего высоким уровнем правовой грамотности и культуры.

На данный период времени уровень развития правового государства и институтов, пассивность в политике и правовая некомпетентность оказывают существенную угрозу для национальной безопасности России. Все это сводится к незамедлительной разработки государственной политики в сфере образования, направленной на формирование и воспитание демократической гражданственности и правовой грамотности несовершеннолетних.

Правовое воспитание подрастающих личностей относится к ключевым проблемам, стоящим перед нашим государством на сегодняшний день. В соответствии с ростом преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и снижения уровня социальной защиты детей, подростков и юношества, приоритетным направлением в работе с несовершеннолетними выступает осуществление системы по воспитанию в них правового сознания.

Основными принципами в осуществлении этой системы, прежде всего, являются принципы гуманизма и законности. Гуманизм провозглашает признание человека высшей ценностью, защиту его прав и достоинства, создание условий для свободного проявления его способностей. Принцип законности предполагает строгое соблюдение законов и правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Здесь необходимо наличие высокого правового сознания и правовой культуры граждан и общества. Начинать правовое воспитание стоит с раннего школьного возраста, когда ребенок делает первые самостоятельные шаги в своей жизни, выбирая приемлемые для него способы поведения. Чтобы на начальной стадии воспитания правовой грамотности были положительные результаты, требуется внимательный подход и правильная организация работы со школьниками. Конечно же, в детстве такая работа должна проводиться в игровой форме, чтобы привлечь внимание детей и вызвать у них интерес к этой теме, а также закрепить материал в более удобной для их возраста форме подачи материала. Такую же работу стоит продолжить и в подростковом возрасте, когда сознание детей полностью готово воспринять и работать над проблематикой в этой сфере общественно - правовых отношений. Что поможет избежать различных проблем с законом, защитить свои права, и не только, а возможно даже помочь в сложной ситуации своим одноклассникам или друзьям.

Для того, чтобы получить эффективные результаты от проведения данной работы, необходимо правильно организовать структуру подачи информации учащихся сотрудниками школ и общеобразовательных училищ. Осуществить этот процесс правового обучения нужно так, чтобы он излагался в доступной и понятной для определенного возраста форме (термины, адаптированные для определенного возраста учащихся статьи законодательных актов, методики преподнесения теоретического и практического материала и т.д.), а также - аргументированно (конкретные законодательные статьи, простые для понимания примеры из судебной практики, рассказывающие об исполнение наказаний за проступки общеизвестных лиц).

Просвещение подростков в правовую сферу и грамотное обучение использования прав и законов в своей деятельности должно осуществляться в духе мира, толерантности по отношению к другим людям и взаимного уважения. Усвоенные с ранних лет установки и правила поведения в обществе, оставят свой отпечаток в сознании этих ребят, и уже в своей взрослой, осознанной жизни они будут воплощать их в своей практической деятельности, и также передавать их будущему поколению.

Еще одним из положительных моментов в процессе привития несовершеннолетним, а также подросткам с девиантным поведением, правовой грамотности и знакомства с правовой культурой является возможность того, что у этих детей возникнет желание более углубленно заняться правом, даже посвятить себя этому роду деятельности и стать квалифицированным специалистом в этой области. Это так же может стать хорошим стимулом поступления в институт, занятием спорта, вести правильный (положительный) образ жизни, осуществлять активную общественную и научную деятельность (молодежные и детские общественные объединения, клубы гражданско - правовой активности, включенности в волонтерскую деятельность и т. п).

Все же, для более полного и понятного восприятия подростками правовой обязанности, возможным будет включение в беседы с учащимися образовательных учреждений на правовые темы - обновленного материала обо всех сферах жизнедеятельности общества. Давать задачи на решение той или иной ситуации, переделанной на современный лад. Мобилизовать структуру обучения правовым знаниям. Поскольку подрастающее поколение достаточно близко знакомо с техническим оборудованием, гаджетами, практически на «ты» взаимодействует с электронными носителями, к тому же ему привычнее и удобно таким образом получать различную информацию, стоит взять этот момент во внимание преподавателям. Это говорит о том, что проводить встречи и беседы с учащимися нужно в оснащенной аудитории техническими средствами (компьютером, интерактивными досками, проектором и многим другим), сопровождение лекции презентацией, короткими роликами социальной рекламы. Все это для того, чтобы наглядно объяснить ребятам к чему может привести незнание своих прав и обязанностей, к чему приводит неграмотность использования средств защиты своей личности.

Для успешной работы в сфере образования правовой грамотности у несовершеннолетних и молодежи, также можно проводить различные мероприятия и конференции, посвященной теме правового воспитания школьников, чтобы пробудить наиболее активных интерес учащихся, а так же дать возможность развития их талантов в написании статей, проведении исследований. Конечно же, в осуществлении право - воспитательной работы усилий только одного воспитателя недостаточно. Необходимо стимулировать у подростков собственную активность и проявление своих творческих способностей. Важнейшим условием для формирования правовых убеждений у несовершеннолетних и молодежи является личное убеждение в том, чтобы соблюдать законы, а также нетерпимое отношение к проявлениям нарушения закона другими людьми.

Таким образом, из вышесказанного следует, что формирование у подростков правовой грамотности является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе, в образовательных учреждениях, что должно осуществляться с обеих сторон - со стороны преподавателей и со стороны самих воспитанников. При формировании правовой грамотности у школьников и молодежи, необходимо добиться повышения их правовой культуры, включающее в себя знание не только права, но и добросовестного отношения к правовым ценностям. Развивать в учащихся правовую грамотность подрастающего поколения, необходимо добиваться повышения социально - правовой активности, готовности следовать правовым предписаниям и законам РФ, реализовывать в жизни и своей деятельности не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других (одноклассников, товарищей, одногруппников и т. д.). На данный момент для российского общества проблема правового воспитания несовершеннолетних наиболее актуальна, поскольку нужно воспитать здоровую нацию, с повышенным уровнем их правового сознания и правовой культуры, адекватно воспринимающую безнравственные ситуации в обществе, умеющие правильно среагировать на них, и с помощью знаний юридически установленных прав и законов разрешить имеющиеся конфликты.







  1. Правовая грамотность учащихся и ее значение для общества

Одним из эффективных методов ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является формирование законопослушного поведения и повышение правовой грамотности у подростков.

Важность вопроса правовой грамотности молодого поколения признается вроде бы всеми. Государственные деятели, ученые, педагоги Российской Федерации неоднократно обращали свое внимание на эту проблему, прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно молодежи предстоит в дальнейшем строить и развивать правовое государство. Однако эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. Многие негативные явления в молодежной среде, и в первую очередь подростковая преступность, уходят корнями именно в правовую безграмотность, в непонимание подростками своих прав и обязанностей. Незнание, а порой нежелание знать и соблюдать законы своей страны наносят значительный ущерб всему обществу.

Однако данная проблема имеет и другую сторону. Человек, который с юного возраста не умеет защищать свои права, которого не научили азбуке правовых отношений серьезного взрослого мира, обречен своим незнанием и неумением на множество мелких и крупных проблем в жизни. Нарушение прав подростков - не редкость, однако немногие из них способны, оказавшись в трудной ситуации, сделать единственно верные шаги для ее разрешения.

С целью выявления уровня правовой грамотности несовершеннолетних мы провели социологический опрос среди учащихся 7х, 9х и 11х классов школы МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, анкетирование, сопоставление. Мы попытались узнать, в какой степени учащиеся нашей школы готовы к защите прав, гарантированных им как Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными подзаконными актами органов государственной власти, так и целым рядом международных документов, подписанных нашей страной (например, Декларацией прав ребенка и соответствующей Конвенцией прав ребёнка).

Первый вопрос предложенной нами анкеты был сформулирован так: «Какие свои права Вы знаете?». Результат для наглядности приведен в виде гистограммы (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Какие свои права вы знаете

Самым известным из прав оказалось право на получение образования. Так, среди ответов учащихся 7 класса на первом месте стоит право на образование - 67% учащихся, чуть меньше оказалось ответов у учащихся 11х классов - 40%, и лишь 14% выпускников 9х классов отводят этому праву должное место. Удивительно, что о таком самом главном неотъемлемом праве каждого человека - праве на жизнь знают 44% учащихся 7 класса, меньше - 31 % учащихся 11х классов и всего лишь 8% учащихся 9х классов. В большинстве своём 9-тиклассники признают, что они «не знают своих прав» - 26%, чуть выше % опрошенных среди 7-миклассников - 28% и в незнании своих прав признаются 35% 11-тиклассников.

На III месте среди перечисленных учащимися этих трёх параллелей прав находится право на свободу слова, мыслей. Что ж, именно это право постоянно находится в центре обсуждения средств массовой информации, о нём говорят и спорят, и не услышать о нём вряд ли кто не мог.

На IV месте среди прав, известных учащимся вышеназванных параллелей, находится право на свободу выбора. Больше знатоков этого права в параллели 9-х классов - 12 %, и всего по 6 % учащихся знают о нём в параллелях 7-х и 11-х классов.

Не совсем еще забыто право на получение медицинского обслуживания, хотя вспомнила о нем лишь незначительная часть опрошенных: в 7 классах - 6%, в параллели 9-х классов - 4%, в 11-х классах - 14 %.

Лишь в параллели 9-х классов вспомнили о праве на неприкосновенность личности - 8%. В параллелях 7х и 11-х классов учащиеся выделяют ещё одно право - право на питание (по 11% опрошенных из названных параллелей). Откровенно говоря, ни в одном из изученных нами законов - Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном законодательстве, Конвенции о правах ребёнке - о предоставлении такого права человеку мы не смогли найти.

О праве на защиту прав потребителя знают лишь 6% учащихся параллели 9-х классов, на защиту собственности (2%) и пользовании юридическими услугами, в частности услугами адвоката (5%), знают лишь учащиеся 11-х классов.

В целом, ответы на первый вопрос приводят к печальному выводу - мы почти не знаем своих прав. Но, может быть, некоторые просто не в состоянии внятно сформулировать то, что понимают и чувствуют?

Попробуем подойти к этому вопросу с иной стороны. Сформулируем его так: «Нарушаются ли ваши права?» (Рисунок 2.) и «Нарушаете ли вы чьи-то права?» (Рисунок 3). Ответы весьма показательны:

Рисунок 2 - Нарушаются ли ваши права

В целом из числа опрошенных большинство учащихся считают, что их права не нарушаются. Так, например, в параллели 7х классов так считают - 66,7%, в параллели 9х классов - 64,7% и в 11х классах - 60%. Примерно 64% общего количества опрошенных по параллелям считают, что их права нарушаются и примерно 35% учащихся из названных параллелей не знают, нарушаются ли их права или нет.

На вопрос о том, «Нарушаете ли вы чьи-то права?» в среднем около 23% респондентов самокритично заявили, что им случается (вольно или невольно) нарушать чужие права. Больший процент нарушителей чужих прав составляют респонденты 9х классов (30%), чуть меньше (24%) - учащиеся 11х классов.

Рисунок 3 - Нарушаете ли вы чьи-то права

Любопытно, от кого чаще всего исходит угроза правам подростка? Ответ - в таблице 1: «Кем нарушаются Ваши права?»

Таблица 1 - Кем нарушаются Ваши права?

Варианты ответа

7 классы, %

9 классы, %

11 классы, %

Родителями

6

2

12

Учителями

6

0

6

Одноклассниками

0

10

10

Сотрудниками правоохранительных органов

0

16

17

Никем

71

54

42

Другими людьми

17

18

13

Как показывают результаты соцопроса, большинство учащихся всех трёх параллелей категорически заявляют, что их права «Никем» не нарушаются. Так, в 7х классах - 71%, в 9х -54%, в 11 -х - 42 %. В то же время 33 % выпускников 9х-11х классов указывают, что их права нарушаются сотрудниками правоохранительных органов и 48 % учащихся всех указанных параллелей - другими людьми. Неизбежны оказались конфликты: с родителями - 20 % опрошенных от общего числа респондентов, 12 % - с учителями и 20 % - с одноклассниками. Одиннадцатиклассники более строги к сотрудникам правоохранительных органов (они, «бедняги», конечно же, «в лидерах»), а также к собственным родителям.

На вопрос о том, «К кому нужно обратиться, если Ваши права нарушены?» респондентами были даны неоднозначные ответы. (Таблица 2).

Таблица 2 - К кому нужно обратиться, если Ваши права нарушены?

Варианты ответов

7 кл, %

9 кл, %

11 кл, %

В полицию

20

21

24

В суд

60

17

38

К Уполномоченному представителю Президента по правам человека (ребенка)

5

14

23

Не знаю

10

12

2

К классному руководителю

5

14

7

К юристу

0

8

2

К друзьям

0

9

2

К родителям

0

5

2

Как видим, к полиции за помощью обратилась бы только пятая часть опрошенных. Гораздо более надежную и квалифицированную помощь подростки видят в лице непосредственно судебных органов и специалистов (юристов и адвокатов): в 7х классах - 60 % учащихся, в 9х - 17%, в 11х - 38 % респондентов. 42 % респондентов считают, что в случае нарушения их прав, они обратятся к Уполномоченному представителю Президента по правам человека (ребёнка). Старшеклассники достаточно самостоятельны, и к родителям, прежде всего, решили бы обратиться немногие - всего 7 % опрошенных (что сомнительно). Печален (и немного курьезен) ответ «не знаю» ... Так ответило 24 % опрошенных.11% из числа опрошенных - старшеклассники ответили, что в случае нарушения их прав они обратятся к друзьям. Понятно, что ответ их «практический», и вероятно, когда перед ними встала серьезная проблема нарушения их прав, они увидели защитников не в милиционере и не в родителях. Они уверены, что по-настоящему защитить их сможет лишь тот «неформальный» коллектив, к которому он принадлежит, и с которым считаются другие.

На самом деле то, о чем мы говорим, это очень серьезная проблема для всей страны. Дело не только и не столько в правовой безграмотности подростков (грамоте, в конце концов, можно научить, и нас учат), а в доверии подростков к обществу и к органам власти в частности. Вот еще один вопрос нашей анкеты: «Какие качества необходимы органам власти, для того, чтобы пользоваться доверием народа?».

Таблица 3 - Что необходимо органам власти, для того, чтобы пользоваться доверием народа? (заполняется произвольно, возможно несколько ответов)

Необходимое качество

7 кл, %

9 кл, %

11 кл, %

Не брать взятки

44

12

5

Не воровать

0

10

24

Ничего (все бесполезно)

11

17

12

Быть справедливым

17

10

7

Выполнять свою работу

0

14

7

Быть не коррумпированным

0

2

6

Быть хорошими людьми

0

0

2

Соблюдать права граждан

0

4

7

Быть разумным политиком

0

0

2

Честность

28

12

5

Выполнять свои обещания

0

10

5

Быть ближе к народу

6

5

5

Быть хорошим оратором

6

0

0

Не знаю

39

8

14

Результаты подобного опроса обычно легко предсказуемы и представляют интерес лишь потому, что дают возможность понять, какие приоритеты важны для определенного круга лиц - в данном случае учащихся данной школы. Какими словами они готовы выразить главные черты власти правового государства. Так вот, они хотят видеть его честным и справедливым. А для этого необходима совесть, без этого невозможно исполнение данных обещаний, к этому приложится и «невзяточность», даже в кругу подростков собравшая 44% голосов. Руководство нашей страны, включая и Президента, не раз говорило о том, что наша задача - строить и развивать правовое государство. Задача - не на один год. Решать ее - нашему поколению. А для построения правового государства нужна правовая грамотность. В работе показано - она у нашей молодежи еще явно недостаточна. И мы подходим к главному вопросу, к цели своего анкетирования: «Хотим ли мы эту грамотность получать и как именно?» Для наглядности начнём его с диаграмм, дающих ответ на последние вопросы анкеты. Рисунок 4. «Нужно ли преподавать в школе предмет «правоведение»?»

Рисунок 4 - Нужно ли преподавать в школе правоведение

Примерно одинаковый процент учащихся (свыше 40%) 7х - 9х классов однозначно считают необходимым преподавание данного предмета в школе, а в 11-х классах - 62%. Однако не низким (49%) оказался процент респондентов, «не видящих необходимости преподавать правоведение в школе». Сомнительно, что они и так считают себя достаточно грамотными в правовом отношении. Скорее - они представляют окружающий мир, как основанный не на праве, а на совсем иных «понятиях», которым в школе не учат.

Второй вопрос кажется сначала менее существенным: «Как этот предмет преподавать - как урок или как факультатив?» Вот ответы на него - диаграмма (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Как преподавать предмет «правоведение» - как урок или как факультатив

Опрос показал, что большинство опрошенных предпочитают изучать предмет в качестве факультатива.

Проанализировав данные анкет, можно сделать следующие выводы. Правовая грамотность зависит не только от учителей, но и сами учащиеся должны быть активны в овладении правовыми знаниями. Правовое сознание подростков частично сформировано, и они готовы к защите своих прав. Некоторая часть учащихся не осознаёт важность прав, или не хочет их осознавать.

Преподавание в школе предмета «правоведение» мы считаем необходимым, а для того, чтобы заинтересовать часть инертных школьников необходимо разнообразить формы его преподавания, проводить уроки с использованием электронных средств обучения, приглашать в школы адвокатов, представителей полиции и прокуратуры и т.д.

Заключение

Целью работы являлось изучение уровня правовой грамотности подростков (на примере учеников МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска). С помощью поставленных задач цель работы достигнута.

По результатам работы можно сделать следующие выводы: формирование у подростков правовой грамотности является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе, в образовательных учреждениях, что должно осуществляться с обеих сторон - со стороны преподавателей и со стороны самих воспитанников. При формировании правовой грамотности у школьников и молодежи, необходимо добиться повышения их правовой культуры, включающее в себя знание не только права, но и добросовестного отношения к правовым ценностям. Развивать в учащихся правовую грамотность подрастающего поколения, необходимо добиваться повышения социально - правовой активности, готовности следовать правовым предписаниям и законам РФ, реализовывать в жизни и своей деятельности не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других (одноклассников, товарищей, одногруппников и т. д.).

Правовая грамотность зависит не только от учителей, но и сами учащиеся должны быть активны в овладении правовыми знаниями. Правовое сознание подростков частично сформировано, и они готовы к защите своих прав. Некоторая часть учащихся не осознаёт важность прав, или не хочет их осознавать.

Только тщательно продуманная и эффективная политика государства сможет повысить правовую культуру и будет способствовать повышению уровня правосознания молодежи.

В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях формирования высокой правовой культуры молодежи рекомендуем следующие мероприятия:

1) в связи с модернизацией, гуманизацией Образования разработать и принять Указом Президента Российской Федерации региональную программу развития правового воспитания молодежи в республиках, городах;

2) уделить особое внимание правовому воспитанию школьников и студентов: организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений: ввести в учебный план образовательный учреждений минимум час в неделю дисциплину «Право: основы правовой культуры». Следует отметить важность и значение таких документов, как Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ для гражданского образования и патриотического воспитания молодежи. Как показывает практика, в общеобразовательной школе не уделяется должного внимания работе по правовому воспитанию подростков. Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, правовой компетентности. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, викторины, семинаров, деловые игры с правовым содержанием, экзаменов, закрепление целой программы знаний.

3) создать комитет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) привлечь к активному участию судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел, разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правовой культуры обучающих школ, например, практические семинары, круглые столы, диспуты на тему право и мораль, тематические вечера;

5) усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций: создать Всероссийский бесплатный портал для молодежи, который содержал бы:

  1. Информацию о законах и законопроектах, которые затрагивают интересы молодежи;

  2. On-line консультации со специалистами, а именно: психологами (анонимно), юристами и т.д.

  3. Информация о лучших вузах России (а так же требования к абитуриентам: баллы по ЕГЭ, дополнительные экзамены и т.д.)

  4. Информация о секциях, кружках, дополнительных занятий с указанием цен.

  5. Банк вакансий для молодежи (от 14 до 24 лет)

Проект Всероссийский бесплатный портал для молодежи мог бы поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования, Министерством Образования и науки РФ, региональными департаментами и комитетами образования.

6) осуществление целенаправленной подготовки преподавателей права по формированию гражданско-правового сознания молодежи. Активное участие в реализации подготовки могут принять юридические и педагогические институты, занимающиеся повышением квалификации.

7) проведение конкретно-социологических исследований правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений.

8) эффективная система правовой пропаганды: особое значение имеют средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Требуется повышения уровня правовой культуры журналистов. В журналистской практике представлен правовой инфантилизм (юридическая беспечность), правовой нигилизм (пренебрежение к праву), правовой негативизм (отвержение права), что создаёт угрозу формирования отрицательного отношения к праву.







© 2010-2022