Конспект занятия Дружат птицы на всей планете

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема:  «Птицы – наши пернатые друзья» Возраст: 4-5 лет. Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей: Коммуникация,Познание (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность); Социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми). Цель: Закреплять, расширять и си...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Птицы - наши пернатые друзья»

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность); Социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).

Цель: Закреплять, расширять и систематизировать представления детей о птицах.

Программные задачи:

  1. Образовательные.

1)познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;

2)закрепление навыка ориентировки путем употребления в речи предлогов (в, над, под, между) и указательных выражений (левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол);

3)закреплять названия геометрических форм: прямоугольник, треугольник, круг, овал.

2. Развивающие.

1)развивать у детей исследовательскую деятельность;

2)развивать мышление, наблюдательность, зрительное восприятие, мышление и память, слуховое и зрительное внимание; мелкую моторику рук;

4)развивать умение определять птицу по отличительным особенностям.

3. Воспитательные.

1)вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в общем деле;

2)воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Словарная работа: гнездо, птица парила, кормушка.

Технические средства: компьютер, мольберт, проектор.

Дидактические материалы: иллюстрации с птицами, медали с изображением птиц, ширма, сорока (би-ба-бо), письмо, следы (птица, человек, медведь), карта, магниты, указка, искусственные елки, геометрические фигуры, схемы с изображением птиц из геометрических фигур, модель частей тела птицы и животных, листы бумаги (А4), поднос на каждого ребенка с материалом, зимний домик, шкатулка.

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, художественное слово, загадка, вопросы, объяснение, уточнение, поощрение, игровое упражнение, использование ИКТ.

Длительность:20 минут.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. часть

  1. Организационый момент.(1 мин.)

Вход детей.

Воспитатель:

Ребята, проходим в зал, присаживаемся на стульчики.

Воспитатель присаживается на стульчик.

  1. Вводная часть. ( 3 мин.)

-Ой, ребятки, кто это нас встречает звонким стрекотаньем? Кто это? Вы узнали?

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Вещунья-белобока.

Зовут её…(Сорока)[4].

-Правильно, молодцы, это сорока.

(В зале стоит ширма и оттуда появляется Сорока).

Влетает сорока

Сорока:

-Ча-ча-ча, здравствуйте ребята!

Про меня говорят, что я непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Да, я птица говорливая,

И, говорят, болтливая.

Я по лесам, городам летаю,

Всем обо всем расскажу, коль узнаю.

-Я в своём лесу узнала, что вы в детском саду разговаривали о птицах, и много о них уже узнали. В гости к вам я пожаловала с чудесным мешочком и предлагаю вам поиграть со мной в игру, из которой вы узнаете, кого я встретила по дороге к вам в детский сад.

Воспитатель: Поиграем с Сорокой?

Дети: «Да!»

  1. Основная часть (14 мин.)

  1. Сорока: - Сейчас я загадаю вам загадки, а вы будете их отгадывать, и узнаете, кого я встретила на своём пути.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -

С первым снегом. Тут как тут! [4].

(Снегирь)

Воспитатель:

-Кто изображен? Правильно ответили или нет? Как вы догадались?

Если дети затрудняются, показ картинки.

-Сорока подсказывает на картинке - это…?

Носит серенький жилет.

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар-кар.

Кто она? [4].
(Ворона)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор. [4].

(Дятел).

Кто проворно подлетает,

Шум и драку затевает?

Крошек, зерен не жалей

Это - шустрый…[4].

(Воробей.)

Тихой ночью лес уснул

Кто - то ухнул и вспорхнул

Да не зря идет молва

В ночь охотится…[4].

(Сова.)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым -

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. [4].

(Клёст)

Воспитатель: У него небольшой клюв - крестиком. Самая лакомая еда - семена еловых и сосновых шишек. Своим клювом он ловко их потрошит. В сильные морозы выводит потомство. В теплых гнездах из еловых веточек сидят маленькие птенчики. Клесты строят гнезда на высоких елях, стоящих у полян или вдоль лесных дорог и просек. Гнездо изготавливается в виде чаши из тонких еловых веточек, мха и кусочков лишайников. (Показ гнезда)[5].

Летом я ловила мошек,

А зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня … (синица)[4].

Воспитатель: Этих птиц сорока повстречала на своем пути.

Сорока: Молодцы, ребята! Всех назвали, никого не забыли. Все эти птички просили передать вам письмо. Вот оно.

Воспитатель: Что же интересного нам написали птицы? (читает письмо). Ребята вам интересно узнать, что нам написали птицы?

«Здравствуйте, дорогие дети!
Мы хотим пригласить вас в гости в зимний лес. Вас ждут интересные задания. Старайтесь, внимательно слушайте, выполняйте все правильно. А что бы вам нас найти, надо поискать карту!»

Воспитатель: Ребятки, согласны отправиться в гости к нашим пернатым друзьям? Что же нас ждет впереди, мы скоро узнаем.

Воспитатель: Сейчас на дворе холодно и прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо одеться потеплей.

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. ( шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу, ( завязываем» шарфик)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку).

- Посмотрите, какие необычные следы на дороге. Чтобы добраться в гости к птицам нужно найти карту.

На дорожке следы (человека, животного, птицы). Конспект занятия Дружат птицы на всей планете

Воспитатель: - Как вы думаете, в какую сторону нужно нам идти? По чьим следам пойдем? Почему вы так думаете? Пойдем по птичьей дорожке. Где же карта? Помогите ребята ее найти. (Карта спрятана за «пеньком»).

-А вот и карта. Давайте посмотрим, что в ней нарисовано.

Дети отвечают.(З елки- большая, средняя, маленькая, домик, столы, стулья)

-Здесь задание, ребятки. Мы с вами должны пройти путь. Как думаете, с чего будем начинать? Начинать путь должны с цифры 1. Что нарисовано рядом с цифрой 1?

Мы должны подойти с вами к большой елочке.

-Вот, мы с вами и в лесу.

- Посмотрите, как здесь красиво: земля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. Прислушайтесь к звукам леса. Что, вы слышите? (Звучит аудиозапись «Звуки птиц»). (Слайд17.) Слышно, как скрипит снег под ногами, как дует ветерок. Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают.

  1. Подходим к елке. Рядом мольберт и стол. На мольберте схемы - модель птицы и части тела животных. На столе листы бумаги формата А4.

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, какие части тела принадлежат птицам. Что есть у птиц? - Перья, крылья, две лапы, клюв, хвост. Что лишнее? (Хвост лисы, хвост рыбы, уши зайца, рога оленя). Распределите картинки, те которые относятся к птицам - на первой дорожке сверху, рядом с картинкой птицы, которые относятся к животным - на второй дорожке снизу.

-Чем птицы отличаются от животных? У птиц есть крылья, и они умеют летать.

-Какие части тела помогают им летать? (крылья) как же крылья помогают в полете?

Проводится опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?

Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.

-Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).

-С этим задание вы справились. Куда же мы с вами должны идти дальше? Цифра 2 нам подсказывает, что мы должны пройти с вами к столам. Присаживайтесь за столы.

2. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете (дети называют геометрические фигуры).

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что из геометрических фигур можно выложить изображение любого предмета? Посмотрите, можно выложить изображение вот такого снегиря, синицы и воробья.

-Конспект занятия Дружат птицы на всей планетеДавайте попробуем (дети образцу выкладывают цветное изображение). На подносах лежат геометрические фигуры. Если их сложить, то получится птичка. Из каких геометрических фигур состоят птицы?

-Кто у тебя получился? Как ты догадался? Из каких геометрических фигур состоит картинка? У кого получился снегирь? У кого синица? Воробей?

-Умницы! Все справились с заданием!

А теперь поиграем.

Игровое упражнение «Снегири».

-Слушайте стихотворение и повторяйте за мной движения.

Вот на ветках птицы

Снегири, синицы (дети присаживаются на корточки)

Распушили перышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)

Греются на солнышке (похлопывают себя по плечам)

Головой вертят (повороты головы)

Улететь хотят (Встали, взмахнули руками)

Улетели, улетели (машут руками как крыльями)

За метелью, за метелью (вокруг себя машут крыльями).

Следующая подсказка по карте - цифра 3. Мы подходим с вами к средней елочке.

3Конспект занятия Дружат птицы на всей планете. Воспитатель: Здесь нас ждет следующее задание. Посмотрите, сколько птиц прилетело в кормушку. Ребятки, подскажите:

- Какая птичка расположена в верхнем левом углу? (Голубь).

- В верхнем правом углу? (Сорока).
- Какая птица стоит между голубем и сорокой? (Снегирь).
- Какая птица стоит в нижнем левом углу?(Сова).

- В нижнем правом углу? (Дятел).

- Какая птица стоит между совой и дятлом?
- Какая птица стоит над совой?

- Под снегирем? Над дятлом?

Игровое упражнение «Составь слово»:

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые птицы, и у каждой есть своя отличная черта. Я вам буду называть отличительные признаки птиц, а вы мне называть этот признак одним словом. (Если затрудняются дети повторяют за воспитателем.)

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...

У синицы острый клюв, поэтому её называют …

У воробья короткие лапы, поэтому его называют ...

У вороны крепкий клюв, поэтому её называют ...

У дятла длинный клюв, поэтому его называют ...

У дятла красная голова, поэтому его называют …

Усовы большие глаза, поэтому её называют ...

У снегиря красная грудка, поэтому его называют ...

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …

У воробья короткий хвост, поэтому ее называют…[1].

-У вас очень хорошо получилось составлять слова, теперь я проверю внимательные вы, или нет.

Воспитатель: Я сейчас буду называть только птиц, но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Хлопните в ладоши, если я назову не птицу.

Итак, начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи (Это кто? Это насекомое) и стрижи, аисты, вороны, галки, макароны (Это что? Это продукты питания). Воробьи, кукушки, комары (Это кто? Это насекомое) и совы, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

4. Воспитатель: Осталась последняя цифра 4. Посмотрите на нашем пути волшебный зимний домик и маленькая по размеру елочка. Куда же мы пройдем с вами?

- В домике что-то спрятано. Посмотрите, это шкатулка. Что за шкатулка? Заглянем и узнаем, что там спрятано внутри.

Это волшебная шкатулка, а в шкатулке - письмо.

«Дорогие ребята, мы очень рады были с вами увидеться и поиграть с вами. А в подарок вам дарим медальки, что бы, вы не забывали о птицах и заботились о нас. До скорых встреч, друзья».

-Ребята, а что же мы можем подарить птицам? (Ответы детей).

-Мы можем подарить им корм. Можно выйти на прогулку и вынести угощение птицам. Они будут очень вам благодарны.

IV. Подведение итогов занятия. (2 мин.)

-Нам пора возвращаться в наш детский сад. Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с зимним лесом и его обитателями.

Закройте глазки, произнесите волшебные слова:

«Покружись, покружись,

В детском саду окажись».

Воспитатель. Открывайте глаза. Вот, мы и в детском саду.

-Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия? Чем занимались? Что вы нового сегодня узнали? Каких птиц вы повстречали в лесу?

-Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего понравилось и запомнилось? Было ли трудно? (Воспитатель положительно оценивает работу детей, отмечает, что именно получилось особенно хорошо у них.)

Мы обязательно еще отправимся путешествовать.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  2. Шорыгина Т. Птицы. Какие они? -М., 2004.

  3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина. Москва «Вако», 2010.

  4. 1000 загадок. Ярославль. «Академия развития», 1997.

  5. Источник: zoodrug.ru/topic1675.htmlКонспект занятия Дружат птицы на всей планете

10

© 2010-2022