Статья Как я учу детей учиться

Взяв свой первый первый класс, я задала себе вопрос, что для меня главное в работе, каковы мои ценности и цели, какие современные методы и формы работы я могу использовать на практике? Главная ценность для меня - развить в каждом ребёнке то, что ему подарено природой, раскрыть его творческий потенциал. Я хочу, чтобы мои ученики в начальной школе научились учиться и обрели, а не растеряли огромное желание познавать мир. На мой взгляд, этого можно достигнуть через организацию и применение групповы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как я учу детей учиться

Учителем начальных классов я работаю второй год. Оба этих года работаю с первыми классами. Параллельно заканчиваю педагогический институт. Взяв свой первый первый класс, я задала себе вопрос, что для меня главное в работе, каковы мои ценности и цели, какие современные методы и формы работы я могу использовать на практике?

Главная ценность для меня - развить в каждом ребёнке то, что ему подарено природой, раскрыть его творческий потенциал. Я хочу, чтобы мои ученики в начальной школе научились учиться и обрели, а не растеряли огромное желание познавать мир. На мой взгляд, этого можно достигнуть через организацию и применение групповых форм работы. Этот вопрос особенно важен в 1 классе, так как именно здесь закладываются основы умения работать в группе. Ребята еще не привыкли, что внимание взрослый, в условиях класса учитель, уделяет уже не только им, но и всем ребятам в классе; также лучше сразу избегать «эффекта подсолнуха», когда ребята в классе обращают внимание только на учителя, как подсолнухи на солнышко, не пытаясь общаться со своими одноклассниками, решая предметную задачу, что впоследствии мешает формированию коммуникативных навыков, развитию самостоятельности и критического мышления, необходимых учащемуся в его дальнейшей учебе.

Каждый первоклассник нуждается в эмоциональной и содержательной поддержке, без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса. В результате развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера. Ребёнку необходимо утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет огромного авторитета учителя и подавляющего внимания всего класса. Ученику необходим опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе это функции контроля и оценки. Групповые формы работы дают учителю возможность вовлечь учащихся в содержание обучения и органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения детей.

При построении учебного сотрудничества детей я стараюсь учитывать, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, они обладают только навыками игрового сотрудничества. Поэтому детское учебное сотрудничество стараюсь организовывать с той же тщательностью, что и любой другой учебный навык, не игнорирую "мелочей", не перехожу к сложному до проработки простейшего: как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать (но как и когда возражать недопустимо); как помогать, а как просить о помощи. Именно на этих "ритуалах" взаимодействия строятся более сложные, творческие формы совместной работы учащихся. Вводя новую форму сотрудничества, даю её образец. Учитель вместе с одним-двумя учениками у доски показывает весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"). Но по-настоящему образец совместной работы будет усвоен детьми только после разбора ошибок. Главный принцип при этом: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки я обыгрываю, показывая сценки неправильного общения (использую перчаточных кукол). Во-первых, это спор типа: "Нет, я прав!" - "Нет, я!" (даже с переходом на личности). Посмеявшись над таким "спором", дети вывели правило: "Своё мнение надо не навязывать, а доказывать". Во-вторых, это отношения "выскочки", который во всём уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает сам как хочет, и его соседа-лентяя, который сам ничего делать не желает, а рад предоставить поле действий другому. Здесь мы ввели правило: "Обязательно спрашивай у товарища своё мнение".

Решая, как соединить детей в группы, я стараюсь учитывать разные критерии. Например, с учётом склонностей. Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнёр. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабеньким, им нужен партнёр равной силы. По возможности лучше не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти нерешаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справиться. Для срабатывания групп нужны минимум 3 - 5 занятий. Поэтому я не часто пересаживаю детей. Но и не закрепляю единый состав, скажем на четверть. Дети должны получить опыт сотрудничества с разными партнёрами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух тихих девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, я разлучаю лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения). Считаю, что не допустима пара из двух слабых учеников. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются работать вместе, не принуждаю к общей работе в момент конфликта, но при каждом удобном случае предлагаю вновь сесть вместе. Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаю ему отсесть, но позже, один на один с ребёнком, стараюсь выяснить его мотивы и поощряю всякое побуждение "индивидуалиста" кому-то помочь или получить чью-то помощь.

Во избежание утомляемости, стараюсь не занимать детей совместной работой в первом классе более 10-15 мин урока.

При оценке работы группы стараюсь подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Для оценки работы группы я ввожу оценочные листы, где ребята видят, по каким критериям можно оценить работу группы в целом и каждого его участника отдельно. Это позволяет нам с ребятами постепенно двигаться вперед в развитии учебного детского взаимодействия. Давая свою оценку работы группы, я ни в коем случае не даю детям, работавшим вместе, разных оценок.

Групповая работа детей требует перестановки парт. Для пар удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четвёрками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было бы смотреть друг на друга.

Во время совместной работы не требую абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища, пресекаю лишь возбуждённые выкрики, разговоры в полный голос. В классе ввожу условные знаки, которые позволяют регулировать уровень шума.

В первом классе, пока совместная работа не налажена, не стала привычкой, на неё надо обращать не меньше внимания, чем на предметное содержание урока. Сотрудничество самих детей на уроке хотя и не служит впрямую целям формирования навыков письма и чтения, счета и др., но обеспечивает решение многих задач психического развития и воспитания младших школьников (способности согласовывать свои действия с действиями другого человека, понять чужую точку зрения). А это полностью укладывается в современную образовательную концепцию по формированию и развитию универсальных учебных действий и соответствует требованиям ФГОС.

В своей практике по формированию учебного сотрудничества школьников я опиралась на работы Г.А.Цукерман "Как младшие школьники учатся учиться", "Введение в школьную жизнь", на опыт других учителей нашей школы.

© 2010-2022