- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Основы философии
Рабочая программа по дисциплине Основы философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Власова Л.Е. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
2012г.
Содержание
стр.
1 Паспорт программы учебной дисциплины
3
2 Структура и содержание учебной дисциплины
4
3 Условия реализации программы учебной дисциплины
10
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
1 Паспорт программы учебной дисциплины
«Основы философии»
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысла жизни на основе философии культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
По заочной форме обучения всего 20 часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
Практическая работа обучающегося (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
9
Дополнительное изучение тем:
«Философия античности и средних веков»
«Проблема сознания»
«Учение о познании»
Подготовка материалов для выполнения рефератов и эссе по темам:
«Философия Нового и Новейшего времени»
«Философия и история»
6
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
20
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
9
Дополнительное изучение тем курса
9
Итоговая аттестация в форме экзамен
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
2.2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» (очное отделение)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.
Философия как учение о мире в целом и об основных идеях мироустройства.
Соотношение философии, науки, религии и искусства.
Основной вопрос философии и два ответа на него.
2
2
Раздел 1
История философии
14
Тема 1.1 Философия античности и Средних веков
Содержание учебного материала
6
1
Философия Древнего Китая и Древней Индии
Кофуцианство.
Даосизм
Буддизм.
2
2
2
Античность.
Гераклит, Анаксимандер, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит
2
2
3
Средние века.
Августин, Авиценна, Ф.Аквинский, Буридан.
Схоластика
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дополнительное изучение темы «Философия античности и средних веков»
2
Тема 1.2
Философия Нового и Новейшего времени
Содержание учебного материала
8
1
Фил. Эпохи Возрождения.
Ренессанс. Гуманизм.
Реформация - М. Лютер, Ж. Кельвин
Натурфилософия - Л. да Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник
2
2
2
Новое время
Эмпиризм - Ф. Бэкон, Д.Локк
Рационализм - Р. Декарт, Ворльтер, Ж-Ж Руссо. И. Кант, В. Гегель, Л. Фейербах
Иррационализм - А. Шапенгауэр, Ф, Ницше
Марксизм - К,Маркс
2
2
3
Философия России 18-20 вв
Ломоносов, Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский, Чаадаев
Славянофилы и западники - Хомяков, Кириевский
2
2
4
Русский космизм 20 в
Циолковский, Вернадский, Федоров, Чижевский, Умов
Философия Серебряного века
Бердяев, Соловьев
Современная Западная философия
Позитивизм и неопозитивизм.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материалов для выполнения рефератов и эссе по теме «Философия Нового и новейшего времени»
2
Раздел 2
Человек - сознание - познание
14
Тема 2.1
Человек как главная философская проблема
Содержание учебного материала
6
1
Философия о происхождении и сущности человека.
Антропология как наука о развитии и становлении человека.
Природное и социальное в человеке. Проблемы смерти и бессмертия
Основные нравственные фил. понятия- творчество, труд, смысл жизни, любовь, свобода, счастье.
2
2
2
Человек и природа, человек и общество
2
2
3
Человеческое бытие - его содержание, формы и свойства. Свойства материи
2
2
Тема 2.2
Проблема сознания
Содержание учебного материала
4
1
Философия о происхождении и сущности сознания.
2
2
2
Сознания, мышление, язык.
Сознательное и бессознательное.З.Фрейд
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дополнительное изучение темы «Проблема сознания»
2
Тема 2.3
Учение о познании
Содержание учебного материала
4
1
Мышление.
Разум. Формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.
Чувственное и рациональное познание.
Структура познавательного акта.
2
2
2
Истина, заблуждение, ложь
Проблема, гипотеза, теория, методы познания
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дополнительное изучение темы «Учение о познании»
2
Раздел 3
Общетеоретические основы философии
4
Тема 3.1 Категории философии, методы познания
Содержание учебного материала
1
Понятие категории, ее характеристика.
Суть основных философских категорий.
Понятие метода, его характеристика.
Методы познания, их суть
2
3
Тема 3.2 Основные принципы и законы диалектики.
Содержание учебного материала
Понятие принципа, его характеристика.
Суть основных философских принципов.
Понятие закона, его суть
Законы единства и борьбы противоположностей, количества и качества, отрицания отрицания.
2
3
Раздел 4
Духовная жизнь человека
4
Тема 4.1
Философия и научная картина мира
Содержание учебного материала
2
1
Картина мира в представлении античных философов, философов Эпохи Возрождения и Нового Времени
Основные категории научной картины мира - пространство и время, движение, отражение.
Возникновение человечества.
Человек и космос.
Наука и критерии научности
2
2
Тема 4.2
Философия и религия
Содержание учебного материала
2
1
Религия о смысле человеческого существования.
Отличие религии от веры. Значение веры в жизни современного человека.
Суть трех мировых религий - христианства, буддизма, ислама
2
2
Раздел 5
Социальная жизнь
8
Тема 5.1
Философия и история
Содержание учебного материала
2
1
Философская концепция исторического развития: однолинейный и циклический пути.
Роль личности в истории.
Западники и славянофилы в русской истории
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка материалов для выполнения рефератов и эссе по теме «Философия и история»
1
Тема 5.2 Философия и культура
Содержание учебного материала
2
1
Человек в мире культуры.
Виды культуры.
Формы культуры.
Цивилизация и ее виды
2
2
Тема 5.3 Философия и глобальные проблемы современности
Содержание учебного материала
4
1
Философия о возможных путях развития мирового сообщества.
Глобальные проблемы современности
2
2
2
Пути решения глобальных проблем современности
2
2
Итоговое занятие
2
Всего
максимальной учебной нагрузки
в том числе:
в обязательной аудиторной учебной нагрузке
самостоятельной работы
57
48
9
2.2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» (заочное отделение)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.
Философия как учение о мире в целом и об основных идеях мироустройства.
Соотношение философии, науки, религии и искусства. Основной вопрос философии и два ответа на него.
2
2
Раздел 1
История философии
6
Тема 1.1 Философия античности и Средних веков
Содержание учебного материала
2
1
Древний Китай, Древняя Индия
Конфуцианство, даосизм, буддизм
Античность. Гераклит, Анаксимандер, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит
Средние века. Августин, Авиценна, Ф.Аквинский, Буридан. Схоластика
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дополнительное изучение темы «Философия античности и средних веков»
2
Тема 1.2
Философия Нового и Новейшего времени
Содержание учебного материала
4
1
Фил. Эпохи Возрождения.
Ренессанс. Гуманизм.
Реформация - М. Лютер, Ж. Кельвин
Натурфилософия - Л. да Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник
Новое время. Эмпиризм - Ф. Бэкон, Д.Локк
Рационализм - Р. Декарт, Ворльтер, Ж-Ж Руссо. И. Кант, В. Гегель, Л. Фейербах
Иррационализм - А. Шапенгауэр, Ф. Ницше
Марксизм - К. Маркс
2
2
2
Философия России 18-20 вв.
Ломоносов, Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский, Чаадаев
Славянофилы и западники - Хомяков, Кириевский
Русский космизм 20 в. Циолковский, Вернадский, Федоров, Чижевский, Умов
Философия Серебряного века. Бердяев, Соловьев.
Современная Западная философия. Позитивизм и неопозитивизм.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материалов для выполнения рефератов и эссе по теме «Философия Нового и Новейшего времени»
2
Раздел 2
Человек - сознание - познание
6
Тема 2.1
Человек как главная философская проблема
Содержание учебного материала
2
1
Философия о происхождении и сущности человека.
Антропология как наука о развитии и становлении человека.
Природное и социальное в человеке. Проблемы смерти и бессмертия
Основные нравственные фил. понятия- творчество, труд, смысл жизни, любовь, свобода, счастье.
Чел. и природа, чел. и общество
Чел бытие - его содержание, формы и свойства. Свойства материи
2
2
Тема 2.2
Проблема сознания
Содержание учебного материала
2
1
Философия о происхождении и сущности сознания.
Сознания, мышление, язык.
Сознательное и бессознательное.З.Фрейд
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дополнительное изучение темы «Проблема сознания».
2
Тема 2.3
Учение о познании
Содержание учебного материала
2
1
Мышление.
Разум. Формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.
Чувственное и рациональное познание.
Структура познавательного акта.
Истина, заблуждение, ложь
Проблема, гипотеза, теория, методы познания
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дополнительное изучение темы «Учение о познании»
2
Раздел 3
Общетеоретические основы философии
2
Тема 3.1 Категории философии, методы познания. Основные принципы и законы диалектики
Содержание учебного материала
2
1
Понятие категории, ее характеристика. Суть основных философских категорий.
Понятие метода, его характеристика.
Методы познания, их суть. Понятие принципа, его характеристика.
Суть основных философских принципов. Понятие закона, его суть.
Законы единства и борьбы противоположностей, количества и качества, отрицания отрицания.
2
3
Раздел 4
Духовная жизнь человека
2
Тема 4.1
Духовная и социальная жизнь человека. Философия и история
Содержание учебного материала
1
Религия о смысле человеческого существования.
Отличие религии от веры. Значение веры в жизни современного человека. Суть трех мировых религий - христианства, буддизма, ислама
Философская концепция исторического развития: однолинейный и циклический пути.
Роль личности в истории.
Западники и славянофилы в русской истории
Человек в мире культуры. Виды культуры. Формы культуры.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материалов для выполнения эссе и рефератов по теме «Философия и история»
1
Раздел 5
Глобальные проблемы современности
2
Тема 5.1
Глобальные проблемы современности и пути их решения
Философия о возможных путях развития мирового сообщества.
Глобальные проблемы современности
Пути их решения
2
Обзорно-установочные занятия на уроках
Самостоятельных работ
20
9
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы философии».
Оборудование учебного кабинета:
-
стенды, наглядные пособия.
Технические средства обучения:
-
компьютер, модем, выход в Internet;
-
проектор и экран;
-
мультимедийное учебное пособие по курсу «Основы философии» Электронная библиотека «История философии» 15 томов ООО Бизнессофт Россия 2009.
Наглядные пособия:
-
плакаты.
Обучающие средства:
-
учебные элементы;
-
уроки - презентации;
-
методический материал для уроков;
-
методические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Контрольные материалы:
-
тесты по темам.
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гуревич П.С. Основы философии. - Изд. КноРус, 2011.
-
Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2010.
-
Гуревич П.С. Основы философии. - УИЦ «Гардарики» 2007.
-
Калашников В.Л. Философия: курс лекций. - М.: 2008.
-
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: 2008.
-
Губин В.Д. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Гардарики, 2008.
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс]/создатель: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"; - Режим доступа: fcior.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана.
-
Мультимедийное учебное пособие по курсу «Основы философии» Электронная библиотека «История философии» 15 томов ООО Бизнессофт Россия 2009.
Дополнительные источники:
-
Взаимодействие культур Запада и Востока. - М.: Академия, 2009.
-
Цивилизация и культура: научный альманах. - М.: 2009-2010.
-
Проблема человека в философии: Сборник статей. - М.: 2008.
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысла жизни на основе философии культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники.
- устный контроль
- взаимоконтроль
- письменный контроль
- тестирование;
- оценка деятельности обучающего в процессе освоения образовательной программы;
- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.