- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования по краеведению
Программа дополнительного образования по краеведению
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Идова Л.Н. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ
ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ЦЕНТР ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»
ПРОГРАММА
по внешкольному образованию
краеведческого направления
«КРАЕВЕДЕНИЕ »
1 год обучения
автор: Идова (Закалдаева) Л.Н. - методист Крымского республиканского внешкольного учебного заведения «Центр Туризма и Краеведения Учащейся Молодежи». Инструктор пешеходного туризма.
Пояснительная записка
Есть уголки нашей Родины, посещение которых, вызывает у человека чувство радости и настраивает все его существо на лирическое звучание. Таков Крым. Очень богатая история полуострова, его сказочная природа, особенно горного Крыма, лазурь безбрежного моря, загадочные очертания скал, большое количество ландшафтных памятников - все это создало ему славу и популярность.
Из всего курса географии каждый ученик лучше всего должен знать свой край, где он родился, живет, и будет работать. Наш маленький полуостров заслуживает самого пристального внимания к себе, потому что является «маленьким миром планеты, или, образно говоря, микрокосмосом Земли». Крым - край, где есть все: горы, глубокие ущелья, живописные водопады, степи, горные луга, быстрые и шумные реки, вечнозеленая роскошь субтропиков, ласковые воды теплых морей. И чтобы сохранить этот уникальный мир надо досконально изучать природу, население и хозяйство нашего полуострова.
Главная цель кружка «Краеведение» - более детальное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями крымской природы, распространение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях.
Краеведение - является важным этапом изучения учащимися взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, познания родного края, изучения и сохранения богатств окружающей среды, формирования краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного образования.
Программа предусматривает обучение детей в кружках в течение одного года.
На проработку учебного материала отводится 216 часов.
Целью программы является приобретение учащимися определенных компетенций в процессе занятий географическим краеведением.
Основные задачи программы заключаются в формировании таких качеств:
-
Познавательная компетентность: умение исследовать и рационально использовать природные ресурсы, знакомиться и изучать природные богатства, традиции и культуру родного края, климатические и погодные условия, формировать личностное восприятие исследованного материала.
-
Практическая компетентность: исследовать, проводить поисковые работы, применять полученные навыки ведения быта и безопасного передвижения в условиях экспедиции, уметь описывать исследуемые объекты в т.ч. природные (реки, озера, болота, растительность, почвы), изучать микроклимат, оформлять дневник исследований по выбранной теме; участвовать в ученических конкурсах научно-исследовательских работ, конференциях, олимпиадах и т.п.
-
Творческая компетентность: готовить научно - исследовательские и поисковые работы, участвовать в экскурсиях, экспедициях, акциях, поисковой и исследовательской работе.
-
Социальная компетентность: способность к сотрудничеству с научными и научно - исследовательскими учреждениями, развитие социальной активности, воспитание культуры общения, воспитания доброжелательности, умение работать в коллективе.
Программа кружка направлена на формирование системного мышления, углубления знаний, умений и навыков по отдельным учебным дисциплинам и краеведческой работы.
В основу программы «Краеведение» положены базовые блоки :
• географическое краеведение;
• историческое краеведение;
• религиоведение;
• начальная туристская подготовка;
• исследовательская работа.
В содержании программ учтены требования базового и полного общего среднего образования в области «Естествознание», «Обществознание», «Культура добрососедства». Программа включает сведения, которые углубляют и дополняют содержание предметов по географии и краеведению, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях.
Важная роль отводится формированию у кружковцев языковой культуры, усвоению географической, краеведческой терминологии, практических навыков работы с картографическими и музейными материалами.
Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Периодичность экскурсий и практических занятий на местности - минимум один раз в месяц. Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности является соблюдение санитарно - гигиенических требований и техники безопасности.
При планировании экскурсий, практических занятий и путешествий учитываются сезонные изменения погоды, климатические условия. Дополнительные возможности для реализации запланированных мероприятий во время каникул.
Для закрепления и реализации, приобретенных воспитанниками знаний, умений и навыков в конце учебного года проводится летнее краеведческое путешествие (вне сетки учебных часов).
Программа предусматривает вариативность, как дидактических принципов, так и элементов инновационных методов обучения, направленных на формирование творческой личности, включая оздоровительную и инструктивную направленность.
На занятиях кружка используются различные формы обучения в зависимости от возраста кружковцев: объяснительно - иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия и др.), репродуктивные (воспроизводящие), тренинговые (развитие знаний, приобретение умений и навыков), дискуссионные, проблемно-поисковые (исследовательские, поисковые). При проведении практических занятий предпочтение отдается географическим исследованиям и поисковой работе, краеведческим исследованиям на природе и прочее.
Во время практических занятий применяются наглядные пособия, коллекции, гербарии, картографический материал, технические средства обучения.
Наряду с групповыми, коллективными формами работы проводится индивидуальная работа с обучающимися, в том числе при подготовке конкурсов, выставок и других массовых мероприятиях. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творческим потенциалом, одаренности, возраста и психофизических особенностей ребенка.
По данной программе может проводиться индивидуальное обучение.
Проверка компетентности воспитанников осуществляется во время проведения практических занятий в форме викторин, конкурсов при посещении экскурсионных объектов.
Педагог в установленном порядке может вносить изменения в распределение учебного времени на изучение отдельных тем программы, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы воспитанников, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки. Темы представлены в порядке возрастания сложности материала.
В первые недели занятий необходимо провести родительские собрания, где нужно рассказать о плане работы кружка, расписании занятий и личном снаряжении юного краеведа для практических занятий и путешествий.
* Часовой пересчет проведения экскурсий по городу составляет 4:00 часа.
* Часовой пересчет однодневных экскурсий и экспедиций вне города составляет 8:00 часов, двух и трехдневных - 14 и 22 часа соответственно.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
В том числе
теоретических
практических
1
РАЗДЕЛ І.
Вступительная часть
2
2
-
1.1.
Объект и предмет исследования. Методы исследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.
2
2
-
2
РАЗДЕЛ ІІ.
Краеведение
60
17
43
2.1.
Образ Крыма с древних времен и до наших дней
1
1
2.2.
Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населенные пункты, гидрография и орография полуострова.
2
2
-
2.3.
Выдающиеся исследователи полуострова
1
1
2.4.
Географические особенности родного края
1
1
-
Рельеф, грунты
2
1
1
Растительный и животный мир своего края
12
4
8
Геологическое и тектоническое строение края. Полезные ископаемые
9
1
8
Метеорологические и гидрологические наблюдения
9
1
8
2.5.
Туристско-рекреационные ресурсы: климатические, морские и пляжные ресурсы минеральных вод, лечебные грязи, ландшафтно-туристические
20
4
16
2.6.
Краеведческие исследования. Оборудование для краеведческих исследований
6
2
4
3
РАЗДЕЛ ІІІ.
Край многонациональный
24
16
8
3.1.
Народы Крыма. Традиционные религии полуострова
1
1
-
3.2.
Традиции народов Крыма
7
7
-
Экскурсия в этнографический музей
4
-
4
Экскурсия в «Кроненталь»
4
-
4
Экскурсия в «Кърымчахлар»
4
-
4
Экскурсия в Крымскотатарский музей искусств
4
-
4
4
РАЗДЕЛ ІV.
Ландшафтные комплексы, природно-заповедные территории и основные туристические объекты
34
2
32
4.1.
Общая характеристика ландшафтных комплексов, природно-заповедных территорий и основных туристических объектов
2
2
Экскурсия в заповедник
8
-
8
Экскурсия к архитектурному памятнику
8
-
8
Экскурсия к памятнику истории
8
-
8
Экскурсия в Никитский ботанический сад
8
-
8
5
РАздЕл V. Базовая туристская подготовка
73
29
44
5.1
Виды туризма
2
2
-
5.2
Спортивное ориентирование.
Топографическая подготовка
18
10
8
5.3
Туристское снаряжение
4
4
-
5.4
Туристский быт. Организация питания в туристском путешествии, организация бивака
16
4
12
5.5
Техника пешеходного туризма
18
-
18
5.6.
Организация и проведение краеведческих экскурсий, экспедиций, туристских путешествий
4
4
-
5.7
Подготовка к летней экспедиции
7
3
4
5.8
Правила проведения соревнований по туризму
1
1
-
5.9
Подготовка отчета о краеведческой экскурсии, экспедиции, туристского путешествия
3
1
2
6
РАЗДЕЛ VI.
Подведение итогов
23
1
22
6.1
3-х дневная туристско-краеведческая экспедиция
22
-
22
6.2
Итоговое занятие
1
1
-
Всего:
216
67
149
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I.
Вводная часть (1 час)
1.1 . Вводное занятие (1 часа)
Объект и предмет исследования. Методы доследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.
РАЗДЕЛ II.
КРАЕВЕДЕНИЕ (22 часа)
2.1 . История возникновения (1 час)
Образ Крыма с древних времен и до наших дней.
2.2 . Топонимика . (1 час)
Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населенные пункты, гидрография и орография полуострова.
2.3 . Исследования (1 час)
Выдающиеся исследователи полуострова.
2.4 . Географические особенности родного края. (14 часа)
Физико географическое положение, рельеф, почвы, растительный и животный мир, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые края. Метеорологические и гидрологические наблюдения.
Практические занятия.
Экскурсия в геологический, краеведческий музей, лесную зону.
2.5 . Туристско-рекреационные ресурсы (2 часа)
Туристско-рекреационные ресурсы: климатические (чистота воздуха, продолжительность солнечного сияния, температурный и осадочный режим), морские и пляжные (чистота морской воды, разнообразие пляжей, купальный сезон), ресурсы минеральных вод (виды, запасы, качество). Целебные грязи (разнообразие грязей, запасы, качество). Ландшафтно - туристические (природные, исторические, культурные, археологические и др.).
2.6. Краеведческие исследования. Оборудование для краеведческих исследований (6 часов)
Содержание и направления краеведческих исследований. Виды архивных и музейных материалов по истории и культуре родного края. Понятие о методике сбора и обработке материалов. Наблюдения и исследования на местности. Наблюдение за сезонными явлениями природы. План экскурсии. Наблюдения и записи во время экскурсий. Записи воспоминаний очевидцев событий. Анкеты, опросники.
Правила хранения и использования исторических документов. Сбор краеведческих материалов. Личный и групповой дневник, фотосъемка и зарисовки в путешествии. Оборудование и приборы, необходимые для краеведческой и исследовательской работы.
Практические занятия.
Изучение приборов и оборудования для исследовательской работы. Выполнение заданий общеобразовательного внешкольного ученого заведения, гражданских и научных организаций, самостоятельное ведение краеведческих наблюдений. Ведение дневников, запись воспоминаний, интервьюирование. Подготовка докладов на основе литературы и личных наблюдений и исследований.
РАЗДЕЛ III.
ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОДНОГО КРАЯ (24 часа)
3.1 . Народы Крыма. Традиционные религии полуострова (1 час)
Культуры народов Крыма. Моральные нормы в христианской и мусульманской культуре. Церковные институты в Крыму в прошлом и настоящем. История возникновения церковных (религиозных) организаций.
3.3 . Традиции народов Крыма (7 часов)
Традиции народов Крыма. Этикет гостеприимства в разных религиях. Проблемы развития и сохранения языков. Живые и мертвые языки. Искусственные языки. Языковое многообразие Крыма как культурный багаж человека. Сегодняшний этикет разных народов. Искусство быть гостем, хозяином. Особенности застольного этикета в различных культурах. Прощание. Правила поведения во время религиозных праздников и обрядов.
Практические занятия.
Экскурсии в этнографический музей, в Культурно-этнографический центр крымских немцев «Кроненталь», Крымское Республиканское культурно-просветительское общество крымчаков «Кърымчахлар», Крымскотатарский музей искусств.
РАЗДЕЛ IV .
ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ (34 ЧАСА)
4.1 . Ландшафтные комплексы , туристические объекты и заповедные территории (34 часа)
Ландшафтные комплексы Крыма. Классификация ландшафтов: по характеру контакта геосфер (земных оболочек), по характеру рельефа, по характеру растительного покрова. Особенности основных крымских ландшафтов: степных, предгорных, лесных, крымских яйл, особенности южнобережных, прибрежных, карстовых, агроландшафтних, городских. Характеристика общих туристических объектов Крыма: природных, археологических, исторических памятников, мест, связанных с историей культуры, архитектурных, социально-экономических, научных.
Природно-заповедные территории: природные заповедники. (Крымский, Лебяжьи острова, Ялтинский горнолесной, мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский); Никитский ботанический сад; заказники (Аюдаг, Большой каньон, горный карст Крыма, Новый Свет, урочище Караби - яйла и др.) памятники природы (Кизил-Коба, Мангуп - Кале, урочище Демерджи, карстовая пещера Солдатская и др.) парки - памятники садово - паркового искусства (Алупкинский, Гурзуфский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Утес, Мисхор и др.).
Характеристика основных туристических объектов Крыма: природные (Большой каньон, вулкан Карадаг, карстовый рельеф горного Крыма, реликтовые рощи сосны Судакской, грязевые вулканы Керченского полуострова), археологические (пещерные города Крыма), исторические памятники, связанные с крымскими войнами (города - герои Севастополь и Керчь, Аджимушкайские каменоломни, Перекопский вал, Массандровский, Ливадийский, Алупкинский комплексы дворцов), места, связанные с историей культуры (дома- музеи: М.А. Волошина, А.С. Грина, А. Чехова, картинная галерея имени И.К. Айвазовского, краеведческие музеи), архитектурные (Бахчисарайский дворец, Генуэзская крепость, Херсонес) , социально -экономические (детский лагерь Артек, завод шампанских вин в Новом Свете, винные подвалы в Массандре и Солнечной долине), научные (астрофизическая обсерватория в п. Научный, институт биологии Южных морей, морской гидрофизический институт, институт «Магарач» ,Никитский ботанический сад, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского и др.)
Практические занятия.
Экскурсии в заповедники, к памятникам архитектуры истории, Ботанические сады и парки.
РАздЕл V.
БАЗОВАЯ ТУРИСТСКАЯ пОдготовка (75 ЧАСОВ)
5.1. Виды туризма (2 часа)
Виды туризма: рекреационный, пешеходный, горный, водный, лыжный и др. Чем интересен туризм.
Особенности видов туризма.
5.2. Спортивное ориентирование. Топографическая подготовка (18 часов)
Понятие о геодезии и картографии. Условные топографические знаки. Изображение горизонталей и рельефа на картах. Измерение расстояний на карте и местности. Общие сведения об ориентировании на местности. Компас и его строение. Понятие об азимуте. Спортивное ориентирование, как вид спорта. Понятия: карта, масштаб. Масштаб карт. Чтение карт.
Ориентирование при помощи компаса, карты, по местным предметам и признакам природы. Определение на карте точки своего местоположения.
Практические занятия.
Изготовление карточек топографических знаков. Топографические задания, игры, диктанты. Разработка схемы маршрута, работа с компасом, курвиметром, транспортиром, визирной линейкой.
Определение азимута на местности. Движение по указанному азимуту. Определение сторон горизонта по местным признакам.
Использование карт и схем на местности.
5.3. Туристское снаряжение (4 часа)
Групповое и личное снаряжение для туристского путешествия, в зависимо ти от района путешествия, способу передвижения, времени года, погоды.
Виды рюкзаков, палаток, спальных мешков и др. Основные требования к снаряжению. Уход за снаряжением и его ремонт. Комплектация ремонтного набора.
5.4. Туристский быт. Организация питания
в туристском путешествии (16 ч)
Общие требования к местам привалов и ночевок. Выбор места для бивака (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные мероприятия. Различные типы костров и их назначение. Обустройство места для костра. Разжигание костра. Сушка и ремонт одежды, обуви. Противопожарная безопасность. Режим дня в путешествии.
Набор продуктов. Режим питания и калорийность пищи в путешествии. Меню и хранение продуктов. Санитарные требования. Приготовление пищи в различных погодных условиях.
Практические занятия.
Составление списков группового и индивидуального снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением. Установка палаток, использование оборудования для приготовления пищи. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Изготовление оборудования для сушки одежды и обуви. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака. Составление списка необходимых продуктов и меню для одно, двух и многодневного путешествия. Практические навыки пользования ремонтным набором, установка и снятие палаток, разжигание костра, приготовления пищи.
5.5. Техника пешеходного туризма (18 часов)
Практические занятия.
Правила соревнований по технике пешеходного туризма, классификация соревнований, требования к классу дистанции соревнований. Вязка узлов. Техника преодоления естественных препятствий в различных условиях:
• вязка узлов (проводник, восьмерка, срединный, схватывающий Прусика, двойной проводник, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый, академический, прямой, встречный, ткацкий и др.)
• движение по тропам (приемы движения на подъемах и спусках);
• движение травянистыми склонами (способы «елочка», «серпантин», «спортивный»);
• движение через лесную чащу (способы преодоления лесных завалов буреломов, скоплений валунов и т.д.);
• движение через болото, способы его преодоления;
• способы преодоления водных преград (вброд, по камням, по мосткам, «маятник», «цирк», с помощью навесной переправы).
5.6. Организация и проведение краеведческих экскурсий, экспедиций, туристских путешествий (4 часа)
Определение цели и задачи туристского путешествия. Понятие о плане подготовки к путешествию и распределение обязанностей в группе. Ознакомление с районом путешествия. Понятие о смете путешествия. Подготовка снаряжения к путешествию.
Топографические материалы. Комплектование состава группы. Распределение обязанностей. Выбор и разработка маршрутов одно, двухдневного и многодневного путешествия. Радиальные маршруты. Запасные варианты основного маршрута. Подготовка снаряжения и продуктов питания.
Обработка собранных материалов. Фото и видео материалы. Понятие об отчете о туристском путешествии.
5.7. Подготовка к летней экспедиции (7 часов)
Цели и задачи экспедиции. Изучение района экспедиции. Методы сбора краеведческих материалов. Полевая тетрадь и полевой дневник, требования к их ведению, специальные вопросники.
Практические занятия.
Распределение обязанностей между членами группы. Работа с картографическим материалом с целью разработки маршрута экспедиции. Составление сметы и материальное обеспечение экспедиции.
5.8. Правила проведения соревнований
по видам спортивного туризма (1 час)
Общие понятия о Правилах туристских соревнований. Положения и условия проведения соревнований, как основные документы о соревнованиях. Судейство соревнований. Таблица штрафов. Командная карточка.
5.9. Подготовка отчета краеведческой экспедиции (3 часа).
Подготовка краеведческой экскурсии.
Практические занятия.
Работа с материалом библиотеки, музея, картами, фотоматериалов и Интернетом.
РАЗДЕЛ V.
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (23 часа)
5.1. Практические занятия.
3-х дневная туристско-краеведческая экспедиция
5.2. Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов работы кружка за год. Награждения лучших воспитанников кружка. Задание на лето.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать:
• туристские возможности региона;
• основные требования к отчету о краеведческой экспедиции и туристском походе;
• краеведческую и другую литературу по истории родного края;
• основные виды краеведческих наблюдений, которые могут осуществляться в краеведческой экспедиции, инструменты (приборы), которые при этом применяются;
• кино, фотодокументы и другие источники об истории родного края;
• схему и описание маршрута краеведческой экспедиции;
• правила подготовки и написания поисково - исследовательской работы;
• местные признаки ухудшения и улучшения погоды;
• основные литературные, археологические, геологические и природные достопримечательности Крыма;
• основные понятия по геологии;
• историю геологического развития, тектонические структуры и полезные ископаемые родного края;
• права и обязанности участников путешествий и соревнований;
Учащиеся должны уметь:
• работать с краеведческой и специальной литературой в архивах, библиотеках, научных учреждениях;
• давать характеристику района проведения краеведческой экспедиции;
• систематизировать собранный материал;
• представлять результаты поисково - исследовательской работы на конкурсах, конференциях, олимпиадах;
• оценивать собственные достижения и достижения других кружковцев;
• сотрудничать с ровесниками во время коллективной работы;
• составлять определенный раздел отчета о краеведческой экспедиции, техническое описание маршрута;
• разрабатывать маршруты экспедиций и экскурсий.
• применять полученные навыки ведения быта и безопасного передвижения в условиях экспедиции;
• составлять отчет о краеведческой экспедиции, техническое описание маршрута; выступать с докладами, рефератами, пропагандировать работу кружка.
БИБЛИОГРАФИЯ
-
Авинда Владлен. Лик земли прекрасной и печальной: Лирический путеводитель по Восточному Крыму, Симферополь: Таврия, 2002
-
Атлас. Крым: история, (5-11 класс).- Симферополь: Союзкарта, 2001.
-
Атлас. Автономная Республика Крым.- ЗАО «Институт передовых технологий», Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Институт географии НАН Украины, 2003.
-
Атлас туриста. Крым.- Москва: ГУГК, 1985-1986, 1998.
-
«Атом серця», Українська поезія першої половини XX століття. - К.: "Веселка". 1993.
-
Бабарицька В., Короткова А., Малиновська О. Екскурсознавство і музеєзнавство. Навчальний посібник.- К.: Альтерпрес, 2008
-
Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М: АПН РСФСР, 1961.
-
Багрова Л.А., Боков В.А., Багров Н.В. География Крыма.- Киев: Лыбидь, 2001.
-
Багров Н.В., Боков В.А. и др. Экология Крыма. Справочное пособие. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.
-
Безпека життєдіяльності туристів, екскурсантів, відпочивальників та працівників туризму (аспекти). - Дніпропетровськ: Промінь, 2002.
-
Бейдик О.О., Падун М.М. География. Справочник для поступающих в высшее учебное заведение. - К.: Лыбидь, 1996.
-
Біблія.
-
Блаватский В.Д., Античная археология Северного Причерноморья. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
-
Булашев Г.О. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях. - К.: Довіра, 1992.
-
Важов В.И. Целебный климат. Симферополь: Таврия, 1983.
-
Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис.-Т.1,2.-К: Обе¬ріг, 1991.
-
Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма.- Симферополь: Таврия, 1989.
-
География Крыма. Учебное пособие для 8-9 класса под ред. Саприной В.И.- Симферополь: Союзкарта, 2000.
-
Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. Главный редактор Трешников А.Ф.-М.:Советская энциклопедия, 1988.
-
Газета «Комсомольская правда в Украине» от 10 января 2003г., статья «Какие мы и сколько нас?».
-
Давня українська література. Хрестоматія.- К.: Освіта, 1992.
-
Даринский А.В. и др. Краеведение. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
-
Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Вслед за каплей воды (в пещерах Крыма), М.: Мысль,1971.
-
Дулицкий А.И., Костин Ю.В., Мальцев И.В. Редкие животные Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1981.
-
Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма.- Симферополь: Таврия, 1983.
-
Закалдаев Н.В., Пешком по Крыму или Крымские тропы. - Киев: Атика, 2003.
-
Закалдаев Н.В., Пешком по Крыму или Перевалы горного Крыма. - Симферополь, 2005.
-
Казарин В.П., Рудяков А.Н. Крым. Поэтический атлас.- Симферополь: Таврия, 1989.
-
Колотуха О.В. Дитячо-юнацький туризм в Україні. - Кіровоград РВЦ Кіровоградського держ. пед. ун-ту, 2001.
-
Кострица М.Ю., Обозный В.В. Школьная краеведческо-туристская робота. - К: Вища школа, 1995.
-
Крисаченко В.С. Українознавство. Посібник.- К.: Либідь, 1996.
-
Крубер А.А., Карстовая область горного Крыма, М., 1915.
-
Крюкова И.В., Лукс Ю.А., Привалова А.А. Заповедные растения Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1980.
-
Крым: прошлое и настоящее. Институт истории СССР под ред. Агаджанова С.Г., Сахарова А.Н.- М.: Мысль, 1988
-
Любіцева О.О., Панкова Є.В., Стафійчук В.І. Туристичні ресурси України. Навчальний посібник.- К: Альтерпрес, 2008.
-
Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 1987.
-
Масляков П.А., Шищенко П.Г. География Украины. Учебник для 8-9 классов. - К.: Зодиак-ЭКО, 2001.
-
Минеральные ресурсы Крыма и прилегающей акватории Чёрного и Азовского морей. Атлас.- Симферополь: Таврия-Плюс, 2001.
-
Огієнко І. Українська культура - К.: Довіра, 1993.
-
Орієнтовні навчальні програми туристсько-краєзнавчих об'єднань учнівської молоді (За заг. ред. Штангея Ю.В., - К., ІЗМН, 1996.)
-
Олиферов А.Н., Гольдин Б.М. Реки и озёра.- Симферополь: Крым, 1966.
-
Панкова Є.В. Туристичне краєзнавство.Навчальний посібник.-К.: Альтерпрес, 2008.
-
Подгородецкий П.Д. Крым. Природа.- Симферополь: Таврия, 1988
-
Подгородецкий П.Д., Кудрявцев В.Б. География Крыма.- Симферополь: Крымучпедиз, 1995.
-
Програми для туристсько-краєзнавчих гуртків позашкільних закладів (кол. викладачів; за ред. Омельченка Д.Г., - К., ІЗМН, 1996.).
-
Репресоване краєзнавство. Збірник. Рідний край.- К.: 1991.
-
Ростовцев М.И. Волшебный край. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1977.
-
Сборник учебных карт. География Крыма.- Симферополь: Союзкарта, 1999.
-
Сосновский С.К., Столбунов А.А. Спутник краеведа.- Симферополь: Таврия, 1978.
-
Строев К.Ф. Краеведение.- М.: Просвещение, 1974
-
Таланчук О. Духовний світ українського народу.- К.: Київський університет, 1992.
-
Штюмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М. 1985.
-
Щербак А.И. Всё о Крыме: ежегодное справочно-информационное издание. - Харьков: Каравелла, 1988.