• Преподавателю
  • Другое
  • Консультация Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ

Консультация Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ

     В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней.       В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки  и организации воспитательно - оздоровительной работы становится  гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья.     Здоровьесберегающие  технологии – это психологические приемы и методы работы,  подходы  к реализации возможных проблем плюс  постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно - оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья.

Здоровьесберегающие технологии - это психологические приемы и методы работы, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Реализация здоровьесберегающих технологий - это такая организация образовательного процесса, при которой происходит

качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.

Для коллектива нашего детского сада применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности является актуальной темой, так как в последние время резко ухудшается состояние здоровья детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых школьников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.

Что такое здоровьесберегающие технологии.

В последнее время мы всё чаще и чаще слышим, что появляются новые технологии в воспитании детей. Их создают с целью поиска новых форм, средств, способов формирования и укрепления здоровья детей.

Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Схематично это можно представить как взаимодействие «ребенок - родители», «ребенок - педагоги», «ребенок - доктор». Значимые взрослые - родители, педагоги, медики, психологи также общаются между собой в целях сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Теперь понятно, что это взаимодействие происходит на разных уровнях: на уровне самого ребенка, на уровне межличностных отношений в образовательном пространстве (то есть в детском саду, в поликлинике и в школе, дома), на уровне организации различных видов деятельности.

Что же происходит на уровне самого ребенка?

Ребенку важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у ребенка появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться, самоопределиться.

Ребенок еще не знает, кто он и что может сделать для своего развития и здоровья. Но в нем всё необходимое уже заложено. Важно помочь ребенку осознать и запустить все бессознательные и «спящие» механизмы.

Что происходит на уровне межличностных отношений в окружающем ребенка образовательном пространстве?

В образовательном пространстве вокруг ребенка организуется взаимопомощь важных для ребенка взрослых, сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Что происходит на уровне организации деятельности образовательного пространства?

Взрослые создают систему диагностики и объективного контроля здоровья ребенка. У всех участников образовательной среды формируются навыки, которые позволяют сохранить и укрепить СВОЕ и ДЕТСКОЕ здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера. У всех участников появляется систематическая и последовательная реализация оздоровительных мероприятий.

Эта здоровьесберегающая модель позволяет обеспечивать поддержку развития ребенка, как в коррекционном, как в профилактическом, так и в оздоровительном плане.

Здесь очень важно понимать, что без формирования мотивации на личностное саморазвитие и самореализацию, взрослые и дети еще долго будут стоять на месте.

Если говорить очень упрощенно, то здоровьесберегающая технология - это «система здоровья», и она как бы состоит из нескольких компонентов:

1. Комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;
2. Работа над осознанным саморазвитием детей;
3. Деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.

Если говорить о структуре здоровьсберегающей технологии, то её представить тремя основными блоками:

1.Диагностический,
2.Оздоровительно-коррекционный,
3. Контролирующий.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно - воспитателями. Мы уделяем особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Ежедневно в своей работе мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Её можно провести как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. мы считаем, что пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.

Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз, проводится каждый день по 3-5 минут в любое свободное время. Во время проведения данной гимнастики используется наглядный материал.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс гимнастики входят упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки.

Дыхательная гимнастика проводится так же ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.

Подвижные и спортивные игры (им уделяется много времени ежедневно). Подвижные игры проводятся и на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление всего организма и отдельных частей тела. Для работы мы используем спокойную классическую музыку, например звуки природы. Детям очень нравится выполнять такие упражнения.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдайте режим дня!

  2. Обращайте больше внимания на питание!

  3. Больше двигайтесь!

  4. Спите в прохладной комнате!

  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

  7. Гоните прочь уныние и хандру!

  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Из выше сказанного следует, что здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Таким образом, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни» не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально устойчивых условий пребывания ребёнка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Литература:

  1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».

  2. Э.М. Казин «Основы индивидуального здоровья человека».

  3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».



© 2010-2022