Методические рекомендации на тему Организация выставки школьного музея

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАНАВИНСКОГО РАЙОНА


Методическая разработка

семинара по теме

«Методические рекомендации по организации выставки в школьном музее»






Автор:

Лаптева Анна Владимировна

методист - куратор

гражданско-патриотического воспитания

учащихся






г. Нижний Новгород

2015 год









































Методические рекомендации по организации

выставки школьного музея


Цель: в рамках реализации направления программы патриотического воспитания «Формирование у учащихся уважения к историческому и культурному наследию района, города, страны».

Задачи:

- оказать методическую помощь по организации выставки школьного музея;

- обеспечить качественную подготовку к районным и городским конкурсам стационарных или временных выставок;

- обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими материалами;

- пополнить банк результативного опыта ОУ по методике и практике экскурсионной работы.

Раздаточный материал: методические рекомендации, практические материалы для педагогов.


Ход семинара


В современном понимании музей (в перев. с греческого - место, посвященное музам, храм муз) - культурно-просветительное и научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, учет, изучение и популяризацию памятников истории и объектов природы.

Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории или природы родного края. Он, как и государственный, выполняет социальные функции документирования и образовательно-воспитательные. Для их осуществления он должен проводить комплектование, хранение и учет, изучение и использование в учебной и внеклассной работе.

В настоящее время музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно - исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палитру. Это историко - краеведческие, художественные, народного быта и культуры, истории школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические. Очевидно явное преобладание, в количественном отношении, музеев военно- исторического профиля.

Одним из главных условий обеспечения деятельности музея является квалификация работающих в нем специалистов. Это общее положение приобретает особую актуальность в условиях работы школьного музея, поскольку его кадры должны обладать качеством особой универсальности. Знание и практическое владение основами педагогики должны в данном случае сочетаться с ориентацией в области музейного дела, включая все аспекты:

- комплектование, хранение и изучение музейных фондов;

- экспозиционная деятельность;

- музейная педагогика: организация детского музейного актива и работа с аудиторией.

Задача музея как института социальной памяти сохранять для современников и потомков подлинники, первоисточники, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

Принципы собирательской работы.

Разрабатывая план собирательской деятельности, не следует стремиться к всеохватности. Необходимо разработать реальную концепцию комплектования по каждому из определенных направлений на ближайшие несколько лет.

На первом этапе комплектования выявим круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим важное значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

- комплексный характер исследований;

- разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер не означает собирание всего подряд без всякого отбора. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе объект к школе, тем глубже его изучение. При этом не следует замыкаться только на своем сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город, область, Россия в целом).

Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя предметники.

Ограниченность выбора методов сбора информации нередко отрицательно сказывается на эффективности краеведческой работы. Перечислим главные методы.

Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают интерес к различным уголкам своего района.

Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.

Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать.

Переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих краях, но уехали оттуда. Им будет приятно вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а, может быть, и интересными предметами.

Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

Просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм. Много интересного может появиться в современных СМИ. Иногда самым неожиданным образом промелькнет новая информация или история, рассказанная о вашей местности.

Получение даров. Важно правильно фиксировать поступления, подаренные кем - то музею, записывать "легенду" предмета, оформлять дарственную. Не следует брать все подряд только потому, что дают. В этом случае музей, где, как правило, всегда ощущается 20 нехватка места, только засоряется лишними предметами. Необходимо также записать сведения о дарителе, его адрес, а также не забыть поблагодарить его. В результате подобных поступлений формируется обменный фонд.

Школьный музей, если он живой организм, строит свою работу в расчете на учащихся. Поэтому понятия актив, активность являются ключевыми в концепции школьного музея. Музеи организуются в образовательных учреждениях на основе систематической работы постоянного актива учащихся,

Методы работы с активом.

Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно воспитательный процесс является проектный метод. Метод проектов (от греч. - путь исследования) это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и практические навыки в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов.

Другим столь же актуальным методом организации и, главное, оптимизации работы актива является метод игры.

Игра - сфера деятельности, обеспечивающая высокую эффективность и гармоничность развития личности, ее физическое и духовное здоровье и признаем, что упадок игры (например, народных праздников) это серьезное свидетельство общественного неблагополучия.

Текст в экспозиции школьного музея.

Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на средства хранения информации.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета. Грамотно и тщательно составленный этикетаж существенный компонент экспозиции, значительный фактор повышения ее эффективности.

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать ее органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи. Тексты должны быть согласованы стилистически между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции.

Школьные музеи - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.

















Музейная терминология

Актив школьного музея - коллектив учащихся, педагогов, родителей, попечителей, участвующих в реализации социальных функций школьного музея.

Военно-исторические музеи - музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. К военно-историческим музеям могут быть отнесены школьные музеи, посвященные боевой славе земляков, в т.ч. мемориальные, военные события на территории края, истории воинских подразделений и др.

Инвентарный номер - порядковый номер учета музейного предмета по инвентарной книге. И.Н. проставляется на предмет и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета).

Мемориальный музей - музей, созданный в память о выдающемся событии или лице, расположенный на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, класс-музей). Профиль мемориального музея определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому он посвящен.

Экспозиция (от латинского Axposition - выставленное на показ, изложение) - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

Предметы музейного значения - памятники, выявленные в процессе комплектования, представляющие интерес для музея и могущие войти в его собрание, но находящиеся в своей среде бытования, функционирующие в жизни или хранящиеся у владельцев.

Музейный предмет - памятник, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания после его научной обработки.

Экспонат - музейный предмет, выставленный для обозрения. Он является структурной единицей экспозиции.

Экспозиционные материалы - совокупность подлинных музейных предметов, их воспроизведений, моделей, научно-вспомогательных материалов, включенных в музейную экспозицию.

Экспозиционный комплекс - структурная единица тематической экспозиции: группа предметов, объединенных по содержанию и создающих единый композиционный образ. Может быть этнографический комплекс, типологический, мемориальный и другие. Для монтажа используется какой-либо элемент экспозиционного оборудования (витрина, стенд, подиум, турникет) или их сочетание.

Раздел экспозиции - структурное членение экспозиционной темы. В исторических музеях соответствует хронологическому периоду.

Экспонат ведущий - музейный предмет в экспозиции, несущий наиболее полную смысловую и образную нагрузку, используется для создания акцента в экспозиции. В экспозиционном комплексе композиционно выделяется среди других предметов.

Этикетка - текст в экспозиции, представляющий собой аннотации к отдельному экспонату: его название, внешние и выходные данные, дополнительные сведения, соответствующие профилю музея.

Экспозиционное оборудование - вспомогательные конструкции и приспособления: витрины, подставки, подиумы, стенды, указатели и т.п.

Научно-вспомогательные материалы - карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы, другие материалы, которые дополняют выставленные экспонаты, помогают раскрыть их содержание, но сами не являются музейными предметами.

«Скрытый план» - часть экспозиционных материалов, скрытая в турникетах, кассетных стендах и т.д., позволяет более полно использовать собрание, не перегружая экспозиционную площадь.

Макет - объемное художественное воспроизведение подлинника, обычно меньшее по размеру и допускающее некоторую условность в показе.

Модель - возможно точное и в масштабе воспроизведение объемного подлинника, сохраняющее конструкцию и фактуру подлинника или его части (модель первых пароходов, ракет и т.д.)

Муляж - объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, точно передающего его форму, размер и цвет. Выполняется по специальному заказу художественными мастерскими. В экспозициях школьных музеев ордена, медали, предметы из драгоценных металлов могут быть представлены только муляжами.

Раритет - редкий , уникальный предмет. Нередко в школах допускаются ошибки, собирая раритеты без сопровождающих их документов и других научно-вспомогательных материалов.

Реликвия - музейный предмет, особо чтимый как память об исторически значимом событии или выдающемся человеке.

Новодел - точная копия памятника материальной культуры, выполненного в материале и в размере оригинала.

Тексты в экспозиции, представляющие собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей, то есть тех надписей, которые не являются экспонатами, а выступают в служебной функции.

Экскурсия - сумма знаний в специфической форме, сообщаемых группе людей и определенная система действий по их передаче.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г.

  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Советский спорт, 2001. - 216 с.


  1. В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. - ООО «Педагогические технологии -НН», 2014


  1. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. - М., 1984. -151 с.


  1. Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. Пособие для вузов по спец. «История»/ Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. - М.: Высш. шк., 1988.- 431с.


  1. ПалаткинаТ.М. Школьный музей. - М.: Светотон, 2004. - 104 с.


  1. Туманов В.Е. Школьный музей - хранитель народной памяти. Методическое пособие. Изд. Третье, дополненное. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 228 с.


  1. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.


  1. Экспозиция школьного музея. Методические рекомендации. Сост. Н.И. Решетников. - М., 1986.


© 2010-2022