- Преподавателю
- Другое
- Статья к учебно-практической конференции Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни в образовательной среде
Статья к учебно-практической конференции Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни в образовательной среде
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Силкина Л.П. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ
УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«РЕСПУБЛИКА КОМИ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Формирование положительной мотивации
к здоровому образу жизни в образовательной среде
Руководитель: Силкина Лариса Павловна,
преподаватель, ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Сыктывкар,
2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье студентов учреждений среднего профессионального образования (далее УСПО), обусловлена прежде всего тем, что уровень здоровья молодежи резко снизился. Исследования Всероссийского НИИ гигиены и профилактики детей и подростков показали, что лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, у 40 - 45% имеется хроническая патология, 45 -50% имеют морфофункциональные отклонения.
Проблема состоит в том, чтобы формировать у студентов УСПО устойчивую потребность в систематических занятиях физическими упражнениями; воспитывать в себе моральные и волевые качества, учиться самостоятельно применять полученные общие компетенции для дальнейшего успешного овладения профессиональными компетенциями.
Актуальность темы очевидна. 2014 год в Республике Коми объявлен годом Здоровья. Личная безопасность и здоровье молодёжи - одна из важных социальных ценностей современного общества. Здоровый образ жизни - личное глубокое убеждение человека и уверенность в реализации собственных жизненных планов, в обеспечении благополучия для себя, своей семьи и общества.
Безусловно, данная тема изучена достаточно хорошо, однако интерес формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни среди студентов в УСПО остаётся по - прежнему высоким.
В процессе работы над темой удалось достичь следующих результатов:
- здоровый образ жизни должен быть осознанным и являться такой же первичной потребностью, как потребность в еде и во сне;
- здоровый образ жизни способствует самоконтролю и личностному саморазвитию;
- здоровый образ жизни формирует культуру здоровья и как следствие - комфортную образовательную среду.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В государственном профессиональном образовательном учреждении «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются: процессы, методы, предметы, объекты, ценности, возможности, т.е. ресурсы, необходимые для полноценного формирования и развития эффективной личностно ориентированной, здоровьесберегающей образовательной среды.
Огромная роль отводится просветительской и профилактической работе. Основными направлениями являются:
- разработка психолого-педагогических и медицинских установок на здоровый образ жизни (новая философия труда и межличностных отношений, а также этика и психология здорового образа жизни);
- проведение лекций в учебных группах врачами-специалистами с целью формирования в молодежной среде ориентаций на ценности здорового образа жизни;
- организация работы «Кабинета доверия» социально-психологической службой с регулярными профилактическими индивидуальными приемами психолога и врачей-специалистов;
- вовлечение студентов в занятия физкультурой, спортом через внутриколледжские соревнования между группами, отделениями, специальностями (например, «Верёвочный курс», который проводится среди студентов первых курсов с целью адаптации и сплочения студенческого коллектива. Его девиз «Мы - КОМАНДА!»);
- участие студентов в республиканских Спартакиадах учреждений профессионального образования в Республике Коми;
- участие студентов в городских и республиканских конкурсах по безопасности жизнедеятельности.
В основе концепции воспитательного процесса колледжа лежит системно - синергетичесикй подход доктора педагогических наук - Н.М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии улицы», т.е. через воспитание человека разумного, цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание». Источником и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, а системный синергетизм. Обосновывая системно - ролевую теорию личности, рассматриваются такие объективные социальные роли, которые необходимо выполнять каждому человеку (гражданин, семьянин, труженик), мера освоения и качество выполнения которых определяют его социальный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность.
Практическая значимость всех направлений данной работы подтверждается тем, что возросла посещаемость занятий физической культурой в колледже. Студенты заинтересованы в положительном результате и проявляют доброжелательное отношение друг к другу; охотно посещают спортивные секции «Степ - аэробика» (для девушек) и баскетбол для юношей. Уже традицией стало ежегодное участие во Всероссийских Днях спорта: «Кросс Нации», «Лыжня России», «Российский азимут».
Среди студентов 2 и 3 курсов дневного отделения колледжа специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение» был проведён опрос на тему: «Что значит для меня здоровый образ жизни?».
Большинство ответили, что ЗОЖ - это привычка, которая помогает бороться с вредными привычками. ЗОЖ - это способ самореализации и самоутверждения. ЗОЖ - это возможность активно и позитивно мыслить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги темы «Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни в образовательной среде» можно сделать следующие выводы.
Во - первых, удалось достигнуть поставленной цели, а именно: создать условия для формирования у студентов колледжа устойчивых установок на неприятие вредных привычек.
Во - вторых, успешно выявлена положительная динамика учебных результатов повысилась посещаемость и успеваемость по ряду учебных дисциплин.
В - третьих, уважение к личности студента характеризуется демократическим стилем общения в сочетании с разумной требовательностью.
Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у студентов УСПО, воспитание у них основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья - важнейшие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления её деятельности.
Занятия по физической культуре должны дополняться физкультурно - оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, внеклассной работой, спортивно - массовыми мероприятиями. Всё это в совокупности обеспечивает необходимый объём двигательной активности студентов и способствует реализации поставленных целей и задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бароненко, В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента/под.ред В.А. Бароненко: учеб. Пособие. М.: Альфа - М: ИНФРА - М, 2006. - 352 с.
-
Гуреев, Н.В. Активный отдых. - Изд. «Советский спорт», 1991. -60 с.
-
Дубровина, С.Н. Направления деятельности кафедры здоровьесберегающих технологий/С.Н. Дубровина, Н.В. Зайцева//Среднее профессиональное образование. - 2014, № 8. - С. 130 - 135.
-
Калинин, С.А. Обучение студентов основным принципам соблюдения личной безопасности/С.А. Калинин//Среднее профессиональное образование. - 2014, № 3. - С. 135 - 139.
-
Кокарев, П.Н. Формирование положительной мотивации студентов к занятиям физической культуры/П.Н. Кокарев//Среднее профессиональное образование. - 2014, № 8. - С. 135 - 144.
-
Лаптев, А.В. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 160 с.
-
Саакян, Л.В. Реализация целей и задач на занятиях физической культуры/Л.В. Саакян//Среднее профессиональное образование. - 2014, № 7. - С. 125 - 128.
-
Смирнов, В.А. Физическая тренировка для здоровья. - Л.: Знание, 1991. - 32 с.
-
Стегней, Е.А. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях/Е.А. Стегней//Среднее профессиональное образование. - 2013, № 5. - С. 139 - 147.
-
Физическая культура: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиев. - 13 - изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.