• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад-презентация Нравственное воспитание – средство формирования у воспитанников ценностного отношения друг другу и к природе»

Доклад-презентация Нравственное воспитание – средство формирования у воспитанников ценностного отношения друг другу и к природе»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












ДОКЛАД


Тема: «Нравственное воспитание - средство формирования у воспитанников ценностного отношения друг другу и к природе»










Воспитатель 1кв.категории

Ахметгалиева Э.Ф.




(1 СЛАЙД)


Тема: «Нравственное воспитание - средство формирования у воспитанников ценностного отношения друг другу и к природе»


Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Проблема нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Что же подразумевается под понятием «нравственность», (2 СЛАЙД) нравственность - это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Существуют разные виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, эстетическое, патриотическое, правовое, половое, экологическое, но стержнем, на основе которого должны формироваться все вышеперечисленные виды воспитания - ЭТО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Это как дерево (3 СЛАЙД) - стволом которого является нравственное воспитание, а ветки, произрастающие из этого ствола все остальные виды воспитания, ну а листочки соответственно результатом воспитания. Нравственность - это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности.

Аристотель сказал: (4 СЛАЙД) «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Нравственность - это наше правильное отношение к окружающему миру, к природе и самое главное к людям, которые окружают нас.

Золотое правило нравственности: (5 СЛАЙД) «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!».

С чего же начинается нравственность? (6 СЛАЙД) Нравственность всегда начинается, как это не банально звучит, с уважения: к себе, к другому человеку, к животным, к природе.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста, а младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Гуманизм - это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.

Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать.

Проблема нравственности подрастающего поколения на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальна. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач - коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы, социально психологической адаптации. Подготовить воспитанников к активной жизни.

В своей работе воспитателя я стараюсь воспитать успешную, адаптированную личность, делая большой акцент на нравственное воспитание.

В нашей группе (7 СЛАЙД) - почти все дети пришли в школу из семей с низким уровнем воспитанности. Дети не знали, соответственно, не соблюдали, элементарных норм поведения в обществе, не владели культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтовали, не понимали и не принимали требований педагогов. Поэтому работа воспитателя состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

Какие же задачи преследует нравственное воспитание: (8 СЛАЙД)

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

(9 СЛАЙД)

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В своей работе я использую неопосредованный (без промежуточных этапов, напрямую) и опосредованный (данный не непосредственно а через посредство чего-нибудь другого) методы обучения.

К неопосредованному обучению относятся беседы (10 СЛАЙД), творческие часы (11 СЛАЙД), где дети изготавливают различные поделки из разных материала, (12 СЛАЙД) рисуют рисунки, (13 СЛАЙД) праздники, открытые мероприятия. Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.

Участие детей в общешкольных мероприятиях, способствует воспитанию у них нравственных качеств личности: любви к Родине, уважительного отношения друг к другу, природе. Участие детей в праздниках - это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психо-эмоционального состояния. Ведь не секрет, что большинство детей, обучающихся в школе, далеки то мира искусства, живущие зачастую в проблемных и асоциальных семьях, ограничены домом, двором, улицей.

К опосредованному методу относятся мероприятия, направленные на закрепление у детей тех качеств личности, которые прививаются во время

бесед, творческих часов и открытых мероприятий, при посещении столовой, общественных мест, во время экскурсий, игр на (14 СЛАЙД) свежем воздухе, во время (15 СЛАЙД) трудовой деятельности. Я стараюсь направить поведение детей в нужное русло, создавая ситуации, в которых ребятам приходится закреплять все полученные ранее знания, умения и навыки на практике.

Средствами нравственного воспитания являются: ознакомление с художественной литературой - это чтение сказок, рассказов, просмотр поучительных мультипликационных и видеофильмов, изобразительной деятельностью, музыкой; полученные знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных, бережно относиться к окружающему миру; игровая и трудовая деятельность. Окружающая ребенка атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью - это все практика нравственного поведения.

Все это в комплексе помогает наладить дружеские взаимоотношения между детьми; воспитать привычку сообща играть, трудиться, заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать у детей такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек в игру, на танец и т.д.

Особое внимание уделяю формированию умения оценивать свои поступки и поступки других людей, что у нас отражается на доске поведения, которая висит в группе, на групповых собраниях и еженедельной линейке в отчете дежурных. Стараюсь развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Особое место в воспитании занимают трудовые действия в природе. Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей сознание причастности к миру природы. Труд в природе как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношению к миру.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.

Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых - непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

У наших детей удивительное восприятие мира! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни.

Главное в работе воспитателя - это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание воспитанников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.

В своей работе я всегда стараюсь учитывать место каждой обучающей ситуации, и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности воспитанника, т.е. воспитанника обладающим такими качествами как уважение к правам и свободам человека, толерантность, любовь к Родине, окружающей природе и семье.

(16 СЛАЙД)

Спасибо за внимание! Творческих успехов вам в вашей работе!

© 2010-2022