Занятие Растения - лёгкие Земли

Данное занятие проводится с воспитанниками подготовительной к школе группы. Раскрывая тему, создаются условия для эксперементальной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы, для наблюдений, сравнений и умения самостоятельно делать выводы. Занятие можно также использовать для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «РАСТЕНИЯ - ЛЕГКИЕ ЗЕМЛИ»

Цель: дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

Ход занятия

  • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. А в конверте лежит фотография.

Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне.

Что здесь изображено? (Луна.)

Кто это? (Космонавты.)

  • А как вы догадались? (Ответы детей).

  • Что на них надето? (Скафандры.)

  • А почему космонавты находятся в космосе только в специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (Чтобы дышать.)

  • А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет.)

  • А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (Ответы детей.).

. - Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

Вдруг в дверь стук. Приходит Чепухарь.

  • Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я сначала думал, что эго космонавты на себя чепуху какую-то напялили? Летели бы в космос в спортивных костюмчиках, и все было бы хорошо. А потом я подумал: вдруг я не знаю чего-то? Пусть ребята фотографию посмотрят, а сам спрятался и все слушал, что вы говорили. Только мне стыдно, что я ничего про воздух, кислород и про растения не знал. А вы молодцы! Теперь я понял, зачем нужны скафандры космонавтам.

  • Ребята, а вы тут говорили про какие-то растения. А что это такое? (Это травы, кусты, деревья, цветы и т.д.)

  • А как вы узнаете, что травы, деревья, кусты - все это растения? (У растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

  • Ребята, а растения живые или неживые? (Ответы детей).

  • А почему вы говорите, что они живые?

(Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

  • А почему воздух очищается с помощью растений? (Ответы детей).

  • Чепуха, все это чепуха! Сказки какие-то...

  • Опять ты, Чепухарь, не веришь. Не веришь нашим ребятам, может, поверишь умным книгам? Послушай, Чепухарь, отрывок из книги




«Все обо всем»:

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают очень глубоко, значит, и в воде есть кислород.

  • Все это чепуха! Откуда в воде кислород?

(Вводе много растений, водорослей.)

  • Теперь мне все ясно, почему на Луне нет кислорода, а на Земле так легко дышится. Теперь я понимаю, почему в лесу воздух чище, чем в городе. В лесу очень много растений: и цветов, и трав, и кустарников, и деревьев и т.д.

  • Ребята, а что надо делать, чтобы в городе воздух был таким же, как в лесу? (Сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями.) - Скорее, скорее собирайтесь, ребята, на улицу! Пойдем все вместе ухаживать за растениями на участке. Около нашего детского сада воздух будет свежий и чистый, а мы с вами будем здоровыми.




ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ТЕМА «ЗНАКОМСТВО С ВОЗДУХОМ»

Цель: Ознакомление ребенка с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.

Помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что воздух прозрачный, «невидимый». Создать благоприятную почву для развития мышления ребенка.

Материалы и оборудование:

емкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором на каждого ребенка (можно использовать и готовые наборы для мыльных пузырей), воздушные шарики, игрушечные или самодельные веера, миску с водой, мяч (любые надувные игрушки), полиэтиленовый пакет (резиновые перчатки).

Опыт 1.

Воспитатель показывает детям пустой стакан и спрашивает, есть ли в нем что- нибудь. Затем дошкольники внимательно изучают свои стаканчики и отвечают на тот же вопрос. Воспитатель предлагает проверить, действительно ли стаканчики пустые.

Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в емкость с водой. При этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Воспитатель обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Все вместе делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

Повторим предыдущий опыт, предварительно закрепив при помощи кусочка пластилина на дне стакана кусочек бумаги, ткани или ваты. Обязательно дайте детям потрогать их до опускания стакана в воду и после, обсудите, почему бумага (ткань) не намокла (в обсуждении дети должны использовать результаты первого опыта).

Опыт 3.

Еще раз погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.


Опыт 4.

Дети дуют в стаканчики через трубочки для коктейля и наблюдают, что при этом происходит (предупредите ребят, чтобы они дули в меру, иначе в стаканчиках ничего не останется).

Опыт 5.

Поставьте перед детьми стаканчики с мыльным раствором и предложите выдуть через соломинку (например, через все ту же трубочку для коктейля) мыльные пузыри. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.

Опыт 6. «Воздух легче воды».

Предложите детям «утопить» мячи и другие надувные игрушки и обсудите, почему они не тонут.

Опыт 7. «Как поймать воздух?».

Попробуйте вместе с детьми «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет (не забывайте о безопасности), резиновую перчатку, тонкую ткань и т.п. Как мы определяем, что воздух «пойман»?

Опыт8. «Можно ли взвесить воздух?».

Возьмите палку длиной около шестидесяти сантиметров. На ее середине закрепите веревочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. Проводить этот опыт можно и на больших пластмассовых игрушечных весах.

Опыт 9.

Для того чтобы убедиться, что пламя загрязняет воздух, проделайте следующий опыт. Зажгите свечу (конечно, соблюдая осторожность). Что видят ребята? Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени. Затем подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 сантиметров) стекло или фарфоровую (но не пластмассовую!) чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу потемнел - покрылся слоем копоти.


© 2010-2022