Конспект урока: Давление, 8 кл

Урок проводится в 8 классе, по учебнику Пурышевой.  Цели урока:  -сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемы хзнаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления; -создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, сравнивать,  оценивать, делать выводы; -способствовать привитию к...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Давление

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: ввести новую физическую величину «давление», определить от чего она зависит.

- Образовательная - сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

-Развивающая - создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

-Воспитательная - способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов, шило, гвоздь, картон, брусок с делением на см2, презентация.

«Знания без применения - тучи без дождя»

Восточная мудрость.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию нового материала Слайд 1

Учитель: Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая физику.

Физика одна из фундаментальных наук, формирующих ваше мировоззрение.
На уроках физики мы говорим о познании мира через физические понятия и законы. И сегодня мы познакомимся с одним из важнейших понятий - это давление. Слово знакомое для вас из жизни. Исходя из ваших жизненных наблюдений, ответьте на вопросы:

-Вам знакомо слово давление?

-Что вы знаете о давлении?

С чем связано это понятие у вас? (Ответы учащихся Слайд 2)

Итак, тема нашего урока «Давление», более точно «Давлении твердого тела», так как давление применительно другим агрегатным состояниям в-в мы будем изучать в 8 кл.

3. Постановка цели занятия учащимися:

Сегодня мы с вами будем изучать новую физическую величину- давление, т. е. цель нашего урока (ответ дают уч-ся, учитывая что каждая физическая величина имеет обозначение, единицу измерения и прибор).

4. Повторение. Прежде тем изучить новую тему мы немножко вспомним ранее изученный материал.

Учитель: Отправляемся в сказку о трёх силах, где речь идет о том, как по очереди исчезают одна сила за другой. Я вам прочту цитаты, а ваша задача угадать исчезнувшую силу и рассказать кратко о ней. Итак,

1) «Я самый красивый, самый умный, самый симпатичный, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, самый красивый, самый умный, самый симпатичный, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил. О самое главное, чем я отличался от других и чем страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого ни посмотришь, все летают, даже без пропеллера и без кнопочки?...
Ученица: Сила тяжести F тяж. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.
Учитель: А как называется сила, похожая на силу тяжести.

Ученица: Вес тела Р. Вес тела - сила упругости, действующая на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Определяется по формуле Р = mg.

Учитель: Дальше слушайте

2) (Модница) Я так люблю всякие украшения! Сегодня же творится что-то невообразимое: мои клипсы на ушах совершенно не держится, падают, я устала водворять их на место. А накраситься я тоже не могу, всё выпадает из рук него моментально…

Ученица: Сила трения покоя.

Учитель: Следующая цитата:

3) (Баскетболист) …Я в баскетбол играть не могу! Без этой силы мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела…

Ученица: Сила упругости, возникающая при деформации тел.

Учитель: Проверим, как теоретические знания примените при решении задач.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Слайд 3

1. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу тяготения?
2. На столе лежит книга. Изобразите силы, действующие на нее.
3. Мальчик поднимает гирю весом 160 Н. Какова масса гири?

4. Определите силу тяжести, действующую на чугунный брусок массой 30 кг.

5. Изложение нового материала

Учитель: Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Как вы думаете, от чего зависит результат действия силы? Слайд 4

1зад. Учебник (рис 79 ) Составьте рассказ. Почему лыжник не проваливается в снег?

Ученица: На лыжах и без них мальчик действует на снег одной и той же силой F, равной его весу Р. Площадь поверхности, на которую давит мальчик разная. Площадь поверхности лыж больше площади подошвы обуви.

Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. Учитель: Что ответит зайчик лошадке? Слайд 5

2 зад. Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях. (Слайд 6)

Гипотеза.

Сделаем предположение, что такое давление и от чего оно зависит. Для этого обратимся к опыту.

ОПЫТ №1 (Опыт с дощечкой с гвоздями и ящиком с опилками). Делаем вывод:

ОПЫТ №2 (Опыт с шилом, гвоздём, листом картона)

На картон действуем различными предметами шилом, гвоздём: Делаем вывод, чем меньше площадь предмета, тем больше давление, хотя силы действия одинаковые.

Исходя, из опытов сделаем предположения, то есть выдвинем гипотезу: от чего зависит давление твёрдого тела.

(Дети выдвигают гипотезу, и записывают самостоятельно на доске по очереди, остальные записывают в тетради).

(Учащиеся делают вывод). (Слайд 7).

3 зад. Выберите в нашем виртуальном магазине один предмет из представленных в комплекте вещей: рюкзак для тех, кто любит идти в поход; санки для тех, кто любит на них кататься; кресло для любителей долго сидеть за компьютером, для стильных - на выбор обувь, в которой удобно ходить зимой. Обоснуйте свой выбор с научной точки зрения. (Слайд 8).

Учитель: Каждый объясняет причину выбора вещи виртуального магазина. Рюкзак выбран с широкими лямками, санки с широкими полозьями, обувь на толстой и широкой подошве.

Учитель: Обобщим результаты исследований. Действия тела на опору зависят:

- от величины силы давления;
- от площади опоры.

Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности, называется давлением. Давление обозначается буквой р. Формула давления р = F/S (На доске)
р - давление;
F - сила давления; F - mg - сила тяжести. (Слайд 15). Р = mg - вес тела
S - площадь поверхности, на которую перпендикулярно действует сила давления.

Учитель: Результат действия силы на поверхность зависит от величины этой силы, которая приходится на каждую единицу площади. А какие бывают единицы площади?

Ученица: 1 см2, 1 м2, 1 дм2, 1 км2, 1 мм2,

Учитель: А как найдете 1 см2

Ученица: 1 см x 1см

Учитель: (демонстрация бруска в разных положениях) Что вы можете сказать о величине давления. Одинаково ли оно или нет?
(Ученики анализируют и отвечает)

Единица измерения давления в системе СИ: 1 Н/1 м2 =1Па. 1 Па - это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1 м2.

Единица измерения давления [1Па]- Паскаль, названная так в честь французского ученого Блеза Паскаля, который жил в 17 веке, занимался математикой, философией, физикой, изобрел арифметическую машину, изучал давление воздуха, жидкости. (Слайд 9).

Производные единицы (на доске):

1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 МПа.

Учитель: Теперь практическая работа: У вас было домашнее задание. В чем его суть?

Ученик: Поставить ногу на лист бумаги в клетку, и обвести. Посчитать количество полных и неполных клеток по отдельности.

Учитель: Вспомним ещё раз, что такое 1 см2. (Используя ответы уч-ся, определяем площадь следа и решаем задачу на доске. Делаем вывод о величине давления).

Физическая пауза

Закрепление (физкультурная минутка).

+Поднимите руки вверх, это будет вашей стрелочкой, направленной вверх. Приседание, опущенная вниз стрелочка, направленная вниз. На заданные вопросы поднимайте руки или приседайте.

Вопросы:

  • Если площадь уменьшается, тогда давление …..?

  • Если сила уменьшается, тогда давление…..?

  • Если сила увеличивается, тогда давление…..?

  • Если площадь увеличивается, тогда давление….?

Молодцы! Ребята, поднимите руки вверх, затем опустите голову вниз и наоборот. Повторить два раза.

Учитель: Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па.
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.
Каковы способы изменения давления? (Слайды 11)

Увеличение: (Слайды 12)

- увеличение силы давления;
- уменьшение площади.

Топор, нож, гвозди, кнопки, иголки, зубы, когти, клювы зверей, шипы, колючки растений, жало осы.

Уменьшение:

- уменьшение силы давления;
- увеличение площади.

Фундамент здания, шасси самолета, широкие шины автомобилей, гусеницы вездеходов, тракторов, лыжи, шайбы под гайки, шпалы под рельсы

6. Закрепление изученного материала

- Оказывают ли твердые тела давление?
- Какой буквой обозначается давление?
- Формула, по которой можно найти давление?
- В каких единицах измеряется эта величина?
- От чего зависит результат действия силы на опору?
- Способы увеличения и уменьшения давления.
- Выберите предметы, увеличивающие давление и уменьшающие (Слайд 22).

2. Решение задач

Учитель: Решаем качественные задачи.

  1. Что это такое? (Слайд 23). Что за картина? (Слайд 24).

  2. Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?

  3. Каково назначение широких копыт у верблюда - жителя пустыни?

  4. Объясните физический смысл пословицы: «Шило в мешке не утаишь»?

Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?

  1. Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?

9. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новой физической величиной - давлением. Что вы узнали? (Ответ уч-ся Узнали, в каких единицах выражают давление, как можно увеличить и уменьшить давление).
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики:

- изучили давление твердых тел, единицы измерения давления;
- выяснили способы изменения давления в быту т технике;
- изучили способы увеличения и уменьшения давления;
- обобщили знания о давлении, закрепили изученный материал;
- проверили и закрепили полученные знания

Учитель: Ответьте на вопрос: "Для чего же люди должны знать, что такое давление?"

(Учащиеся дают ответ)

10. Домашнее задание к следующему уроку (Слайд 26)

§ 28 Зад 20 (1,2,3,5). Предлагаю вам побыть учеными, философами, писателями.

- Напишите небольшое сочинение на тему "Человек и давление".

Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Физику доступна редкая радость - понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

© 2010-2022