- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс на тему «Педагогика искусства-путь художественного познания мира, путь познания самого себя»
Мастер-класс на тему «Педагогика искусства-путь художественного познания мира, путь познания самого себя»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова С.П. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Мастер-класс
Мастер-класс по теме «Педагогика искусства- путь художественного познания мира, путь познания самого себя».
Фрагмент урока музыки в 7 классе с применением методов и приемов технологии Педагогика искусства Л. П. Масловой.
Тема четверти «Музыкальный образ».
Цель : способствовать духовному обогащению, самовыражению, самопознанию личности посредством общения с произведениями искусства, несущими философский смысл.
Задачи: побудить к размышлению об истинной дружбе, посредством использования контрастных произведений искусства.
Музыкально- художественный материал:
-картина Чюрлениса «Дружба»
-Пол Уинтер «Концерт Земле» («Волчьи глаза»)
О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» my.mail.ru/bk/aivarova1949/video/388/585.html
Ход урока:
- Кто я?
В чем смысл бытия?
Вопросы, как углы впиваются в меня.
Я- времени экспресс ,я- поездов миганье,
Мучительно ищу
В чем смысл мироздания?
Я сам себе творец,
Я сам себе судья?
В чем смысл бытия?
Ответ не знаю я…
-Такие вопросы может задавать себе каждый человек. В поисках ответа он может обратиться к людям, к музыке. Мы сегодня будем беседовать с искусством. Скажите, а какой собеседник вам нравится больше: тот, который хорошо и много говорит, или тот, который умеет слушать?
- Мы дадим возможность высказаться музыке, пусть она будет с нами откровенна, а сердца наши зорки.
- Слушание «Волчьи глаза» Пол Уинтер my.mail.ru/mail/artleka/video/2022/4697.html
- Я вижу вы сумели прочувствовать и понять образ, созданный композитором П. Уинтером. Что же оставила музыка в ваших сердцах? (боль, сочуствие, тяжесть, словно комок к горлу подступил)
- Как вы думаете, в какую минуту жизни мог композитор создать это произведение? (когда не было собеседника, не с кем поделиться)
-Вслушайтесь еще раз в интонации и создайте образ этого произведения, передав его в виде символа на бумаге.
-повторное слушание, рисование
-Покажите свою работу( по желанию) и поясните смысл своего рисунка.
-можно говорить вслух и не слышать друг друга, а можно разговаривать «молча». Такой бывает беседа с музыкой, с композитором. И у нас она состоялась.
-Показ картины Чюрлениса «Дружба»
-Обратите внимание на эту картину. Кого изобразил художник?
-Что может обозначать жест главной героини? Повторите этот жест.
-Что символизирует светящийся шар?
-Для героини ценно то, что она держит в руках? Обратите внимание на ее лицо?
- Что она испытывает, когда отдает самое дорогое для нее?
-Как бы вы назвали эту картину?
-А художник назвал ее «Дружба». Что значит для него это понятие?
- А в вашей жизни было такое? Вы кому-то отдавали самое дорогое? Что при этом чувствовали?
- В жесте нет внезапного порыва. Время словно замерло, чтобы свет дружбы сиял бесконечно. Вот в чем истинный ее смысл.
- Сегодня мы соприкоснулись с двумя контрастными произведениями. В каждом из них заложен смысл: « А кто я? Одинокий волк или несущая людям свет? В чем смысл моего бытия? Задумайтесь об этом. Кто может поделиться своими размышлениями уже сейчас? (мнения детей)
- Для большинства из вас смысл жизни в дружбе. О ней существует много песен. Одну из них я предлагаю исполнить.
-Исполнение песни «Как здорово…»
Комментарии к уроку:
Данный мастер-класс проводится с учениками 7 класса. Жизненный и художественный опыт семиклассников позволяет им проникать в философскую сущность образа, философскую сторону жизни.
В начале урока я поставила проблемный вопрос, который актуален для ребят этого возраста.
При работе с произведением П. Унтера
1) создала мотивацию для слушания музыки;
2)организовала выход на волновое единство с композитором с целью понимания и проникновения в его музыку;
3) использовала метод перевода в другую модальность, чтобы дети с разными типами восприятия смогли более глубоко прочувствовать интонации этого произведения и сумели создать целостный образ.
Данные приемы помогли глубоко понять идею, заложенную композитором: одиночество, тоску.
Контрастом этому произведению являлась картина «Дружба». При работе с ней использовались следующие приемы : интонационное прочувствование, присоединение к жесту и идентификация с образом. Они способствовали формированию способности дистанцироваться для выработки собственной эстетической позиции.
Песня на уроке использовалась для усиления эмоционального фона. Ее идея заключает в себе основную мысль урока : «Вместе, в дружбе, в единстве нам комфортно и хорошо»!