- Преподавателю
- Другое
- Статья Лингвистическая грамотность, как одно из условий формирования коммуникативной компетенции
Статья Лингвистическая грамотность, как одно из условий формирования коммуникативной компетенции
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова Э.Ю. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лингвинистическая грамотность, как одно из условий формирования коммуникативной компетенции.
Вначале было слово…
В современном мире с его обилием информации, с поразительной скоростью развития различных наук, невозможно научить школьника всему тому, что ему пригодится в его взрослой завтрашней жизни. Поэтому, как сейчас принято говорить, современная школа должна учить ребёнка тому, чего ещё нет. Следовательно, учить надо не готовым знаниям, а приёмам их получения. Во все времена одним из главных источников знаний являлось слово: сперва устное, а затем письменное. Но не секрет, что интерес к чтению у современных школьников невысок. Проблему усугубляют: высокий темп современной жизни, когда на живое общение остается очень мало времени; и доступность общения виртуального. ( СМС, социальные сети и пр.) В результате дети, подростки, а затем и взрослые люди утрачивают умение РАЗГОВАРИВАТЬ и СЛУШАТЬ. Слушать так, чтобы услышать и понять собеседника. Разговаривать так, чтобы быть понятыми. В прошлом веке правильной, грамотной речи учила не только школа, но и книги, телевидение, театр. Благодаря каждодневному слушанию и чтению у многих формировалась привычка правильно использовать устную и письменную речь, что часто называли врождённой грамотностью. Что же мы наблюдаем сейчас? Неправильное произношение слов, неверное ударение, сокращения, уродующие красоту слова, неоправданное замещение русских слов иностранными, которые в свою очередь тоже подвергаются сокращению.
Кто-то может подумать, что цель статьи - защита классического, академического (читай неживого) языка. Нет, точнее, не совсем нет. Меня беспокоит другое. Мы - люди - перестаём общаться, зачастую, так называемое общение представляет собой обмен информацией, а то и просто сброс информации, не воспринимаемой другим человеком. Мы произносим слова, не озабочиваясь, понятны ли собеседнику. Слушаем, но не слышим и не понимаем. Это, на мой взгляд, одна из важнейших проблем современной школы, да и общества в целом. И если, сегодня не попытаться её решить, завтра она станет ещё серьёзней.
В свете вышесказанного становится особенно отчётливо видна необходимость формирования у учащихся такой ключевой компетенции, как коммуникативная. Хочу поделиться своими наработками в этой области, возможно, мой опыт покажется кому-то полезным и интересным.
Коммуникативная компетенция может сформироваться только в процессе общения школьников с учителем и, что особенно важно, в процессе общения с другими учащимися. Роль учителя же - грамотно организовать это общение в ходе обучения. Все известны классические формы групповой работы, широко применяемые многими учителями. Я же после периода поисков и проб остановилась на взаимоопросе. Технология такова. Учащиеся получают в качестве домашней работы задание подготовить определённое количество вопросов с ответами по конкретному параграфу или теме. На следующем уроке они задают свои вопросы друг другу по цепочке. Заранее мы оговариваем «правила игры»
-
Обязательно обращение друг другу по имени.
-
Идёт диалог, остальные только слушают.
-
Учитель вмешивается в диалог в крайнем случае. Учитель - наблюдатель.
-
Если вопрос непонятен, отвечающий имеет право услышать его ещё раз и, возможно, в другой формулировке.
-
Отвечающий может пользоваться любым источником информации, в том числе и помощью кого-то из класса, кто поднятием руки выказывает готовность помочь. При этом, получив помощь, ученик должен затем ответить задавшему вопрос.
-
Цель вопроса не показать своё превосходство, поэтому задающий имеет право на подсказку, если не получил нужного ответа.
-
Когда ответ получен, автор вопроса оценивает его, хвалит и благодарит собеседника.
Данную форму работы я впервые опробовала в 10-х классах три года назад. Что-то менялось, что-то дополнялось, в частности появились правила, сформулированные выше. Сегодня практикую такие задания в классах с 9-х по 11-е и убеждена в их необходимости и эффективности. Взаимоопрос по заготовленным дома вопросам позволяет мне как учителю выявить многие слабые места в изучении физики у учащихся, и так же их некоторые личностные проблемы.
-
На первых порах учащиеся в большинстве своём испытывают затруднение называть друг друга по имени, благодарить за диалог. Это значит, что для них проблема построить диалог со знакомым и тем более незнакомым человеком.
-
Вначале учащимся эта форма работы показалась очень простой, и они искренне недоумевали, почему учитель «придирается» к словам, к построению фразы. «Это же не урок русского языка»
-
Ученики, испытывающие трудности в изучении физики, как правило, формируют вопрос из предложения, «выдернутого» из параграфа. При этом часто нарушается причинно-следственная цепочка.
-
Ребенку достаточно трудно оценить ответ собеседника. Зачастую ученики не считают ответ верным, если он сформулирован не «их» словами.
-
Ситуация, когда собеседник не понимает простого с точки зрения спрашивающего вопроса, ставила в тупик: что делать? Как продолжить диалог?
-
С другой стороны школьники охотно выполняют подобные задания, с удовольствием общаются на уроке друг с другом, гораздо охотнее предлагают помощь, попавшему в затруднение однокласснику.
Какие плюсы я вижу? Во-первых, чтобы задать вопрос, необходимо вдумчиво прочитать и понять материал параграфа или темы.
Во-вторых, чтобы оценить ответ другого, его необходимо понять, а для этого как минимум, услышать и осознать услышанное.
В- третьих вовремя диалога все учащиеся активны: услышав вопрос, все начинают искать и формулировать ответ, чтобы в случае необходимости помочь отвечающему.
В- четвёртых, на уроке создаётся дружеская эмоциональная обстановка, даже слабые ученики не боятся отвечать, т. к. всегда могут рассчитывать на помощь одноклассников.
Чтобы поддержать интерес к данной форме работы формулирую задание по-разному.
Например:
Сформулируйте 5 интересных вопросов.
Задай вопрос учителю.
Придумай вопросы с подвохом, вопрос-ловушка. И т. д.
Данная работа обязательно оценивается, даже если ученик не смог задать свой вопрос, он может сдать работу в письменном виде. В этом случае учителем оцениваются и сами вопросы, и подготовленные на них ответы. В последствии я использую некоторые из них на следующих уроках при опросе, а также на зачете по данной теме. На первых порах я как учитель довольно часто вмешиваюсь и предлагаю оценить сам вопрос: насколько он грамотен с точки зрения русского языка и физики; насколько он понятен, насколько интересен. При необходимости мы вместе перерабатываем вопрос. Постепенно у школьников вырабатывается навык формулировать вопросы грамотно, появляется умение оценивать ответ, умение грамотно вести диалог, умение общаться. И тогда учитель постепенно всё больше «уходит в тень», предоставляя ученикам самим вести обучающий диалог.
Известно, что коммуникативная компетентность является одной из ключевых, т.е. овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни, и по словам моих учеников работа с вопросами по предложенной мною технологии им в этом помогает.
Михайлова Э. Ю. учитель высшей категории МОУ СОШ №1 г. Кондопоги, Карелия.