Особенности организации игровой деятельности

Предметом моего исследования является сюжетно-ролевая игра. Объектом исследования является процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры. Цель исследования: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. Задачи исследования: 1. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей  дошкольного возраста. 2. Изучение роли сюжетно-ролевой игры социализации личности детей дошкольного возраста. 3. Рассмотрение н...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лангепасское городское муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»





Принята решением педагогического совета Утверждаю:

ЛГ МАДОУ Заведующий

«ДСКВ №10 «Белочка» «ДСКВ №10 «Белочка»

Протокол №___ от «____» ________20___г. ____________________

Н.В. Денисова

ПР №____ от «____» ________20___г.



Педагогический опыт на тему:


«Особенности организации игровой деятельности

направленной на обогощение социально-личностной

сферы ребёнка - дошкольника»











Воспитатель первой категории

Ю.Е. Мурзина







г. Лангепас


Педагогический коллектив детского сада №10 «Белочка», в котором я работаю воспитателем, работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В этой программе большое внимание уделяется обучению детей игре. Многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.

Предметом моего исследования является сюжетно-ролевая игра.

Объектом исследования является процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей дошкольного возраста.

2. Изучение роли сюжетно-ролевой игры социализации личности детей дошкольного возраста.

3. Рассмотрение необходимости применения сюжетно-ролевых игр на непосредственно образовательной деятельности и свободное время для устранения психологических барьеров.

4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.

Исходя из цели и поставленных задач, я предлагаю следующие гипотезы:

эффективное развитие сюжетно-ролевой игры возможно при соблюдении следующих условий:

- Создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр дошкольников;

- Привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;

- Устранения причин блокирования познавательного развития в педагогическом процессе.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в социализации личности детей.

Теоретическая значимость исследования: обоснование средства, методы в развитии социализации личности детей.

Практическая значимость состоит в разработке методологических рекомендаций. Результаты исследования могут быть учтены в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и семейном социуме и рекомендованы в помощь педагогам и родителям.

Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы; игра, наблюдение в ходе игровой деятельности; беседа, проективное интервью, игровые методы; анализ результатов педагогического эксперимента и др.

Работая на группе, провожу как индивидуальные, так и фронтальные занятия. Я наблюдаю за развитием детей, и заметила, что у них нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому поставила одной из задач - расширить знания детей о различных профессиях , углубить их интересы к сюжетно-ролевым играм, а так же научить самостоятельно развивать сюжет игры, расширить социализацию личности ребёнка через знакомство с окружающем миром. Наблюдения за играми детей показали, что у них недостаточно развита «сосредоточенность на своей игровой деятельности». Это объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной устремлённостью поведения. А так же ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений. Недостаточная развитость общественных изменений, творчества, воображения, так же отрицательно сказывается на длительности творческих игр детей. Недостаточно высокий уровень развития игровой деятельности и игровых интересов в определённой мере обуславливает и уровень детских взаимоотношений, формирование у них «качеств общественности».

"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на непосредственно образовательной

деятельности, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.

Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям, лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов. Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.), чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.

Актуальность педагогического опыта.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

В своей работе я ставлю перед собой цель:

- формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

- Обогощение социально - личностной сферы ребёнка дошкольника посредством сюжетно ролевой игры.

Задачи:

учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Развивать познавательно - исследовательскую продуктивную (конструктивную) деятельность.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план обучения детей игре составлен с постепенным усложнением. Так если в младшей группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений

( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни.

Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой - у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе - НОД. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности - учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.

Исходя из всего этого, я считаю, что игра позволяет нашим детям:

1.эмоционально вжиться в сложный социальный мир взрослых.

2. пережить жизненные ситуации.

3. осознать свое реальное место среди других людей.

4. сделать для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими - надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

-свободно выражать свои чувства.

-уважать себя и верить в себя.

Впоследствии, решая игровые задачи, дети проявили максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Задача закрепления у ребенка уверенности в себе очень актуальна для наших детей и действия их во время игры подтвердили правильность нашего выбора.


Выводы

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.



© 2010-2022