Рабочая программа кружка Музей

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле. Задачи программы: знакомство с историей музейного дела и с музеем города; развитие способностей к поисково-исследовательской, тв...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка «Музей»

Пояснительная записка

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей - это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Музей» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 5-11 классов в течение 1 года в объеме 53 часа и предназначена для учащихся основной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и учащихся школы.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми музея родного города, ознакомить с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, конкурс экскурсоводческого мастерства).

Цель программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

  • помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

  • знакомство с историей музейного дела и с музеем города;

  • развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  • развитие самостоятельности и инициативы.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет - технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьного музея и музея города Белогорска;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

  1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
    2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
    3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще - в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.







План работы кружка «Музей»

«Школы-лицея» №2 г. Белогорска

на 2014/ 2015 учебный год

Направление работы

Сроки

Ответственные

I

Научно- исследовательская работа (поисковая)


1

Поиск информации:

Первые учителя школы

Медалисты школы

Партизаны Белогорья
Ветераны педагогического труда

В течение

года

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

2

Поиск информации для пополнения истории Музея Боевой славы «Школы-лицея» №2 - «Никто не забыт, ничто не забыто»

В течение

года

Панькова М.П.

3

Подготовка информации для поздравления ветеранов с Днем партизанской славы. Издание школьной листовки.

Сентябрь-Октябрь

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

4

Сбор материалов для обновления музейных экспозиций (стендов), информации о выпускниках и директорах школы

В течение

года

Панькова М.П.

5

Проведение памятной линейки в честь Дня памяти воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов. Проведение информационных минуток на уроках истории.

09.09.14

Казак О.В.

Панькова М.П.

6

Проведение школьных экскурсий в честь 30-ней годовщины музея Боевой славы

Апрель-Май

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

Казак О.В.

7

Сбор информации по истории школы. Поиск фотографий, документов. Запись воспоминаний.

В течение

года

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

8

Участие в районном этапе олимпиады по краеведению

Ноябрь

Учащиеся школы
Панькова М.П.

9

Международный день музеев. Информационные минутки на уроках истории

18.05 14

Панькова М.П.

10

День освобождения города Белогорска. Информационные минутки на уроках истории «Их подвиг будет жить вечно». Участие в городском митинге.

11.04.14

Министерство «Шефская помощь»

Казак О.В.
Панькова М.П.

Иванова В.Н.

11

Участники Карасубазарского подполья. Сообщения учащихся.

март

Министерство «Шефская помощь»

II

Экспозиционно-выставочная деятельность


1

День пожилого человека. Поздравление ветеранов на дому. Посещение на дому закрепленных за классами ветеранов.

1 октября

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

2

Создание электронного каталога музейных экспонатов

В течение года

Панькова М.П.

3

Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем учителя

Октябрь

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

4

День памяти крымчаков и евреев Крыма - жертв нацизма. Информационные минутки на уроках истории.

11. 12.14

Панькова М.П.

5

Освещение мероприятий, проводимых министерством «Шефская помощь» на страницах школьной газеты «Лицеист»

В течение года

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

Мамутова Э. (10-а)

6

Информационные минутки, посвященные Дню защитника Отечества. Уроки мужества и славы.

20.02.14

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

7

Поздравление ветеранов с Днем Победы в рамках акции «Посылка воину». Встреча с ветеранами ВОВ. Участие в городском митинге.

Май

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

8

День памяти жертв депортации из Крыма. Информационные минутки на уроках истории.

18.05.14

Панькова М.П.

9

Информационные минутки на уроках посвященные Дню ракетных войск и артиллерии: поздравление ветерана прославленной бригады Вовк Михаила Романовича.

19.11.14

Панькова М.П.

10

Демонстрация фильмов о ВОВ

В течение года

Панькова М.П.

III

Экскурсионная деятельность


1

Проведение обзорных лекций по истории Музея Боевой славы школы для учащихся (подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий). Проведение уроков памяти учителями истории.

Апрель-Май

Министерство «Шефская помощь»

Казак О.В.
Панькова М.П.

Иванова В.Н.

2

Подготовка материалов для проведения бесед по классам: «Боевой путь 7 отдельной истребительской бригады»

В течение

года

Панькова М.П.

3

Экскурсия в городской музей

В течение

года

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

4

Тимуровские рейды учащихся. Фотоотчеты классных коллективов

В течение

года

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

5

Учет и обеспечение сохранности экспонатов.

В течение

года

Панькова М.П.

7

Сотрудничество с Городским Советом Ветеранов

В течение

года

Панькова М.П.

8

Участие в акции «Обелиск». Уборка братской могилы на городском кладбище, памятника партизану-подпольщику И.Г. Попову.

май

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.

IV

Организационная деятельность

1.

Формирование группы кружка « Музей» из числа учащихся министерства «Шефская помощь»

сентябрь

Панькова М.П.

2.

Ознакомление учащихся с планом работы на 1 и 2 семестр

Сентябрь, январь

Панькова М.П.

3.

Уточнение списков ветеранов-участников ВОВ, партизан, ветеранов педагогического труда и закрепление их за классами

сентябрь

Панькова М.П.

4.

Оказание практической помощи ветеранам ВОВ

В течение

года

Министерство «Шефская помощь»

Панькова М.П.





УВК «Школа - лицей» I-III ступеней №2


План заседаний министерства «Шефская помощь»

на 2014/2015 учебный год

2 заседания в месяц


Сентябрь.

1.Утверждение нового состава министерства «Шефская помощь».

2. Избрание председателя министерства « Шефская помощь»

3.Утверждения плана работы на год.

4. Проведение памятной линейки в честь Дня памяти воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов. Проведение информационных минуток на уроках

Октябрь.

1. Планирование мероприятий на месяц.

2. Поздравления ветеранов с Днем пожилого человека.

3. Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем учителя.

4. Изготовление листовок, посвященных Дню партизанской славы

Ноябрь.

1. Планирование мероприятий на месяц.

2. Сбор информации для школьно музея

3. Организация министерством тимуровсих рейдов «Готовы помочь»

Декабрь.

1.Планирование мероприятий на месяц.

2. Изготовление открыток своими руками, для новогоднего поздравления ветеранов

3. Сдача отчетов о работе классных коллективов за 1 семестр

Январь.

1. Планирование мероприятий на месяц.

2. Освещение мероприятий, проводимых министерством на страницах школьной газеты «Лицеист»

3. Проведение викторины, посвященной истории школы «Что я знаю об истории Музея Боевой славы родной школы»

Февраль

1.Планирование мероприятий на месяц.

2. Поздравление классных коллективов с 23 февраля. Информационные минутки.

3. Изготовление открыток своими руками, для поздравления ветеранов с Днем Защитника Отечества

4. Организация министерством тимуровсих рейдов, по закрепленным за классами ветеранам

Март

1. Планирование мероприятий на месяц.

2. Информационные минутки на уроках « Об истоках дня 8 марта». Изготовление открыток своими руками для учителей школы.

3. Организация министерством тимуровсих рейдов, по закрепленным за классами ветеранам

Апрель

1. Планирование мероприятий на месяц.

2. Подготовка к проведению мероприятий, посвященных Дню Победы

3. Уборка памятника закрепленного за школой

4. День освобождения города Белогорска. Информационные минутки на уроках истории

Май

1. Планирование мероприятий на месяц.

2. Проведение экскурсий в школьном музее, посвященных 30-той годовщине его создания

3. Поздравление ветеранов с Днем Победы

4. Подведение итогов за год. Сдача отчетов о работе классных коллективов за 2 семестр














Циклограмма руководителя музея

«Школы-лицея» №2 г. Белогорска

на 2014/2015 учебный год

Вторник

2 раза в месяц

Заседание министерства «Шефская помощь».

Четверг

14.10-15.40

Заседание кружка «Музей»







Календарно-тематическое планирование

кружка «Музей»


Тема занятия

Кол.ич часов

Тип

занятия

Характеристика

деятельности

Вид

контроля

Планируемые результаты

Дата

план

Дата факт

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация.

1

1

Комбин

Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.

Текущ

Знать правила ТБ.

Уметь проводить инвентаризацию.

2

Основные понятия и термины музееведения

2

1

Комбин

Основные понятия: вернисаж, фонды, экскурсия, экспозиция

Текущ

Знать о развитие государственно-общественной системы музейного дела.

3

Изучение экспозиций школьного музея.

2

1

Комбин

Экспозиции музея школы № 2 (временные, постоянные)

Текущ

Знать экспозиции.

Уметь ориентироваться по ним.

4

Изучение документации школьного музея.

2

2

Комбин

Основная документация музея: паспорт, инвентарная книга, книги поступлений и т.д)

Текущ

Знать и уметь заполнять документацию в музее

5

Изучение истории школы № 2

2

2

Комбин

Обзорная экскурсия по музею

Текущ

Знать историю школы, уметь ее рассказывать

6

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

2

1

Комбин

Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ . Положение, устав, права и обязанности юных музееведов.

Текущ

Знать права и обязанности музееведов, обсуждать и дорабатывать устав юных музееведов.

7

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

2

1

Комбин

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции школьного музея.

Текущ

Знать структуру школьного музея уметь осуществлять деятельность в его подразделениях.

8

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

2

1

Комбин

Колл-ие в античную эпоху. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Музеи и картинные галереи Западной Европы.

Текущ

Знать известные музеи мира, уметь находить о них информацию в сети Интернет.

Уметь рассказывать об одном из известных зарубежных музеев.

9

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

2

1

Комбин

Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж, Иркутский музеум.

Текущ

Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.

10

Музейная сеть и классификация музеев.

2

1

Комбин

Принципы классификации музеев в России. Взаимодействие госмузеев с частными и общественными. Профили школьных музеев. План работы, отчет школьного музея.

Текущ

Уметь планировать и составлять отчет о деятельности музея.

11

Фонды музея. Работа с фондами.

2

1

Комбин

Научная организация фондов музея. Понятия: «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», «фонды музея».Учет фондов, использование фондов для организации выставочной работы.

Текущ

Знать состав фондов школьного музея, уметь составлять учетную карточку.

12

Музейная экспозиция и ее виды.

2

1

Комбин

Понятия: экспозиция, экспонат, экспозиционный материал (музейные предметы, копии, тексты, указатели).Обновление экспозиций, тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Текущ

Уметь создавать тематическую экспозицию

13

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

2

1

Комбин

Направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музеев, комплектование фондов, изучение предметов и коллекций, реставрация, хранение и охрана фондов.

Текущ

Уметь выполнять поисково-исследовательские задания.

14

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

2

1

Комбин

Организация стационарных, переносных и выездных выставок.

Текущ

Уметь организовывать выставки, составлять паспорт выставки.

15

Культурно- образовательная деятельность музея.

2

1

Комбин

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея.

Текущ

Знать основные требования к экскурсии: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Уметь проводить экскурсию с учетом требований.

16

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.

2

1

Комбин

Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы(краеведческие походы, Экспедиции, работа в библиотеке, архиве, встреча с участником событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов.

Текущ

Уметь составлять программу поисково-собирательской деятельности.

17

Организация краеведческой работы в экспедициях

2

1

Комбин

Понятие «краеведческая экспедиция».Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индив, звеньевые, коллективные.

Текущ

Уметь соблюдать научную культуру и этику исследовательской деятельности. Знать и соблюдать личную гигиену и ТБ в экспедиции.

Уметь составлять программу выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление дневника индивидуального исследования в экспедиции; самоанализ результатов выполнения инд краеведческого задания.

18

Подведение итогов

2

0,5

Комбин

Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело

Проверка знаний

Подготовка докладов, создание электронных презентаций.


35

19,5

Итого 52,5 часа




© 2010-2022