Обобщение опыта работы по теме Детство на планете Школа

Обобщение опыта работы воспитателя дет.дома по теме самообразование "Формирование учебной мотивации детей  младшего и среднего школьного возраста в условиях дет.дома". Данная работа представляет собой текствый документ, посвящённый этой теме. В ней обращается большое внимание на использование различных форм и методов для повышения успеваемости у детей младшего и среднего школьного возраста, так же показано применение индивидуально-диффиренцированного подхода при выполнении домашнего задания, для...
Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детство на планете "Школа"

Моя тема по самообразованию звучит так "Формирование внутренней учебной мотивации у детей младшего школьного возраста". По ней я работала три го-

года и хочется сделать обобщение. Мотивация - это психологический термин.

Простыми словами - развитие мотивов, интересов, потребностей, желание в дан-

ном случае к обучению. Как показывают исследования психологов, что дети младшего

школьного возраста отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на свои многочисленные вопросы, дети с большой готовностью выполняют практические действия с предметами, которые их заинтересовали. Поэтому в своей работе использовала игры, различного характера: дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и т.д.

Дидактические игры способны оказать большое влияние на познавательную деятельность. В результате систематического использования у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д. В игре дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Дидактические игры способствуют развитию внимания, формируют настойчивость и волю.

Сюжетно-ролевые игры решают коммуникативные задачи путём импровизационного разыгрывания определённой ситуации. Одна и так же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были более удачными. Например: "Разговор за стеклом»с использованием мимики и жестов. "Подарки", "Гости", "На приёме у Пилюлькина" - развиваем умение вступать в процесс общения, благодарить товарища, высказызать поздравление, умение внимательно выслушать собеседника, определить мнение и отношение к себе, товарищей.

Игру - драматизацию использовала для обогащения словарного запаса, развитой и

образно-выразительной речи. Прочитав какое-либо произведение, предлагаю детям разыграть это. Используя иллюстрации сказок или других литературных произведений, дети составляют рассказ, с желанием, не стесняясь, выходят и рассказывают свои сочинения.

Пальчиковые игры. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную

связь между активностью кисти рук и психическим состоянием: "Всё из рук валится",

"Руки опускаются" и т.д. "Истоки способностей и дарований детей находятся на

кончиках их пальцев" - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, что чем больше ребёнок

умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на

кончиках пальцев - неиссякаемый "источник" мозга ребёнка. Учёными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же нет, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Пальчиковые игры эффективно развивают речь и мелкую моторику у детей. Благодаря им у детей развивается внимательность и способность сосредоточиться. Это физ. минутки в стихотворной форме на СМП. Ручной труд - лепка, плетение из бумаги, поделки из рваной бумаги, аппликация, поделки из конусов и цилиндров, плоскостное моделирование. Упражнения с различными предметами - крупы, спички, счётные палочки, массаж пальцев в стихотворной форме, рисование пальчиками, штриховка, рисование по клеточкам, соединение цифр в определённом порядке и т.д. Поскольку дети в младшем школьном возрасте легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки, предлагаю такие игры: "Найди по описанию", "Кто быстрее соберёт портфель" и т.д. Дети, которые быстро справляются, помогают своим товарищам. Это воспитывает в них заботу о близких и так же формирует школьную мотивацию.

Кроме игр в работе использовала различный занимательный материал: задачи в стихах,

задачи-шутки, загадки, ребусы, задания на развитие мышления, воображения, зритель-

ной и слуховой памяти, интеллектуальных способностей, познавательные кроссворды и т.д.

Загадки тоже играют не малую роль в формировании учебной мотивации. Это древняя интеллектуальная игра. Не просто развлечение, они тренируют абстрактное мышление, логику, умение выделить главное и точно подобрать слово при описании предмета. А придумывать загадки ещё интересней.

Пословицы и поговорки в различных вариантах: "Закончи пословицу", "Выбери правильное окончание пословицы", "Расшифруй" и т.д. Скороговорки - чистоговорки развивают вистибилярный аппарат, формирует правильное произношение, улучшает дикцию и т.д.

Так же использую раздаточный материал, особенно на СМП, при индивидуальной работе с заданиями различной степени сложности, физ. минутки, зарядку для глаз. Чтобы настроить детей на выполнение домашнего задания предлагаю детям задания на быстроту реакции, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, логику, задачи-шутки и т.д.

Благодаря этой работе получились следующие результаты. Интерес к обучению вырос.

Успеваемость - 100%. Качество обучения улучшилось с 40% до 60% .Ежегодно дети

с великим удовольствием участвуют в олимпиадах: по русскому языку - "Русский

медвежонок" - 100%; по математике - "Кенгуру" - 50%. Уровень воспитанности поднялся с 59% до 82%. Техника чтения соответствует норме, у некоторых детей даже выше нормы. Так же с неподдельным интересом и желанием всегда участвуют и в разных соревнованиях и конкурсах не только в детском доме, но и в школе. За что имеют грамоты, медали и благодарственные письма. Мною была проведена анкета для учащихся, где хорошо просматривается отношение к школьным предметам, причины по которым нравятся эти предметы или нет. Результаты анкеты таковы:

наиболее интересный предмет-природоведение-5; информатика-3; математика-1; потому что - нравится получать хорошие оценки-6; иногда на уроке бывает интересно-3; предмет имеет большое практическое значение-8; учу, потому что это мой долг -1; интересен по содержанию - 5; заставляет думать - 4; легко даётся - 5; с нетерпением жду урока - 3; много читаю и поэтому чувствую себя уверенно - 1. Наиболее не итересный предмет - иностранный язык - 2, у остальных детей такого нет. Причина - учу, потому что это мой долг - 1.

В этом году наши дети перешли в среднее звено, но мы продолжаем эту работу. Стараемся разнообразить и усложнить задания. Все дети очень разные по характеру и темпераменту, так же с разным восприятием учебного процесса. Поэтому на СМП стараюсь немного это неравенство выровнить.

И для достижения хорошей успеваемости и сохранения сформированной учебной мотивации используем индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку:

-группировать детей лучше по классам

-рассаживать по росту

-леворуким детям лучше сидеть вместе, чтобы они не мешали остальным детям.

-учитывать плохое зрение

-учитывать утомляемость детей (физ.минутки)

-пересаживать во избежание появления косоглазия, , искривления позвоночника.

-индивидуальная работа с отстающими и т. д.

© 2010-2022