• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Дифференцированный и личностно – индивидуальный подход на основе учёта особенностей учащихся

Статья на тему Дифференцированный и личностно – индивидуальный подход на основе учёта особенностей учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированный и личностно - индивидуальный подход на основе учёта особенностей учащихся.

Бахтигариева В.М., учитель начальной школы высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г. Казани.


Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Я думаю, что ни у одного ребёнка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжёл ему этот мешок, бросает он его. И к девятому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения. А как и когда это начинается? Да в самом начале. Посмотрите на первоклассников. С каким желанием они идут в школу, но как оно постепенно падает к концу 11 класса. Почему же падает интерес к знаниям, к школе? Почему 90% опрошенных детей испытывают негативное отношение к школе?

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья, пограничного характера. А успешность в учебном процессе во многом зависит от физического здоровья ученика. Здоровье - это работоспособность учащегося. Все дети хотят учиться, когда идут в школу. Но здесь упускается одно слово - дети любят хорошо учиться. Поэтому следует поощрят любую проявленную, пусть даже пустяшную инициативу, подчеркнуть её достоинство или напротив указать недостатки. Дать ребёнку ощутить рост своих возможностей, учитывая его индивидуальные особенности. Важно создавать условия для того, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, спорили, делали «открытия». Именно собственные открытия вызывают у детей восторг, потребность в познании.

Очень важным является то, чтобы дети учились радостно. Сейчас так много говорят о перегрузке, и с которой так формально ведут борьбу, исчисляется далеко не только учебными часами: пять уроков - не перегрузка, а шесть - перегруз. А разве для нервной системы ребёнка всё равно, что происходит на этих уроках. Нервная перегрузка может наступить и от одного урока, если на нём ученик получил двойку или жестокий разнос. Если все успели, а он - не успел. Если все решили, а он не знает, как решать, и был вынужден заглядывать в тетрадку соседа, да тот закрывается.

25 - 30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учёта их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд к усвоению знаний. Ученики одного и того же класса при выполнении одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего ученика». Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных упражнений, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости. Я считаю, что задача достижения высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества).

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:

1 группа - с высокими учебными способностями, которая ведёт работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2 группа - со средними учебными способностями. Эта группа выполняет задания 1 группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильных учащихся.

3 группа - с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.

В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей. При дифференцированном процессе обучении возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний в учёбе. Очень важно, чтобы ни для кого не оказались непосильными те задания, которые даются на уроке, чтобы все дети были включены в работу. То есть необходимо давать правильную дозировку заданий.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогает слабому чувствовать свою нужность - он тоже выполняет посильную часть общей работы.

При контроле знаний учащихся также необходима дифференциация. Каждому ребёнку своя высота, своя точка отчёта. Причём нет таких, у кого она ниже той, что предполагается программой на каждый конкретный отрезок времени.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, постоянно поддерживать интерес к предмету. А также обучать всех, не выталкивая слабых, не задерживая сильных и не отбирая в пользу школы детское время после уроков.

© 2010-2022