• Преподавателю
  • Другое
  • Урок-конспект по организации и содержании работы по социальной защите женщин, детей и семьи на тему Профилактика семейного неблагополучия (2 курс)

Урок-конспект по организации и содержании работы по социальной защите женщин, детей и семьи на тему Профилактика семейного неблагополучия (2 курс)

Урок по теме "Профилактика семейного неблагополучия" предназначен для обучающихся профессии "Социальный работник". На изучение темы отводиться 2 часа. Основной дидактической целью занятия является формирование представления  обучающихся о возможности раннего выявления неблагополучия в семье. Применяются словесные, наглядные, частично-поисковые практические методы обучения. В результате изучения темы обучающиеся знакомятся критериями неблагополучности семьи, службами профилактики семьи, вариантам...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Развитие страны, города зависит от социального состояния его жителей, их культурного и нравственного уровня. Становление человека начинается уже в его раннем возрасте. Формирование характера, формы мышления, культуры поведения в обществе, жизненных и нравственных ценностей зависит от взаимоотношений между членами группы, в котором растет человек. Семья является той основной ячейкой общества, в котором идет становление человека. То как он будет там себя комфортно чувствовать, воспитываться и приобретать жизненный опыт будет влиять на его зрелость и готовность к дальнейшему существованию.

По статистике неблагополучные семьи в России составляют около 20 % от общего числа семей. Это семьи где ребенку потенциально может быть или уже наноситься различного рода вред. Задача государства, социально развитого общества является ограждение таких детей от насилия и предоставление, в случае необходимости, убежища. Профилактика семейного неблагополучия - это основной способ раннего вмешательства в семью, с целью устранения возникающих и решению уже наступивших угроз для ребенка.

На изучение темы «Профилактика семейного неблагополучия» отводиться 2 часа. Основной дидактической целью занятия является формирование представления учащихся о возможности раннего выявления неблагополучия в семье. Занятие оформлено в виде методической разработки с описанием каждого этапа с применением технологического оборудования.





Тема урока: «Профилактика семейного неблагополучия»

Дисциплина: «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи»

Тема занятия: «Профилактика семейного неблагополучия»

Тип занятия: изучение нового материала

  1. Цели занятия:

Дидактические цели:

- дать понятие «семейного неблагополучия»,

-познакомить учащихся с критериями неблагополучия в семье,

-показать методы выявления неблагополучия в семье на примере методики «Рисунок семьи»,

-рассказать о службах и должностных лицах, проводящих работу с неблагополучными семьями,

- показать способы помощи таким семьям.

Развивающие цели:

- развивать внимание, память, интеллектуальные способности;

- развивать умения слушать, обобщать, анализировать и делать выводы;

- формировать умение сотрудничества во время работы в группах;

Воспитательные цели:

-формировать культуру общения,

- формировать представление о семейных ценностях,

- воспитывать чувство ответственности, толерантности, способность гордиться выбранной профессией.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые практические.

Форма обучения: фронтальная, групповая

Средства обучения:

- компьютерная презентация;

- дидактический материал для выполнения практической работы (рисунки, описание методики интерпретации рисунков);

Технические средства обучения:

-компьютер;

-проектор;

- экран.

Междисциплинарные связи:

Взаимодействует с такими дисциплинами как «Теоретические основы социальной работы», «Психология», «Педагогика», «Социология».

Критерии и методы диагностики занятия: метод устного опроса, коммуникативный метод, тестирование, взаимопроверка.

  1. Организация контроля знаний учащихся по пройденной теме:

  2. Объяснение нового материала:

  3. Закрепление темы:

  4. Домашнее задание

Самостоятельно повторить изученный материал







Ход урока

№ п/п

Структурный элемент урока

t

a

методические особенности и краткие указания по проведению урока

деятельность учащихся

примечание

1.

Организационная часть

2/

а0

Приветствует учащихся. Предлагает приготовиться к занятию, заняв свои рабочие места. Называет тему занятия

Приветствуют преподавателя. Готовятся к занятию, заняв рабочие места.

Записывают тему занятия

2.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме

8/

а2

Цель: проверка знаний учащихся по пройденной теме. Задаются вопросы по пройденной теме

учащиеся отвечают на заданные вопросы

2.1

Вывод ответов учащихся

3/

а1

преподаватель дает оценку ответам учащихся

3.

Целепологание. Формирование новых знаний

2/

а1

Определяет цель урока и указывает задачи, которые необходимо решить для достижения цели урока

Записывают поставленные задачи урока.

3.2

Изучение нового материала с использованием компьютера, по слайдам

20/

а1

Преподаватель раскрывает критерии неблагополучности семьи.

Совместно с преподавателем прорабатывают действующие на территории Республики учреждения по работе с неблагополучными семьями.

приложение

Называет службы и должностные лица, которые обязаны вести работу с такими семьями.

Раскрывает формы работы с ними и способы выявления.

Особое внимание уделяет такому способу выявления неблагополучия в семье как методика «Рисунок семьи».

Совместно с преподавателем анализируют рисунок семьи, сделанного воспитанником социального приюта.

Затем преподаватель раскрывает варианты помощи неблагополучным семьям

Делятся на 2 гр и самостоятельно анализируют рисунок семьи другого ребенка.

3.3

Перенос КОСа в тетрадь

10/

а

Преподаватель проверяет

Учащиеся изучают критерии неблагополучия и записывают их в тетрадь.

Выявляют варианты помощи неблагополучной семьи и записывают их в тетрадь.

4.

Первичное повторение

15/

а

Преподаватель называет 5 основных вопросов, которые были затронуты при изучении нового материала

Отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

4.1.

Формирование умений и навыков

20/

а

Преподаватель приводит случай из практической деятельности. Приводит 5 тестовых вопросов

Изучив сущность задачи, раскрывают вопросы, стоящие в задаче.

Решают тестовое задание. Затем передают решенные тесты соседу по парте для проверки правильности решения.

5

Обобщение и систематизация

5/

а

Преподаватель приводит перечень изученных вопросов и раскрывает еще раз актуальность изученного материала.

Учащиеся приводят коротко основные моменты, которые они запомнили при изучении темы.

6.

Домашнее задание

3/

а

Раскрывает сущность домашнего задания и порядок его исполнения.

Записывают домашнее задание и уточняют непонятные моменты.

7

Итог урока

2/

а

Подводит итоги проведенного урока. Выставляет отметки за достижения учащихся и работу учащихся на уроке.





Конспект урока:

1. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок на тему «Профилактика семейного неблагополучия». Процесс выявления, а затем и оказания помощи неблагополучным семьям, очень сложный на практике и требующий определенных психических качеств.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

- Дайте определение понятию «объект» социальной работы? (- это отдельные лица, семьи, группы и общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации)

- Дайте определения понятию «клиенты социального учреждения»? (- это лица, которым предоставляется помощь социальных работников)

- Что такое «самопомощь»? (- это активные усилия нуждающихся лиц в разрешении собственных проблем и сложных жизненных ситуаций и их преодоление)

3. Целепологание. Формирование новых знаний

Семья, именно семья закладывает фундамент личности. От того, в какой семье растет ребенок, зависит его будущее. Привитые с детства качества, так или иначе, сказываются в течении всей его жизни. «Профилактика семейного неблагополучия» - тема нашего сегодняшнего урока

Чтобы определить цель нашего урока, мы должны понять сущность каждого слова темы урока. Кто из вас, как понимает слова «профилактика», «семья», «неблагополучие»?

Профилактика - это принятие мер по недопущению попадания семьи в разряд неблагополучных (СЛАЙД 2).

Слова «семейного» и «неблагополучия» нужно объединить и рассматривать в одном контексте, т.к. по отдельности это в данном случае невозможно сделать.

Семейное неблагополучие - это то состояние пребывания семьи, в котором его члены, будь то родители или дети, не в полном объеме удовлетворяют минимальный набор потребностей (а именно таких как: пища, жилье, безопасность, общение) (СЛАЙД 3).

Итак, получается, что профилактика семейного неблагополучия, это процесс принятия мер, по недопущению утраты семьей возможности удовлетворения своих потребностей, а самое главное если все же семья попала в категорию неблагополучных, то оказанию помощи в выходе из нее (СЛАЙД 4).

Таким образом, целью нашего сегодняшнего урока является: научиться выявлять детей, которым необходима помощь специалиста, и понять, какую именно помощь необходимо оказать ребенку.

Итак, задачи которые мы должны решить для достижения цели следующие (СЛАЙД 5):

- Определить критерии неблагополучия семьи (т.е. какие семьи можно и нужно считать неблагополучными)

- Рассмотреть систему служб и должностных лиц по работе с такими семьями

- Научиться выявлять неблагополучные семьи

- Предложить возможные варианты помощи неблагополучной семье

4. Изучение нового материала

1. Критерии неблагополучия семьи

Различные специалисты в области психологии, педагогике, социологии семьи, социальной работы и практические работники сферы социального обслуживания называют разные критерии неблагополучности семьи. Но подытоживая их взгляды можно назвать 3 основные критерия (СЛАЙД 6), а именно такие как:

1. Асоциальное поведение. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество).

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3. Насилие в семье (выражается в различных формах):

3.1 Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений.

3.2 Эмоциональное насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

3.3 Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

3.4 Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился, т.е. ребенок от нежеланной беременности.

2. Службы и должностные лица по работе с неблагополучными семьями

На территории Республики Тыва работают три большие системы учреждений, которые призваны выявлять и решать проблемы с неблагополучными семьями. Это такие учреждения как:

- система учреждений социальной защиты (отделы социальной защиты населения, детский дом, социально реабилитационный центр),

- система учреждений образования (школы, детские сады учреждения дополнительного образования)

- система учреждений здравоохранения (поликлиники, больницы). (СЛАЙД 7)

Кроме данных учреждений, имеются и следующие:

- полиция (инспекция по делам несовершеннолетних),

- комиссия по делам несовершеннолетних) и органы социальной защиты детей.

Все указанные учреждения находятся друг с другом в тесном взаимодействии по решению проблем неблагополучности семьи и профилактики. Что касаемо должностных лиц, которые занимаются профилактикой семейного неблагополучия, то это именно работники этих учреждений, занимающие должности специалиста по социальной работе, социального педагога, психолога, воспитателя.

3. Выявление неблагополучных семей

Итак, мы подошли к основному моменту деятельности должностного лица, который занимается профилактикой и выявлением неблагополучных семей. Существуют несколько форм выявления неблагополучных семей (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, СЛАЙД 8):

-наблюдения специалистов;

-анкетирование детей и родителей;

-опросники;

-тесты;

-интервью узких специалистов;

-тренинги;

-анализ документов;

-анализ продуктов детского творчества;

-анализ документации паспортно-визовой службы;

-сбор списков неблагополучных семей;

-составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);

-заявки семьи на оказание помощи;

-анализ состояния здоровья детей;

-анализ развития, успеваемости.

Основным и самым точным способом узнать, является ли семья неблагополучной или нет, это тестирование ребенка из этой семьи. Естественно тестирование должно быть занимательным, интересным ребенку и самое главное не вызывать подозрений у ребенка что его тестируют.

Самым простым тестом, который может применить в ходе своей работы любой из сотрудников учреждений профилактики является тест «Рисунок семьи» (СЛАЙД 9).

- Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье. Тест не требует затрат большого количества времени и средств. Все что необходимо это лист бумаги и карандаши.

- Перед Вами методика проведения тестирования (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ). Ограничений по возрасту проведения тестирования нет. Рисуночные тесты на сегодняшний день, как считают некоторые психологи, являются самыми достоверными.

Итак, я предлагаю сейчас разобрать рисунок 5-и летних детей, пребывающего в детском доме. Что мы можем узнать из этого рисунка.

Вы разделились на 2 группы (СЛАЙД 10), будете работать в малых группах. Перед Вами еще рисунки семей, но уже других детей. Каждая группа выбирает по рисунку, и работают сообща. В течении 2-х минут каждая группа поработает над этим рисунком, а затем общими усилиями проанализируем его содержание. 1-я группа занимается анализом структуры рисунка, символики рисунка, 2-я группа расположением членов семьи, особенностями взаимодействия и особенностями рисования членов семьи, последовательностью и особенностями рисования членов семьи, просмотрите общие моменты.

Ну все, время истекло, попрошу каждого из вас высказать свое мнение, показать что вы увидели и какой вывод сделали?

4. Варианты помощи неблагополучной семье

Нынешняя система профилактики и оказания помощи неблагополучной семье дает службам по работе с такими семьями огромное количество средств, форм и видов помощи этим семьям. Основными, применяемыми на практике являются (СЛАЙД 11):

- Оказание материальной помощи;

- Влияние через СМИ;

- Консультирование; Обучающие консультации для родителей;

- Помощь общественных организаций;

- Пропаганда семейных ценностей;

- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

- Создание клубов по интересам;

- Постоянный патронаж;

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

- Лечение от алкоголизма;

- Административные штрафы;

- Лишение родительских прав;

Данный вопрос является очень большим и будет изучаться нами на следующем уроке, т.к. требует изучения каждого названного пункта, указание на причины и учреждения, которые применяют в своей работе названные пункты помощи.

4. Первичное повторение (СЛАЙД 12)

- Теперь, попрошу вас ответить на несколько вопросов.

1. Назовите тему урока?

2. Что такое профилактика?

3. Что вы можете сказать о семейном неблагополучии?

4. Каковы критерии семейного неблагополучия?

5. Какой методикой мы сегодня пользовались, для выявления неблагополучной семьи?

4.1. Формирование умений и навыков

В качестве закрепления материала предлагаю решить следующую практическую задачу (СЛАЙД 13).

Мальчик по имени Иван 8-и летнего возраста проживает с матерью и бабушкой в частном доме, состоящем из 3-х комнат. Бабушка пенсионерка, мать (25 лет) часто не ночует или поздно приходит домой, не работает. Иван часто пропускает занятия в школе, друзей не имеет, свободное от учебы время проводит дома. По характеру вспыльчивый, психика неуровновешанная, может свободно нагрубить старшим по возрасту и учителям в школе. Мать любит Ивана, часто покупает ему игрушки.

Вопросы к задаче:

1. Можно ли назвать данную семью неблагополучной и почему?

2. Как можно выявить неблагополучность данной семьи и кто это может сделать?

3. В какой помощи и каких специалистов нуждается данная семья?

Тестовое задание (СЛАЙД 14)

Теперь перед Вами на экране тестовое задание, в котором всего 5 несложных вопросов. У вас 2 минуты на его решение. Приступайте:

1. Профилактика это: А) процесс; Б) игра; В) учение

2. Работник какого учреждения не обязан работать с неблагополучными семьями?

А) поликлиники; Б) школы; В) продовольственного магазина

3. Что из перечисленного не относиться к критериям неблагополучия семьи?

А) Эмоциональное насилие; Б) Соблюдение интересов и нужд ребенка; В) Вовлеченность в азартные игры

4. Что не относиться к формам выявления неблагополучной семьи?

А) интервью специалистов; Б) заявки семьи на оказание помощи; В) обращение к адвокату за помощью в оформлении наследства

5. Какой из вариантов не является формой помощи неблагополучной семье?

А) Лечение от алкоголизма; Б) Пропаганда семейных ценностей; В) Назначение уголовного наказания

Ключ к тесту: 1 - А, 2 - В, 3 - Б, 4 - В, 5 - В.

5. Обобщение и систематизация

Итак, мы рассмотрели тему «Профилактика семейного неблагополучия». Теперь вы знаете критерии неблагополучности семьи, систему служб и должностных лиц по работе с такими семьями, умеете выявлять неблагополучные семьи и знаете имеющиеся формы помощи неблагополучной семье.

6. Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

1. Выучить лекционный материал

2. Проанализировать рисунок своей семьи, нарисованный Вами сегодня на уроке.

7. Итог урока

Каждая семья в России должна быть такой, чтобы ребенку в ней было комфортно расти и развиваться. Семья должна направлять ребенка, а не обвинять его, должна оберегать ребенка от негативного воздействия от окружающей среды. Буквально через некоторое время, вы, окончив учебу, начнете строить будущую Республику, а лет через 20-25 уже ваши дети будут ее строить. И я полагаю, что такие строители должны делать свою работу в хорошем настроении, а не со злобой в сердце. А мы должны им в этом помогать.













© 2010-2022