• Преподавателю
  • Другое
  • Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Тасымова Лариса Зулхарнаевна

(МБОУ «Черёмухинская ООШ», Красноярский район, Астраханская область)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы


По программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, социальные педагоги, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»



2014 год

Оглавление

Стр.

1.

Введение

3-5

2.

Глава I. Теоретические аспекты изучаемой проблемы

5-9

3.

Глава II. Практические аспекты деятельности педагога-психолога

9-24

4.

Заключение

24

5.

Список использованной литературы

25





Введение

Программа индивидуального сопровождения ребенка направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):

- дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа обеспечивает:

  1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) и областной психолого-медико-педагогического комиссии;

  3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в школе.

Цель программы

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Обучения детей с ОВЗ осуществляется в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы:

  1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

  2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.

  3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

  4. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

  5. Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного ПМПк и областного ПМПК).

  6. Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога - психолога, логопеда школы.

  7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Глава I. Теоретические аспекты изучаемой проблемы

1.Понятие «Программа индивидуального сопровождения»

Согласно Стандарта, программа индивидуального сопровождения ребенка создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.

Программа должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;

- возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа должна содержать:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей.

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики;

- планируемые результаты коррекционной работы.

Программа индивидуального сопровождения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Предметом проектирования программы индивидуального сопровождения является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся:

- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;

- расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

- развитие системы отношений в направлении педагог - ребенок -родитель - медицинские работники.

Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

2.Структура и содержание программы индивидуального сопровождения.

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, педагог-организатор, воспитатели и медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д

Глава II. Практические аспекты деятельности педагога - психолога.

В своей работе, как педагог - психолог я использую программу О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отличительными особенностями которого являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Основная цель - помочь ребенку с ОВЗ научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Начинается школьная жизнь… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку с ОВЗ найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок с ОВЗ в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок с ОВЗ будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка с ОВЗ, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:


Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


  • осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;


  • работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;


Первый класс.


Основная задача - первичное осознание позиции ребенка с ОВЗ, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок с ОВЗ убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками - установление атмосферы дружелюбия.

Тематическое планирование занятий «Тропинка к своему Я»

1 класс.


№ п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности

День проведения.

1 Раздел : «Я - школьник».


1.1

Знакомство.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.2

Как зовут ребят моего класса.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.3

Зачем мне нужно ходить в школу.

2

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.4

Я в школе.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.5

Мой класс.

2

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.6

Какие ребята в моем классе.

2

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.7

Мои друзья в классе.

4

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


1.8

Мои успехи в школе.

2

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение

трудовая


1.9

Моя «учебная сила».

2

Игровая

Познавательнаятрудовая


2 Раздел: «Мои чувства.»


2.1

Радость. Что такое мимика.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.2

Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

трудовая


2.3

Жесты.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение



2.4

Радость можно передать прикосновением, взглядом.

2

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.5

Грусть.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.6

Страх.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.7

Страх, его относительность.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.8

Как справиться со страхом.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.9

Страх и как его преодолеть.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.10

Гнев. С какими чувствами он дружит.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.11

Может ли гнев принести пользу.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.12

Обида.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


2.13

Разные чувства.

2

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение


3

Итоговое занятие.

1

Игровая

ПознавательнаяПроблемно-ценностное общение



Второй класс.


Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Тематическое планирование 2 класс.


№ п.п.

Тема (цели)

Занятие (тема)

1

Вспомним чувства.

Цель - актуализировать у детей с ОВЗ знания об эмоциональной сфере человека.

1. Мы рады встрече.

2. Понимаем чувства другого.

3. Мы испытываем разные чувства.

4. Мы испытываем разные чувства (продолжение)

2.

Чем люди отличаются друг от друга?

5. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

6. Хорошие качества людей.

7. Самое важное хорошее качество.

8. Кто такой сердечный человек.

9. Кто такой доброжелательный человек

10.Трудно ли быть доброжелательным человеком.

11. «Я желаю добра ребятам в классе»

12. Очищаем свое сердце.

13. Какие качества нам нравятся друг в друге.

14. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

15. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

16. В каждом человеке есть светлые и томные качества.

3.

Какой Я - Какой Ты?

Цели:

- помочь детям с ОВЗ осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей с ОВЗ находить положительные качества во всех людях.

17. Какой Я?

18. Какой Ты?

19. Какой Ты? (продолжение)

20. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

21. Школьные трудности.

22. Школьные трудности. (продолжение)

23. Домашние трудности.

24. Домашние трудности (продолжение)

25. Итоговое занятие.


3 класс.

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это- явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста - качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми - учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Тематическое планирование 3 класс.


№ п.п

Тема (цели)

Занятия (темы)

1.

Я- фантазер.

Цели:

- помочь детям с ОВЗ осознать ценность умения фантазировать;

- развивать креативные способности детей с ОВЗ


1. Я-ретьеклассник.

2. Кого можно назвать фантазером?

3. Я умею фантазировать!

4. Мои сны

5. Я умею сочинять!

6. Мои мечты

7. Фантазии и ложь

2

Я и моя школа.

Цели:

- помочь детям с ОВЗ осознать особенности позиции ученика;

- предоставить учащимся с ОВЗ возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

-помочь детям с ОВЗ принять учителя таким, какой он есть.


8. Я и моя школа.

9. Что такое лень?

10. Я и мой учитель

11. Я и мой учитель (продолжение)

12. Как справляться с «Немогучками»

3.

Я и мои родители.

Цели:

- помочь детям с ОВЗ осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

- обучить детей с ОВЗ способам разрешения конфликтов с родителями.

13. Я и мои родители.

14. Я умею просить прощения.

15. Почему родители наказываю детей?

4..

Я и мои друзья.

Цели:

- помочь детям с ОВЗ осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся с ОВЗ к осознанию собственного умения дружить.

16. Настоящий друг.

17. Умею ли я дружить?

18. Трудности в отношении с друзьями.

19. Ссора и драка.

5.

Что такое сотрудничество?

Цель - дать детям с ОВЗ представление о понятии «сотрудничество».

20. Что такое сотрудничество?

21. Я умею понимать другого

22. Я умею договариваться с людьми.

23. Мы умеем действовать сообща.

24. Что такое коллективная работа?

25. Итоговое занятие.


4 класс.

Главная особенность четвероклассников - появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Тематическое планирование 4 класс.


№ п.п.

Тема (цели)

Занятие (тема)

1.

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

Цели:

- помочь детям с ОВЗ усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Мое лето.

2.Кто Я?

3. Какой я- большой или маленький?

4. Мои способности

5. Мой выбор, мой путь.

6. Мой внутренний мир.

7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

9. Что значит верить?

2.

Я расту, я изменяюсь

Цели:

- помочь детям с ОВЗ научиться осознавать происходящие в них изменения;

- помочь детям с ОВЗ научиться планировать цели и пути самоизменения.

10. Мое детство.

11. Мое детство (продолжение).

12. Я изменяюсь

3.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Цели:

-дать детям с ОВЗ возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

- Помочь детям с ОВЗ понять, что будущее начинается в настоящем;

- ввести понятие «Жизненный выбор»

13. Мое будущее.

14. Мое будущее (продолжение)

15. Хочу вырасти здоровым человеком!

4.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

Цель - помочь детям с ОВЗ осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

16. Кто такой интеллигентный человек?

17. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

18. Что такое идеальное Я?

5.

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

Цели:

- помочь детям с ОВЗ осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

19. Кто такой свободный человек?

20. Права и обязанности школьника

21. Что такое «право на уважение»?

22. Права и обязанности.

23. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

24. Как разрешать конфликты мирным путем?

25. Итоговое занятие.



Заключение

Таким образом, область профессиональной деятельности педагог - психолог может включать создание условий для реальной индивидуализации образовательного процесса в дошкольном, школьном, постшкольном образовании ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Более того, данный специалист должен быть ориентирован на профессиональную реализацию в учреждениях различных государственных структур, где организован процесс обучения - учреждениях, относящихся к ведомствам социальной защиты, здравоохранения, Министерства внутренних дел.

Таким образом, совершенно очевидно, объектом профессиональной деятельности педагога - психолога становятся: организационный, коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный); коррекционно-образовательный, социально-адаптационный и общеобразовательный процессы.

В своей деятельности педагог - психолог должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности: образовательной, коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, профилактической, организационно-управленческой, культурно-просветительской.



Список использованной литературы


Основная литература

1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.

2. Екжанова Е.А. Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. - М., 2008.

3. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции - М.: ИТОиП РАО, 2002.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2013.

5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013.

6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.: Методическое пособие / Под общ.ред. М.М. Семаго. - 2-е изд. - М.: Айрис-Дидактика, 2006.

7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраста. - Санкт-Петербург: Речь, 2010.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (библиотека психолога-практика) - М.: АРКТИ, 2005.

© 2010-2022