Октябрьская революция в России

Октябрьская  революция в России". Задачи урока: 1)      Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме. 2)      Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-сл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка событий Октября современниками и историками.

П. Н. Милюков. «История Второй русской революции»:

«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».

А.И.. Деникин. «Очерки русской смуты»:

«Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».

А. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»:

«Нет! Эти люди - не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте, В стране - повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти… Они - заговорщики? Никогда!»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог - и это была революция. А Октябрь - хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».

Н. Верт. «История Советского государства. 1900-1991»:

«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917 - 1945»:

«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».

Работа с документами.

Первые декреты Советской власти Работа с содержанием первых декретов.

Задание: Дайте оценку первым декретам Советской власти.

Документ 1

Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917 г.

  1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого
    выкупа.

  2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские,
    церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными
    постройками и всеми принадлежностями переходят э распоряжение
    волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских
    Депутатов впредь до Учредительного собрания.

  1. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего
    отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым
    революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов
    принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка
    при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого
    размера |участки и какие именно подлежат конфискации, для составления
    точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей
    революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со
    всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

  2. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований,
    впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен
    повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на
    основании 242 местных крестьянских наказов...

5. Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.

Документ 2.

Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов.

26 октября 1917года.

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическом миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности...

Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей... не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войск присоединяющей или вообще сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение её является аннексией, то есть захватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при предложении условий мира.

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждающих или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных договоров... Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным...

Вопросы:

- Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?

- В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?



Изучение нового материла.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника С.61-64

Задание: На основе текста учебника охарактеризуйте политическую и экономическую ситуацию в стране, обусловившую новый государственный переворот, и заполните схему:

Политический кризис: Экономический кризис:

1 1

2 2

3 3



Модульный тест.

Выполнение заданий:

За выполнение задания А - 3 баллов,

За выполнение задания Б - 5 баллов.

На выполнение задания время - 3 минуты.

Задание А.

Соотнесите события и даты:

А. 9 сентября

1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.

Б. 10 сентября

2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.

В. 12 октября

3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.

Г. 24 октября

4. Большевики берут под свой контроль Петроград.

Д. 25 октября

5. Принятие резолюции о восстании.

Е. ночь с 25 на 26 октября

6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.

Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года?



Рефлексия - 5 минут.

На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а) - как я усвоил материал:

- узнал ли больше

получил глубокие знания - 9-10 баллов

усвоил материал частично - 7-8 баллов

мало что понял и запомнил - 4-5 баллов

б) - как я работал?

  • где допустил ошибки

  • удовлетворен ли своей работой?

везде справился самостоятельно - 9-10 баллов

допустил ошибки - 7-8 баллов

работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо - 4-5

баллов

Мое мнение:

было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?

с какими трудностями столкнулся?

какие пожелания могу дать?






© 2010-2022