Выступление по теме: Модель инклюзивного образования в городе Перми

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Проект «Создание модели инклюзивного образования в городе Перми»

Проблема. В городе Перми есть большое количество детей, имеющих особые образовательные потребности, но отсутствуют инклюзивные образовательные организации в шаговой доступности от места проживания ребенка, готовые оказывать образовательные услуги детям с ОВЗ. Кроме того: отсутствует нормативная база, регламентирующая деятельность образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование. Нет механизма обеспечения психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях, отсутствует нормативное обеспечение и механизм учета потребностей и запросов обучающихся в зависимости от их вида нарушения здоровья. Школы испытывают недостаток узких специалистов. Большая часть педагогических работников не готова работать с детьми с ОВЗ в инклюзивном классе. Родители не могут принимать адекватные решения по выбору образовательного маршрута для своего ребенка. В настоящее время существует необходимость создания сети инклюзивных образовательных организаций и механизма межведомственного взаимодействия субъектов на территории города Перми по комплексному решению проблем детей с особыми образовательными потребностями.

Идея: При создании инклюзивных образовательных организаций на всей территории города Перми дети с ОВЗ, ООП, дети-инвалиды будут иметь равные со сверстниками возможности в получении образовательных услуг.

Цель проекта: Обеспечить детям с ОВЗ, ООП, детям-инвалидам оптимальный уровень готовности к самоопределению

(я-концепция, профессия, досуг, семья)

Реализация модели инклюзивного образования в городе Перми предполагает построение системы взаимодействия специалистов на двух уровнях: муниципальном и уровне образовательных организаций (институциональном). На муниципальном уровне модель включает взаимодействие:

- Департамента образования

- Департамента культуры и молодежной политики

- Центра по физической культуре, спорту

- Департамента социальной политики

Координирующую функцию выполняет совет по инклюзивному образованию, в состав которого входят специалисты этих структур. Руководителем является работник ДО.

На институциональном уровне модель предполагает сопровождение детей с ОВЗ, ОПП, детей - инвалидов службой ранней помощи детям от 0 до 3 лет, которую оказывают ПМПК, МБОУ «ЦПМСС»

- в качестве методических и ресурсных служб для других образовательных организаций, сопровождающих детей с 3 до 18 лет выступают 13 СКОУ, 7 пилотных инклюзивных школ и инклюзивные ДОУ

- присоединившиеся ДОУ, ОУ,УДО и другие ОО

Общую координацию и взаимодействие осуществляет ресурсный центр инклюзивного образования, созданный на базе МБОУ «ЦПМСС» при введении дополнительных ставок.

Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Перми

Анализ факторов развития системы образования города Перми позволил выделить преимущества и недостатки, содержащиеся как во внешней, так и внутренней среде для включения лиц с ОВЗ в образовательный процесс.

Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Преимущества

Недостатки

  • сложившаяся эффективная система специального (коррекционного) образования:

- специальные (коррекционные) школы (количество ОУ -13 , количество обучающихся детей -2332;

- система дистанционного обучения-(вставить данные по городу)



  • включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему инклюзивного образования:

- общеобразовательные организации с классами, в которых есть дети, обучающиеся по адаптированным образовательным программам - общеобразовательные учреждения, в которых дети с ОВЗ обучаются в обычных классах - 23 школы, в которых 216 учащихся;

  • учет состояния здоровья учащихся при определении объема учебной нагрузки, режима занятий;

  • увеличение количества часов коррекционной работы учебного плана до 8 в начальной школе, до 12 - в основной;

  • расширение спектра оказываемых образовательных услуг за счет возможности введения в учебный план согласно муниципальной модели «Пространство выбора» спецкурсов и спецпрактик в 5-9 классах;

  • внеурочная деятельность в 1-4 классах в объеме 10 недельных часов по пяти основным направлениям

  • определение Перечня заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому;

  • определение перечня заболеваний, относящихся к группе ОВЗ;

  • установленный норматив 32,420 рублей на одного ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе;

  • работа гПМПК по установлению диагноза учащихся с ОВЗ;

  • наличие базы данных по учету детей -инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах;

  • формирование первого эшелона инклюзивных школ в городе Перми (школы № 73,111,3,136,114, 81, 47);

  • правовая помощь семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, с учетом опыта деятельности ОО Перми;

  • наличие ресурса МБОУ «ЦПМСС».


  • отсутствие нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование;

  • отсутствие механизма обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

  • отсутствие нормативного обеспечения и механизмов учета образовательных потребностей и запросов обучающихся в зависимости от вида нарушения здоровья;

  • неготовность части педагогических работников общеобразовательных школ к работе с детьми с ОВЗ;

  • отсутствие учета состояния здоровья школьников;

  • отсутствие медицинских работников в штате школы;

  • недостаток узких специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов) в ОО для обеспечения сопровождение детей с ОВЗ;

  • неготовность родителей детей с ОВЗ принимать адекватные решения по выбору образовательного маршрута для своего ребенка;

  • отсутствие механизмов ресурсного перераспределения МТБ;

  • недостаток площадей в ОО для создания и развития новой образовательной среды;

  • инфантилизирующая забота о детях с ОВЗ, усложняющая процесс общего образования детей «норма».



Факторы внутренней среды, влияющей на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

п/п

Факторы внутренней среды

Преимущества Перми

Недостатки Перми

Геополитическое положение

  • крупный мегаполис с развитой инфраструктурой;


  • малое количество инклюзивных школ, их удаленность от места проживания ребенка;

  • большая протяженность города вдоль двух берегов реки Кама.

    Культурная сфера

    • Большое количество музеев, выставочных залов и т.д.

    • отсутствие возможности полноценного использования ресурса музеев отдельными категориями детей с ОВЗ

      Общество

      • достаточно высокий образовательный и культурный уровень;

      • декларация толерантного отношения к инвалидам.

      • недостаточный уровень толерантности;

      • недостаток информации о положении и проблемах лиц с ограниченными возможностями здоровья;

      • недостаточность механизмов поддержки родителей, имеющих детей с ОВЗ;

      • неготовность вкладывать достаточные средства в детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах

        Образовательная организация

        • развитая сеть учреждений дошкольного и школьного образования, специальных (коррекционных) образовательных организаций;

        • достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в специальных (коррекционных) образовательных организациях;

        • наличие в специальных (коррекционных) образовательных организациях образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития учащихся, способствующей их максимальной социализации в общество;

        • наличие внутри образовательных организаций дополнительных образовательных услуг

        • недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных организаций специальным оборудованием;

        • низкая профессиональная компетентность педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

        • отсутствие преемственности обучения между всеми уровнями образования;

        • отсутствие порядка прохождения итоговой аттестации с учетом диагноза детей с ОВЗ;

        • отсутствие раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ от 0 до 3 лет;

        • отсутствие банка данных о наличии детей с ОВЗ, на территории, закрепленной за школой.

          Семья

          • широкие возможности для получения медико-психолого-педагогической помощи

          • нарушение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как следствие ее распад и формирование деструктивных типов семейного воспитания;

          • гиперопека ребенка с ограниченными возможностями здоровья членами семьи;

          • отсутствие возможности у одного из родителей работать, что связано с необходимостью постоянного ухода и присмотра за ребенком;

          • социальная дезадаптация родителей, дисоциализация детей.

            Социальные службы

            - формирование программ поддержки семьи с ребенком с ОВЗ

            • отсутствие системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

            • отсутствие межведомственного механизма сопровождения детей с ОВЗ в период обучения в ОО

            Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов возможностей для развития системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Перми позволяет сделать следующий вывод.

            В городе Перми существует необходимость создания инклюзивных школ, для этого есть определенные предпосылки. Вместе с тем для реализации цели и поставленных задач необходимо создание брендовых моделей инклюзивных школ, учитывающих специфику каждой образовательной организации.

            Цель: Обеспечить детям с ОВЗ, ООП, детям-инвалидам оптимальный уровень готовности к самоопределению

            (я-концепция, профессия, досуг, семья)

            Задачи:

            1. Создать сетевую модель инклюзивных школ на территории г. Перми.

            2. Обеспечить «шаговую» доступность инклюзивных школ для детей с ОВЗ.

            3. Организовать систему переподготовки педагогических кадров к условиям инклюзивного образования.

            4. Обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации инклюзивного образования на территории г. Перми.

            5. Оптимизировать сеть специализированных образовательных организаций, позиционировать их в качестве территориальных специализированных ресурсных и методических служб для образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение

            6. Сформировать толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями



            Сроки реализации модели инклюзивного образования: 2015 - 2017 год

            • первый этап январь - декабрь 2015года

            подготовительный

            • второй этап январь-декабрь 2016 года

            основной

            • третий этап январь - декабрь 2017 года

            обобщающий

            Первый этап

            Подготовительный



            Направления деятельности по внедрению модели

            Январь - март

            1 квартал 2015

            Апрель - июнь

            2 квартал 2015

            Июль - сентябрь

            3 квартал 2015

            Октябрь-декабрь

            4 квартал 2015

            Нормативная база

            Разработана Концепция инклюзивного образования г. Перми (школы73,111,136)Сформирован пакет нормативных документов международного, федерального, регионального уровня (школа 136,3)

            Созданы образцы положений , локальных актов муниципального и школьного уровня (школа3)

            Создан центр инклюзивного образования, определены функциональные обязанности специалистов центра (ДО)

            Сформирована система эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций для решения вопросов эффективного функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ.

            Финансовое обеспечение

            Рассчитана стоимость 1 недельного часа индивидуальных занятий детей с ОВЗ в ОО (школа111,3)

            Утвержден норматив ФМО на ребенка с ОВЗ

            (ДО)

            МТБ

            Разработан проект создания Ресурсного центра (ДО) совместно с департаментом социальной политики в ОО реализуется проект «без барьерная среда» (ДО)

            В образовательных организациях созданы перечни необходимого оборудования для работы с детьми с ОВЗ (все школы первого эшелона)

            Работа с кадрами

            Создан единый банк данных узких специалистов, тьюторов, педагогов, поставщиков услуг для инклюзивных школ ( МБОУ «ЦПМСС»)

            Создан реестр учреждений с опытом организации инклюзивного образования (ДО)

            Согласована программа с ВУЗами города профессиональной переподготовки достаточного количества узких специалистов, педагогов, тьюторов по сопровождению детей с ОВЗ (ДО) 100% педагогов и узких специалистов 7 школ 1 эшелона прошли профессиональную переподготовку (ДО).

            Организация тренингов с административными командами инклюзивных школ по преодолению сопротивления внедрению модели «Инклюзивное образование» (МБОУ «ЦПМСС»)

            Психолого- педагогическое

            сопровождение

            Создана технологическая модель психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях (МБОУ «ЦПМСС»)

            Сформированы службы внутреннего психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях (7 пилотных школ)

            Согласованы вопросы медицинского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной организации на всей вертикали в возрасте от 0 до 18 лет(ДО)

            Разработаны методические рекомендации по формированию индивидуальных образовательных программ с учетом образовательных потребностей семьи и ребенка с ОВЗ ( МБОУ «ЦПМСС»)

            Специалистами ресурсного центра созданы методические рекомендации по работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ в инклюзивных классах (ДО)

            разработана дифференциро-ванная система мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения. (ДО)

            Создан сетевой проект реализации муниципальной модели «Пространство выбора», сетевая модель внеурочной деятельности в инклюзивных школах (7 пилотных школ)

            Работа с родителями

            Созданы методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ в инклюзивных классах (школа114)

            Самоопределение учащихся

            Создан сетевой реестр проф.проб и соц,практик (школы 73,111,136)


            Ожидаемые результаты

            В результате реализации проекта:

            - к 2017 г. 100 % образовательных организаций г. Перми являются инклюзивными;

            - создан единый банк данных узких специалистов, тьюторов, педагогов - поставщиков услуг для инклюзивных школ;

            - обеспечена 100% профессиональная переподготовка и обучение специалистов, сопровождающих инклюзивных детей, за счет средств бюджета г. Перми;

            - к 2016 г. эффективно функционирует система межведомственного взаимодействия по решению вопросов комплексного сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ;

            - 100% семей, имеющих детей с ОВЗ, вовлечены в образовательный процесс ОО

            Возможные риски:

            1. До 50 % руководителей неспециализированных ОО будут оказывать сопротивление при внедрении проекта.

            2. Не сформировано толерантное отношение родительской общественности к внедрению инклюзивного образования на территории г. Перми.

            3. Отсутствует норматив ФМО на детей с ОВЗ в зависимости от их диагнозов и количества в ОО.

            4. Отсутствует единый ресурсный центр на территории районов г. Перми по перераспределению кадровых, материально- технических и других ресурсов.

            5. В штате школы отсутствуют медицинские работники.

            6. До 80 % ОО имеют превышение предельной наполняемости, что затрудняет организацию работы с детьми с ОВЗ.

            Конечные результаты реализации проекта:

            Уровень

            Направление

            Продукт

            Институциональный

            - нормативно-правовое обеспечение

            Типовые локальные акты ОУ

            - кадровое обеспечение

            - перечень необходимых узких специалистов;

            - требования к переподготовке педагогов ОУ;

            - типовая должностная инструкция тьютора, - типовая должностная инструкция ассистента

            - психолого- педагогическое сопровождение

            - типовое положение о службе внутреннего психолого-педагогического сопровождения;

            - работа с родителями

            - методические рекомендации для родителей по воспитанию ребенка с ОВЗ в семье

            -условия формирования готовности к профессиональному самоопределению учащихся

            - программы профессиональных проб и социальных практик

            - материально-техническое обеспечение

            - перечень дополнительного оборудования, необходимого для работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной школе в соответствии с ФГОС

            - финансовое обеспечение

            - локальный акт о стоимости недельного часа индивидуальных занятий детей с ОВЗ;

            - расчет стоимости дополнительного оборудования, необходимого для работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной школе в соответствии с ФГОС;

            - расчет стоимости условий в зданиях и сооружениях ОУ для организации инклюзивного образования

            Муниципальный

            - нормативно-правовое обеспечение

            - нормативно-правовой акт о создании центра инклюзивного образования;

            - сформирован перечень нормативных документов международного, федерального, регионального и муниципального уровней по теме инклюзивного образования;

            - муниципальные нормативно-правовые акты, касающиеся межведомственного взаимодействия при организации инклюзивного образования

            - кадровое обеспечение

            - план взаимодействия с вузами по профессиональной переподготовке специалистов, необходимых для работы в инклюзивных ОУ;

            - организация тренингов с административными командами ОУ по преодолению сопротивления внедрению инклюзивного образования

            - психолого- педагогическое сопровождение

            - технологическая модель сопровождения детей с ОВЗ специалистами МБОУ «ЦПМСС» ;

            - методические рекомендации по формированию адаптированных образовательных программ в ОУ;

            - система мониторинга качества образования детей с ОВЗ

            - работа с родителями

            - информационное сопровождение инклюзивного образования (СМИ)

            -условия формирования готовности к профессиональному самоопределению учащихся

            - сетевой реестр профессиональных проб и социальных практик;

            - материально-техническое обеспечение

            - стандарт муниципальной услуги (ФМО для детей с ОВЗ, обучающихся совместно с другими обучающимися)

            - финансовое обеспечение

            - выделение в бюджете города Перми (муниципальная программа) особого норматива финансирования (ФМО для детей с ОВЗ, обучающихся совместно с другими обучающимися)

            Разработчики проекта:

            Новикова Татьяна Анатольевна МАОУ «СОШ №111» Дзержинский район г. Пермь, руководитель рабочей группы

            Филиппов Сергей Николаевич МАОУ «СОШ»3» Индустриальный район г.Пермь

            Удников Александр Николаевич МАОУ «СОШ№132» Индустриальный район г.Пермь

            Лифирь Татьяна Павловна МАОУ « СОШ №73»Кировский район г.Пермь

            © 2010-2022