Некоторые особенности организации метапредметных курсов в 7 классе

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация метапредметных курсов в современной школе

Букина И.В., учитель биологии,

Зам.директора по УВР

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит требования не только к предметным результатам, но и к принципиально новым - метапредметным и личностным. Умение аргументировать, моделировать, организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, способность к публичному выступлению должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе.

С целью формирования данных метапредметных умений в МАОУ «Лицей №5» в 2014-15 учебном году начали функционировать краткосрочные метапредметные курсы:

  • В споре рождается истина

  • Смысловое чтение

  • Мозговой штурм

  • Публичное выступление

  • Моделирование

  • Знаки и символы

Принципиальным отличием данных курсов от традиционных уроков является то, что на таких занятиях не просто идет формирование универсальных учебных действий, а:

  • конкретизируются результаты;

  • изменяются способы педагогической деятельности;

  • изменяется процедура оценивания.

Результаты, сформулированные в «Стандартах», при подготовке курса обязательно конкретизируются, то есть разбиваются на ряд более «мелких», понятных ученику результатов. Для этого педагогу важно создать «Матрицу результатов», разбив метапредметные результаты в каждой параллели классов (Таблица 1).

Важным является то, что оценивание на таких курсах идет не с позиции «Логики тем», когда оценивается содержание образования, то, чему нужно научить, а в «Логике результатов», когда оценивается продукт деятельности или процесс деятельности.

С этой целью для оценивания метапредметных результатов составляется «Таблица критериев» (Таблица 2), в которой:

  • число критериев должно быть 3-5;

  • критерий - конкретный метапредметный результат;

  • каждый критерий описывается рядом параметров и оценивается показателем в баллах;

  • критериальная база заранее предъявляется ученикам (является алгоритмом действий);

Таким образом, «Матрица результатов» и «Таблица критериев» позволяют обучающемуся четко осознавать:

  1. Чему он может научиться за определенный отрезок времени;

  2. знать, по каким критериям его будут оценивать

  3. представлять последовательность достижений, которые ему предстоят.

Таблица 1

Матрица результатов

Параллель

Метапредметный результат (Аргументация)

5 класс

  • Умение подбирать аргументы из текста в поддержку предложенного тезиса

6 класс

  • Умение обосновать свою точку зрения на основе сравнения двух источников информации

  • Умение формулировать и аргументировать собственное мнение при ответе на проблемный вопрос

7 класс

  • Умение подбирать аргументы к двум противоположным тезисам

  • Умение формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст

8 класс

  • Умение отстаивать свое мнение в процессе дискуссии

  • Умение сформулировать собственное мнение и аргументировать его в ходе устного высказывания по проблемному вопросу, который не предполагает однозначного решения

9 класс

  • Умение противостоять аргументам оппонента в процессе дискуссии



Таблица 2

Примерная таблица критериев оценивания

метапредметного результата

Критерии

Параметры

Показатели

Критерий 1

Техника выступления

Выступление громкое, внятное, с соблюдением всех речевых норм

3 балла

Выступление недостаточно громкое, но внятное, с нарушениями интонации, ударений не более 2-х раз

2 балла

Выступление с частым нарушением интонаций, ударений и пр.

1 балл

Критерий 2…

Взаимодействие с аудиторией

Обращается к аудитории, называет себя, тему выступления, устанавливает зрительный контакт …..

3 балла

Взаимодействие с аудиторией частичное …..

2 балла

……………..

1 балл…..

Критерий 5

Решение коммуникационной задачи

Сообщение соответствует заявленной теме, полностью раскрывает ее

4 балла

Сообщение соответствует заявленной теме, но не полностью раскрывает ее, или содержит «лишнюю» информацию

3 балла

………………………..

2 балла

Сообщение соответствует заявленной теме, но тема не раскрыта

1 балл….

Итог

Каждое учебное занятие метапредметного курса включает в себя:

  • конкретизированный результат;

  • техническое задание;

  • объекты оценивания;

  • критерии, параметры оценивания;

  • процедуру оценивания.

Актуальность метапредметных курсов

Как показывает практика, метапредметные курсы вызывают интерес у обучающихся лицея, а метапредметные результаты являются более осмысленными и понятными для школьников так как:

  • ученики используют полученные умения не только в повседневной лицейской жизни, но и за пределами лицея, в других жизненных ситуациях;

  • объединяют разные предметные знания;

  • способствуют развитию смекалки, воли, интуиции, обаяния;

  • формируют коммуникации;

  • развивают самооценку, способствуют самосовершенствованию ученика.







© 2010-2022