- Преподавателю
- Другое
- Программа внеурочной деятельности Творческая семья
Программа внеурочной деятельности Творческая семья
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карепанова О.В. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 1»
Программа внеурочной деятельности
« Творческая семья»
2 часа в неделю 72 часа за учебный год
Автор-составитель:
Учитель Карепанова Ольга Викторовна
Комсомольск-на-Амуре
Организация учебной деятельности строится в соответствии с Положением о группе дифференцированного обучения «Творческая семья» (Приложение).
П р и н ц и п ф о р м и р о в а н и я г р у п п. Набор в объединение «Творческая семья» производится на добровольных началах из учеников, посещающих школу и учеников надомного обучения и их родителей, желающих более активно участвовать как в творческом, так и в педагогическом процессах.
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь з а н я т и й. Педагоги студии проводят занятия для группы «Творческая семья» 1 раз в неделю продолжительностью 2 учебных часа (всего 72 ч). Родителям с детьми предоставляется свобода выбора преподавателя и творческого направления.
Цель программы: средствами прикладного творчества приобщить детей и их родителей к совместному коллективному творческому труду, способствовать укреплению семей, формировать потребности в труде, общественной оценке и самооценке, развивать у детей и родителей художественный и эстетический вкус, потребность в творчестве и самовыражению.
Задачи:
О б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы е:
- каждому участнику общеобразовательного процесса создать условия для самореализации личности;
- стимулировать творческую активность детей и их родителей; выявить и развить их природные задатки;
- способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению учащихся;
- содействовать укреплению семей.
У ч е б н ы е (п р е д м е т н о - п р а к т и ч е с к и е):
- обучить детей и их родителей знаниям, умениям и навыкам прикладного творчества
В о с п и т а т е л ь н ы е:
- приобщить учащихся и их родителей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способствовать развитию внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать в духе уважения к нормам коллективной жизни;
- развивать потребность к творческому труду как высшей ценности жизни, добиваться честности и ответственности в деловых партнерских отношениях.
Программа предусматривает:
-
опору на знания, полученные ранее;
-
гибкость учебного плана;
-
учет интересов, возможностей и потребностей семей;
-
опережающее обучение;
-
нацеленность на конечный результат (выставка, ярмарка-продажа);
-
художественный уровень запланированных работ;
-
индивидуальные проекты, работы;
-
коллективный характер труда;
-
равноправное сотворчество педагога, детей и родителей, начиная с замысла и заканчивая оформлением итоговой выставки;
-
стимулирование творческой инициативы и экспериментирования;
-
возможность корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности.
По окончании программы обучения дети и родители
должны знать:
- исторические сведения об изученных видах декоративно-прикладного творчества;
- терминологию, основные характеристики материалов и их применение;
- правила пользования инструментами и приспособлениями;
- основные технические приемы и технологию изученных видов творчества;
- последовательность выполнения изученных художественных работ;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- способы ухода за работами и их хранения в домашних условиях;
должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- соблюдать технику безопасности;
- владеть изученными техническими приемами и навыками;
- правильно подбирать материалы для выполнения творческих проектов по цвету, качеству и фактуре;
- оформлять работу в паспарту и рамку, выполнять вспомогательные отделочные работы;
- выполнять изученные сувениры по описанию и схеме самостоятельно.
В соответствии с образовательной программой студии учащиеся группы «Творческая семья» в рамках клубных дней посещают музеи и выставки, участвуют в конкурсных мероприятиях и выставках прикладного творчества разного уровня (областных, республиканских и международных).
Примерный учебно-тематический план
№
п/п
Дисциплина
Основные разделы
Кол-во
часов
Всего часов
1.
Лоскутное шитье
Введение в технику;
Техника лоскутного шитья, характеристика основных видов лоскутного шитья;
Лоскутная аппликация и ее виды;
Лоскутная игрушка, бижутерия;
Работа над индивидуальными проектами в технике лоскутной пластики.
2
24
8
8
30
72
2.
Макраме
Введение в технику;
Традиционное макраме: основы техники;
Плетеные сувениры;
Построение орнамента в технике макраме;
Плетеные изделия в интерьере (работа по выбору);
Традиционное макраме: плетение по выкройкам;
Плетеные детали в одежде: аксессуары;
Итоговое занятие.
2
14
14
12
6
12
10
2
72
3.
Вышивание
Введение в технику;
Вышивка крестом;
Вышивка свободными швами;
Вышивка лентами;
Итоговое занятие
2
24
24
20
2
72
4.
Лепка
Введение в технику;
Технология выполнения;
Декоративные приемы;
Сюжетные работы;
Итоговое занятие
6
5
9
50
2
72
5.
Декорирование
Введение в технику;
Технология выполнения;
Декоративные приемы;
Декор для интерьера;
Работа по эскизам
Итоговое занятие
2
4
8
24
32
2
72
Содержание курса «Лоскутное шитье»
1. Введение в технику - 2 ч.
Занятие 1. Знакомство с группой. Беседа «Лоскутное шитье - старинное традиционное ремесло». Введение в программу курса. Правила кроя.
Практическая работа: изготовление шаблонов, трафаретов для лоскутного шитья. Декоративные швы.
2. Техника лоскутного шитья. Характеристика различных видов лоскутной мозаики - 24 ч.
Занятия 2-3. Шитье из полос - 4 ч. Просмотр журналов, методической литературы и проспектов по данной тематике. Инструменты, материалы, приспособления для лоскутного шитья. Техника безопасности, труда и личной гигиены. Правила пользования нагревательными приборами. Характеристика и подбор ткани. Подготовка ткани к работе. Закономерности цветовых сочетаний.
Схемы: «Колодец», «Пашня», «Елочка» («Паркет»).
Практическая работа: изготовление прихваток по данным схемам по выбору.
Занятия 4-5. Шитье из квадратов - 4 ч.
Различные варианты шитья из квадратов.
Практическая работа: изготовление диванных подушек.
Занятия 6-7. Шитье из треугольников - 4 ч.
Шитье из прямоугольных, равносторонних, равнобедренных треугольников. Схемы: «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате», «Русский квадрат».
Практическая работа: изготовление коврика.
Занятие 8. Шитье из многоугольников - 2 ч. Шитье по схеме «Соты».
Практическая работа: изготовление салфетки.
Занятие 9. Шитье из ромбов - 2 ч. Правила кроя ромбов.
Практическая работа: тесьма из ромбов.
Занятие 10. Витражный способ шитья - 2 ч. Правила выполнения витража из ткани.
Практическая работа: изготовление витражного блока.
Занятие 11. Шитье на основу - 2 ч. Виды шитья на основу.
Практическая работа: изготовление косметички.
Занятия 12-13. Отделочные элементы лоскутного шитья - 4 ч. Стежка, оборки, воланы, рюши, фестоны.
Практическая работа: набор для кухни.
3. Лоскутная аппликация и ее виды - 8 ч.
Занятие 14. Классическая аппликация - 2 ч. Ручная и машинная аппликация. Аппликация с вышивкой.
Практическая работа: художественная заплатка.
Занятие 15. Полуобъемная и объемная аппликация. - 2 ч. Виды и техника изготовления.
Практическая работа: мини-картинка.
Занятие 16. Многослойная аппликация - 2 ч. Технология изготовления.
Практическая работа: изготовление образца.
Занятие 17. Клеевая аппликация - 2 ч. Технология изготовления.
Практическая работа: мини-картинка.
4. Лоскутные игрушки и бижутерия - 8 ч.
Занятие 18. Игрушки-закрутки. - 2 ч. Технология изготовления куклы, гусеницы, мышки.
Практическая работа: выполнение закрутки по выбору.
Занятия 19-20. Изготовление игрушек из фестонов. - 4 ч. Технология изготовления клоуна, змейки, крокодила, птички.
Практическая работа: изготовление игрушки из фестонов по выбору.
Занятие 21. Изготовление бижутерии - 2 ч. Технология изготовления бус, брошек, заколок, пуговиц и др.
Практическая работа: изготовление бижутерии по выбору.
5. Работа по индивидуальным проектам в технике лоскутной пластики - 30 ч.
Занятия 22-36. Выбор проектов. Составление индивидуальных планов работы. Работа с методической литературой. Работа над эскизами. Изготовление выкроек и шаблонов. Подбор материала для работы. Предварительная обработка ткани. Раскрой. Работа над изделиями. Завершающий этап - отделочные и оформительские работы. Оформление выставки. Подведение итогов.
В результате обучения учащиеся группы «Творческая семья»
должны знать:
- историю лоскутного шитья;
- материалы, инструменты и приспособления, используемые в лоскутной пластике;
- технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, нагревательными приборами;
- основы цветоведения;
- декоративные швы;
- виды и технологию лоскутной пластики;
должны уметь:
- применять на практике инструменты и приспособления для лос-кутного шитья;
- правильно подбирать ткани по цвету и фактуре;
- использовать различные декоративные швы в лоскутном шитье;
- владеть приемами лоскутного шитья и лоскутной пластики.
Обеспечение деятельности
М а т е р и а л ы: ткани различной фактуры - х/б, шелк и др.; нитки катушечные № 10, 20, 30, 40; мулине, ирис, шерсть; тесьма, сутаж; пуговицы, бусинки, бисер; картон, ватин, сентипон; портновский мел, клей ПВА, калька.
И н с т р у м е н т ы: набор иголок, ножницы, утюг, карандаш.
Литература
Аксессуары для дома / пер. О. Максименко. - М., 1999.
Андронова, Л. А. Лоскутная мозаика. - М., 1993.
Баева, Т. И., Баландин, С. А. Домашняя мастерская. - М., 1991.
Волшебные узоры из лоскутиков. Стежка. Традиции и современные техники // Бурда. - М., 1997.
Грин, М. Э. Шитье из лоскутиков. - М., 1981.
Домоводство / под ред. И. А. Мусской. - Ижевск, 1994.
Евстратова, Л. М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев и раковин. - М., 1997.
Ерзенкова, И. В. Свой дом украшу я сама. - Минск, 1994.
Костикова, И. Ю. Школа лоскутной техники. - М., 1997.
Крижаускене, П. Немного веревки, лоскутиков и фантазии. - М., 1982.
Лоскуток к лоскутку / сост. О. Г. Жукова. - М., 1999.
Максимова, М., Кузьмина, М. Лоскутики. - М., 1998.
Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, 1997.
Совцова, Л. Лоскут. «Церковные окна». - М., 2000.
Содержание курса «Макраме»
1. Введение в технику - 2 ч.
Занятие 1. Знакомство с группой. Рассказ о программе обучения. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Организационные вопросы.
2. Традиционное макраме «Основы техники плетения» - 16 ч.
Декоративные узлы и цепочки.
Занятие 2. Наборный ряд. Основа для навешивания нитей. Узлы на одной нити («калач», «капуцин»). Узлы на двух нитях (армянский, петельный, фриволите). Цепочки - спиральная, зигзаг, фриволите, фриволите с пико, двустороннее фриволите. Схематическое изображение узлов и цепочек.
Практическая работа: плетение образцов узлов и цепочек. Работы по выбору. (Сувенир «Сердечко», рамочка под фотографию и др.).
Занятие 3. Узлы на трех и четырех нитях. Одинарный плоский узел. Двойной (квадратный) плоский узел. Витая и плоская цепочки. Цепочка «Хамелеон». Плоская цепочка с пико. Схематическое изображение узлов и цепочек.
Общий двойной плоский узел. Приемы укорачивания нитей. Добавление нитей в плоском узле. Прием «Ловушка».
Практическая работа: плетение образцов узлов и цепочек. Плетение сувенира.
Альтернативные работы: декоративная веточка из бумажного шпагата; подставка под горячее.
Плотные узоры.
Занятия 4-5. Репсовый узел. Горизонтальные и диагональные бриды. Сдвоенные бриды. Плотные узоры на основе брид: «змейка», «полоса-зигзаг», «веер», «кирпичики».
Практическая работа: плетение образцов. Панно «Цветы в корзине».
Альтернативные работы: брелок «Рыбка»; закладки для книг, панно.
Занятие 6. Вертикальные бриды. Плетение вертикального репсового узла от центра по кругу. Узор «Паутинка». Узор «кокиль». Сувенир «Паучок».
Практическая работа: плетение образцов. Картинка «Паучок на паутинке».
Альтернативные работы: корзиночка на основе узора кокиль.
Декоративные сетки и ажурные узоры.
Занятие 7. Сетка из армянского узла и узла фриволите. «Шахматка» из двойного плоского узла. «Шахматка» на угол и от угла.
Практическая работа: сувенир «Сова».
Альтернативные работы: декоративное панно; пояс; салфетка на основе изученных сеток и узоров.
Занятия 8-9. Узор «ягодка». Прием «утолщенный край». Бахрома и кисти.
Практическая работа: сувенир «Собачка».
Альтернативные работы: продолжение работы над декоративным панно (поясом, салфеткой).
3. Плетеные сувениры. - 12 ч.
Занятие 10. Новогодняя тематика и ее воплощение в технике макраме. Работы по выбору.
Практическая работа: новогодняя открытка. Новогодняя композиция.
Подарки-сюрпризы. Елочные игрушки.
Занятие 11. Подарки ко Дню Святого Валентина. Работы по выбору.
Практическая работа: сувенир «Сердечко с цветами; рамочка для фотографии; кулон в виде сердечка.
Занятие 12. Сувениры к 23 февраля. Работы по выбору.
Практическая работа: брелок для ключей. Чехол для перочинного ножа. Закладка в книгу. Ремень для гитары. Подвеска в машину. Очечники. Оплет для руля. Карман для инструментов.
Занятия 13-14. Сувениры к 8 Марта. Работы по выбору.
Практическая работа: цветы. Платочек с инициалами. Салфетка. Газетница. Корзинки для рукоделия.
Занятие 15. Пасхальный сувенир. Работы по выбору.
Практическая работа: оплет для пасхальных яиц. Корзинки и подставки для яиц. Оплет для иконы. Панно «Купола России».
4. Построение орнамента в макраме - 6 ч.
Занятие 16. Из истории орнамента. Виды орнамента по содержанию (геометрический, растительный, животный, антропоморфный, смешанный). Символика узоров и цвета. Национальные особенности в орнаменте.
Практическая работа: зарисовки мотивов орнамента.
Занятие 17. Ритм в орнаменте. Раппорт. Поле орнамента. Основные и дополнительные элементы орнамента. Статичные и динамичные рисунки орнамента. Симметрия (вертикальная, горизонтальная, диагональная, радиальная). Ось симметрии. Симметричные и асимметричные композиции.
Практическая работа: зарисовки и упражнения по построению орнамента.
Занятие 18. Стилизация в орнаменте. Различия орнамента по форме: ленточный, сетчатый, композиционно-замкнутый.
Практическая работа: упражнения по стилизации. Построение орнамента в технике макраме.
5. Плетеные изделия в интерьере - 8 ч.
Занятия 19-20. Введение. Виды и назначение кашпо (объемные, плоские, многофункциональные). Объемные плетеные кашпо простых форм. Объемные кашпо с конструктивными элементами - кольцами, корзиной. Двухъярусные и многоярусные кашпо. Многофункциональные кашпо (настенное кашпо, панно-кашпо, штора-кашпо, дивайдер-кашпо). Материалы для изготовления кашпо. Декоративные элементы (металлические, керамические, деревянные, пластмассовые). Приемы начала работы над кашпо. Разновидности шнуров. Добавление нитей в кашпо. Плетеные шарики и кисти.
Практическая работа: кашпо по выбору.
Альтернативные работы: подвески для цветов. Подвесные конструкции (полочки, столик, подвески-противовесы).
Занятия 21-22. Плетеные салфетки. Тип салфетки, ее форма, конструкция, материал и техника исполнения. Приемы начала работы над салфеткой. Расширение угла. Сшивные салфетки из деталей (пэчворк).
Практическая работа: салфетка по выбору.
Альтернативные работы: подставки под горячее, полотенца, скатерти.
Занятия 23-25. Настенные украшения, шторы и дивайдеры. Материал, типы, конструкция, техника исполнения.
Практическая работа: панно по выбору.
Альтернативные работы: настенные подвески для термометра, календаря или часов. Газетницы. Шторы, дивайдеры.
Занятия 26-27. Абажуры. Тип, форма, конструкция, материал и техника исполнения. Каркасы для абажуров. Начало работы. Узор. Декоративные элементы. Конец работы.
Практическая работа: абажур или фонарик по выбору.
Альтернативные работы: реставрация предметов мебели.
6. Плетение по выкройкам - 6 ч.
Занятие 28. Способы и направления плетения: плетение сверху вниз от наборного ряда в форме угла; плетение в обе стороны от средней линии полотна; плетение вкруговую.
Приемы расширения полотна: прибавление с краев полотна; прибавление в середине полотна; прибавление при плетении по кругу.
Наращивание и укорачивание нитей (прием «бабочка»).
Практическая работа: плетение образцов.
Занятие 29. Обработка боковых краев изделия: а) узлами фриволите; б) вертикальными репсовыми узлами; в) бахромой. Обработка нижнего края изделия: 1) утолщенный край; 2) ровный («чистый») край; 3) нижний край, похожий на верхний. Фестоны - нижние и боковые.
Практическая работа: плетение и зарисовка образцов.
Занятие 30. Бахрома: 1) в начале изделия; 2) в конце изделия. Кисти: а) простая; б) пышная; в) с «кокилем»; г) с «шишечками». Выкройки для вязаной и плетеной одежды. Снятие мерок. Составление выкройки-основы. Моделирование.
Практическая работа: плетение и зарисовка бахромы, кистей. Составление выкройки жилета.
Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения технике плетения.
7. Плетеные детали одежды. Аксессуары - 10 ч.
Занятие 31. Введение. Виды украшений из нитей. Пуговицы (на каркасе и без каркаса). Бижутерия. Материалы и техника исполнения.
Практическая работа (по выбору): кулоны, серьги, ожерелья, колье, брошки.
Занятие 32. Пояса и другие плетеные дополнения к одежде (погончики, кокетки, воротники, оплечья, бабочки, галстуки, перчатки и пр.).
Материалы, узоры, техника исполнения. Приемы начала и конца работы над поясом. Конструктивные (кольца, пряжки) и декоративные элементы в поясах.
Практическая работа: пояс.
Альтернативные работы: кокетки, погончики, тесьма, воротник по выбору; бабочка, галстук и пр.
Занятие 33. Плетеные сумки: типы, формы, конструкция, материал и техника исполнения. Приемы начала и конца работы. Комбинирование плетеных элементов с тканью и кожей.
Практическая работа (по выбору): сумки, кошельки, футляры, косметички.
Занятие 34. Головные уборы, шарфы и шали в технике макраме. Типы, формы, конструкция, узоры, материал и техника исполнения.
Практическая работа (по выбору): повязки, косынки, шали, шапочки, шарфы.
Занятие 35. Плетение одежды по выкройкам. Жилеты: типы, форма, конструкция, узоры, материал и техника плетения.
Практическая работа: жилет.
Альтернативные работы: жакет, топ, платье, юбка, сарафан.
П р и м е ч а н и е. Изделия, требующие длительной работы (шали, жилеты, топы и пр.), разбираются только теоретически. Самостоятельное практическое выполнение подразумевается летом, во время каникул или отпуска.
8. Итоговое занятие - 2 ч.
Занятие 36. Контроль знаний. Оформление работ и выставки. Анализ выполненных работ. Уход за работами и их хранение в домашних условиях. Рекомендации для дальнейшего обучения.
После года обучения родители и дети
должны знать:
- исторические сведения о макраме и его видах;
- основные характеристики материалов для макраме и их при-менение;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для плетения;
- классификацию и условные обозначения узлов и узоров;
- приемы расчета количества и длины нитей; способы навешивания нитей;
- способы и направления плетения в макраме; приемы расширения полотна;
- способы наращивания нитей; способы обработки нижнего и боковых краев изделия;
- виды бахромы и кистей;
- технологию плетения изученных сувениров, изделий для интерьера, аксессуаров;
- правила снятия мерок и построения выкроек для плетеной одежды;
- технологию плетения элементов и деталей одежды по выкройкам;
- правила безопасности труда и личной гигиены при плетении;
- способы ухода за работами и их хранения в домашних условиях;
должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями для макраме;
- соблюдать технику безопасности;
- рассчитывать количество и длину нитей;
- владеть приемами навешивания и укорачивания нитей;
- добавлять нити в узор, выполнять приемы «ловушка» и «утолщенный край»;
- различать, называть и плести основные узлы и узоры;
- выполнять изученные сувениры по описанию и схеме плетения самостоятельно;
- правильно подбирать материалы (нитки, шнуры, ткань под основу и пр.) по цвету, качеству и фактуре;
- плести в различных направлениях: сверху вниз, в обе стороны от средней линии, вкруговую, от петли;
- расширять и сужать полотно, наращивать и укорачивать нити;
- обрабатывать нижние и боковые края изделия;
- выполнять различную бахрому и кисти;
- составлять выкройки плетеной одежды;
- плести изученные одежду и аксессуары к ней по описанию и схеме плетения.
Обеспечение деятельности
И н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я: ножницы, булавки, иголки, сантиметровая лента, подушки для плетения, шило, крючки и спицы вязальные, струбцины, грузики.
М а т е р и а л ы: нитки и шнуры различного качества, ткань накрахмаленная, миллиметровая бумага, калька; вспомогательные, галантерейные и бросовые материалы, клей ПВА и «Момент»; пяльцы, кольца, обручи; планки, рейки, рамки; деревянные (или любые другие шпульки, катушки, бигуди); бусы, бисер, блестки, костяшки от счет, шарики; декоративные пуговицы, пряжки; проволочные каркасы, сосуды, деревянные яйца.
Литература
Виноградова, Е. Г. Браслеты (бисер, шнур, кожа). - М., 1999.
Гончарова, Т. Рукоделие. - М., 1998. - С. 305-385.
Колокольцева, С. И. Макраме для всех. - Смоленск, 1997.
Краузе, А. Макраме: альбом. - Ташкент, 1987.
Кузьмина, М. Азбука плетения. - М., 1993.
Макраме и фриволите / сост. В. Пивовар. - СПб., 1999.
Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Незабытые ремесла. - Минск, 1987.
Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Послушные узелки. - М., 1997.
Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1991.
Рябинина, Г. В. Объемное макраме. - М., 1996.
Светашова, Т. Макраме. - Нальчик, 1993.
Скрягин, Л. Н. Морские узлы. - М., 1984.
Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме. - М., 1990.
Соколовская, М. М. Макраме. - М., 1983.
Соколовская, М. М. Макраме. Школа декоративного плетения. - М., 1996.
Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение. - Л., 1985.
Сувенирный календарь-ежемесячник «Макраме» на 1990 г. - Киев, 1989.
Теплякова, Г. Н. Макраме // Женское рукоделие. - СПб., 1999.
Чудиловская, Н. А. Я умею плести макраме. - Минск: Харвест. - М., 2000.
Содержание курса «Вышивание»
1. Введение в технику - 2 ч.
Занятие 1. Знакомство с группой. Из истории рукоделия. Виды швов по технике выполнения (счетные и свободные). Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: подготовка к вышивке.
2. Вышивка крестом - 24 ч.
Занятия 2-4. Основы цветоведения. Подбор ниток для вышивки. Основные правила вышивания крестом.
Практическая работа: выбор рисунка для вышивания крестом картины. Расчет необходимого количества канвы. Закрепление срезов канвы.
Занятия 5-11. Схематическое изображение узора. Вышивание рисунка по схеме.
Практическая работа: выполнение вышивки. Вышивание крестиков по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Оформление изделия в рамочку.
Занятия 12-13. Оформление вышитой работы. Правила ухода за вышитыми изделиями.
Практическая работа: подготовка рамки. Натягивание вышивки на картон.
3. Вышивка свободными швами - 24 ч.
Занятия 14-16. Выбор рисунка для вышивки панно. Подбор ткани и ниток для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Простейшие свободные швы (вперед иголку, за иголку, стебельчатый, тамбурный, петля вприкреп, узелки, гладь).
Практическая работа: выполнение разных видов швов.
Занятия 17-23. Вышивание свободными швами панно.
Занятия 24-25. Оформление вышитой работы. Подготовка рамки, натягивание вышивки на картон. Отделочные работы.
4. В ы ш и в к а л е н т а м и - 20 ч.
Занятия 26-28. Выбор рисунка и изделия. Подбор ткани, лент, ниток, иголок, пялец для работы. Перевод рисунка на ткань. Основные швы, используемые в вышивке лентами.
Занятия 29-33. Выполнение вышивки. Вышивание цветов, листьев, стеблей и т. д. различными швами.
Занятия 34-35. Оформление вышитой работы. Подготовка рамки, натягивание вышивки на картон. Отделочные работы.
5. Итоговое занятие - 2 ч.
Занятие 36. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Уход за работами и их хранение в домашних условиях. Рекомендации для дальнейшего обучения.
После года обучения родители и дети
должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при вышивании;
- исторические сведения о вышивке;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для вышивки;
- технику и основные приемы вышивки крестом, вышивки свободными швами и лентами;
- способы перевода рисунка на ткань;
- основы цветоведения;
- способы оформления вышитой работы;
должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивки;
- переводить рисунок на ткань различными способами;
- выполнять основные приемы вышивки крестом, вышивки свободными швами и лентами;
- правильно подбирать материалы (нитки, ленты, ткань под основу) по цвету, качеству и фактуре;
- составлять рисунки для вышивки;
- выполнять узор по схеме и описанию.
Обеспечение деятельности
М а т е р и а л ы: шелковые ленты; нитки и пряжа различной фактуры, канва, калька, миллиметровая бумага; клей ПВА, отделочные материалы - пуговицы, бусинки и др.; рамки, картон под основу.
И н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я: ножницы; пяльцы, схемы; набор иголок, сантиметровая лента.
Литература
Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия / пер. с ит. - М.: Аст-Пресс, 2001.
Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. - М.: 1993.
Дмитриева, Н. Б. Сувениры. Вышивка: методические рекомендации. - М.: Московский городской Дворец творчества, 1991.
Еременко, Т. И. Вышивка: техника, приемы, изделия. - М., 2000.
Курс женских рукоделий. - Репринт с изд. 1892 г. - М., 1992.
Лукьянова, Т. В. Перешиваем, шьем и вышиваем. - М., 1993.
Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Вышивка: первые шаги. - М., 1997.
Петрова, М. Е. Узоры для вышивания. - СПб., 1993.
Попивщая, С. И. Искусство вышивки: курс обучения, - М., 2002.
Рукоделие / сост. С. Рожков. - М., 1994.
Ручная вышивка: альбом для рукоделия. - Вып. 1 / сост. Н. Жданова, Н. Воеводина. - М., 1999.
Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. - Минск, 1997.
Сафонова, Н. С., Молотобарова, О. С. Кружки художественной вышивки. - М., 1983.
Семячкина, А. Узоры: альбом для вышивания. - М., 1987.
Сувениры. Вышивка: методические рекомендации руководителям кружка. - М., 1979.
Федюшкина, И. С. Вышивка: от простого шва к сложному узору. - М., 1996.
Вышивка крестом, ришелье, гладью. - Дмитриев, Моск. обл., 1992.
Содержание курса «Лепка»
1. Введение в технику - 2 ч.
Занятие 1. Из истории техники. Знакомство с программой, литературой по предмету. Выбор будущих изделий. Необходимые инструменты и приспособления. Техника безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Подбор материалов. Разбор и зарисовка схем.
Практическая работа: Лепка по образцам.
2. Масса для лепки. 16ч.
Занятия 2-6. Технические характеристики. Рекомендации. Натюрморт «Фрукты». Выбор образца для изделия. Разработка схемы последовательного выполнения. Подбор материала и инструментов.
Практическая работа: выполнение работ.
* Р а б о т ы п о в ы ш е н н о й т е х н и к и с л о ж н о с т и: выполнение настенного панно на диске «Фрукты». Техническое описание выполнения изделия.
Занятия 7-9. Подсвечник с растительным орнаментом. Выбор образца для изделия. Разработка схемы последовательного выполнения. Подбор материала и инструментов.
Практическая работа: выполнение работ.
* Р а б о т ы п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: выполнение настенного панно на тарелке «Цветы». Техническое описание выполнения изделия.
3. Соленое тесто. 28ч.
Занятия 10-15. Основы работы с соленым тестом. Приготовление рабочего места. Материалы и инструменты для замешивания соленого теста. Секреты приготовления соленого теста. Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Рекомендации.
Практическая работа: пробные заготовки: шарики различных размеров, колбаски, конусы.
* Р а б о т а п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: лепестки и листья приемом вырезывания.
Занятия 16-23. Плоские фигурки на дисках. . Выбор образца для изделия. Разработка схемы последовательного выполнения. Подбор материала и инструментов.
Практическая работа: выполнение работ по схеме.
* Р а б о т а п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: плоские фигурки - подвески.
4. Глина. 26ч.
Занятия 24-30 . Основы работы с глиной. Приготовление рабочего места. Материалы и инструменты для замешивания глины. Секреты работы с глиной. Материалы и инструменты для изготовления изделий из глины. Рекомендации.
Практическая работа: лепка в технике «барельеф» на основе по образцам.
* Р а б о т а п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: декоративное панно «Виноград».
Занятия 31-35. Лепка на каркасе. Принцип и последовательность выполнения лепки на каркасе (каркас заготовлен педагогом). Разработка схемы последовательного выполнения работы. Рекомендации.
Практическая работа: лепка по образцам.
5. Итоговое занятие - 2ч.
Занятие 36 Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Уход за работами и их хранение в домашних условиях. Рекомендации для дальнейшего обучения.
По окончании изучения курса учащиеся и родители должны знать:
- сведения из истории этого вида искусства, современные направления его развития;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- основные характеристики используемых материалов;
- правила пользования инструментами и приспособлениями;
- разные виды работы с глиной;
- технологию изготовления различных изделий из глины;
- условия хранения и правила ухода за лепными изделиями в домашних условиях;
должны уметь:
- пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- выполнять основные приемы работы с глиной;
- правильно подбирать материалы;
- выполнять изделия по схеме, описанию, рисунку, образцу.
Обеспечение деятельности
М а т е р и а л ы: масса для лепки, соленое тесто, глина, салфетки, клеенки.
И н с т р у м е н т ы: стеки, деревянные станки-подставки.
Литература
О.А.Морозова, Волшебный пластилин. Серия «Искусство - детям» - Москва, «Мозаика-синтез» 2007.
Н.А.Цирулик, Серия «Уроки творчества» - г.Самара, 2007.
М.Антипова. Соленое тесто. - Москва, 2008.
М.Антипова. Забавные фигурки из соленого теста. - Москва, 2008.
Анна Пипер. Потешные фигурки. Серия «Внимание: дети!» - изд. «Айрис-пресс», Москва, 2003.
Анна Пипер. Простые поделки из пластилина. Серия «Внимание: дети!» - изд. «Айрис-пресс», Москва, 2003.
Содержание курса «Декорирование»
1. Введение в технику - 2 ч.
Занятие 1. Из истории техники. Знакомство с программой, литературой по предмету. Выбор будущих изделий. Необходимые инструменты и приспособления. Техника безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Подбор материалов. Характеристика и свойства материалов. Разбор и зарисовка схем.
2.Подарки, сувениры -16 ч.
Занятия 2-6. Букеты из конфет. Просмотр образцов и иллюстраций по данной тематике. Инструменты, материалы, приспособления для работы. Свойства креповой бумаги. Особенности в работе с креповой бумагой. Техника безопасности, труда и личной гигиены. Правила пользования нагревательными приборами. Характеристика и подбор материалов. Подготовка их к работе. Закономерности цветовых сочетаний.
Практическая работа: тюльпаны из креповой бумаги. Выполнение способом накручивания на конфету.
* Р а б о т ы п о в ы ш е н н о й т е х н и к и с л о ж н о с т и: выполнение тюльпанов из 4-х лепестков.
Занятия 7-9. Корзина с розами. Характеристика и подбор материалов. Подготовка их к работе; заготовка шаблонов. Подбор цветовых сочетаний.
Практическая работа: розы из креповой бумаги по шаблону.
* Р а б о т ы п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: самостоятельное составление композиции из роз в корзине.
3. Изделия для украшения интерьера 32 ч.
Занятия 10-13. Топиарий. Просмотр образцов и иллюстраций по данной тематике. Инструменты, материалы, приспособления для работы. Техника безопасности, труда и личной гигиены. Правила пользования нагревательными приборами. Характеристика и подбор материалов. Подготовка их к работе. Закономерности цветовых сочетаний. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: составление эскиза, подготовка основы.
Занятия 14-17. Топиарий. Просмотр образцов для оформления. Подготовка материала для оформления. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: оформление изделия.
* Р а б о т а п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: самостоятельное выполнение работы с добавлением дополнительных элементов декора.
Занятия 18-21. Декоративная чашка. Просмотр образцов и иллюстраций по данной тематике. Инструменты, материалы, приспособления для работы. Техника безопасности, труда и личной гигиены. Правила пользования нагревательными приборами. Характеристика и подбор материалов. Подготовка их к работе. Закономерности цветовых сочетаний. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: составление эскиза, подготовка основы.
Занятия 22-25. Декоративная чашка. Просмотр образцов для оформления. Подготовка материала для оформления. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: оформление изделия.
* Р а б о т а п о в ы ш е н н о й с т е п е н и с л о ж н о с т и: самостоятельное выполнение работы с добавлением дополнительных элементов декора.
4. Поздравительные открытки
Занятия 26-28. Открытка к Новому году, Рождеству. Просмотр образцов для оформления. Закономерности цветовых сочетаний. Подготовка инструментов и материала для оформления. Знакомство со свойствами и характеристикой бумаги для скрапбукинга. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: составление эскиза, подготовка основы, оформление изделия.
Занятия 29-31. Открытка к 8 марта. Просмотр образцов для оформления. Закономерности цветовых сочетаний. Подготовка инструментов и материала для оформления. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: составление эскиза, подготовка основы, оформление изделия.
Занятия 32-35. Открытка ко дню рождения. Просмотр образцов для оформления. Закономерности цветовых сочетаний. Подготовка инструментов и материала для оформления. Определение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: составление эскиза, подготовка основы, оформление изделия.
5. Итоговое занятие - 2ч.
Занятие 36 Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Уход за работами и их хранение в домашних условиях. Рекомендации для дальнейшего обучения.
По окончании изучения курса учащиеся и родители должны знать:
- сведения из истории этого вида искусства, современные направления его развития;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- основные характеристики используемых материалов;
- правила пользования инструментами и приспособлениями;
- разные виды работы в технике «декорирование»;
- технологию изготовления различных изделий;
- условия хранения и правила ухода за изделиями в домашних условиях;
должны уметь:
- пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- выполнять основные приемы работы;
- правильно подбирать материалы;
- выполнять изделия по схеме, описанию, рисунку, образцу.
Обеспечение деятельности
М а т е р и а л ы: бумага креповая (гофрированная), круглые конфеты, зубочистки или шпажки, искусственные цветы, сизаль, гипс сухой, пенопластовые основы и стволы для топиария, кашпо, нитки, ленты, кружево, круглые конфеты, бумага для скрапбукинга.
И н с т р у м е н т ы: клеящий пистолет, ножницы, резаки.
* прим.: работы повышенной степени сложности предлагаются детям, опережающим сверстников (по желанию).
Литература
Н.А.Цирулик, Серия «Уроки творчества» - г.Самара, 2007.
Анна Пипер. Я дизайнер!. Серия «Внимание: дети!» - изд. «Айрис-пресс», Москва, 2004.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Литература к программе «Творческая семья»
Разумихина, Г. Мир семьи. - М., 1986.
Соловейчик, Симон. Педагогика для всех. - М., 2000.
Толстых, А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.
Ханхасаева, И. Н. Как растить ребенка. - М., 1991.
Приложение
Положение
о группе дифференцированного обучения
«Творческая семья»
Цель создания: содействовать укреплению семьи; поднять качество работы с семьей в системе дополнительного образования по прикладному творчеству до уровня, отвечающего современным образовательным стандартам, учитывающего инновационные педагогические идеи и технологии, соответствующего социальному заказу общества в новых экономических условиях.
Задачи:
О б у ч а ю щ и е:
• обучить детей и их родителей знаниям, умениям и навыкам прикладного творчества;
• способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению учащихся.
Р а з в и в а ю щ и е:
• для каждого участника общеобразовательного процесса создать условия для самореализации личности;
• стимулировать творческую активность детей и их родителей; выявить и развить их природные задатки.
В о с п и т а т е л ь н ы е:
• приобщить учащихся и их родителей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры своего Отечества, своего народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
• формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшего проявления воспитанности);
• способствовать развитию внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
• воспитывать в духе уважения к нормам коллективной жизни;
• развивать потребность к творческому труду как высшей ценности жизни, добиваться честности и ответственности в деловых партнерских отношениях.
Организация учебной деятельности
П р и н ц и п ы ф о р м и р о в а н и я г р у п п: набор в объединение «Творческая семья» производить на добровольных началах из учащихся школы, .учащихся надомного обучения а также их родителей, желающих более активно участвовать как в творческом, так и в педагогическом процессах.
Группы формировать из 3-4 семей (6-8 человек, в зависимости от количества детей в семьях, посещающих студию). Небольшой количественный состав групп объясняется повышенным уровнем сложности работ, а также значительным расходом учебного времени на реализацию индивидуальных проектов, работ.
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь з а н я т и й. Педагогам студии проводить занятия (каждому по своему предмету) для группы «Творческая семья» 1 раз в неделю по 2 часа. Родителям с детьми предоставлять свободу выбора преподавателя и предмета специализации.
Содержание образовательного процесса
1. Учебные программы.
Для группы «Творческая семья» предложить несколько дисциплин: «Макраме», «Лепка», «Лоскутная пластика», «Вышивание лентами».
Педагогам предоставить право работать по индивидуальным программам, но при этом их должны объединять общие характерные черты:
- опора на знания, полученные ранее.
- гибкость учебного плана; учет интересов, возможностей и потребностей семей;
- нацеленность на конечный результат (выставочные проекты);
-художественный уровень запланированных работ;
- индивидуальные проекты, работы; коллективный характер труда;
- равноправное сотворчество педагога, детей и родителей начиная с замысла и заканчивая оформлением итоговой выставки;
- стимулирование творческой инициативы и экспериментирования;
- единство требований педагогов;
- возможность корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности.
2. Культурно-просветительская и досуговая деятельность.
Привлекать детей и родителей к участию в общестудийных мероприятиях.
Организовывать клубные дни, творческие мастерские по изготовлению сувениров на продажу.
Поддерживать стремление семей повышать свой культурный уровень, развивать художественный вкус через посещение художественных выставок, музеев, библиотек, экскурсионных и туристических поездок.
Способствовать зарождению новых традиций в группе, например семейных посиделок и чаепитий и др.
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от координации действий педагогов и родителей. Для этого следует реализовать студийную Программу работы с родителями, а именно:
а) формировать активную педагогическую позицию родителей:
вызвать интерес к процессу воспитания, желание добиться успеха; породить уверенность в своих силах (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания);
привлекать родителей к участию в жизни не только своего ребенка, но и студии в целом (открытые занятия и мероприятия, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, родительские комитеты);
б) оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка:
добиться доверительных отношений между родителями и воспитателями, отношений партнерства;
способствовать педагогическому просвещению родителей (информировать о новых психолого-педагогических теориях, знакомить с литературой по данному вопросу, обсуждать результаты анкетирования и тестирования, привлекать к решению педагогических ситуаций);
совместно разрабатывать индивидуальные программы развития личности воспитанника;
в) распространять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания (например, изготавливать подарки своими руками и проводить беспроигрышную лотерею для родственников; устраивать домашние авторские выставки детей; задействовать пап при оформлении работ ребенка в рамку и пр.);
г) искоренять негативные тенденции, такие как:
игнорирование просьб детей о помощи в подготовке к занятиям и к оформлению выставочных работ.
равнодушие к результатам детского труда (выбрасывают поделки ребят, не посещают студийные выставки, не проявляют интереса к увлечениям и творческим достижениям своего ребенка);
наоборот, выполняют все за детей, не приучая их к самостоятельности, ответственности, трудолюбию;
пропуск занятий по вине родителей;
завышенные требования к ребенку со стороны родителей;
наказание детей запретом идти в студию.
Условия реализации программы:
При работе с семьями необходимо учитывать:
- структуру семей;
- их социально-экономическое положение; занятость родителей;
- условия проживания;
- особенности образа жизни, семейного уклада, микроклимат семьи;
- семейные традиции;
- культурно-образовательный уровень родителей.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное. Поэтому необходимо проявлять терпение и уважение ко всем членам семей, демонстрировать искреннее желание оказать помощь в воспитании детей, при этом родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.