- Преподавателю
- Другое
- Статья: Роль семьи в воспитании ребенка
Статья: Роль семьи в воспитании ребенка
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Бородина К.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Роль семьи в воспитании ребенка
Семья - первая общественная
ступень в жизни человека.
Каждому ребенку для развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с делом. Важно создать эмоционально-положительную атмосферу в семье.
Семья формирует, воспитывает и развивает качества и особенности личности в соответствии со своими нуждами и потребностями. Родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Таким образом, семья - это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.
Главными условиями в воспитании ребёнка - эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, в его нравственном облике, помните, ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.
«Классическое» воспитание детей, описанное в литературе, сводится к тому, чтобы вырастить человека, полезного обществу. Кто же научит ребёнка быть полезным самому себе? Кроме родителей, это сделать некому. Научить ребенка можно только тому, что умеешь делать сам.
В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников. Именно через них происходит воспитание будущего семьянина.
Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не должна унижать ребенка.
Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда. Из-за недостатка времени у родителей, дети слишком рано становятся самостоятельными.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
-
Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
-
Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
-
Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
-
Помогайте развивать способности и таланты.
-
Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
-
Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.
-
Уважайте право ребенка на собственное мнение.
-
Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
-
Будьте последовательны в своих действиях.
-
Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
-
Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.
Семья была, есть и будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания. Дети, которые воспитываются без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, в отличие от тех детей, которые являются членами семейных коллективов.
Бородина К.В., социальный педагог МБОУ «Красноуральская СОШ»
с. им. 9 Января Оренбургского района, Оренбургской области