- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дмитриева Ю.Н. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Шушенский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»
для студентов 2 курса специальностей 120701 Землеустройство
в рамках ПМ 05. «Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах»
Автор: Дмитриева Ю.Н.
2015
Аннотация
Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», в форме информационно-познавательной олимпиады, предназначено для студентов 2 курса специальности 120701 Землеустройство. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, направленного на выявление теоретических и практических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности; уровня сформированности аналитических и ассоциативных знаний, умений, навыков и аналитической культуры студентов; производить чтение графическо-маркшейдерской документации.
Мероприятие предусматривает задания, направленные на углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05. «Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах», раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и аналитического мышления, внимания, памяти.
Объем 24 страницы.
Содержание
Введение 3
-
План проведения внеклассного мероприятия 4
-
Сценарий внеклассного мероприятия 6
Заключение 8
Приложения 9
Приложение № 1 9
Приложение № 2 12
Приложение № 3 18
Введение
Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», в форме информационно-познавательной олимпиады, предназначено для студентов 2 курса специальности 120701 Землеустройство. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, направленного на выявление теоретических и практических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности; уровня сформированности аналитических и ассоциативных знаний, умений, навыков и аналитической культуры студентов; производить чтение графическо-маркшейдерской документации.
Мероприятие предусматривает задания, направленные на углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05. «Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах», раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и аналитического мышления, внимания, памяти.
Разработка мероприятия проводилась с учетом требований ФГОС, а именно с учетом освоения общих компетенций: понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии; проявления к ней устойчивого интереса; выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества; принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности; работы в коллективе и команде; эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; перенесения на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
-
План проведения внеклассного мероприятия
«Путешествие к недрам Земли»
Дата проведения: 7.04.15г
Время проведения: 1415
Группа: З-21
Место проведения: ауд. 3305
Преподаватель: Дмитриева Ю.Н.
Тема: Путешествие к недрам Земли
Форма проведения: информационно-познавательная олимпиада
ПМ 05. Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах
Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме информационно-познавательной олимпиады
Образовательная: углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах; повышение интеллектуального уровня.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческих способностей, внимания, памяти.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Воспитательная: способствовать установлению уважительного отношения к соперникам, укрепить веру в свои знания
Оформление: карты - задания, слайдовая презентация, письменные и чертежные принадлежности
План мероприятия
№ п/п
Этапы
Время
Методы
1
Организационный момент
1
Приветствие, слово преподавателя
2
Мотивация учебной деятельности
3
Эвристическая беседа
3
Земная поверхность
20
Викторина
4
Работа по теме мероприятия «Путешествие к недрам Земли»
20
Самостоятельная работа по решению олимпиадных заданий
5
Заключительная часть
1
Слово преподавателя
-
Сценарий внеклассного мероприятия
Открытие внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли» в форме информационно-познавательной олимпиады мне хотелось бы начать со слов величайшего изобретателя, живописца, конструктора своего времени Леонардо да Винчи: «Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой - перспектива». Верно ли это суждение? (ребята отвечают, размышляют) Что дает теоретическая база, вам, будущим выпускникам?
Действительно, чтобы быть конкурентоспособным, успешным, перспективным работником необходимо иметь солидный и крепкий фундамент теоретических знаний, на основании которых будут оттачиваться умения и приобретаться профессиональные навыки. И сегодня я предлагаю вам проверить, насколько крепки ваши знания, посредством участия в олимпиаде по ПМ 05. Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах.
Олимпиада направлена на выявление:
- теоретических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности;
- уровня сформированности аналитических и графических знаний, умений, навыков и аналитической культуры студентов;
- уровня сформированности умений и навыков студентов производить анализ и чтение маркшейдерско-графической документации.
Для подготовки и проведения олимпиады:
- разрабатываются вопросы теоретического характера, для информационно-познавательной викторины, создается слайдовая презентация;
- разрабатываются тестовые и расчетные задания и критерии оценок в соответствии с ФГОС по ПМ 05,
- производится обеспечение необходимых условий для проведения олимпиады.
Олимпиада включает викторину, вопросы которой направлены на выявление знатоков в области надземных съемок, и решение олимпиадных заданий по подземным съемкам: теоретического и практического характера.
На выполнение олимпиады заданий по подземным съемкам отводится 20`. Работа состоит из четырех блоков - теории и практики.
При выполнении заданий олимпиады студенты должны дополнить формулировку понятия, вставив пропущенное слово, охарактеризовать маркшейдерско-геодезическое оборудование, произвести анализ и чтение планово-картографического материала.
Официальные результаты олимпиады объявляются в день проведения итогового мероприятия, определяются лучшие результаты (1,2,3 место).
Победителям и призерам олимпиады вручаются грамоты и подарки.
Заключение
Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», организовано в форме информационно-познавательной олимпиады и предназначено для студентов 2 курса специальностей 120701 Землеустройство.
Мероприятие предусматривало теоретические и практические задания, направленные на углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05. «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах»; раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и аналитического, ассоциативного мышления, внимания, памяти.
Разработка мероприятия проводилась с учетом требований ФГОС, а именно с учетом освоения общих компетенций.
Приложение № 1
Вопросы викторины «Земная поверхность»
-
Значение слова маркшейдер в дословном переводе (нем.) (границу разделяющий)
-
Компактный оптико-электронный прибор для измерения расстояний на земной поверхности (лазерный дальномер)
-
Наука, возникшая и развивающаяся вместе с возникновением и развитием горного дела. (маркшейдерия)
-
Ученый, привлекший к проведению маркшейдерских работ геодезические приборы и методы. (Юлиус Вейсбах)
-
Эпоха, в которую люди перешли от собирания кремня, к его добыче в породах, выходивших на поверхность, сначала открытыми работами, а позже - подземными. (палеолит)
-
Назовите прибор, созданный российским ученым П.А. Олышевым (горный теодолит)
-
Применение этого прибора стало значительным шагом в развитии маркшейдерских съемок. Был изобретен в Китае еще в X в. до н.э. В Европе этот прибор стал известен как вассер-буссоль. (компас)
-
Назовите прибор и его назначение.(гиростанция, ориентирование в подз. горной выработке, горизонтальная и вертикальная съемка)
-
Прибор для определения глубины, определяющий структуру дна, придонную структуру, температуру воды (эхолот)
-
Прибор, использующийся при определении деформаций зданий и сооружений, для контроля качества строительно-монтажных работ. (фототеодолит)
-
Процесс сличения мерной ленты с эталоном (образцовым мерным прибором) в горизонтальной плоскости при натяжении (компарирование)
-
Геодезический инструмент, служащий для отражения солнечных лучей с одного пункта на другой (гелиотроп)
-
Оптический прибор в виде вертикальной зрительной трубы, применяемый в маркшейдерском деле для передачи дирекционного угла (направления) с земной поверхности на ориентируемый горизонт в подземной горной выработке (проектир)
-
Совокупность полевых измерений и камеральных вычислений, в результате которых определяется пространственное положение этих объектов (точек) местности (привязка)
-
Назовите приспособление, применяемое при нивелировании. (ватерпас)
-
Назовите методы построения геодезических сетей (триангуляция, трилатерация, полигонометрия)
-
Процесс осмотра участка местности, с целью выявления характерных элементов рельефа, растительности, почвенного покрова, при установке точек съемочного обоснования. (рекогносцировка)
-
Теодолиты, обладающие свойством автоматического наведения на конкретное направление, что достигается применением сервомоторов, скорость вращения которых достигает 45 градусов в секунду. (моторизированные теодолиты)
-
Нивелир, принцип работы которого заключается во вращении луча, создании плоскости, фиксирующейся визуально (на экране, на стене, на потолке), или при посредстве датчика, реагирующего на лазерное излучение. (лазерный)
-
Чертеж, изображающий на секущей горизонтальной плоскости лишь линии контура. На основании него строится рельсовый путь горной выработки. (профиль)
Приложение № 2
Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)
Вариант 1.
Блок № 1. Дайте понятие определениям
Подземные горные выработки
1. ____________- полость в толще горных пород, образованная в результате ведения горных работ и служащая для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для других горнотехнических целей.
В зависимости от угла, составляемого продольной осью выработки с горизонтом, различают вертикальные, наклонные и горизонтальные.
2.__________ - подземная горная выработка, пройденная в горизонтальной плоскости или с небольшим уклоном параллельно линии простирания пласта не имеющая непосредственного выхода на поверхность, служащая для проветривания и транспорта. Различают полевой (пройденный по вмещающим породам), вентиляционный, конвейерный, основной, промежуточный, откаточный, параллельный, групповой.
3. __________- капитальная горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающей породе под углом (чаще всего в крест простирания, т.е. перпендикулярно) к рудному телу. Предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (для чего укладываются рельсовые пути, монтируются конвейеры), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и т. Д.
Блок № 2.
Классификация разведанных запасов полезного ископаемого
Вставьте пропущенное слово:
-
Разведанными запасами называют общее количество полезного ископаемого в _________________ выражении, выявленного в недрах данного месторождения.
-
К временно ____________ относят запасы, выемка которых временно не возможна, вследствие завала их породой (в том числе при оползнях). После уборки этой породы ____________ запасы переводят в более высокие категории запасов.
-
Вскрытые - часть промышленных запасов, участков, уступов, верхняя площадь которых, _______________от покрывающих пустых пород и полезного ископаемого вышележащего уступа или обнажена вследствие естественных условий залегания.
Блок № 3
Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты
Опишите название приборов, их назначение и специфику работы
-
________________________
________________________
_________________________
_________________________
_________________________
2. _________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
3.__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Блок № 4
Маркшейдерско-графическая документация
Считайте информацию с предложенного фрагмента плана горных выработок пласта. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.
Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)
Вариант 2.
Блок № 1. Дайте понятие определениям
Подземные горные выработки
-
_____________ - выработка, которая не имеет выхода на дневную поверхность и проходится снизу вверх, под любым углом.
2.____________ - горная выработка круглого сечения, пробуренная с поверхности земли или с подземной выработки без доступа человека к забою под любым углом к горизонту, диаметром не более 2 метров. Бурение проводят с помощью специального бурового оборудования По назначению подразделяются на: разведочные, эксплуатационные, вспомогательные, специальные, взрывные, опорные, параметрические, поисковые.
3. ___________ - горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и обычно предназначенная для добычи полезных ископаемых или обслуживания горных работ. Является основной вскрывающей выработкой при разработке месторождений в районах с гористым рельефом.
Блок № 2.
Классификация разведанных запасов полезного ископаемого
Вставьте пропущенное слово:
1.Запасы полезных ископаемых подсчитывают по их наличии в недрах без ________ потерь при добыче, обогащении и переработке.
-
К временно _______________относят запасы на затопленных участках, откачка воды или дренаж которых могут быть осуществлены в непродолжительный срок.
-
К запасам во временных целиках относят запасы под сооружениями, зданиями, объектами, изъятие которых временно ______________, в связи с невозможной эксплуатацией данного участка.
Блок № 3
Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты
Опишите название приборов, их назначение и специфику работы
-
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
-
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
-
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Блок № 4
Маркшейдерско-графическая документация
Считайте информацию с предложенного фрагмента плана промышленной площадки. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.
Приложение № 3
Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)
Вариант 1.
Блок № 1.
Подземные горные выработки
Дайте понятие определениям
1. Полость в толще горных пород, образованная в результате ведения горных работ и служащая для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для других горнотехнических целей.
В зависимости от угла, составляемого продольной осью выработки с горизонтом, различают вертикальные, наклонные и горизонтальные.
Горная выработка
2.Подземная горная выработка, пройденная в горизонтальной плоскости или с небольшим уклоном параллельно линии простирания пласта не имеющая непосредственного выхода на поверхность, служащая для проветривания и транспорта. Различают полевой (пройденный по вмещающим породам), вентиляционный, конвейерный, основной, промежуточный, откаточный, параллельный, групповой.
Штрек
3.Капитальная горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающей породе под углом (чаще всего в крест простирания, т.е. перпендикулярно) к рудному телу. Предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (для чего укладываются рельсовые пути, монтируются конвейеры), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и т. д. Квершлаг
Блок № 2.
Классификация разведанных запасов полезного ископаемого
Вставьте пропущенное слово:
-
Разведанными запасами называют общее количество полезного ископаемого в _________________ выражении, выявленного в недрах данного месторождения.
(Весовом и объемном)
-
К временно ____________ относят запасы, выемка которых временно не возможна, вследствие завала их породой (в том числе при оползнях). После уборки этой породы ____________ запасы переводят в более высокие категории запасов.
(заваленным)
-
Вскрытые - часть промышленных запасов, участков, уступов, верхняя площадь которых, _______________от покрывающих пустых пород и полезного ископаемого вышележащего уступа или обнажена вследствие естественных условий залегания.
(освобождена)
Блок № 3
Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты
Опишите название приборов, их назначение и специфику работы
-
________________________
________________________
_________________________
_________________________
_________________________
2. _________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
3.__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Блок № 4
Маркшейдерско-графическая документация
Считайте информацию с предложенного фрагмента плана горных выработок пласта. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.
Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)
Вариант 2.
Блок № 1. Подземные горные выработки
Дайте понятие определениям
-
Выработка, которая не имеет выхода на дневную поверхность и проходится снизу вверх, под любым углом.
Восстающий
2.Горная выработка круглого сечения, пробуренная с поверхности земли или с подземной выработки без доступа человека к забою под любым углом к горизонту, диаметром не более 2 метров. Бурение проводят с помощью специального бурового оборудования По назначению подразделяются на: разведочные, эксплуатационные, вспомогательные, специальные, взрывные, опорные, параметрические, поисковые.
Скважина
3. Горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и обычно предназначенная для добычи полезных ископаемых или обслуживания горных работ. Является основной вскрывающей выработкой при разработке месторождений в районах с гористым рельефом.Штольня
Блок № 2.
Классификация разведанных запасов полезного ископаемого
Вставьте пропущенное слово:
1.Запасы полезных ископаемых подсчитывают по их наличии в недрах без ________ потерь при добыче, обогащении и переработке.
(Учета)
-
К временно _______________относят запасы на затопленных участках, откачка воды или дренаж которых могут быть осуществлены в непродолжительный срок.
(затопленным)
-
К запасам во временных целиках относят запасы под сооружениями, зданиями, объектами, изъятие которых временно ______________, в связи с невозможной эксплуатацией данного участка.
(приостановлено)
Блок № 3
Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты
Опишите название приборов, их назначение и специфику работы
-
_______________________________
_______________________________
______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
-
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
-
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Блок № 4
Маркшейдерско-графическая документация
Считайте информацию с предложенного фрагмента плана промышленной площадки. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.