• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», в форме информационно-познавательной олимпиады, предназначено для студентов 2 курса специальности 120701 Землеустройство. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, направленного на выявление теоретических и практических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности; уровня сформированности аналитических и ассоциативных знаний, умений, навыков и аналитической культуры студе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Шушенский сельскохозяйственный колледж»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

для студентов 2 курса специальностей 120701 Землеустройство

в рамках ПМ 05. «Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах»














Автор: Дмитриева Ю.Н.









2015



Аннотация

Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», в форме информационно-познавательной олимпиады, предназначено для студентов 2 курса специальности 120701 Землеустройство. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, направленного на выявление теоретических и практических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности; уровня сформированности аналитических и ассоциативных знаний, умений, навыков и аналитической культуры студентов; производить чтение графическо-маркшейдерской документации.

Мероприятие предусматривает задания, направленные на углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05. «Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах», раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и аналитического мышления, внимания, памяти.

Объем 24 страницы.





Содержание

Введение 3

  1. План проведения внеклассного мероприятия 4

  2. Сценарий внеклассного мероприятия 6

Заключение 8

Приложения 9

Приложение № 1 9

Приложение № 2 12

Приложение № 3 18





















Введение

Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», в форме информационно-познавательной олимпиады, предназначено для студентов 2 курса специальности 120701 Землеустройство. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, направленного на выявление теоретических и практических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности; уровня сформированности аналитических и ассоциативных знаний, умений, навыков и аналитической культуры студентов; производить чтение графическо-маркшейдерской документации.

Мероприятие предусматривает задания, направленные на углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05. «Замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах», раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и аналитического мышления, внимания, памяти.

Разработка мероприятия проводилась с учетом требований ФГОС, а именно с учетом освоения общих компетенций: понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии; проявления к ней устойчивого интереса; выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества; принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности; работы в коллективе и команде; эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; перенесения на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.



  1. План проведения внеклассного мероприятия

«Путешествие к недрам Земли»


Дата проведения: 7.04.15г

Время проведения: 1415

Группа: З-21

Место проведения: ауд. 3305

Преподаватель: Дмитриева Ю.Н.

Тема: Путешествие к недрам Земли

Форма проведения: информационно-познавательная олимпиада

ПМ 05. Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме информационно-познавательной олимпиады

Образовательная: углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах; повышение интеллектуального уровня.

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческих способностей, внимания, памяти.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Воспитательная: способствовать установлению уважительного отношения к соперникам, укрепить веру в свои знания

Оформление: карты - задания, слайдовая презентация, письменные и чертежные принадлежности


План мероприятия

№ п/п

Этапы

Время

Методы

1

Организационный момент

1

Приветствие, слово преподавателя

2

Мотивация учебной деятельности

3

Эвристическая беседа

3

Земная поверхность

20

Викторина

4

Работа по теме мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

20

Самостоятельная работа по решению олимпиадных заданий

5

Заключительная часть

1

Слово преподавателя







  1. Сценарий внеклассного мероприятия

Открытие внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли» в форме информационно-познавательной олимпиады мне хотелось бы начать со слов величайшего изобретателя, живописца, конструктора своего времени Леонардо да Винчи: «Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой - перспектива». Верно ли это суждение? (ребята отвечают, размышляют) Что дает теоретическая база, вам, будущим выпускникам?

Действительно, чтобы быть конкурентоспособным, успешным, перспективным работником необходимо иметь солидный и крепкий фундамент теоретических знаний, на основании которых будут оттачиваться умения и приобретаться профессиональные навыки. И сегодня я предлагаю вам проверить, насколько крепки ваши знания, посредством участия в олимпиаде по ПМ 05. Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах.

Олимпиада направлена на выявление:

- теоретических знаний, умений и навыков, в соответствии с требованиями ФГОС по специальности;

- уровня сформированности аналитических и графических знаний, умений, навыков и аналитической культуры студентов;

- уровня сформированности умений и навыков студентов производить анализ и чтение маркшейдерско-графической документации.

Для подготовки и проведения олимпиады:

- разрабатываются вопросы теоретического характера, для информационно-познавательной викторины, создается слайдовая презентация;

- разрабатываются тестовые и расчетные задания и критерии оценок в соответствии с ФГОС по ПМ 05,

- производится обеспечение необходимых условий для проведения олимпиады.

Олимпиада включает викторину, вопросы которой направлены на выявление знатоков в области надземных съемок, и решение олимпиадных заданий по подземным съемкам: теоретического и практического характера.

На выполнение олимпиады заданий по подземным съемкам отводится 20`. Работа состоит из четырех блоков - теории и практики.

При выполнении заданий олимпиады студенты должны дополнить формулировку понятия, вставив пропущенное слово, охарактеризовать маркшейдерско-геодезическое оборудование, произвести анализ и чтение планово-картографического материала.

Официальные результаты олимпиады объявляются в день проведения итогового мероприятия, определяются лучшие результаты (1,2,3 место).

Победителям и призерам олимпиады вручаются грамоты и подарки.





Заключение

Внеклассное мероприятие «Путешествие к недрам Земли», организовано в форме информационно-познавательной олимпиады и предназначено для студентов 2 курса специальностей 120701 Землеустройство.

Мероприятие предусматривало теоретические и практические задания, направленные на углубление и закрепление знаний студентов по ПМ 05. «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах»; раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и аналитического, ассоциативного мышления, внимания, памяти.

Разработка мероприятия проводилась с учетом требований ФГОС, а именно с учетом освоения общих компетенций.





Приложение № 1

Вопросы викторины «Земная поверхность»

  1. Значение слова маркшейдер в дословном переводе (нем.) (границу разделяющий)

  2. Компактный оптико-электронный прибор для измерения расстояний на земной поверхности (лазерный дальномер)

  3. Наука, возникшая и развивающаяся вместе с возникновением и развитием горного дела. (маркшейдерия)

  4. Ученый, привлекший к проведению маркшейдерских работ геодезические приборы и методы. (Юлиус Вейсбах)

  5. Эпоха, в которую люди перешли от собирания кремня, к его добыче в породах, выходивших на поверхность, сначала открытыми работами, а позже - подземными. (палеолит)

  6. Назовите прибор, созданный российским ученым П.А. Олышевым (горный теодолит)

  7. Применение этого прибора стало значительным шагом в развитии маркшейдерских съемок. Был изобретен в Китае еще в X в. до н.э. В Европе этот прибор стал известен как вассер-буссоль. (компас)

  8. Назовите прибор и его назначение.(гиростанция, ориентирование в подз. горной выработке, горизонтальная и вертикальная съемка)Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»



  1. Прибор для определения глубины, определяющий структуру дна, придонную структуру, температуру воды (эхолот)

  2. Прибор, использующийся при определении деформаций зданий и сооружений, для контроля качества строительно-монтажных работ. (фототеодолит)Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»


  1. Процесс сличения мерной ленты с эталоном (образцовым мерным прибором) в горизонтальной плоскости при натяжении (компарирование)

  2. Геодезический инструмент, служащий для отражения солнечных лучей с одного пункта на другой (гелиотроп)

  3. Оптический прибор в виде вертикальной зрительной трубы, применяемый в маркшейдерском деле для передачи дирекционного угла (направления) с земной поверхности на ориентируемый горизонт в подземной горной выработке (проектир)

  4. Совокупность полевых измерений и камеральных вычислений, в результате которых определяется пространственное положение этих объектов (точек) местности (привязка)

  5. Назовите приспособление, применяемое при нивелировании. (ватерпас)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

  1. Назовите методы построения геодезических сетей (триангуляция, трилатерация, полигонометрия)

  2. Процесс осмотра участка местности, с целью выявления характерных элементов рельефа, растительности, почвенного покрова, при установке точек съемочного обоснования. (рекогносцировка)

  3. Теодолиты, обладающие свойством автоматического наведения на конкретное направление, что достигается применением сервомоторов, скорость вращения которых достигает 45 градусов в секунду. (моторизированные теодолиты)

  4. Нивелир, принцип работы которого заключается во вращении луча, создании плоскости, фиксирующейся визуально (на экране, на стене, на потолке), или при посредстве датчика, реагирующего на лазерное излучение. (лазерный)

  5. Чертеж, изображающий на секущей горизонтальной плоскости лишь линии контура. На основании него строится рельсовый путь горной выработки. (профиль)






Приложение № 2

Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)

Вариант 1.

Блок № 1. Дайте понятие определениям

Подземные горные выработки

1. ____________- полость в толще горных пород, образованная в результате ведения горных работ и служащая для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для других горнотехнических целей.
В зависимости от угла, составляемого продольной осью выработки с горизонтом, различают вертикальные, наклонные и горизонтальные.

2.__________ - подземная горная выработка, пройденная в горизонтальной плоскости или с небольшим уклоном параллельно линии простирания пласта не имеющая непосредственного выхода на поверхность, служащая для проветривания и транспорта. Различают полевой (пройденный по вмещающим породам), вентиляционный, конвейерный, основной, промежуточный, откаточный, параллельный, групповой.

3. __________- капитальная горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающей породе под углом (чаще всего в крест простирания, т.е. перпендикулярно) к рудному телу. Предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (для чего укладываются рельсовые пути, монтируются конвейеры), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и т. Д.Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

Блок № 2.

Классификация разведанных запасов полезного ископаемого

Вставьте пропущенное слово:

  1. Разведанными запасами называют общее количество полезного ископаемого в _________________ выражении, выявленного в недрах данного месторождения.

  2. К временно ____________ относят запасы, выемка которых временно не возможна, вследствие завала их породой (в том числе при оползнях). После уборки этой породы ____________ запасы переводят в более высокие категории запасов.

  3. Вскрытые - часть промышленных запасов, участков, уступов, верхняя площадь которых, _______________от покрывающих пустых пород и полезного ископаемого вышележащего уступа или обнажена вследствие естественных условий залегания.

Блок № 3

Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты

Опишите название приборов, их назначение и специфику работыМетодическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

  1. ________________________

________________________

_________________________

_________________________

_________________________

2. _________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

3.__________________________ Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Блок № 4

Маркшейдерско-графическая документация

Считайте информацию с предложенного фрагмента плана горных выработок пласта. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»


Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)

Вариант 2.

Блок № 1. Дайте понятие определениям

Подземные горные выработки

  1. _____________ - выработка, которая не имеет выхода на дневную поверхность и проходится снизу вверх, под любым углом.Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

2.____________ - горная выработка круглого сечения, пробуренная с поверхности земли или с подземной выработки без доступа человека к забою под любым углом к горизонту, диаметром не более 2 метров. Бурение проводят с помощью специального бурового оборудования По назначению подразделяются на: разведочные, эксплуатационные, вспомогательные, специальные, взрывные, опорные, параметрические, поисковые.

3. ___________ - горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и обычно предназначенная для добычи полезных ископаемых или обслуживания горных работ. Является основной вскрывающей выработкой при разработке месторождений в районах с гористым рельефом.

Блок № 2.

Классификация разведанных запасов полезного ископаемого

Вставьте пропущенное слово:

1.Запасы полезных ископаемых подсчитывают по их наличии в недрах без ________ потерь при добыче, обогащении и переработке.

  1. К временно _______________относят запасы на затопленных участках, откачка воды или дренаж которых могут быть осуществлены в непродолжительный срок.

  2. К запасам во временных целиках относят запасы под сооружениями, зданиями, объектами, изъятие которых временно ______________, в связи с невозможной эксплуатацией данного участка.


Блок № 3

Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты

Опишите название приборов, их назначение и специфику работы

  1. _______________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________


  1. ________________________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. _________________________________

_________________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

_________________________________

_________________________________

_________________________________


Блок № 4

Маркшейдерско-графическая документация

Считайте информацию с предложенного фрагмента плана промышленной площадки. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»











Приложение № 3

Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)

Вариант 1.

Блок № 1.

Подземные горные выработки

Дайте понятие определениям

1. Полость в толще горных пород, образованная в результате ведения горных работ и служащая для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для других горнотехнических целей.
В зависимости от угла, составляемого продольной осью выработки с горизонтом, различают вертикальные, наклонные и горизонтальные.

Горная выработка

2.Подземная горная выработка, пройденная в горизонтальной плоскости или с небольшим уклоном параллельно линии простирания пласта не имеющая непосредственного выхода на поверхность, служащая для проветривания и транспорта. Различают полевой (пройденный по вмещающим породам), вентиляционный, конвейерный, основной, промежуточный, откаточный, параллельный, групповой.

Штрек

3.Капитальная горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающей породе под углом (чаще всего в крест простирания, т.е. перпендикулярно) к рудному телу. Предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (для чего укладываются рельсовые пути, монтируются конвейеры), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и т. д. Квершлаг Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

Блок № 2.

Классификация разведанных запасов полезного ископаемого

Вставьте пропущенное слово:


  1. Разведанными запасами называют общее количество полезного ископаемого в _________________ выражении, выявленного в недрах данного месторождения.

(Весовом и объемном)

  1. К временно ____________ относят запасы, выемка которых временно не возможна, вследствие завала их породой (в том числе при оползнях). После уборки этой породы ____________ запасы переводят в более высокие категории запасов.

(заваленным)

  1. Вскрытые - часть промышленных запасов, участков, уступов, верхняя площадь которых, _______________от покрывающих пустых пород и полезного ископаемого вышележащего уступа или обнажена вследствие естественных условий залегания.

(освобождена)

Блок № 3

Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты

Опишите название приборов, их назначение и специфику работыМетодическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

  1. ________________________

________________________

_________________________

_________________________

_________________________

2. _________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

3.__________________________ Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Блок № 4

Маркшейдерско-графическая документация

Считайте информацию с предложенного фрагмента плана горных выработок пласта. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

Студент группы ________, __________________________(Ф.И.О.)

Вариант 2.

Блок № 1. Подземные горные выработки

Дайте понятие определениям

  1. Выработка, которая не имеет выхода на дневную поверхность и проходится снизу вверх, под любым углом.

Восстающий Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

2.Горная выработка круглого сечения, пробуренная с поверхности земли или с подземной выработки без доступа человека к забою под любым углом к горизонту, диаметром не более 2 метров. Бурение проводят с помощью специального бурового оборудования По назначению подразделяются на: разведочные, эксплуатационные, вспомогательные, специальные, взрывные, опорные, параметрические, поисковые.

Скважина

3. Горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и обычно предназначенная для добычи полезных ископаемых или обслуживания горных работ. Является основной вскрывающей выработкой при разработке месторождений в районах с гористым рельефом.Штольня

Блок № 2.

Классификация разведанных запасов полезного ископаемого

Вставьте пропущенное слово:

1.Запасы полезных ископаемых подсчитывают по их наличии в недрах без ________ потерь при добыче, обогащении и переработке.

(Учета)

  1. К временно _______________относят запасы на затопленных участках, откачка воды или дренаж которых могут быть осуществлены в непродолжительный срок.

(затопленным)

  1. К запасам во временных целиках относят запасы под сооружениями, зданиями, объектами, изъятие которых временно ______________, в связи с невозможной эксплуатацией данного участка.

(приостановлено)

Блок № 3

Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты

Опишите название приборов, их назначение и специфику работы

  1. _______________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

_______________________________

______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________


  1. ________________________________________Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»


  1. _________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Блок № 4

Маркшейдерско-графическая документация

Считайте информацию с предложенного фрагмента плана промышленной площадки. За основу возьмите, условные обозначения, пояснительные надписи.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Путешествие к недрам Земли»

© 2010-2022