Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Ф. Султанова с. Исянгулово МР Зианчуринский район Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей обществоведческого цикла

Руководитель МО

___________Р.Ш. Сулейманова

Протокол № 1

от « 25 » августа 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________Р.М. Трубкулова

« 25 » августа 2015 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ В.К. Юланов

Приказ № 108

от « 26 » августа 2015 г.




02-21

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету история и культура Башкортостана

Класс 8

Учитель Куватова Зиля Галиевна


Количество часов по программе - 35 часов


2015-2016 учебный год



Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 8 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва)

3. Постановления главного государственного санитарного врача №189 от 29.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;

4. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, 2004 г

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 г. №253;

6. Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова, А.М. Сулейманов).

7. Учебника культуры Башкортостана. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Л. Попова). - Уфа: Китап, 2003 г.

8. Учебника истории Башкортостана (С древнейших времен до конца XIX в.). Автор: И.Г. Акманов. - Уфа: Китап, 2005 г.

9. Устава МОБУ СОШ им. Ф. Султанова, утвержденный Постановлением главы Администрации №1232 от 06.10.2011г.

10. Учебного плана МОБУ СОШ им.Ф. Султанова с. Исянгулово, утвержденного приказом № 108 от «28» августа 2015 г.

11. Положения МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово о рабочей программе № 88 приказ от 13.08.2015 г.;

Общая характеристика предмета

Рабочая программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». Составители: Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, контрольная работа. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

-методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

-методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

-методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Главная задача и цель курса - воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников

Место данного предмета в учебном плане ОУ

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 8 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год. Темы по истории Башкортостана изучаются из учебника 8 класса История Башкортостана (С древнейших времен до конца XIX в.). Автор: И.Г. Акманов. - Уфа: Китап, 2005г. и учебника Культура Башкортостана. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.Р. Кузбекова, Л.Л. Попова. - Уфа: Китап, 2003г.


Результаты изучения предмета учебного плана ОУ

Предполагается, что результатом изучения истории и культуры Башкортостана является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «История и культура Башкортостана»: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - чувство гордости за историю и культуру своей Родины, своего народа; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей; -понимание особой роли театра, изобразительного искусства, музыки, литературы в жизни общества и каждого отдельного человека; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, истории собственной страны, республики; - умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников республики, своей страны и мира; - формирование представлений о богатстве и своеобразии башкирского фольклора; - формирование представлений об основных этапах развития башкирской литературы, знание основных произведений крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; - формирование представлений об основных видах декоративно-прикладного искусства и сферах его применения, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ; - знание творчества ведущих композиторов РБ, ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (кураистов, певцов, дирижеров и т.д.); - знание краткой истории профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова и их наиболее известные танцы;


Основное содержание предмета учебного плана ОУ

VIII класс


Повторение пройденного материала (1час)

История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр.

Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков (7 часов).

Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления. Население.

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года. Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги, потери, награды башкирских полков. Кахым турэ.

Участие башкир в заграничных походах русских войск.

Усиление колонизации края. Земельная политика царизма в Башкортостане, рост земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о массовом расхищении башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и земледелию. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их земель. Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение крупных землевладельцев.

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане. Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в Башкортостане. Земская реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении хозяйственных и культурных вопросов.

Уфимская городская дума. Городская управа. Судебная реформа. Раздел губернии на мировые округа, выборы мировых судей. Введение окружных судов. Сохранение волостных судов для башкир.

Военная реформа. Изменение порядка призыва на военную службу. Формирование ополчения

Экономическое развитие края во второй половине XIX века. Рост городов, развитие торговли. Золотодобывающая, фабрично-заводская, лесная промышленность. Изменения в социальной структуре общества.

Зарождение революционного движения в крае. Включение Башкортостана в единый общероссийский социально-экономический и культурный процесс.

Башкирские исторические песни и предания (6 часов)

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. М Лоссиевский, М. Уметбаев о необходимости знания башкирами своей родословной, преданий и песен.

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года. Отражение всенародного характера войны в песнях-преданиях Кахым-турэ». Образы царя и Кахым-турэ в них. Песни и предания об участии женщин в этой войне (песня «Иремель», предание «Рассказ башкирца Джантюри»). Песня «Кутузов».

Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни и предания, проклинающие начальников («Кулуй кантон», «Тухват кантон»), песни сатирического («Кагарман кантон»), и лирического («Сибай») содержания.

Историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай» в Оренбурге и одноименная народная песня.

Песни о беглых (о людях бунтарского духа, сбежавших от службы, из ссылки). Схожесть судеб героев этих песен. Социальный смысл слова «беглый». Судьба героев песен и преданий «Буранбай», «Бииш».

Песни об армейской службе и военных походах. Трагическая судьба солдата (песня «Армия»). Песни о военных походах 1839, 1853 годов в Среднюю Азию («Сыр-Дарья», марш «Перовский»). Песни о русско-японской войне («Порт-Артур», «Гайса-ахун»).

Сэсэны - творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном творчестве. Его мудрость, остроумие и находчивость. Кубаир «Айтыш-состязание Акмурзы сэсэна с Кубагуш сэсэном». Баик сэсэн - певец героической истории башкир. Габит сэсэн Аргинбаев - хранитель кубаиров «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал». Шафик сэсэн Тамьяни - певец родного Урала.

М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества. Запись эпоса «Урал батыр» Традиции сэсэнов в западном Башкортостане.

Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева, А. Гатиатуллина.

Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Роль русских ученых и краеведов (С.Г. Рыбаков, Л.Н. Лебединский).

Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр» как фундаментальный памятник мировой культуры. Древние мотивы кубаира. Янбирде и Янбике как первые люди на земле. Осознание нераздельности человека и природы. Антропоморфизм, анимизм. Этиологические мотивы. Проблема бессмертия.

Краткая характеристика сказаний против властителей Золотой Орды, Ногайского и Казанского ханств. «Идукай и мурадым», «Таргын и кужак» (отрывки). Сказание «Ек -Мергэн». Архаические мотивы и историческая основа сказания. Трагической и героическое. Образ Тугызак-эби. Образ Ек-Мэргэна - предводителя западных башкир в в борьбе против Казанского ханства. Пленение и освобождение батыра. Фольклорный и литературный стили сказания.

Сказание «Алдар и Зухра». Тема объединения степных и лесных башкир, дружбы башкир с другими народами. Прославление мирной жизни народов и осуждение попыток раздора. Образы Зухры, Алдара и Авлии.

Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (4 часа)

Этапы развития башкирской литературы.

Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.

Стихотворение «Назидания» как кодекс ислама. Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.

Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907) как поэт и ученый. Книга «Ядкар». М. Уметбаев - поэт, публицист, фольклорист, языковед, историк, этнограф. Краткая характеристика его основных работ. Стихи поэта: «Страна юмран», «Жалоба», «Пройденная жизнь - оставшаяся память», отражение в них бедственного положения башкирского народа, осуждение колониальной политики царизма.

Мажит Гафури (1880-1934) - классик башкирской литературы. Биография поэта. Дореволюционная поэзия М. Гафури. Отношение поэта к революции 1905г. («Стихи радости», «Завещание 1906 года к 1907 году»). Проблема народа и поэта в поэзии М. Гафури («Я и мой народ», «Красное знамя»).

Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести: Закир и Галима - это Ромео и Джульетта на башкирской земле.

Шайхзада Бабич (1895-1919). Биография поэта. Ш. Бабич и башкирское национальное движение. Мотивы разочарования и надежды в начальный период творчества («Несчастлив я», «Жалоба»). Народ и поэт в стихах Ш. Бабича («За народ», «За кого»). Судьба стихотворения «Жду». Прославление Башкортостана в стихах «Кураю», «Марш войска», «Башкортостан», «Мы» (по выбору). «Хитап башкирскому народу по случаю соглашения с большевиками». Трагическая гибель поэта. Учреждение премии им. Ш. Бабича.

Современная печать (2 часа)

Современная печать и проблемы развития культуры в республике. Роль республиканских газет и журналов: «Башкортостан», «Кызыл тан», «Молодежная газета», «Агидель», «Башкортостан укытыусыхы», «Башкортостан кызы», «Аманат» в жизни общества. Новые издания: «Ватандаш», «Шонкар», «Акбузат», «Тулпар», «Тамаша», «Йэшлек», «Умет» и проблемы культуры.

Деятельность издательств «Китап» им. З. Биишевой, «Башкортостан», «Башкирской энциклопедии» и их роль в развитии культуры.

Библиотечное дело в конце XIX - начале XX века. Национальная библиотека имени З. Валиди как информационно-библиографический и методический центр. История организации и становления. Отделы и фонды.

Сеть библиотек в настоящее время.

Русские писатели и краеведы о Башкортостане (П.М. Кудряшов, А.С. Пушкин, В. И. Даль, Л.Н.Толстой, Г.И. Успенский, Н.А. Крашенинников).

Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-1980) (7 часов)

Периодизация истории развития башкирского изобразительного искусства: дореволюционный, довоенный, в период Великой Отечественной войны, после войны.

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период. Проведение выставок - «смотров», «творческих отчетов», посвященных знаменательным событиям. Декада башкирской литературы и искусства в Москве в 1955году, республиканская выставка 1957г., юбилейная в 1969 г. в г. Москве и Ленинграде; автономных республик России в 1971г., зональные (1964 - 1985).

Укрепление в республике художественного образования, связей башкирских художников с мастерами искусства других народов.

Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников небашкирской национальности - Ф.А. Кащеева, А.А. Кузнецова, П.П. Салмасова.

Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А. Лутфуллина.. Произведения с широким обобщением военных событий, с использованием новых художественных средств и приемов: «Ожидание», «Прощание», «Проводы на фронт»; портретные работы «Мать погибшего героя»: «Ветеран», «Мелодии кубыза», «Сабантуй». Философская глубина портрета «Старуха на черном фоне».

Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях: «Май. Березняк», «Вечерний сеанс», «Зимнее окно», «Черемуха», «День Победы», «Родина», «Май. Красная площадь», «Весна. Ключарево», «Зима на окраине», «Уфимский романс с минаретом».

В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны: «Пулеметная рота», триптих «Родина», «Лето 1945 года», «Передний край обороны», «Прифронтовой эвагоспиталь», «Пастбище».

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра: «Жертвы шариата», «Праздник в ауле», «На просторах Урала», «В нефтяном крае», «После трудового дня».

А.С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях: «Осень в родном краю», «Степь». «Красный дом», «Весна на ферме», «Лето. Полдень», «Степь».

Башкирское танцевальное и хореографическое искусство (6 часов)

Башкирская народная хореография. Обрядовые, трудовые, военно-исторические, шуточные, лирические танцы.

Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца. Башкирский государственный академический ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова. История создания. Творческий путь коллектива. Наиболее яркие исполнители.

История создания профессионального хореографического искусства в республике. Понятие о балете как части хореографического искусства. Терминология: балет, балерина, балетмейстер, хореография, кордебалет, пантомима.

Развитие искусства балета в республике. Балет «Журавлиная песнь» Л. Степанова.

Нариман Сабитов - композитор и дирижер. Жизнь и творчество. Балеты «Страна Айгуль», «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь». Балеты для детей «Буратино» и др.

Звезды башкирского балета. Творческие портреты З. Насретдиновой, Р. Нуриева.

Башкирский балет сегодня. Репертуар. Известные исполнители. Балетный фестиваль им. Рудольфа Нуреева.

Повторение (2 часа)


В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: текстовый контроль, проверочные работы. Используются такие формы обучения, как диалог, беседы, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных, демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности; познавательных игр.

- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе

Учащиеся 8 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • о башкирской литературе на рубеже 19-20 веков: этапы развития башкирской литературы, основные произведения крупных представителей башкирской литературы, (М. Акмуллы, М. Уметбаева, М. Гафури, Ш. Бабич, К.В. Иванова), некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

  • об изобразительном искусстве : основные этапы развития, основоположники профессионального искусства Башкортостана, создание художественного музея в Уфе.

  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

  • о просвещении: расширение сети мектебов и медресе, школьное образование в Башкортостане.

  • материальной культуре: национальный костюм башкир, возрождение традиций национального костюма в современных условиях.

  • религии: понятие о религии, мировые религии, религиозные священные книги: Библия, Коран, возрождение религиозных обрядов и праздников.

Главная задача курса - воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Критерии оценки учебной деятельности по истории и культуре Башкортостана

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  1. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  2. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  3. Ответ самостоятельный;

  4. Наличие неточностей в изложении материала;

  5. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  6. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых исторических явлений;

  8. Понимание основных исторических взаимосвязей;

  9. Знание карты и умение ей пользоваться;

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  7. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  8. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  9. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает исторические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.









Тематическое планирование







Название разделов, тем уроков




Количество часов


Дата


Основные виды учебной деятельности


План.


Факт.


Предметные



Метапредметные



Личностные

Повторение пройденного материала

1

Расширить и углубить знания о родном крае

Проверить знания учащихся о материальной и духовной культуре; Развивать речь, память учащихся; Участвовать в обсуждении вопроса о том, когда появилась профессиональная музыка и театр в РБ

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма, прививать любовь к книге, интерес к истории и культуре Башкортостана

1

История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр

1

03.09

03.09

Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков

7

Сформировать у учащихся представление о Башкортостане в XVIII-XIX веках

Знакомство с историческими событиями, социально-экономическим развитием Башкортостана в первой половине XIX века; Развивать интерес к историческому прошлому башкирского народа; Проследить по карте боевой путь полков из Башкортостана;

Воспитывать интерес к истории Башкортостана

2

Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления.

1

10.09

10.09

3

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года

1

17.09

17.09

4

Участие башкир в заграничных походах русских войск

1

24.09

24.09

5

Усиление колонизации края

1

01.10

01.10

6

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане

1

08.10

08.10

7

Экономическое развитие края во второй половине XIX века

1

15.10

15.10

8

Зарождение революционного движения в крае

1

22.10

22.10

Башкирские исторические песни и предания

6

Сформировать у учащихся представление о событиях в Башкортостане в XVIII-XIX веках

Знакомство с историческими песнями и преданиями («Батыр-егет», «Вторая армия», «Ахмет Баик», «Кахым туря», «Кутузов», «Кагарман кантон», «Азамат кантон»); Развивать у учащихся память, логическое мышление; Выучить и рассказать наизусть стих. «Кутузов»

Воспитывать

чувство патриотизма

9

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир

1

29.10

29.10

10

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года

1

12.11

12.11

11

Песни о начальниках кантонов и их историческая основа

1

21.11

19.11

12

Сэсэны - творцы и носители башкирского фольклора

1

28.11

26.11

13

Собиратели и исследователи башкирского фольклора

1

05.12

03.12

14

Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе

1

12.12

10.12

Башкирская литература на рубеже XIX- XX веков

4

Знакомство учащихся с творчеством башкирских поэтов и писателей:

М. Акмуллы,

М. Уметбаева, М. Гафури, Ш. Бабич

Знакомство с произведениями башкирских поэтов и писателей; Развивать у учащихся монологическую речь, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Выучить и рассказать наизусть стих. М.Акмуллы «Башкиры мои, надо учиться!»

Воспитывать интерес к художественной литературе

15

Творческий путь М. Акмуллы

1

19.12

17.12

16

Мухаметсалим Уметбаев как поэт и ученый

1

26.12

24.12

17

Мажит Гафури- классик башкирской литературы

1

16.01 14.01

18

Шайхзада Бабич. Биография поэта

1

23.01 21.01

Современная печать

2

Сформировать представление о современной печати

Знакомство с современными печатными изданиями, с национальной библиотекой им.

З. Валиди; Развивать Логическое мышление и кругозор учащихся;

Воспитывать интерес к печатным изданиям

19

Современная печать. Библиотечное дело в Башкортостане

1

30.01 28.01

20

Русские писатели и краеведы о Башкортостане

1

06.02 04.02

Знакомство учащихся с творчеством художников, которые занимались творчеством в послевоенный период

(А. Лутфуллин,

Б.Ф. Домашников,

В.П. Пустарнаков,

Р. Нурмухаметов,

А.С. Арсланов.

Знакомство с биографией и творчеством художников; Развивать навыки и умения решать творческие задачи и представлять свои результаты деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);

Воспитывать любовь к изобразительному искусству

ИЗО Башкортостана в послевоенный период

7

21

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период

1

13.02 11.02

22

Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников небашкирской национальности

1

20.02 18.02

23

Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А. Лутфуллина

1

27.02 25.02

24

Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях

1

05.03 03.03

25

В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны

1

12.03 10.03

26

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра

1

19.03 17.03

27

А.С. Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях

1

02.04 24.03

Башкирское танцевальное и хореографическое искусство

7

Сформировать представление о становлении башкирского балетного искусства, башкирской народной хореографии

Ознакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. Гаскарова,

Н. Сабитова, Р. Нуриева; Развивать навыки и умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; Развивать способность учащихся сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;

Воспитывать любовь к хореографии, балетному искусству

28

Башкирская народная хореография

1

09.04 07.04

29

Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца

1

16.04 14.04

30

История создания профессионального хореографического искусства в республике. Понятие о балете

1

23.04 21.04

31

Нариман Сабитов - композитор и дирижер

1

30.04 28.04

32

Звезды башкирского балета. Творческие портреты З. Насретдиновой, Р. Нуриева

1

07.05 05.05

33

Башкирский балет сегодня. Репертуар

1

14.05 12.05

34

Обобщение темы: «Башкирское танцевальное и хореографическое искусство»

1

21.05 19.05

35

Обобщающее повторение курса.

1

28.05 26.05









Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебно-методический кабинет:

1. Программа общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова, А.М. Сулейманов). 2. Учебник Культура Башкортостана. (Авторы: С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова, А.М. Сулейманов). - Уфа: Китап, 2003г. 3. Учебник История Башкортостана (С древнейших времен до конца XIX в.). Автор: И.Г. Акманов. - Уфа: Китап, 2005г.

Электронные пособия:

1. Электронный учебник Культура Башкортостана. (Автор: Р.Х. Хусаинова)

2. Башҡорт әҙәбиәте

3. Рус мәктәбендә башҡорт теле. (Авторы: М.Г. Усманова, З.М. Габитова)

Список литературы

  1. Башкирские богатырские сказки. - Уфа: Китап, 1988г.

  2. Башкирские музыкальные инструменты. - Уфа: Китап, 1989г.

  3. Башкирские народные сказки. - Уфа: Китап, 1980г.

  4. Песня о родной Уфе: - Уфа, Китап, 1997г.


© 2010-2022