• Преподавателю
  • Другое
  • Профессиональный стандарт педагога как инструмент Новой Педагогической культуры

Профессиональный стандарт педагога как инструмент Новой Педагогической культуры

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональный стандарт педагога как инструмент

Новой Педагогической культуры.

Автор: Карцева В.Н. (учитель начальных классов МАОУ СОШ№46)

В настоящее время существует необходимость повысить качество образовательного процесса на всех уровнях системы образования. В связи с этим, возрастают требования к уровню педагогической культуры современного педагога в образовательном учреждении.

Под педагогической культурой будем понимать сложную социальную характеристику личности учителя, отражающую его педагогическую позицию; показатель уровня его духовного нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений, навыков, высокого профессионализма, профессионально-значимых качеств личности, необходимых для решения педагогических задач.[1, стр.20]

Суртаева Н.Н. выделяет праксиологический и ментальный аспекты педагогической культуры педагога .[2, стр.80] Первый характеризует способ взаимодействия педагога с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к профессионально-педагогической деятельности и включает такие компоненты как:

  1. профессионально-педагогические знания, умения и навыки;

  2. профессионально-педагогическое мышление в сочетании с творческим педагогическим мышлением;

  3. деятельностный компонент.

Второй аспект педагогической культуры представляет собой интегральную характеристику сознания, самосознания педагога, нравственно-мировоззренческих предпосылок его профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрим каждый компонент педагогической культуры через призму профессионального стандарта педагога, который является попыткой обозначить конкретней образ конечного результата, к которому должен стремиться каждый педагог в своей профессиональной деятельности, тем самым имеет отношение к формированию и развитию педагогической культуры, как социальной, интеллектуальной и духовной характеристики личности учителя

И действительно, согласно определению, профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Данный документ определяет требования к профессиональным, психолого-педагогическим компетентностям и личностным качествам педагога с целью достижения высоких результатов обучения, воспитания и развития обучающегося.

Как видно из профессионального стандарта педагога требования к профессионально-педагогическим знаниям, умениям и навыкам современного педагога, одной из компонент педагогической культуры педагога, значительно трансформировались. Это объясняется доминированием субъектно-субъектной модели обучения в системе образования и кардинальным изменением роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Новая профессиональная роль педагога - организатор познавательной деятельности, руководитель проектной деятельности, участник сетевого профессионального взаимодействия, исследователь, консультант. Отсюда, данный документ диктует новые стандарты подготовки и переподготовки учителей в высшей школе и в центрах повышения квалификации, и соответственно, формирование новой педагогической культуры. Целью обучения и воспитания педагога являются ключевые компетенции и компетентности личности педагога, которые «обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме». Под компетенциями понимаются, согласно И.Я. Зимней, внутренние потенциальные скрытые психологические новообразования, а именно знания, представления, программы действий, системы ценностей, которые потом выявляются в компетентностях человека. Профессиональный стандарт педагога формулирует необходимые профессиональные компетенции педагога как составляющие его новой педагогической культуры.

Относительно другой составляющей педагогической культуры, а именно, профессионально-педагогического и творческого педагогического мышления, профессиональный стандарт педагога предусматривает наличие, а также формирование и развитие когнитивных свойств педагога, таких как планирования, моделирование процесса обучения, рефлексия, поиск новых способов воздействия на учебную деятельность обучающегося и его личность и т.д.

К деятельностному компоненту педагогической культуры, который предполагает творчество, научно-исследовательскую деятельность, культуру профессионального поведения педагога, профессиональный стандарт педагога также предъявляет определенные требования. Учитель должен владеть инновационными формами и методами обучения, включая информационные технологии, использовать разные формы и методы контроля, уметь объективно оценивать знания учеников.

Профессиональное сознание как развитие интеллектуальной, волевой, нравственной, эмоционально-чувственной, мотивационной сторон личности педагога и педагогическое самосознание как потребность осознание и оценить себя в системах своей профессионально-педагогической деятельности, профессионально-педагогического общения, собственной личности как профессионала. В рамках профессионального стандарта педагога декларируется стратегия непрерывного образования и одним из главных профессиональных качеств педагога признается «умение учиться», что подразумевает осознание педагогом потребности в самообразовании и наличие внутренней устойчивой мотивации к учению и ведет к более высокому уровню и качеству квалификации учителя, а, следовательно, и уровню его педагогической культуры.

Нравственно-мировоззренческие и эстетические предпосылки профессионально-педагогической деятельности педагога характеризуют духовный мир личности. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, на основании которых необходимо формировать его профессиональный установки и готовность помочь каждому ребенку, уметь общаться с детьми, сотрудничать с другими педагогами и родителями в решении воспитательных задач, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу и т.д.

Необходимо также отметить, что одной из особенностей профессионального стандарта является отсутствие жесткой регламентации деятельности педагога, увеличение роста свободы и ответственностям педагога за результаты своего труда, что призвано содействовать активному вовлечению педагога в решение задач повышения качества образования.

Таким образом, в данной статье автор рассматривает определения таких понятий как «педагогическая культура», «профессиональный стандарт педагога», а также все составляющие педагогической культуры как интегрального образования. Далее выявляется взаимосвязь между профессиональным стандартом педагога и педагогической культурой. Профессиональный стандарт педагога, определяет требования к уровню квалификации учителя, тем самым обозначает горизонты формирования, развития и совершенствования педагогом своей педагогической культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя//Наука и образование Зауралья. - Курган, 1998. -№2. -С.20

Суртаева Н.Н. Формирование профессионально-педагогической культуры личности педагога// Мир культуры, науки, образования. - 2008. - №1. - С. 80

Профессиональный стандарт педагога. минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071

© 2010-2022