- Преподавателю
- Другое
- Профессиональный стандарт педагога как инструмент Новой Педагогической культуры
Профессиональный стандарт педагога как инструмент Новой Педагогической культуры
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Карцева В.Н. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профессиональный стандарт педагога как инструмент
Новой Педагогической культуры.
Автор: Карцева В.Н. (учитель начальных классов МАОУ СОШ№46)
В настоящее время существует необходимость повысить качество образовательного процесса на всех уровнях системы образования. В связи с этим, возрастают требования к уровню педагогической культуры современного педагога в образовательном учреждении.
Под педагогической культурой будем понимать сложную социальную характеристику личности учителя, отражающую его педагогическую позицию; показатель уровня его духовного нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений, навыков, высокого профессионализма, профессионально-значимых качеств личности, необходимых для решения педагогических задач.[1, стр.20]
Суртаева Н.Н. выделяет праксиологический и ментальный аспекты педагогической культуры педагога .[2, стр.80] Первый характеризует способ взаимодействия педагога с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к профессионально-педагогической деятельности и включает такие компоненты как:
-
профессионально-педагогические знания, умения и навыки;
-
профессионально-педагогическое мышление в сочетании с творческим педагогическим мышлением;
-
деятельностный компонент.
Второй аспект педагогической культуры представляет собой интегральную характеристику сознания, самосознания педагога, нравственно-мировоззренческих предпосылок его профессионально-педагогической деятельности.
Рассмотрим каждый компонент педагогической культуры через призму профессионального стандарта педагога, который является попыткой обозначить конкретней образ конечного результата, к которому должен стремиться каждый педагог в своей профессиональной деятельности, тем самым имеет отношение к формированию и развитию педагогической культуры, как социальной, интеллектуальной и духовной характеристики личности учителя
И действительно, согласно определению, профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Данный документ определяет требования к профессиональным, психолого-педагогическим компетентностям и личностным качествам педагога с целью достижения высоких результатов обучения, воспитания и развития обучающегося.
Как видно из профессионального стандарта педагога требования к профессионально-педагогическим знаниям, умениям и навыкам современного педагога, одной из компонент педагогической культуры педагога, значительно трансформировались. Это объясняется доминированием субъектно-субъектной модели обучения в системе образования и кардинальным изменением роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Новая профессиональная роль педагога - организатор познавательной деятельности, руководитель проектной деятельности, участник сетевого профессионального взаимодействия, исследователь, консультант. Отсюда, данный документ диктует новые стандарты подготовки и переподготовки учителей в высшей школе и в центрах повышения квалификации, и соответственно, формирование новой педагогической культуры. Целью обучения и воспитания педагога являются ключевые компетенции и компетентности личности педагога, которые «обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме». Под компетенциями понимаются, согласно И.Я. Зимней, внутренние потенциальные скрытые психологические новообразования, а именно знания, представления, программы действий, системы ценностей, которые потом выявляются в компетентностях человека. Профессиональный стандарт педагога формулирует необходимые профессиональные компетенции педагога как составляющие его новой педагогической культуры.
Относительно другой составляющей педагогической культуры, а именно, профессионально-педагогического и творческого педагогического мышления, профессиональный стандарт педагога предусматривает наличие, а также формирование и развитие когнитивных свойств педагога, таких как планирования, моделирование процесса обучения, рефлексия, поиск новых способов воздействия на учебную деятельность обучающегося и его личность и т.д.
К деятельностному компоненту педагогической культуры, который предполагает творчество, научно-исследовательскую деятельность, культуру профессионального поведения педагога, профессиональный стандарт педагога также предъявляет определенные требования. Учитель должен владеть инновационными формами и методами обучения, включая информационные технологии, использовать разные формы и методы контроля, уметь объективно оценивать знания учеников.
Профессиональное сознание как развитие интеллектуальной, волевой, нравственной, эмоционально-чувственной, мотивационной сторон личности педагога и педагогическое самосознание как потребность осознание и оценить себя в системах своей профессионально-педагогической деятельности, профессионально-педагогического общения, собственной личности как профессионала. В рамках профессионального стандарта педагога декларируется стратегия непрерывного образования и одним из главных профессиональных качеств педагога признается «умение учиться», что подразумевает осознание педагогом потребности в самообразовании и наличие внутренней устойчивой мотивации к учению и ведет к более высокому уровню и качеству квалификации учителя, а, следовательно, и уровню его педагогической культуры.
Нравственно-мировоззренческие и эстетические предпосылки профессионально-педагогической деятельности педагога характеризуют духовный мир личности. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, на основании которых необходимо формировать его профессиональный установки и готовность помочь каждому ребенку, уметь общаться с детьми, сотрудничать с другими педагогами и родителями в решении воспитательных задач, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу и т.д.
Необходимо также отметить, что одной из особенностей профессионального стандарта является отсутствие жесткой регламентации деятельности педагога, увеличение роста свободы и ответственностям педагога за результаты своего труда, что призвано содействовать активному вовлечению педагога в решение задач повышения качества образования.
Таким образом, в данной статье автор рассматривает определения таких понятий как «педагогическая культура», «профессиональный стандарт педагога», а также все составляющие педагогической культуры как интегрального образования. Далее выявляется взаимосвязь между профессиональным стандартом педагога и педагогической культурой. Профессиональный стандарт педагога, определяет требования к уровню квалификации учителя, тем самым обозначает горизонты формирования, развития и совершенствования педагогом своей педагогической культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя//Наука и образование Зауралья. - Курган, 1998. -№2. -С.20
Суртаева Н.Н. Формирование профессионально-педагогической культуры личности педагога// Мир культуры, науки, образования. - 2008. - №1. - С. 80
Профессиональный стандарт педагога. минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071