• Преподавателю
  • Другое
  • Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ (ДЦП)

Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ (ДЦП)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Кувшинова Ольга Витальевна

(МОУ СОШ «Перспектива» г.о. Власиха Московской области)




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Организация внеурочной и урочной работы, направленной на социализацию детей с ОВЗ (ДЦП).


по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»




2015 год

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………..стр. 3

  2. Глава 1. Характеристика особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата………………….стр. 7

  3. Глава 2. Практические аспекты работы с детьми с ДЦП.............стр. 15

  4. Заключение………………………………………………………….стр. 22

  5. Список используемой литературы……………………………….стр. 25

Введение

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015] [Глава I] [Статья 5]

Процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов - вот важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках учебно-воспитательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в специальном коррекционном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

К их числу относятся:

  • дети с нарушениями восприятия (глухие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие);

  • дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата;

  • умственно отсталые дети;

  • дети с задержкой психического развития;

  • дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы

и поведения;

  • дети с нарушениями речи;

  • дети со сложными комбинированными недостатками в развитии.

К числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями, относятся:

  • замедленное и ограниченное восприятие;

  • недостатки развития моторики;

  • недостатки речевого развития;

  • недостатки развития мыслительной деятельности;

  • недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение управлять своим поведением).

Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу может проявиться недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

  • нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

  • недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;

  • низкая познавательная активность;

  • ограниченный кругозор;

  • низкий уровень развития речи;

  • несформированность психофизиологических и психологических

предпосылок учебной деятельности;

  • несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;

  • недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

  • недостаточное развитие мелкой моторики руки;

  • несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;

  • низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).

Важными источниками социализации служат взаимное влияние людей в совместной деятельности и общении, передача норм и ценностей культуры через семью, через образовательные системы.



Глава 1.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства. К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) - 89% от общего количества детей с НОДА. Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого- педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях.

Охарактеризуем более подробно особенности детей с ДЦП как самой многочисленной группы. Детский церебральный паралич (ДЦП) - полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны).

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию, делают невозможным использование ряда ортопедических приспособлений, необходимых для развития ходьбы.

Структура дефекта при ДЦП кроме двигательных нарушений включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Психические нарушения могут характеризоваться грубым недоразвитием интеллекта, носить мозаичный, неравномерный характер. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а легкая двигательная патология- с тяжелым недоразвитием психики в целом. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

Отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость различной степени. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, нарушается целенаправленная деятельность.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и личности. У одних детей расстройства эмоционально- волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

Основным признаком личностной незрелости у учащихся является недостаточность волевой деятельности. В своих поступках они руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. Специфическим условием развития этого типа отклонений является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения. Дети с астеническими проявлениями отличаются повышенной чувствительностью к различным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, часто заторможенностью в поведении. которая проявляется в виде пугливости, страха перед всем новым, неуверенности в своих силах. У этих детей часто возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству. Этому в значительной степени способствует воспитание по типу гиперопеки, которая ведет к подавлению естественной активности ребенка. Характерной для этих детей является склонность к конфликтам с окружающими. Они требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий. В противном случае возникают вспышки недовольства. гнева, которые обычно заканчиваются слезами.

Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых.

Следовательно, специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не должна сводиться к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья - это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.

Нормативно-правовой и документальной базой коррекционной программы с обучающимися на ступени начального и среднего общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Тенденции развития ребенка с ДЦП те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов - в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены (Стреблева, Венгер и др., 2002).

Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению такого ребенка в общем развитии и тем самым создает основу для его социальной адаптации. Важным направлением является совершенствование эмоционально-волевой сферы ребенка, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в образовательном учреждении и вне его. Мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают (Выготский, 1956).

Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой их жизненной позиции должна стать толерантность. Проблема воспитания толерантности зависит от эффективности интеграции ребенка с ограниченными возможностями в культуру сверстников, под которой понимается определенная система ценностей при усвоении опыта и предполагаются социальные правила общения в разных сферах жизни ребенка: в семье, школе, на улице и т. д., что позволяет формировать активную жизненную позицию в сообществе (Шипицина, 2010).

Что такое «внеурочная деятельность», принципы, направления

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Для социализации этих детей в обществе учителя организовывают мероприятия, направленные на взаимодействие детей с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность - уроки, так и внеучебная (внеурочная) деятельность.

Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.

«Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования».

Функции внеурочной деятельности обучающихся:

  • Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

  • Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;

  • Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  • Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

  • Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

  • Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;

  • Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

  • Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

  • Контролирующая - проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Виды и формы внеурочной деятельности:

  • игровая,

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение,

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество,

  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Глава 2.

Практические аспекты работы с детьми с ДЦП.

В своей педагогической практике я неоднократно сталкивалась с детьми ОВЗ. Я хотела бы поделиться приемами и методами работы, как на уроке, так и во внеклассной работе с ребенком с ДЦП.

Психолого-педагогическая характеристика.

Девочка обучалась в нашей школе с 3-го класса. Я с ней познакомилась, когда взяла классное руководство и часы математике в классе, где она обучалась. Два года (5 и 6 класс) я преподавала математику и была ее классным руководителем.

Ребенок мог передвигаться без посторонней помощи, но происходило это с трудом. Кабинетная система проведения уроков доставляла немалые проблемы девочке, ведь ей приходилось за перемену (в основном 10 минут) иной раз с огромным портфелем на плечах подняться первого на четвертый этаж. В нашей школе пока и на сей момент нет никаких специальных приспособлений, которые моги бы облегчить передвижение таких учащихся хотя бы по лестнице.

Кроме трудностей с ходьбой, у девочки была довольно сильно нарушена функция рук. К счастью, она писать, но делала это намного медленнее всех детей. В связи с этим, тем ее работы был намного ниже.

В плане интеллекта ребенок был абсолютно нормальным и мог заниматься на 4 и 5 почти по всем предметам. Можно только отметить, медлительность и пониженную сосредоточенность, и переключаемость психических процессов. С другой стороны, она очень любила отвечать у доски как письменно, так и устно.

У девочки были и проблемы личностного характера. Повышенная чувствительность к различным раздражителям, эмоциональная возбудимость, истощаемость. У нее часто возникали ситуационные конфликтные переживания. В преддверии переходного возраста у нее все больше появлялась склонность к конфликтам с одноклассниками. С одной стороны ей хотелось постоянного внимания и общения, а с другой стороны любой смех или улыбку она относила к особенностям свое внешности. Начинала обижать и оскорблять одноклассников, считая, что делает это в ответ на их насмешки. Убедить ее, что смех был никак с ней не связан, было очень тяжело. Это настраивало других детей против нее. Им становилось тяжело с ней общаться. Плюс к этому, девочка могла в присутствии взрослых (учителей) повести себя таким образом, как - будто ее только что кто-то обидел. Так как каждый учитель ее жалел и, не зная о такой ее хитрости, начинал ругать весь класс в ее защиту. Это опять же разжигало конфликт между ней и остальными детьми класса.

Взаимоотношения в семье у ребенка были очень хорошие. Родители уделяли большое внимание девочке, но и старались не потакать ей во всем, что часто бывает в семьях с больными детьми. Здесь же и мама и папа всячески старались развивать всесторонне дочь, старались , чтобы ребенок участвовал во всех мероприятиях, которые проводились в классе. Девочка даже оставалась на генеральную уборку в классе и помогала мыть доску или парты.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательного учреждения. Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).

Планируемые результаты организации внеурочной и урочной работы с ребенком.

Результаты

Личностные результаты

Включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Метапредметные результаты

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

Готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные результаты

Предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с НОДА, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;

  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

  • развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;

  • формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;

  • предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;

  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  • владение комплексом диагностических методик;

  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);

  • поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;

  • признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

  • систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества. Сейчас девочка уже закончила 9 классов и планировала стать учителем начальных классов.

Заключение

Педагоги имеют абсолютное влияние на маленьких детей, и если они ясно выразят, что является приемлемым или неприемлемым, то дети на это обязательно отреагируют. Даже очень маленькие дети в состоянии принять такие правила и сделать их своими. Вы не можете заставить детей быть близкими друзьями со всеми, но вы можете научить их быть терпимыми, добрыми и уважать чувства других, а также поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами. Дети хотят иметь гармоничную и счастливую атмосферу, так как они много времени проводят в классах и чувствуют себя комфортно в такой атмосфере. Это относится также и к тем детям, которые плохо себя ведут. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи. Это основная задача инклюзивного образования и нас - педагогов.

Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Свою задачу мы видим в том, чтобы преодолеть, насколько это возможно, с учётом состояния здоровья детей и их места жительства ограничения в общении, творческой самореализации учащихся, активизировать деятельность детей и родителей, расширять круг их интересов.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.

Большое внимание уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным.

Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты и эффект.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.

Список используемой литературы

  1. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. - Ярославль, 2001.

  2. Закон об образовании в РФ

  3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

  4. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013.

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

Электронные ресурсы:

  1. herzen.spb.ru/search/ - Герценовский университет

  2. fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp content/uploads/2015/03/06_ПрАООП_НОДА_03.04.2015.pdf - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  3. nsportal.ru - Социальная сеть работников образования;

  4. yaneuch.ru/cat_16/socializaciya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta/545939.3416798.page2.html - Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ;

  5. krippo.ru/files/ink/m1.pdf - Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство.


© 2010-2022