• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культур

Курсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культур

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурКурсовая работа на тему Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников Модуль: Основы мировых религиозных культурМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

среднего образования Свердловской области

«Каменск-Уральский педагогический колледж»

Использование произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников

Модуль: Основы мировых религиозных культур


Составитель:

Гилёва Анна Александровна

Специальность: 44.2.03

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель:

Казанцева Людмила Валерьевна



г. Каменск- Уральский

2015 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках изучения основ религиозных культур и светской этики.

Глава 2. Организация работы с произведениями живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2.1 Произведения живописи как вид наглядности на уроках основ религиозных культур и светской этики

2.2 Произведения живописи как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2.3 Работа на уроках основ религиозных культур и светской этики с репродукциями произведений живописи.

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

Сложно воспитывать детей в современном противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к кризисным явлениям в обществе и семье, как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Становится очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний, получаемых через организацию традиционного учебно-воспитательного процесса. Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений.

Цель учебного курса основ религиозных культур и светской этики - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В процессе освоения содержания курса обучающиеся встречаются со сложными понятиями, незнакомыми образами, новыми идеями. Собственного социального опыта младшим школьникам не хватает для их осмысления. Для эффективной и осознанной работы необходимы соответствующие наглядные материалы. Проблема состоит в том, что в практике преподавания основ религиозных культур и светской этики почти не используется богатейший фонд живописных произведений на религиозные и этические темы. Возникает противоречие между значительным воспитывающим потенциалом произведений живописи и недостаточным методическим обеспечением работы с репродукциями картин на уроках основ религиозных культур и светской этики.

Проблема: как наиболее эффективно организовать работу с произведениями живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики (модуль основы мировых религиозных культур).

Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников, а предметом исследования - работа с произведениями живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из условий духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Цель работы - показать работу с репродукциями произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как средство духовно-нравственного развития младших школьников.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования определены задачи исследования:

  1. Изучить условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики.

  2. Изучить теорию и опыт организации работы с наглядностью на уроках основ религиозных культур и светской этики.

  3. Показать работу с живописными произведениями на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из условий духовно-нравственного воспитания младших школьников.

При работе над данной темой я познакомилась со статьями в сети интернет, отзывами учителей и родителей о проблеме использования произведений живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики. Не потеряли значения в современной педагогике труды Занкова Л. В., который много внимания уделил наглядности и активизации учащихся в обучении, интересной и полезной для раскрытия темы курсовой стала книга "Использование различных видов искусства в формировании нравственных понятий" Шевяковой С.М.







Глава 1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках изучения основ религиозных культур и светской этики.

В обществе сложилась противоречивая ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Л.Н. Толстой писал : «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках основ религиозных культур и светской этике, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д., потому что на уроках основ религиозных культур и светской этике вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

Документы министерства образования говорят о том, что предмет основы религиозных культур и светской этики является культурологическим и направленным на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней (тема итогового урока «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»).

В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования.

Основы духовно-нравственной культуры народов России:

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  7. осознание ценности человеческой жизни.

Поэтому основными задачами реализации этого содержания следующие:

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Глава 2. Организация работы с произведениями живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняет многими причинами.

Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение.

Наглядность - это

1) свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта;

2)один из принципов обучения.

При непосредственном воздействии некоторого объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. Создание такого образа - это решение человеком познавательной задачи, в котором наряду с ощущением участвуют память и мышление.

Основная задача наглядности - базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе.

Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. - Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с его закономерностями, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования, более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. Каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий при этом процесс значительно облегчен наличием пособий и сети интернет.

В учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это - острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей».

Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических концепций, от целей и задач обучения. В период господства в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы.

Спустя некоторое время изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности в обучении. Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучения. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения.

Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. При введении нового курса "Основы религиозных культур и светской этики" возникла необходимость использования на уроках репродукций картин знаменитых художников, писавших свои произведения на религиозные или этические темы.

Наглядные методы обучения -

это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

  • Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

  • Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); ее функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

  • Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); ее функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

  • Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

  • Звуковая наглядность; функция - воспроизведение звуковых образов.

  • Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы). Функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

  • Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка

Восприятие наглядных образов зависит от того, насколько он привычен и понятен человеку. Воспринимаемый объект обладает свойством чувственности, поскольку он воздействует на органы чувств, но его образ является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысляет объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями, иначе образ восприятия представляется лишь как нагромождение деталей. Если созданный восприятием образ ненагляден, он не вызывает интереса и не запоминается; наглядный образ сохраняется в памяти как образ представления, т. е наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны:

  • по отчётливости

  • яркости

  • устойчивости

  • полноте

Степень наглядных образов представления может быть различной

  • в зависимости от индивидуальных особенностей человека

  • от уровня развития познавательных способностей

  • от его знаний

  • от степени наглядных и исходных образов восприятия

Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления.

Роль таких образов чрезвычайно велика, благодаря им человек способен вначале представить себе продукт своего труда и затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий с тем, чтобы выбрать из них наиболее подходящие.
Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.
Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Этот принцип был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими педагогами.

Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма.

Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались обучающимися, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучение. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т.е. сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово»

Однако педагоги - мыслители прошлого, при формулировке принципа наглядности, не указывали на различие между образом объекта познания и его наглядно - воспринимаемой стороной, а, по существу, отождествляли эти понятия (такая неточность в формулировке принципа наглядности сохранилась и в современной педагогической литературе).

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Учитель может использовать различные средства наглядности:

изображения реальных объектов (фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы)

модели изучаемых объектов и явлений

реальные объекты (предметы, явления, процессы)


С помощью изображения реальных объектов можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению .

Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Формы использования учителем речи для создания у учащихся наглядных образов могут быть различны.

  • словесные объяснения без привлечения средств наглядности

К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать средства наглядности. Опора на жизненный опыт и знания учащихся, а также последующая работа над содержанием изложенного учебного материала (пересказ, составление схем, планов и пр.).

  • словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО).

Речь учителя может выполнять следующие функции:

объясняющую устройство, назначение и функцию наглядных пособий

организующую анализ результатов наблюдения

уточняющую направление наблюдений

побуждающую и направляющую наблюдение учащихся


Целесообразность использования тех или иных средств наглядности и технических средств обучения для создания у учащихся образов, изучаемых объектов, связана с выявлением роли пособия (ТСО). В решении учебных задач, т. е деятельности, которую применение этих пособий вызовет у учащихся, а также соответствия этой деятельности тем действиям, которые необходимо выполнить учащемуся для решения учебной задачи. Если такого соответствия нет, то использование наглядности не только нецелесообразно, но и вредно.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о свойствах наблюдаемого предмета и показывает их.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов. Поэтому знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что роль наглядности при обучении велика, так как наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Восприятие культуры, духовной классики требует от человека значительных усилий

  • умения вступать во внутренний диалог с автором произведения искусства,

  • становится его эмоциональным соавтором

Эти умения практически не востребованы при восприятии так называемой массовой культуры, которая занимает всё большее место в жизни современного человека, в том числе и младшего школьника. В результате мы можем наблюдать нарушение преемственности поколений в освоении духовной культуры нашего народа, утрату тех духовных символов, которые передаются от предков к потомкам.

Работая с произведениями живописи великих русских мастеров, мы развиваем и нравственную культуру, и творческие способности учащихся.

Используя на уроках картины, мы решаем ещё одну очень важную задачу: развиваем речь младших школьников. Работа с картиной создаёт на уроке атмосферу творческого поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию, письму.

Зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить своё внимание на отборе необходимых языковых средств, подсказывает логическую последовательность изложений мысли, т.к. ребёнок имеет возможность зрительно воспринимать то, о чём он должен сейчас сказать. А так как важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, желании выразить свои мысли и чувства, то картина создаёт оптимальные условия для этого.

Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла - с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания искусства.

Наглядность предполагает охват всех каналов восприятия человека. В связи с этим выделяются различные виды наглядности: зрительная, слуховая, кинестетическая.

Приведем примеры: иллюстрации, модели, макеты относятся к визуальной наглядности; аудиозаписи голосов животных и птиц, исторических персонажей - это аудиальная наглядность; раздаточные образцы коллекций, которые ученики могут ощупать, сделать вывод о прочности, гладкости и т.д., - это кинестетическая наглядность.

Существует также понятие языковая наглядность. Известно, что наглядный образ может быть создан языковыми средствами, и этим часто пользуются опытные учителя.

Приведем пример из практики одного учителя И.В.Семеновой, которая на уроках предлагает ученикам выявить образ, скрытый в глубине слова. Это может быть и целая череда образов, которые выстраиваются в ассоциативный ряд.

«В глубине слова "одуванчик" медвяная золотая головка кивает пчелке,

которая спешит за целебным нектаром. Маленькое солнышко, которое

радуется жизни. Чудо».

«В глубине слова "ландыш" белый бархат волнами колышется на ветру; нежные колокольчики, усыпанные сверкающими капельками росы, нежно звенят. Красота вдохновляет нас, и в сердце рождается радость»

Разве мы не представляем цветы ландыша очень ярко, зримо, прочитав мини сочинение ученицы? Точно так же, читая то или иное литературное произведение или сочинения детей по картине мы воображаем то, о чем пишет автор. Сам язык в этом случае выступает наглядностью.

Исследования И.А.Зимней, Б. А. Бенедиктова показали, что можно выделить внешнюю и внутреннюю (представления памяти) формы наглядности.

У разных людей доминирует тот или иной тип восприятия информации в зависимости от индивидуальных особенностей, соответственно они предпочтут тот или иной вид наглядности.

Поэтому приемы работы на уроках основ религиозных культур и светской этики на основе использования различных видов искусства наглядность занимает особое место в процессе обучения. Проникновение в суть моральных явлений идет настолько своеобразным путем, что отбор методов для формирования нравственных понятий является самостоятельной задачей.
Моральные нормы, как известно, приживаются только тогда, когда идут "снизу", то есть от тех условий и обстоятельств жизни людей, которые дают им возможность проявить великодушие, трудолюбие, сострадание и другие нравственные качества личности. Один и тот же поступок может восприниматься по-разному.

Цель нравственного развития личностно-ориентированной педагогики может быть определена как развитие человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям и обществу.

Искусство во все времена отражало вечные нравственные ценности человечества, оно является мощным средством и методом познания окружающей действительности, поэтому для формирования нравственных понятий на уроках возможно использование средств изобразительного искусства.

Нравственность человека реальна только тогда, когда она осознается, начиная с элементарных житейских, бытовых привычек и заканчивая возвышенными идеалами.

Изобразительное искусство дает возможность как бы "погрузить" учащихся в различные эмоциональные сферы жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, выразить свое отношение к разным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе.

На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт.
Одним из эффективных типов уроков является урок-практикум или лабораторная работа с использованием репродукций картин мировой живописи, которые позволяют затронуть чувства, переживания и сформировать оценочные суждения учащихся.

2.1 Произведения живописи как вид наглядности на уроках основ религиозных культур и светской этики

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе применяется

  • в виде настенных демонстрационных картин большого формата;

  • в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок

  • в виде рисунков в учебниках

Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач:

  • они могут быть источником новых знаний

  • материалом для обобщения

  • иллюстрацией рассказа учителя или ученика

  • средством мотивации

Достоинства учебных картин - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность.

Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения.

В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы. Кроме иллюстраций, в учебниках основ религиозных культур и светской этики помещены схемы-таблицы. По ним организуется наблюдение за той или иной мыслью или определенной последовательности, они могут служить и для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке. В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту, но определенная их часть представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями. Рисунки в учебниках чаще играют иллюстративную роль.

Как показывают исследования психологов, младшие школьники отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные вопросы, ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали.

В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в процессе многократного повторения практических действий. Здесь важно сочетать использование демонстрационного наглядного материала с одновременной практической деятельностью учащихся с индивидуальным дидактическим материалом. От действий с конкретными объемными предметами учитель постепенно переходит к плоскостному дидактическому материалу (предметные картинки), а затем к еще более абстрактному (геометрические фигурки, счетные палочки, звуковые модели слов).

2.2 Произведения живописи как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В. Сухомлинский писал:« В воспитание нет главного и второстепенного, как и нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка».

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников.

Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся. Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок про духовные традиции многонационального народа России . Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения, поэтому вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

Методы использования наглядности можно разделить условно

на две большие группы:

метод демонстрации

метод иллюстрации

Благодаря методам, возможно, возбудить у учащихся

  • интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления

  • научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки

С помощью демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов.

Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Поэтому очень важно использовать оба метода как метод иллюстрации, так и метод демонстрации для получения детьми конкретных и существенных знаний.


2.3 Работа на уроках основ религиозных культур и светской этики с репродукциями произведений живописи.

На уроке ученики получают разные варианты заданий с использованием репродукций картин художников разных эпох.

Работу можно организовать в группах, предусмотрев участие каждого ученика.

Алгоритм работы можно выразить в следующих заданиях:
1. Какой смысл заключен в названии картины?
2. Какие нравственные проблемы затрагивает художник в картине?
3.Составьте словесный портрет персонажей картины.
4. Сделайте вывод о том, какие нормы морали ценились в обществе во время написания картины.
5. Ваше отношение к поставленным нравственным проблемам?

Так, например, формируя такие понятия, как долг, честь, справедливость, чуткость, поступок, можно использовать репродукции картины И.Ге "Суд царя Соломона", добавив небольшой текст для лучшего понимания сюжета картины.

Во времена царя Соломона в одном доме жили две женщины, которые почти одновременно родили детей. Один младенец умер, и каждая мать утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Свидетелей не было, и спор казался неразрешим. Тогда обе женщины пришли на суд Соломона, прославившегося своей мудростью и справедливостью. " Рассеките живое дитя надвое, - приказал Соломон, и отдайте половину одной, а вторую другой". На картине художника мы видим, как, оттолкнув руку палача, упала на колени истинная мать, которая ради жизни своего ребенка отказалась от всех притязаний на него.

Формируя такие понятия, как уважение, сочувствие, сопереживание, заботливость, я использую, кроме литературных текстов учебника, такие репродукции картин, как "Бабушкин сад" В.Д.Поленова, "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" В.Г. Перова, "Устный счет" Н.П. Богданова-Бельского, "Свидание" К.Е. Маковского.

Формируя понятия достоинство, честь, мужество, можно использовать репродукции картины С.Герасимова "Мать партизана", В.И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы".

Для формирования и закрепления нравственных норм ценным представляется использование уроков-экскурсий с использованием потенциала музеев, выставок, где представлены полотна величайших художников (Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, музей В.А.Тропинина и др.).

То есть уроки нравственности - новое направление в содержании школьного образования. А уроки-практикумы, уроки-экскурсии с использованием различных видов искусства позволяют, формируя нравственные понятия, повысить мотивацию учащихся и способствуют приобретению и развитию нравственных привычек, что и является задачей данного курса.

Методические рекомендации

Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»


Работа с иллюстрациями - визуальное дополнение к тексту.

Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.


Иллюстрация - это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.

Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.


Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями:


1. Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации.


2. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?


3. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.


4. Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?


5. Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен герой?


6. Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста.


7. Какие художественные детали и подробности отображены художником? Как вы думаете, почему именно эти детали и подробности художник счел значимыми для раскрытия смысла явления?


8. Проанализируйте одну из иллюстраций по следующему плану (устно или письменно):

1) какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?

2) на чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене?

3) какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?

4)охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.

5) уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?


9. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты? Обоснуйте свой ответ.


10. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему?


Включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики живописных полотен, тематически близких изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.

Обозначим возможные виды деятельности при работе с картиной на уроке:


1. Краткая справка о художнике и его картине.


2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.


3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету.

Ниже в качестве примера дан образец работы с картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу» на уроке о Спасителе (предложена система заданий и комментарии).
Анализ картины А.А. Иванова «Явление Христа народу»
Целесообразно организовать поисковую работу учащихся, возможна работа по группам.


1. Краткая справка о художнике и его творчестве (информация дается либо учителем, либо заранее подготовленным учеником).


Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил "вольноприходящим" учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора", а в 1827 г. - большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона". Эти картины наряду с такими произведениями как: "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры" (1829), "Явление Христа Марии Магдалине" (1835) - принадлежат раннему периоду творчества Иванова и отличаются уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем.
Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы.
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования. За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии "Сотворения человека" Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине "Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина" (1831-33). Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (1834 г.). Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика.
В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.

2. Что собой представляет сюжет картины? (На первом этапе целесообразно организовать экспромтное обсуждение сюжета, а затем уточнить сюжет, привлекая сведения из истории искусства).


Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе "лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных" (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына.


3. Какие персонажи изображены на полотне, опишите их.


Почти все персонажи «Явления Христа народу» выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.
Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и простотой.
Выразителен и образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.
Слева от пророка изображена группа апостолов - будущих учеников Христа. Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры - дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под ними - ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана.
4. Как автор картины показывает природу? Какова её роль?
Пейзаж изображает долину Иордана, пустынную и холмистую, с купой оливковых деревьев у самого берега реки. Вдали видны оливковые рощи, и среди них едва заметны белые здания Иерусалима. Цепь синеющих гор замыкает горизонт и сливается с чистым голубым небом. Такое монументальное изображение природы символизирует покой и вечность.

Заключение.

В заключении скажу, что учитель может долго рассказывать о какой -либо религии, необычном явлении, но полного представления по словесному описанию ученик не получит.

Цели и задачи предмета слишком общие, широкие (для всех модулей), пока далёкие, недостижимые за такое короткое время в пределах одного модуля, ведь у преподавателей нет за плечами достаточного опыта в данной области, достойной (на начало эксперимента) методической базы, к сожалению, нет. Как уже сказано предмет достаточно новый, еще нет тех лет, за которые могло бы сложится достойное методическое пособие с репродукциями картин. Для эффективной и осознанной работы необходимы соответствующие наглядные материалы.

В курсовой работе я рассказала Вам о том, как наиболее эффективно организовать работу с произведениями живописи на уроках основ религиозных культур и светской этики (модуль основы мировых религиозных культур), а именно об условиях духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики, предоставила опыт и теорию организации работы с наглядностью на уроках основ религиозных культур и светской этики и работу с живописными произведениями на уроках основ религиозных культур и светской этики как одно из условий духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В ближайшие дни я планирую продолжить работать над этой темой в дипломной работе расширяя ее.

Дипломная работа будет содержать:

  • теоретическую часть, посвященную роли произведений живописи в духовно-нравственном воспитании младших школьников;

  • сборник конструктов уроков основ религиозной культуры и светской этики, на которых использованы произведения живописи, на религиозные и этические темы;

  • электронное приложение: сборник репродукций картин из представленных конструктов, информацию о произведениях, их художественно-психологический анализ (пособие для учителя).

Я планирую использовать богатейший фонд живописных произведений на религиозные темы и опровергнуть противоречие между значительным воспитывающим потенциалом произведений живописи и недостаточным методическим обеспечением работы с репродукциями картин на уроках основ религиозных культур и светской этики.




Литература

  1. Абраменкова, В.В. Духовно-нравственное развитие ребенка в различных общностях и социальных группах pokrov-forum.ru/

  2. Данилюк, А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. - Москва: просвещение, 2010.

  3. Данилюк, А.Я. Рабочая учебная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» 4 класс.- Москва: просвещение: 2012.

  4. Евдокимов, В. И. К вопросу об использовании наглядности в школе.- Москва: 1982.

  5. Занков, Л. В. Наглядность и активизация уч-ся в обучении.- Москва: 1960.

  6. Мингазов, Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.- Москва:1975.

  7. Новикова, Е.А.Опасности для духовного развития детей в современном мире и пути их преодоления. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "СОШ №4", г. Сороченска Оренбургской области, РФ

  8. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения - учебное пособие.

  9. Славин, А. В. Наглядный образ в структуре познания. - Москва: 1971.

  10. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - Москва: 1984.

  11. Ходякова, Л. А. Сочинение по картине в 9-м классе: метод. пособие. - Москва: Астрель, 2007.

  12. Шевякова, С.М. Использование различных видов искусства в формировании нравственных понятий. -Москва. звенислав.рф/

  13. Яншин, А. И. .Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения уч-ся.-Москва:1980.

© 2010-2022