• Преподавателю
  • Другое
  • Открытый урок на тему Образ благородного разбойника в английской и русской литературе

Открытый урок на тему Образ благородного разбойника в английской и русской литературе

Данный внеклассный урок был разработан для выявления метапредметной связи.Участники урока- обучающиеся 6 классов. Нашей целью было проведение сравнительного анализа произведений русской и английской литературы с единой темой. Помимо развития представления о взаимодействии двух культур и развития навыков анализа и синтеза в режиме взаимодействия, нашей задачей было формирование общечеловеческих ценностей.
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образ благородного разбойника в английской и русской литературах

Абрамова Яна Александровна

учитель английского языка, МБОУ «СОШ №16»



Цели:

Провести сравнительный анализ литературных произведений на примере романа

«Дубровский» и « Баллады о Робин Гуде».

Задачи:

1. Развитие представления о взаимодействии культур на примере литературных произведений.

2. Развитие навыков анализа и синтеза участников диалога в режиме взаимодействия:

Учитель-ученик

Ученик- книга

3. формирование общечеловеческих ценностей

Длительность проведения: 40 минут

Оборудование: иллюстрации к произведениям на доске, презентации о героях, компьютер.

Содержание:

1. Введение

2. Особенности имен героев

3. Почему герои вынуждены скрывать своё истинное лицо.

4. Вывод

На доске написан эпиграф к уроку:

«К сожалению, благородство чувств

Не всегда сопровождается благородством действий»

О. де Бальзак

I. Введение.

Учитель: К сегодняшнему уроку вы прочли несколько баллад об английском национальном герое Робин Гуде. Что же это за герой? Что в нем особенного?

Ученики: Это разбойник, который грабил только богатых и помогал бедным, нуждающимся.

Жил со своей бандой в Шервудском лесу.

Учитель: А каким бы словом, эпитетом вы бы определили его характер?

Ученики: Благородный

Учитель: А теперь обратимся к русской литературе 19 века. Почему?

Ученики: Потому что там есть похожий герой, Дубровский из романа Пушкина « Дубровский». Он также создает шайку и разбойничает в лесу. При чем, тоже грабит только богатых.

Учитель: Мы видим, что в разных литературах есть схожие образы. Это образы благородных разбойников. Это и будет темой нашего урока.

Как вы думаете, что подразумевает эта тема? Как мы будем над ней работать?

Ученики: Мы будем сравнивать героев.

Учитель: А как мы будем это делать?

Ученики: Сравнивать внешность, поведение, события жизни героев.

Учитель: При анализе этого образа нам стоит оттолкнуться от происхождения этого образа.

Историческая справка:

Хотя прошло 635 лет прошло с тех пор, как разбойник Робин Гуд был впервые упомянут в литературном произведении («Видении о Петре Пахаре» Уильяма Лэнгленда) и почти 575 лет - с момента упоминания Робина в исторической хронике очень мало достоверных сведений о его жизни, более того целый ряд историков и литературоведов сомневается в том, что он мог существовать в реальности.

II. Особенности имен героев.

Учитель: Что мы знаем о Робин Гуде? По поводу его имени есть множество версий.

Ученики: Среди исследователей нет согласия относительно его имени и прозвища. Робин - распространенная как в средневековой, так и в современной Англии уменьшительная форма от имени Роберт, однако многие историки предполагают, что это не имя, а часть прозвища, основанного на игре слов. Robin Hood получается из словосочетания Robberin hode «разбойник в капюшоне». Hode в среднеанглийском языке обозначало не только капюшон и шапку, но и рыцарский шлем, что породило гипотезу о том, что под этим именем скрывался опальный дворянин, которого как правило отождествляют с Давидом Шотландским, графом Хантингтоном или его сыном Робертом. По третьей версии имя Робин происходит от названия птицы малиновки (англ. robin).

Учитель: с именем Дубровского тоже происходят изменения. Он берет себе чужое имя, когда входит в дом Троекурова. Скрывается под чужим именем, как Робин Гуд под своим капюшоном.

Итак, мы выявили один из главных мотивов - мотив сокрытия истинного лица.

III. Почему герои вынуждены скрывать своё истинное лицо.

Учитель: Итак, давайте попытаемся разобраться почему герои скрывают своё истинное лицо?

Ученики: Потому что и тому и другому приходится скрываться от закона.

Учитель: А почему они возникают проблемы с законом? Что теряют эти люди?

Ученики: Робин Гуд теряет свой дом, его сожгли слуги шерифа.

Дубровский теряет дом по вине разорившего их семью помещика Троекурова.

Потеря дома привела их к преступлению, Робин Гуд убивает шерифа, а Дубровский не препятствует убийству трех человек.

Учитель: Таким образом, эти герои становятся преступниками, т.е. разбойниками. Они переступают закон. Но мы их назвали благородными разбойниками.

А что это значит- благородный?

Ученики: Это значит добрый, честный, справедливый…

Учитель: Давайте посмотрим как понятие « благородный» интерпретируется в толковом словаре, а также понятие « разбойник» ( на обратной стороне доски даны определения):

Благородный- 1. Высоконравственный , самоотверженно честный и открытый;

2. Исключительный по своим качествам, изяществу;

3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам.

Разбойник- 1.Человек, который занимается разбоем, грабитель; перен.: отъявленный негодяй (разг.);

2.Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении- разг.)

Учитель(работа со словом «благородный»): благой род и т.д. (дом-род-народ).

Учитель: Итак, мы можем прийти к выводу, что понятие « благородный» означает не только положительные качества характера. Но и принадлежность к нравственным корням своего народа.

Вывод:

Итак, мы приходим к пониманию того, что выражение «Благородный разбойник» сочетает в себе понятия несовместимые.

Учитель: Посмотрите насколько различно отношение к героям в русской и в английской литературах. Для англичан это идеал вольной жизни, Робин Гуд доживает до старости в этом амплуа. Пока рука может держать лук.

Дубровский же остается лишен всякого будущего.

Итак, снова обратимся к нашему эпиграфу, с него мы начали наш урок, который может являться окончательным выводом всего вышесказанного.



© 2010-2022