• Преподавателю
  • Другое
  • Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Цветная красочная картотека «Дидактические игры  по математике для детей   старшего   дошкольного возраста»   Дидактические игры адресованы детям старшего дошкольного возраста, но могут быть использованы и для обучения детей более  младшего возраста с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.  Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Систематическое использование дидактических игр, заданий, упражнений, пособий    влияет на усвоение элементарных математических представ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактические игры

по математике для детей

старшего дошкольного возраста



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.





«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Подбери игрушку»Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание. Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



«Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточекДидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Кого больше»



Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д.

Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков - маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?»

Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Живые числа»Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.





Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместеДидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.





Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Расскажи про свой узор»



Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Назови скорей»

Цель: усвоение последовательности недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д. Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.



«Угадай»

Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).

Содержание. В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое число, задумал зайка?

Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу - число больше (…) на 1 . и т. д.



Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.


«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Два да пять


Цель: закрепить знания о составе числа 7

Дети инсценируют текст стихотворения:Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Два да два-семь утят.

Червяков добыть хотят.

Два нырнули, пять сидят,

Два едят - пять глядят.

Эх, нырнули бы все семь!

Завтракать-то надо всем!

По окончании инсценировки воспитатель обращает внимание на то, что число 7 можно составить по-разному, и дети коллективно подбирают варианты.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

.

Волшебный стул



Цель: отработка навыка сложения и вычитания в пределах 10.

Дети должны посмотреть и быстро сосчитать пример, соотнести ответ с цифрой на груди; если нужно, выбежать и сесть на стул. Воспитатель: «Дети, я ставлю на стол светофор. А это значит, наш стул стал волшебным. Наденьте карточки с цифрами». Воспитатель показывает карточки с примерами. Дети считают. Тот, у кого на груди цифра такая же, что и ответ у примера, выбегает и садится на стул. Если пример сосчитан верно, загорается зеленый свет. Если нет - загорается красный свет.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Числа - перебежчики



Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Детей распределяют на три команды. Из каждой выходит по пять учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение.

Например: 2+8=10; 7+1=8; 5+4=9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение: 8+2=10; 1+7=8; 4+5=9

В каждой команде один из членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Математическая рыбалка



Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах десяти, воспроизведение их по памяти.

Имеются рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых,2 красных, 2 полосатые.

На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Воспитатель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все дети, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее воспитателю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех наловит рыбок, тот лучший рыболов.



© 2010-2022