- Преподавателю
- Другое
- Психолого-педагогический анализ НОД по ФГОС ДО
Психолого-педагогический анализ НОД по ФГОС ДО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краснощекова С.В. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Детский сад №39 "Подсолнушек"
структурное подразделение ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский кадетский корпус"
Психолого-педагогический анализ
непрерывно образовательной деятельности (НОД)
в соответствии ФГОС ДО
Подготовила: Краснощекова
Светлана Владимировна,
воспитатель
первой квалификационной категории
Психолого-педагогический анализ НОД
Общие сведения:
-
группа (возрастная, №, название), дата проведения НОД;
-
тема НОД, цели (задачи)
ЦЕЛИ (задачи)
Образовательные (примерные)
1 Сообщения новых фактов.
2 Введение новых понятий, категорий.
3 Изучение новых явлений.
4 Организация усвоения нового материала.
5 Обучение новому способу действий.
6 Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.
7 Совершенствование, расширение известного знания.
8 Отработка навыков, закрепление известного способа действия.
9 Ознакомление и систематизация знаний.
Развивающие (примерные)
Включают факторы умений использовать приёмы:
1 Анализировать - устанавливать причинно-следственные связи.
2 Сравнивать.
3 Строить доказательства.
4 Обобщать.
5 Выдвигать гипотезы,
6 Переносить знания в новую ситуацию.
7 Графически оформлять результаты деятельности.
8 Проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
Воспитательные (примерные)
-
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, обученности.
-
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлечённости, познавательного интереса, активности, целеустремлённости, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
-
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в детском коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, смелости, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.
-
Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.
-
Воспитание культуры конструктивного мышления.
-
Воспитание культуры речи.
-
Воспитание положительных мотивов обучения.
-
Показ важности и практической значимости применения знания на практике.
-
Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Оборудование и учебные материалы:
-
какие средства обучения использовал педагог;
-
подготовлены ли наглядные пособия и технические средства (указать)
Предварительная работа
Словарная работа
Индивидуальная работа (индивидуализация образовательной деятельности):
-
с кем что делаем
Методы и приемы:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-
информационно-рецептивный;
-
репродуктивный;
-
метод проблемного обучения;
-
частично-поисковый;
-
исследовательский;
-
наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, видеометод);
-
практический;
-
личностно-ориентированный;
-
эвристический.
АНАЛИЗ
-
Тип и вид НОД:
какой тип и вид избран, целесообразность;
как осуществлялась связь занятия с предыдущими;
каковы этапы НОД, их последовательность и логическая связь;
соответствие структуры занятия данному типу и виду;
как обеспечивалась целостность и завершенность занятия
ТИПЫ ЗАНЯТИЯ
-
обучающее (направленное на приобретение новых знаний),
-
закрепляющее (применение полученных знаний на практике),
-
итоговое занятие,
-
комбинированное.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
-
беседа,
-
занятие-экскурсия,
-
сюжетное занятие,
-
нестандартное занятие (деловые игры; КВН; театрализованные; конкурсы; аукционы; концерты) - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
-
Содержание НОД:
-
соответствует ли содержание программе, задачам (какие формы использованы по решению каждой задачи)
-
как материал занятия способствовал развитию творческих способностей дошкольников;
-
способствовало ли содержание НОД развитию интереса к учению
-
формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
-
с каким материалом воспитанники работали впервые,
-
какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на занятии.
2.1. Реализация принципов обучения:
-
в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
-
с какой целью использовался каждый вид наглядности;
-
как достигалась сознательность, активность и самостоятельность детей, как осуществлялось руководство обучением дошкольников;
-
в какой мере осуществлялось развитие обучающихся на занятии;
-
какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
-
как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
-
как стимулировалось положительное отношение воспитанников к обучению.
-
Место НОД в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения, его цель и задачи.
-
цель и задачи.
-
Методы обучения:
-
в какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия;
-
какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
-
какие методы способствовали активизации обучения дошкольников;
-
как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности воспитанников.
-
какова эффективность использованных методов и приемов обучения
-
Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к
НОД
-
(взаимоотношения детей в группе, уровень организованности, подготовленность обучающихся, их отношение к НОД).
-
Психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации:
воспитательные задачи НОД, связанные с развитием терпимости, демократичности, противостояния неудачам;
формы, методы и способы выполнения намеченного;
использование на занятии психологических знаний (о возрастных и индивидуально-типологических особенностях воспитанников, социально-психологической структуре группы), чтобы достичь поставленных целей.
-
Активизация познавательной деятельности дошкольников:
-
создание проблемной ситуации на занятии;
-
актуализация в решении проблемной ситуации опыта дошкольников; преобразование его; стимулирование к самостоятельному выбору способов решения проблемной ситуации;
-
формирование мотивации учебной деятельности (самоконтроля, самооценки, экспертной оценки);
-
возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения;
-
организация сотрудничества с детьми;
-
определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.).
-
Деятельность дошкольников на занятии:
-
наличие интереса;
-
легкость усвоения материала;
-
активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы
-
деятельность воспитанников как единого коллектива, сплоченность, организованность, аккуратность, отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины, особенности участия отдельных воспитанников в учебной деятельности (использование своего субъективного опыта, постановка вопросов для обсуждения, положительное влияние на своих товарищей, обращение за помощью и готовность ее предоставить и получить);
-
дисциплинированность;
-
умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия педагога;
-
отношение воспитанников к педагогу и друг другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка);
-
приемы и способы умственной деятельности (применение знаний, организация восприятия учебного материала, наблюдение, запоминание, инициатива).
-
организованность и активность на разных этапах занятия;
-
отношение к педагогу, предмету;
-
наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков;
-
уровень усвоения основных знаний и умений.
-
Деятельность педагога:
-
умение общей организации работы на занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление работой воспитанников, владение группой, соблюдение дисциплины;
-
показ дошкольникам рациональных способов деятельности;
-
поведение педагога на занятии: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
-
роль педагога в создании нужного психологического микроклимата.
-
вовлечение воспитанников в активную работу на занятии;
-
создание благоприятной психологической атмосферы на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);
-
учет психического состояния отдельных обучающихся;
-
организация пространства в группе: работа у доски, за столами, в парах (группах), свободное передвижение по групповой комнате, выбор пособий, наглядного материала.
-
как осуществлялась постановка задач на каждом этапе;
-
как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая;
-
осуществлялось ли чередование разных видов деятельности воспитанников;
-
как оценивались знания и умения детей;
-
как осуществлялся контроль за деятельностью дошкольников
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- устный опрос,
- графическое задание,
- тестирование,
- фронтальный опрос,
- наблюдение за деятельностью детей,
- анализ продуктов детской деятельности.
-
как педагог осуществлял развитие дошкольников (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);
-
как подводил итоги этапов и всего занятия.
-
Общие результаты занятия:
выполнение плана занятия
мера реализации образовательной, воспитывающей и развивающей задач;
уровни усвоения знаний и способов деятельности воспитанников:
- усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
- применение в аналогичной и сходной ситуации;
- применение в новой ситуации, т.е. творческое
соблюдение санитарных норм и правил
соблюдение образовательной нагрузки на детей
общая оценка результатов и эффективности занятия.