• Преподавателю
  • Другое
  • Система работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Планета детства

Система работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Планета детства

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















ПЛАНЕТА ДЕТСТВА

Система работы по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста




Подуст Елена Сергеевна -

воспитатель дошкольного звена

МКОУ ДС «ДД « Росток »











Автор - составитель:

Подуст Елена Сергеевна - воспитатель высшей квалификационной категории дошкольного звена Муниципального казённого образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35» управления образования Анжеро-Судженского городского округа


«Планета детства» - система работы по патриотическому воспитанию.


В работе представлена система образовательной деятельности воспитателей дошкольного звена детского дома по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, которая способствует:

расширению кругозора детей, развитию познавательных интересов, воспитанию чувства патриотизма по отношению к своей Родине, социально - коммуникативных навыков у воспитанников .

Материалы из опыта работы воспитателей могут быть полезны педагогам образовательных учреждений воспитывающих детей, лишённых родительской опеки, а также работникам дошкольных образовательных учреждений.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................5

Все мы - дети великой России...............................................................................7

Наши дети. Какие они?.........................................................................................11

Растим будущего патриота………………………………………………….......14

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список литературы………………………………………………..………..........18






Введение


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.

В последние годы произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации, отражающие позитивные тенденции государственной политики в области образования. Они связаны, прежде всего, с изменением целевых ориентиров образования на всех его ступенях (в том числе и дошкольной), а также пересмотром содержания образования. Изменения осуществляются не только путём внесения поправок в существующие документы (Закон РФ «Об образовании»), но и путём издания новых нормативных актов.

В принятой в 2000 году Национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании. Важной задачей, заявленной в документе, является формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ (2003г.) отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. В ней определено, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Концепция признаёт воспитание патриотизма у российских граждан важнейшим направлением деятельности общества и государства, определяет правовые основы работы по патриотическому воспитанию.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» направлена на совершенствование системы патриотического воспитания граждан РФ и определяет содержание, основные пути развития системы на период до 2010 года.

Среднесрочная региональная программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области» на 2006 - 2010 годы определяет основные пути совершенствования системы патриотического воспитания в Кемеровской области и направлена на дальнейшее укрепление и развитие патриотического сознания граждан как важнейшей общенациональной ценности, одной из основ идейно - политической консолидации и духовно - нравственного единства различных слоёв и групп населения Кемеровской области.

Эти государственные документы представляют нормативно - правовые основы патриотического воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.



ВСЕ МЫ - ДЕТИ ВЕЛИКОЙ РОССИИ


В соответствии с современными требованиями к нравственно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения в Муниципальном казённом образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35» была разработана программа «Все мы - дети великой России» (далее Программа).

Цель Программы: развитие системы патриотического воспитания,

обеспечивающей формирование патриотического сознания воспитанников как важнейшей общенациональной ценности, для формирования и развития у подрастающего поколения качеств

гражданина - патриота, готового к добровольному, бескорыстному служению Отечеству и выполнению гражданского долга по защите интересов России.

Основными задачами Программы являются:

  • взаимодействие с учреждениями культуры, спорта, общественными объединениями, средствами массовой информации;

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Кузбасса, родного города;

  • повышение социального престижа военной и общественной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между представителями разных национальностей, проживающих в городе, области, России, укрепление толерантности среди воспитанников;

  • создание условий для развития секций патриотической направленности, школьного музея.

Содержание и реализация данной Программы рассчитана не только на детей школьного, но и дошкольного возраста.

Биологическая семья ребёнка, находящегося в детском доме, - источник всех его бед и неприятностей, именно в ней - причины его отклонений и задержек, и единственно верный путь реализации большинства проблем ребёнка - это другая семья с гуманными отношениями внутри неё, с семейными ценностями и возможностями для развития всех сторон личности ребёнка. Семья должна стать для каждого ребёнка носителем общечеловеческих ценностей. Сам образ жизни, система взаимоотношений должны не только помочь ребёнку овладеть ценностями, но и сама семья должна стать источником творческого рождения и развития этих ценностных критериев.

В нашем детском доме дети - дошкольники живут в педагогически сформированных «семьях» - это общность группы людей: детей от 3 до 7 лет и взрослых. Ядром её являются дети из многодетных биологических семей, а дополняются «семьи» сверстниками, не имеющими сестёр или братьев, и взрослыми членами «семьи» - работниками детского дома. Каждая группа - «семья» имеет своё название: «Фантазёры», «Почемучки», «Ладушки» и т. д.

Группа - «семья» детского дома - это первое социальное объединение, куда попадают дети из неблагополучных семей. Эти дети в большинстве имеют негативный опыт межличностных отношений, отличаются повышенной агрессивностью, конфликтностью, негативным отношением к окружающим.

«Семья» - это условно - игровая форма, в которой ребёнок, как и во всякой игре, не просто усваивает формы отношений и ценностей взрослых, но и формирует свои отношения и ценности. Развитие ребёнка через его ролевое участие в жизни «семьи» возможно при условии близкого, доверительного, не отчуждённого общения всех членов семьи.

Роли в «семье» распределяют сами дети, называя кого - то из взрослых мамой, бабушкой, тётей, Олей или Светой. Известно, что одной из задач нравственно - патриотического воспитания дошкольников является формирование нравственных чувств, которые развиваются у детей в процессе взаимоотношения их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Работники учреждения: дворник, плотник, слесарь - выполняя свои повседневные функции, привлекают мальчиков «семьи» к взаимодействию, посильной помощи. Даже незначительный по деятельностному содержанию контакт ребёнка с воспитанным взрослым человеком идёт ему на пользу, расширяет его социальный опыт.

Именно в «семейном» коллективе максимум возможностей коллективной творческой деятельности. Разновозрастная семья с её коллективной творческой деятельностью способствует формированию межличностных контактов, тренировке положительных взаимоотношений, проявлению заботы о досуге, об общем деле и благе, развитию чувства сопереживания и сотрудничества.

Забота каждого взрослого члена «семьи» - это обеспечение условий нормальной жизнедеятельности и самочувствия каждого ребёнка, при которых идёт полноценное развитие физических и психических качеств, развитие интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей и способностей ребёнка.

Положительная атмосфера «семьи» помогает детям ощутить радость общности и, в то же время, почувствовать свою самоценность и значимость в коллективной и общественной жизни.

Как и каждая биологическая семья, группы - «семьи» нашего детского дома живут своими обычаями, традициями, общими делами и событиями. Именно эти дела и события становятся общей целью определённого отрезка жизни группы - «семьи», и каждый ребёнок в группе - «семье» по мере своих сил и способностей активно принимает участие в конкретном деле.

Например, существуют в наших группах - «семьях» традиции празднования дня рождения и именинных праздников каждого члена «семьи», день рождения детского дома, проводы в школу, день знаний, праздники, приуроченные к знаменательным датам и событиям, гостевые походы, семейные встречи, игры, конкурсы, соревнования, вечера семейного общения, семейные походы, экскурсии, прогулки, детские вечеринки и утренние огоньки.

Группы - «семьи», взаимодействуя как внутри группы, так и между собой, имеют и общее поле деятельности: общий цветник, общие залы, где могут объединить свои усилия (Например, высадка цветов в цветник, украшение зала к новогоднему утреннику…)

Настоящая духовная близость зарождается в «семейном» кругу в тот момент, когда «мама» - воспитатель посвящает детей в мир дорогих ей духовных ценностей, рассказывает о своих увлечениях, делится о событиях личной жизни, своего детства.









Наши дети. Какие они?

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детских домах таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы. Опыт, с которым дети пришли в детский дом, чаще всего негативный, Как правило, упущены все основные сензитивные периоды развития, недостаточно развиты все новообразования дошкольного детства. У большинства детей наблюдается ослабленное здоровье, задержка психического развития, низкая работоспособность, неразвитость познавательной и творческой потребностей, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, речевая способность.

Ребёнок не виноват в том, каким его сделала жизнь. Попадая в новые гуманистические условия, он непроизвольно стремится изменить себя, свою жизнь. Но груз «опыта» за плечами и малый возраст не дают ему возможности перешагнуть границу быстро и безболезненно. Отсюда, наша задача, как родителей, не только сформировать положительный опыт, а, прежде всего, вытеснить с помощью личностной мотивации все негативные навыки и привычки. Следовательно, вся система педагогического воздействия построена на личностно - доверительном контакте в эмоционально - значимой деятельности с учётом мотивов, потребностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

Порой мы слышим, как сердобольные взрослые говорят о наших воспитанниках: «несчастные дети». С этим можно было бы согласиться, ведь наши дети действительно лишены самого необходимого для счастливого детства - любящих родителей. Однако, это трагическое обстоятельство не перечёркивает для наших детей возможности быть счастливыми: радоваться и восхищаться, ликовать и удивляться, открывать и творить.

У каждого подрастающего человека проявляется потребность в новых, ярких впечатлениях, в расширении кругозора, круга общения, в «примерке на себя» вновь открываемой действительности. Кругозор детей, поступающих в наш детский дом из неблагополучных семей, настолько мал, что эти интересы проявляются у них ещё сильнее, чем у их сверстников. Дети радуются встрече с каждым новым человеком, каждому выходу за пределы детского дома, каждой экскурсии, поездке, путешествию.

Педагоги, как любящие родители, заботливо приобщают детей к окружающему миру, последовательно расширяя кругозор, помогают им построить целостную позитивную картину мира. Кладезь ценностной информации для открытия ребёнком мира - семейные альбомы, отражающие жизнь не одного поколения. Возможности современной семьи расширяются за счёт домашней видеотеки с записями о семейных путешествиях, о жизни близких людей в других городах и даже странах. Всё это позволяет родителям ненавязчиво формировать представления о своей семье, городе, крае, стране, пробуждать у детей интерес к познанию мира, увлекать их удивительным и необычным в жизни людей разных национальностей, учить ценить культуру другого народа.

В условиях детского дома у детей нет возможности для познания окружающего мира через традиции и культуру семьи. Более того, период жизни, прожитый нашими воспитанниками до поступления в детский дом, далеко не способствовал формированию целостной познавательной картины мира. К сожалению, малый кругозор детей, поступающих в детский дом - одна из серьёзных проблем, тормозящих процесс развития познавательных интересов. Можно указать на множество социальных причин отставания в познавательном и личностном развитии воспитанников детского дома, но наша задача не столько в установлении причины, сколько в поиске ресурсов компенсации упущенных сензитивных возможностей.

Ограничиться знакомством воспитанников детского дома с объектами ближайшего окружения, значит, закрыть перед ними доступ к широкому пространству захватывающих тайн и секретов жизни, лишить их возможности пережить (прямо или косвенно) соприкосновение с миром, преградить путь постижения радости открытия и творчества.

Проблема актуализируется и тем, что одной из составляющих успешного обучения в школе является развитость познавательных интересов. Именно интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое - основа формирования целостного мировоззрения и осознания своего места в мире.

Многолетний опыт работы в детском доме с детьми дошкольного возраста помог нам- педагогам сделать вывод, что для полноты радости жизни и оптимального возрастного развития нашим воспитанникам необходимо богатство впечатлений об окружающей действительности и субъективный опыт взаимодействия с миром. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно - патриотических чувств.





РАСТИМ БУДУЩЕГО ПАТРИОТА

Под патриотическим воспитанием мы, воспитатели дошкольного звена, понимаем взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Исходя из вышеизложенного в работе с детьми дошкольного возраста в этом направлении мы ставим перед собой главную цель - воспитание любви к близким людям, к детскому дому, родному городу, родному краю и родной стране. Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей

дошкольного возраста.

  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, гимна, флага.

  • Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста представлена следующим образом:

1 блок - «Моя группа - «семья»

2 блок - «Родной город»

3 блок - «Я живу в Кузбассе»

4 блок - «Моя Россия»

5 блок - «Путешествия вокруг света»

Рассмотрим содержание работы по каждому блоку.

1 блок - «МОЯ ГРУППА - «СЕМЬЯ».

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке и дедушке. Такими близкими людьми для детей, проживающих в условиях детского дома, являются его работники. В группе - «семье» каждый его член рассказывает о своих интересах, увлечениях, соблюдении и сохранении традиций, существующих в сообществе детей и взрослых. Дети начинают понимать, что семья - хранительница обычаев и традиций, осознавать чувство общности и единения со сверстниками и взрослыми, вклад группы - «семьи» в общее дело. В кругу «семьи» проводятся «Уроки радости, мудрости и доброты». Темы этих уроков таковы: «Я и моя группа - «семья», «Моё имя и я», «Какой я? Что я могу? Каким хочу быть?», «Я и другие. Учусь видеть и понимать других», «Я и мир. Мои отношения с миром» и т.д.

2 блок - «РОДНОЙ ГОРОД»

Знакомство начинается с улицы, на которой находится наш детский дом, с микрорайона. Воспитывая у детей любовь к своему город, знакомим с историей, достопримечательностями, традициями, памятными местами, лучшими людьми. Мы подводим их к пониманию того, что наш город - частица Родины.

3 блок - «Я ЖИВУ В КУЗБАССЕ»

Продолжение работы - знакомство с родным краем, городами Кемеровской области. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свой быт, свои традиции. Подбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д.

4 блок - «МОЯ РОССИЯ»

Работая в данном направлении, знакомим детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, гербом и флагом государства и? другими символами России. Расширяем знания о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство, архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

5 блок - «ПУТЕШЕСТВИЯ ВОКРУГ СВЕТА»

«Путешествуя» по разным странам и континентам, знакомим детей с особенностями природы, животным миром, с народом, населяющим эту страну, его обычаями и традициями. Подводим детей к пониманию того, что быть гражданином, патриотом - это, непременно, быть интернационалистом. Поэтому, любовь к своему Отечеству, гордость за свою страну должна сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Таким образом, для достижения результатов в решении задач нравственно - патриотического воспитания необходимо вовлекать детей в различные виды деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Инновационный подход к организации образовательного пространства на основе тематического погружения в форме игр - путешествий был адаптирован в условиях дошкольного звена Муниципального казённого образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Детский дом « Росток» в течение пяти лет.

Отмечаются положительные результаты во всех основных сферах развития :

  • Успешнее развиваются социально - коммуникативные умения. В условиях игры дети действуют совместно, согласовывая в соответствии с общим сценарием субъективную деятельность.

  • Развиваются способности к целеполаганию и произвольности действий

  • Наблюдается становление нравственно - ориентированного сознания, формируется опыт гражданского поведения.

  • Содержание тематических погружений способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, других странах, повышается детская мыслительная активность.

  • Происходит формирование бережного отношения к природе.

  • Формируется толерантное отношение к другим народам.

  • Дети становятся более самостоятельными, активными, социально - адаптивными.

Всё это создаёт предпосылки для успешной учебной деятельности выпускников дошкольного звена в начальной школе.



Список литературы



  1. Авдюнина М., Александровская М. Английский под парусами //Дошкольное образование. 2007. - № 10. - с.2-3.

  2. Армстронг С. Юному эрудиту обо всем: Энциклопедия для детей. - М.: "Росмэн", 2009.

  3. Аромштам М. Веселое путешествие в Англию //Дошкольное образование. 2006. - № 11. - с.14-16.

  4. Аромштам М. Волшебный компас или путешествия вокруг света //Дошкольное образование. 2006. - №10. - с.12-14.

  5. Белик А. Поднять паруса! - Москва: Просвещение, 2008.

  6. Бронтштейн М. Праздники народов России.Энциклопедия. - М.: «Росмэн», 2005.

  7. Гурьева Г. Прогулки по Астане //Обруч. 2007. - № 5. - с.23-24.

  8. Данилина Г.П. Дошкольнику - об истории и культуре России. - Москва: «Росмэн», 2008.

  9. Зиновьева Т. Как знакомить дошкольников с жизнью и обычаями разных народов //Дошкольное образование. 2007. -№ 10. - с.10-12.

  10. Зеленова Н.Г. Мы живём в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  11. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96с.

  12. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. - Москва: Владос, 2005.

  13. Куприянов А., Манаков Ю. Природа Кузбасса. - Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2006.

  14. Кравцова Е. Разбудите в ребенке волшебника. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2002.

  15. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме. - Ярославль: Академия развития, 2005.

  16. Лаврина В. История Кузбасса. - Кемерово: ФГУИПП, «Кузбасс», 2004.

  17. Маханёва М.Д. Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 72с.

  18. Шалева Г.П. Большая книга знаний для самых маленьких. - М.: ЭКСМО, 2010.



© 2010-2022