• Преподавателю
  • Другое
  • Социальная активность обучающихся в учреждении дополнительного образования детей

Социальная активность обучающихся в учреждении дополнительного образования детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы)


Районное методическое объединение

педагогов дополнительного образования,

09.04.2015

Шамова О.В., зам. директора.


Проблема воспитания социальной активности не нова в педагогике. С различной степенью глубины и полноты анализа ею занимались в советский период Н.К. Крупская, педагог А.С. Макаренко, поэт и философ Н.И. Болдырев и др.

Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности.

Николай Васильевич Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Артур Владимирович Петровский (14 мая 1924 - 2 декабря 2006) - советский и российский психолог определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Более полное определение социальной активности, соответствующее требованиям сегодняшнего времени, на наш взгляд у доктора педагогических наук, профессора И.Ф. Харламова: «развитие социальной активности учащегося - процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках».

На наш взгляд, социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе, обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки.

Особенности учреждения дополнительного образования

- возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности;

- сотворчество детей и педагогов;

- координирующая роль педагога в учебно - воспитательном процессе

Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования переоценить невозможно: в них дети проводят от 12 до 18 часов в неделю на добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами.

В нашем учреждении реализуется более 120 образовательных программ и все они связаны системой воспитательной работы, системой социально-ориентированных мероприятий, таких как Ярмарка образовательных услуг, Рождественская ярмарка. Здесь обучающийся реализует себя в новых социальных ролях: член творческого объединения, друг, лидер, куратор команды, экскурсовод, ведущий. Социальная активность наиболее ярко проявляется в досуговой деятельности, которая организована в объединениях и отделах в рамках социальной практике, предусмотренной образовательными программами. Наш Центр является организатором большинства проводимых в поселке и районе массовых мероприятий, в которых дети и подростки принимают самое активное участие.

Слайд 9 Участие воспитанников Центра в мероприятиях гражданской направленности формирует у них активную жизненную позицию и осознание себя субъектом социальной жизни. Например, экологические акции «Чистый двор», «Осторожно, газоны!» способствуют формированию неравнодушного отношения к ситуации в социуме, профилактические акции по предупреждению дорожно-транспортного травматизма - «Детское кресло», «Уступи дорогу» - инициативности и неравнодушию.

Многообразие акций гуманитарной общественной практики детей и подростков, занимающихся в УДО, определяет рост их самооценки как активного гражданина: волонтерские акции «Подари ромашку другу», «Красная ленточка», «Праздник Журавля» и отличаются личностной и общественно значимой направленностью.

Из многообразия существующих видов деятельности в условиях дополнительного образования детей одной из самых востребованных является проектная деятельность. Наш Центр является организатором районных конференций: краеведческая «История школы в истории судеб», экологическая «Человек на Земле», где обучающиеся представляют результаты своей работы над проектами.

Особо хочется отметить работу обучающихся над социальными проектами. Обучающиеся разрабатывают и реализуют социальные проекты, привлекая к этой работе обучающихся других объединений, педагогов и родителей, что способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них. Например, автор соцпроекта «Яркое детство», Устименко Екатерина, отмечена грантом и стала победителем территориального этапа окружного проекта «УДАР». Цель проекта - оформление детских площадок из вторичного материала, проект реализован летом 2014 года. Автор проекта получил опыт сотрудничества с педагогами и обучающимися, возможность проявить способности через работу в команде, через приобретение практического опыта, который усиливает социальную компетенцию и предрасположенность к социально-значимой деятельности.

Одним из решающих условий, определяющих успешность формирования социальной активности детей и подростков, выступает органическая взаимосвязь с другими институтами социализации: образовательными учреждениями и учреждениями культуры. Особой формой участия воспитанников в этой системе выступает концертная деятельность. Так, обучающиеся музыкального отдела в течение учебного года принимают участие в более чем 60 концертах.

На основе реализации индивидуальной программы, выработки им маршрута собственного роста, развития творческого потенциала в Центре осуществляется воспитание социальной активности детей через индивидуальные выставки и показы мод в отделе декоративно-прикладного искусства.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает обучающийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни. Так обучающаяся нашего Центра Силаева Алёна занимается на протяжении уже 10 лет в разных объединениях. В 2012 году стала членом Управляющего совет Центра, где обсуждает проблемы и перспективы развития учреждения совместно с родителями и педагогами. С мая 2014 года Алёна является членом Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в ХМАО-Югре, как представитель от Нижневартовского района: стала победителем муниципального этапа окружного молодежного проекта «Удар», участником окружных проектов «Удар», «Лидер XXI века», «Диалог цивилизаций».

Деятельность учреждения дополнительного образования способствует воспитанию социальной активности детей, так как обогащает знаниями о социокультурной деятельности человека, формирует потребности в личном участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям и в поведении, дает возможность проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей деятельности в процессе взаимодействия со средой.


© 2010-2022