Конспект внеклассного мероприятия Знакомство со структурой книги

Цель урока: создать условия для усвоения детьми структуры книги; сформировать навыки самостоятельной работы с книгой.Оборудование: - книжная выставка «Праздник книги»;- листы с названием элементов книги: обложка, суперобложка, корешок, фронтиспис, титульный лист, форзац, иллюстрации, аннотация, предисловие, послесловие, содержание, оглавление, сноска, словарик. Действующие лица:1. Ведущий – библиотекарь.2. Книжные странички.3. Корешок.4. Девочки - буквы.Литература:1. Петрова О. Урок 1. Структу...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс

Тема :Структура книги


Цель урока: создать условия для усвоения детьми структуры книги; сформировать навыки самостоятельной работы с книгой.

Оборудование: - книжная выставка «Праздник книги»;

- листы с названием элементов книги: обложка, суперобложка, корешок, фронтиспис, титульный лист, форзац, иллюстрации, аннотация, предисловие, послесловие, содержание, оглавление, сноска, словарик.

- книги у каждого ученика для самостоятельной работы.

Действующие лица:

1. Ведущий - библиотекарь.

2. Книжные странички.

3. Корешок.

4. Девочки - буквы.

Девиз урока: «Все что я могу, делаю сам».

Ход урока

Здравствуйте, наши маленькие читатели. Это очень прекрасно, что вы любите читать книги, любите посещать библиотеку. Ведь кто больше читает, тот больше знает. Каждый из вас, выбирая книгу в библиотеке, старается выбрать самую интересную. Как же не ошибиться и выбрать нужную книгу? Оказывается, очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со структурой книги (или частями, из которых она состоит), по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам?

Итак, я беру в руки книгу. (Листаю книгу.) Как вы думаете, с чего начинается книга? (Ответы ребят). Верно. Книга начинается с обложки. (Слышится смех, шум, возня за спиной библиотекаря. Заходят девочки - «книжные странички»).

Книжные странички: (напевают в ритме танца).

Это мы - сестрицы-

Книжные страницы.

В книге этой (указывают на книгу) много нас.

Познакомимся сейчас.

1 страничка: «Мы - страницы. Нас бывает в книге мало или много. Когда нас мало, мы похожи на тетрадку и называемся «брошюрой».

А когда нас много, эти маленькие тоненькие тетради скрепляются вместе. Чтобы мы не потерялись и были всегда аккуратными, нас «одевают» в специальную одежду книги - «переплет» или «обложку». На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год издания.

Переплет бывает всегда твердый, а обложка - мягкая. Посмотрите, где у них переплет, а где обложка?

А иногда поверх обычного переплета делают еще дополнительную обложку из бумаги. Она охраняет основную, украшает ее и называется суперобложкой. (Если есть возможность, детям показать переплет какой - либо старинной книги)».

Библиотекарь: «Да, книга начинается с обложки. Обложка (или переплет) защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. И, как вам сказала страничка, она подскажет вам, кто автор книги и как она называется. А если на обложке есть картинка, то можно примерно догадаться, о чем эта книга. В «переплет» попадают толстые книги с большим количеством страниц, которые трудно закрепить простыми скрепками. В старину переплеты делались из кожи и украшались тисненым рисунком. Особо ценные книги имели металлические застежки, а порой украшались золотом и драгоценными камнями.

Обложку можно назвать лицом книги. Посмотрите внимательно, на ней написано имя автора, т.е. человека, который ее написал. Если книга вам понравилась, то обязательно запомните ее автора. И тогда вы сможете найти в библиотеке другие произведения этого же писателя.

А что еще можем узнать, глядя на обложку? (Ответы ребят). Правильно, как называется книга, ее заглавие».

2 - я страничка: «Да, у нас есть братец! Он всегда нарядный и красивый. А зовут его «Титульный лист». Это первая страница книги, на которой напечатаны автор, заглавие книги, подзаголовочные данные, место и год издания, издательство, а также сведения о художниках, переводчиках, оформителях книги, серия.

На этой странице

В порядке особом

Прочтешь, мой читатель,

Сверху вниз

Фамилии авторов,

Книги название,

А также издательства

Полное звание,

Издание, город и год».

Библиотекарь: «А теперь, ребята, найдите сами в книге титульный лист. (Дети просматривают книги, находят титульный лист, показывают его).

На первой странице книги обычно написано то же, что и на обложке, но более подробно. Здесь вы тоже найдете фамилию автора и заглавие книги. Посмотрите, ниже заглавия более мелкими буквами пишется дополнительное заглавие. Это подзаголовочные данные. Из них мы можем узнать, о ком или о чем эта книга. Например, заглавие «Как открывали мир», и рядом сведения, относящиеся к заглавию (Подзаголовочные данные): «Из истории путешествий и открытий».

А еще подзаголовок может сказать о жанре книги, т.е. - стихи это, сказки, роман, повесть, рассказы или справочное издание.

Теперь обратите внимание на самый верх титульного листа. Там в некоторых книжках указывается еще и название серии. Серия- это несколько книг, объединенных одной темой. В каждой из таких книг в верхней части титульного листа помещается одинаковое название - название серии. Например, «Почемучкины книжки», «Школьная библиотека», «Читаем сами».

Вы, конечно, обратили на то, что ваши книги яркие, в них много рисунков. Эта работа художника. Он при помощи иллюстраций вводит нас в мир образов книги, дает определенное представление о содержание. Они расскажут читателю, кто герои книги, где происходят события. На многих детских книгах есть рисунки на обложках, но они далеко не всегда дают полное представление о содержании книги. К лучшим художникам относятся В. Конашевич, В. Сутеев, Н. Радлов, Ю. Васнецов, В. Чижиков и многие другие. Фамилия художника указывается тоже на титульном листе или на обороте титульного листа.

Мы тоже очень важные,

Красиво разукрашены.

Расскажем мы читателю

О том, что, когда и где

Творит дела прекрасные,

А может, несуразные,

А может, даже злые -

Решай, читатель, сам,

Взглянув на иллюстрации

К стихам, рассказам, повестям.

Если книга родилась в другой стране, ты прочитаешь, с какого языка она переведена. Например, Андерсен. Сказки. Пер. с датского.

Все вы знаете, что книжки не растут на деревьях, их печатают, или издают. Где это делается, мы можем узнать, посмотрев на титульный лист. Ниже заглавий и фамилии художника мы найдем сведения о том, в каком городе и в каком издательстве была выпущена эта книга. Кроме этого, есть еще и цифры - год, когда книга была напечатана. Для чего нужен год издания? Скажем, вы хотите найти более свежие факты, последние открытия, например, в области космонавтики. Тогда из книг на эту тему можно по году издания выбрать самую новую, позднее всех выпущенную.

А теперь представьте, что вы взяли в руки книгу, у которой вся обложка разрисована, а титульный лист и вовсе оторван. Можно ли по ней узнать, о чем она? (Можно показать подобный экземпляр, если есть, и предложить узнать, о чем эта книга). Получается, что очень важно беречь обложку и титульный лист. Ведь это лицо и имя книги. Титульный лист один из самых важных элементов в структуре книги.

(Стук в дверь. Входит «корешок»).

Корешок: «А про меня забыли?»

Библиотекарь: «Здравствуй, дедушка корешок. Проходите скорее! Расскажите ребятам о себе».

Корешок: «Расскажу, расскажу. Я, книжный корешок! Дедушка страничек. Я всегда на виду. Когда книга строит на полке, то всякий меня увидит. (Указывает на корешки книг, стоящих вертикально на полке). Вот мои соседки! Мы, корешки, - странички мудрые, ничего лишнего не скажем и не сболтнем. Зато, глядя на нас, каждый узнает, как называется книга и кто ее написал. Ребята, найдите у своих книг корешки. Как вы думаете, почему на книжной полке книги расставляют корешками наружу? (Ответы ребят). Правильно, чтобы уголки книг дольше сохранились!»

Библиотекарь: «Уважаемый корешок! А вы не могли бы подсказать ребятам, какие еще элементы книги мы не назвали?»

Корешок: «Кроме обложки, суперобложки и титульного листа есть еще очень важные элементы книги - это форзац и фронтиспис».

Библиотекарь: «Ребята! Давайте найдем эти элементы в книге. Перевернем обложку книги, и вы увидите разворот. Он называется - форзац. Часто он бывает из цветной бумаги. В учебниках на нем печатают справочные сведения, карты, схемы, таблицы, формулы.

Если перевернем форзац, перед нами первый лист книги - титульный лист, с которым мы уже познакомились.

Напротив титульного листа (слева) может быть помещен лист с портретом автора или с главной иллюстрацией, раскрывающей тему книги - фронтиспис. Этот лист необязательная часть книги».

Корешок: «А еще есть аннотация, предисловие, послесловие и оглавление. Они относятся к справочным элементам и тоже помогают в выборе книги».

Библиотекарь: «Спутницей иллюстрации можно назвать аннотацию. Что это такое? Аннотация - это краткое изложение содержания книги (главной мысли) с краткой ее характеристикой или оценкой. Из аннотации можно узнать не только о чем эта книга, но и кто ее главные герои, для кого написана книга, иногда есть сведения об авторе и других его произведениях. Располагается аннотация на оборотной стороне титульного листа или на самой последней странице.

Если нет аннотации, то можно посмотреть предисловие.

Я бываю разное -

Длинное и страстное,

Краткое

И даже иногда в стихах.

Предисловие - это статья, помещенная перед основным текстом книги. Из нее можем узнать об авторе книги, его статьях, героях, ее содержание. Предисловие обычно бывает больше и подробнее аннотации. Иногда его пишет сам автор. Тогда он рассказывает что - нибудь интересное о том, как он придумал эту книгу, как ее писал, кто ему помогал. Обычно предисловие бывает коротким, и его можно прочитать прямо у книжной полки. И тогда сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.

А если подобная статья располагается после всего текста, то тогда она называется послесловием и рассказывает кратко о дальнейшей судьбе героев.

Многие книги состоят из отдельных стихов, рассказов, сказок. Чтобы быстро найти в книге нужное стихотворение или узнать, какие сказки помещены в ней, надо заглянуть в «Содержание» (или «Оглавление»).

Как в доме обычном

Есть список жильцов,

Так книге любой

Оглавление нужно,

Чтоб быстро читатель

Нашел в ней, что нужно.

Оно бывает в начале или в конце книги. Здесь перечислены все произведения, вошедшие в книгу, в том порядке, в каком они напечатаны. Рядом указана страница, на которой можно найти начало каждого рассказа или сказки. Как вы думаете, для чего это нужно? (Ответы ребят). Правильно, можно проверить, какие произведения из этой книги вы раньше не читали. При помощи оглавления гораздо удобнее и быстрее искать нужное стихотворение или рассказ. Глядя на названия отдельных глав, можно догадаться, о чем в них идет речь. У слова «содержание» есть еще значение - основной текст книги.

Иногда в тексте книг встречаются сложные незнакомые слова. Они помечаются звездочками или маленькими цифрами. Значение их или объяснение можно поискать внизу страницы. Это так называемая сноска. Или в конце книги размещается словарик, который и объясняет смысл непонятных слов.

Вот как много есть у нас с вами помощников при выборе и чтении книг. Давайте их еще раз вспомним».

1 страничка: «Как называется домик, где живут страницы книги? (Переплет, обложка)».

Корешок: «Чем переплет отличается от обложки? (Переплет твердый и кожаный, обложка мягкая)».

Библиотекарь: «А знаете ли вы, что такое буквица? (Красочная заглавная буква)».

2 страничка: «Сейчас ответьте на вопрос «Что такое иллюстрация?» (Рисунок, поясняющий что - нибудь)».

3 страничка: «Кто знает, что такое аннотация? (Краткое изложение книги)».

Библиотекарь: «Что такое предисловие? (Вводная статья перед основным текстом книги, поясняющая основное содержание)».

1 страничка: «Что такое содержание?» (Путеводитель книги, то же, что оглавление, где перечислены все произведения, вошедшие в книгу, и указана страница).

Корешок: «Что такое титульный лист?» (Первый лист, на котором указаны сведения о книге?

2 страничка: «Где можно найти объяснение непонятным словам?» (В низу страницы или в конце книги).

3 страничка: «Для чего нужна суперобложка?» (Она охраняет основную, украшает ее).

Библиотекарь: «Где в книге можно найти фронтиспис?» (Напротив титульного листа).

Библиотекарь: «Что такое форзац?» (Лист плотной бумаги, соединяющий книжный блок с крышкой переплета).

Подведение итогов:

Библиотекарь. Сегодня на уроке мы научились:

- самостоятельно работать с книгой и осознанно выбирать литературу;

- изучили структуру книги, что способствует развитию интереса к чтению;

- убедились, что через работу с книгой идет привитие культуры чтения.

Литература:

1. Петрова О. Урок 1. Структура книги. 3 класс. //Школьная библиотека, № 6, 2001, с. 41 - 42.

2. Библиотечно-библиографические и информационные знания - школьникам: Материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками. Вып. 1. /Рос. Акад. Образования ГНПБ им. К. Д. Ушинского; Сост. Чулкина Г.В.; Гл. ред. Сизов Б.Н.; редактор Павлова Е.А. - Москва, 1999.- 60с.

3. Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных уроков и праздников /Сост. Макарова Н.М. - М.: Школьная библиотека, 2002- 168с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека»).


© 2010-2022