• Преподавателю
  • Другое
  • Авторская дополнительная общеобразовательная программа детского объединения театр кукол «Шалунишки»

Авторская дополнительная общеобразовательная программа детского объединения театр кукол «Шалунишки»

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».Так как основная задача программы - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работ...
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа : модифицированная

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Горбачева И.А, Альхимович С.М., Генераловой И.А., Жукова Р.А., Смирновой Н.И в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, а также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность - важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

Новизна: На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда - то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Программа построена на использовании устного народного творчества, т. е. на сказках и нацеливает преподавателя в его работе с детьми на освоение народного искусства не только теоретически, но и, прежде всего, «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через эмоциональную сторону восприятия.


Актуальность и значимость программы кукольного театра в том, что кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей. Он начинает привлекать внимание с самого раннего детства и таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.










Введение.


«И, взвившись, занавес шумит…»

В. Шекспир.


Театр - слово греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театр кукол существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения, больших и маленьких кукол, из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, устраивали всякие хитрые приспособления, заставляли кукол открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Такие зрелища все больше походили на театральные представления.

Кукольный театр - это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться изобразительному и театральному искусству одновременно.

Искусство театра кукол совмещает разные виды искусства: куклы это скульптура, декорации, живопись, пьеса - литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент - основа существования творческого коллектива.

На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется природный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда-то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Все это развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой. Но только в театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неоживлённого предмета. Театральная кукла - это неодушевлённый предмет, «оживший» в руках актёра, а «ожить» может практически любой предмет. В театре кукол часто трудно отличить, где кукла - действующее лицо, а где оформление спектакля, декорации, так как в любой момент может задвигаться и заговорить и дерево, и дом, и скамья, на которой только что сидели куклы.

В театре кукол сами персонажи (куклы) и декорации (оформление) выдуманы и изготовлены художниками - детьми, поэтому весь спектакль - это «оживающее» по ходу действия изобразительное искусство.

Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека была неразрывно связана с народным поэтическим словом. Слово являлось в форме бабушкиной сказки и утешало малыша, сопровождало, скрашивая однообразные действия, трудовой процесс, организуя детские игры, развивало фантазию, воображение, острило ум, формировало чувства, воспитывало патриотизм, оживляя образы народных героев. Поэтому программа построена на сказках и использовании устного народного творчества. Программа нацеливает педагога в его работе с детьми на освоение народного искусства не только теоретически, но и прежде всего «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через эмоциональную сторону восприятия. В единстве познавательной и практической направленности обучения наиболее полно прослеживаются связи народной культуры. Данная программа воспитывает у учащихся любовь к народным традициям, бережное отношение к природе и соответствует реальным запросам учреждения.

Результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Сказок превеликое множество, но главное помнить о том, что они нужны всем: и взрослым, и детям. Потому что душа без них пуста и никчемна. И не стоит забывать народную мудрость: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».



Пояснительная записка

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности - эстетическое, нравственное воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».Так как основная задача программы - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы и увлечённость участников коллектива. Работа над конкретным спектаклем, изготовлением кукол, декораций, репетиций - это радость, творческая потребность, а не скучная необходимость.

Программа направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, , трудового воспитания учащихся и др.


Актуальность и значимость программы кукольного театра в том, что кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка, доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей. Он начинает привлекать внимание с самого раннего детства и таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Педагогическая целесообразность и отличительные особенности данной программы определяются следующими факторами:

- предоставление учреждением дополнительного образования выбора форм деятельности, приобщение подрастающего поколения к театральной деятельности;

- помимо занятий театральной деятельности в программу введены элементы швейного дела и экологической направленности, воспитанники «дают вторую жизнь ненужным» вещам;

- использование дыхательной гимнастики, упражнений для улучшения произношения, имитации других голосов;

- выбор репертуара, согласно возрастных особенностей детей.

Постановка спектакля - результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества.

Занятия в театре кукол - перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер, проводимый в этом направлении, предопределяет разнообразие видов деятельности обучения, предлагаемое детям, в которых заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Мышление, сравнение, обобщение делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. На занятиях в театре кукол более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем результативней, тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях работы детского объединения театра кукол по программе «Шалунишки».Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить. В процессе формирования творческой деятельности выделяется три последовательных этапа:

1.Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и др.

2.Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

3.Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающим. Причем практическая деятельность постепенно усложняется, обращается за счет заданий творческого характера. Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора.



Цель: формирование основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию, создавая условия для развития духовно - нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

2.Создание условий для развития творческих способностей, воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности мышления ребят;

3.Формирование интереса к театру кукол;

4.Знакомство детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения;

5.Формирование основ здорового образа жизни

6.Расширение кругозора исторических, экологических, литературологических знаний обучающихся;

7.Воспитание бережного отношения к природе, к собственному труду и труду окружающих;

8Обогащение опыта детей через посещение различных смотров, фестивалей и конкурсов кукольных театров.


Образовательная программа театра кукол «Шалунишки» предусматривает трехгодичный курс обучения и рассчитана на детей 7 - 14 лет. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.

На занятиях первого года обучения предусматривается поверхностное ознакомление с различными видами кукол и выполняется творческое конструирование лишь перчаточных кукол и простейших декораций.

В группу первого года принимаются все желающие дети, но не более 15 человек (возраст 7-9 лет). Творчество театра кукол близко и понятно ребенку, так как кукла или игрушка окружает ребенка с рождения.

Практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 час. Большее внимание уделяется коллективным работам, работам в группах, так как дети только начинают познавать мир театра кукол. Дети данного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности прежде всего удовлетворял бы их самих, а так же вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью и развития их творчества.

Второй год обучения предусматривает ознакомление с тростевыми куклами и их творческим конструированием ( с использованием полимерных материалов, капрона и других материалов).

В группу второго года обучения принимаются дети после первого года обучения (возраст10-12 лет) 10-12 человек. Тестирование, опрос определяют характер деятельности детей этого года обучения, так как он имеет ряд качеств, отличительных от деятельности младшей группы.

Процесс обучения, направленный на всесторонне развитие личности, способствует изменению психических особенностей, влияющих на деятельность детей. Формируется коллектив. Постепенно (к концу второго года обучения) от коллективной формы работ дети переходят к индивидуальной работе и творческому поиску. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Третий год обучения предполагает работу с уже сформированным коллективом (возраст 13-14 лет) 8-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

Учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);

Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбирается и соответствующий метод);

Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;

Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;

Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»);

Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов):


Личностные,

метапредметные

предметные

Репродуктивные (воспроизводящих);

Частично-поисковые;

Проблемные;

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Предлагаемые формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

Уроки - соревнования;

Викторины;

Уроки - практикумы;

Коллективное творческое дело с элементами игры;

Практикум по культуре общения;

Творческие мастерские.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет по работе проходит в форме выставок, конкурсов, выступлений, участия в районном, областном смотре кукольных театров.

Общие методические пояснения

Творческое отношение педагога к работе имеет принципиальное значение. Программа подчеркивает важность увлеченности педагогов и обучающих искусством театра кукол для формирования у детей познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей сознательно развиваются педагогом на каждом занятии.

Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется внесение в работу собственных образов, элементов и т.п. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ, творческих отчетов.

В программе поднята проблема духовно- нравственного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для педагогов основой, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.


Ценностные ориентиры содержания программы

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Результаты освоения учебного курса «кукольный театр»

К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:


Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
- о способах кукловождения кукол разных систем;

-о способе создания перчаточной куклы;
- о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.-

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию

-работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- создавать куклы перчаточного типа;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе.
-выступать перед публикой, зрителями.

Применять


- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.


- полученные сведения о многообразии театрального искусства
- красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Планируемые результаты

По окончании курса программы учащиеся должны уметь:

планировать и оценивать свои возможности;

излагать факты истории развития кукольного театра, театральной культуры, характеризовать их роль и значение в жизни человека;

использовать театральную культуру как средство укрепления сценических знаний;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий;

организовывать и проводить занятий эстетической культурой с разной целевой направленностью;

Предполагаемые умения и навыки детей

Умеют создавать импровизации под музыку разного характера.

Умеют создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.

Оформлять кукольный спектакль декорациями, созданными самостоятельно.

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.


Учебно - тематический план на 3 года обучения


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с куклами разных форм и конструкций.

5

3

2

2

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

43

6

37

3

Работа с тканью

20

4

16

4

Работа с бумагой

20

4

16

5

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

4

-

4

6

Малые жанры устного народного творчества

34

10

24

7

Выбор сказки для постановки спектакля

2

-

2

8

Изготовление перчаточных кукол:

из ткани;

с использованием папье-маше.

200

6

194

9

Занятия техникой речи и сценическими движениями.

42

12

30

10

Техника вождения перчаточными куклами.

34

16

18

11

Изготовление декораций

65

13

52

12

Музыкальное сопровождение

28

3

25

13

Монтировочные репетиции, прогоны

76

6

70

14

Генеральные репетиции

12

2

10



Учебно - тематический план

Первый год обучения, 144 часа

Ключ к пониманию подхода актера - кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актера. Это играет важную роль в развитии двигательной ловкости и координации движений рук. В театре перчаточной куклы существует три основных типа движений: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Так же дети находят материалы для кукол, имеющихся в каждом доме: лоскутки тканей, чулок, пряжи и т.п.


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с куклами разных форм и конструкций.

2

1

1

2

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

6

1

5

3

Работа с тканью

8

1

7

4

Работа с бумагой

4

1

3

5

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

4

-

4

6

Малые жанры устного народного творчества

4

1

3

7

Выбор сказки для постановки спектакля

2

-

2

8

Изготовление перчаточных кукол:

из ткани;

с использованием папье-маше.

64

3

61

9

Занятия техникой речи и сценическими движениями.

4

1

3

10

Техника вождения перчаточными куклами.

2

1

1

11

Изготовление декораций

12

1

11

12

Музыкальное сопровождение

8

1

7

13

Монтировочные репетиции, прогоны

20

2

18

14

Генеральные репетиции

4

-

4

Итого

144

14

130


Содержание

Вводное занятие

Знакомство с планом работы детского объединения.

Знакомство с куклами разных конструкций.

Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.)

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами

«Оживление» бытовых предметов.

Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

Работа с тканью

Материалы и инструменты. Понятие о тканях. Разнообразие видов ниток по назначению. Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места.

Формирование первичных практических умений и навыков простого шитья. Положение рук, нити, ткани. Специфика резания ткани. Выбор ткани, нитей, игл, наперстка. Определение длины нити, вдевание ее в иголку. Приемы разметки на ткани: бумага в клеточку, карандаш, мел, мыло, копировальная бумага. Понятие «шов», «Стежок», «строчка».

Освоение простейших видов швов.

Первичные представления о традиционном искусстве лоскутного шитья, о разнообразии художественных вещей, созданных народными мастерицами, в том числе тряпичные куклы.

Работа с бумагой:

Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование (прямолинейное складывание), конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок), простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее соединение в замок);

Моделирование (сгибание, складывание, скручивание);

Папье - маше(знакомство с простейшими приемами папье-маше).

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

Чтение сказок.

Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).

Малые жанры устного народного творчества

считалки, песенки, загадки, пословицы и поговорки.

Изготовление кукол

Изготовление персонажей спектакля.

Изготовление головы куклы (из ткани, из папье-маше).

Изготовление одежды для куклы.

Техника вождения перчаточных кукол

Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки).

Работа с разговаривающей куклой.

Упражнения с куклами.

Занятия техникой речи и сценическими движениями

Освоение различных интонаций.

Построение движений куклы на основе своих собственных движений.

Изготовление декораций

Придумывание и изготовление эскизов декораций.

Изготовление декораций.

Музыкальное сопровождение

Подбор и запись музыки.

Монтировочные репетиции, прогоны

Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музыкальных сопровождений и т.д.

Генеральные репетиции

Постановка и обсуждение спектакля.


Прогнозируемые результаты

Обучающиеся первого года обучения знают:

Правила техники безопасности при работе с тканью;

Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук»;

Технику вождения перчаточными куклами;

Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных кукол;

Название инструментов, материалов и принадлежностей.


Обучающиеся первого года обучения умеют:

Пользоваться материалами и инструментами;

Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления;

Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол;

Изготавливать перчаточные куклы и простейшие декорации.

Учебно - тематический план

Второй год обучения, 216ч

Во второй год обучения дети знакомятся с конструкцией тростевой куклы, осваивают технологию изготовления, вождения, а так же находят материалы для кукол, предоставляемые самой жизнью, из старых, непригодных вещей, которые засоряют нашу природу, нанося тем самым огромный вред. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности учащихся и развивать их. Работа с различными видами материала расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Упражнения и этюды с куклами

6

1

5

3

Работа с тканью

2

1

1

4

Работа с бумагой

12

1

11

5

Работа с полимерными материалами

2

1

1

6

Работа с капроном

2

1

1

7

Занятия по развитию творческого воображения

4

1

3

8

Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам

8

1

7

9

Выбор сказки для постановки спектакля

1

-

1

10

Изготовление кукол:

тростевые куклы - мягкая игрушка (поролон, вата, капрон);

тростевые куклы (папье -маше);

тростевые куклы (пластиковые бутылки, капрон, синтипон)

куклы из ниток;


30


34

41


12


1


1

1


1


29


33

40


11

11

Занятия сценической речью и сценическими движениями

4

1

3

12

Техника вождения тростевыми куклами

2

1

1

13

Изготовление декораций

20

1

19

14

Музыкальное сопровождение

8

1

7

15

Монтировочные репетиции, прогоны

22

2

20

16

Генеральные репетиции

4

-

4

Итого

216

18

198

Содержание

Вводное занятие

Знакомство с планом работы на год.

Инструктаж.

Повторение техники вождения перчаточных кукол.

Упражнения и этюды с куклами

Разыгрывание импровизированных сценок.

Работа с тканью

Представление о вышивке на предметах домашнего обихода в народной одежде. Особенности орнамента, колорита вышивки различных регионов России. Символика мотивов в народной вышивке. Понятие преемственности традиций и коллективности искусства вышивки.

Материалы и инструменты. Углубление знаний о тканях. Дальнейшее ознакомление с инструментами и приспособлениями для обработки ткани. Совершенствование и закрепление навыков культуры труда.

Работа с бумагой

Моделирование. Изготовление бумажной куклы (женской и мужской фигуры) для надевания русского народного костюма. Условное деление зон оформления при одевании куклы: а) стан, б) рукава, в) голова.

Художественное конструирование из бумаги. Композиция в бумажной пластике. Знакомство с традиционными русскими народными костюмами России (девичий, женский, мужской; будничный, праздничный) Создание деталей костюмных комплексов для бумажных кукол. Декоративное оформление.

Работа с полимерными материалами

Экологическая направленность

Изготовление кукол с использованием полимерных материалов.

Работа с капроном

Экологическая направленность

Изготовление кукол с использованием капрона.

Занятия по развитию творческого воображения

Придумывание персонажей из «ненужных вещей».

Упражнения, тренинги.

Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам

Чтение

Просмотр фильмов

Изготовление кукол

Изготовление частей тела для кукол.

Изготовление одежды для кукол.

Декоративная работа над куклами.

Занятия сценической речью и сценическими движениями

Интонационные упражнения.

Работа со скороговорками.

Определение разговорных особенностей персонажей спектаклей.

Построение движений кукол на основе своих собственных.

Техника вождения тростевыми куклами

Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.).

Работа с разговаривающей куклой.

Декорации

Придумывание и зарисовки эскизов.

Изготовление декораций на основе выбранных эскизов.

Музыкальное сопровождение

Подбор и запись музыки.

Монтировочные репетиции, прогоны

Отработка движений и интонаций кукол.

Обсуждение недочетов.

Генеральные репетиции

Постановка и обсуждение спектаклей.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся второго года обучения знают:

Технику вождения тростевыми куклами;

Элементы изготовления тростевых кукол;

Особенности материалов, применяемых при изготовлении верховых кукол (перчаточных и тростевых) и систему элементарных теоретических основ работы с ними;

Анализируемые на уроках произведения;


Обучающиеся второго года обучения умеют:

Создавать эскизы и изготавливать тростевые куклы из различных материалов;

Владеть техникой движения и изготовления тростевых кукол;

Придумывать и применять навыки изготовления декораций;

Подбирать и записывать музыку к спектаклю;

Видеть прекрасное в произведениях.

Учебно - тематический план

Третий год обучения, 216ч

Коллектив уже накопил определенные знания, актерские навыки. Выработаны единые позиции, общий художественный подход. На первом и втором годах обучения дети пробовали себя в различных ролях ( художников, актеров, драматургов) и этот опыт является основой работы третьего года обучения. Дети создают свои «шедевры», опираясь на полученные знания, умения и навыки.


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова

8

1

7

3

Сказки народов мира

6

1

5

4

Выбор пьес - сказок для постановки спектаклей

2

-

2

5

Занятия по развитию творческого воображения (придумывание кукол комбинированных конструкций)


11


1


10

6

Изготовление кукол различных конструкций:

тростевых;

перчаточных;

комбинированных конструкций.

106


2

104

7

Занятия сценическими движениями, сценической речью

4

-

4

8

Изготовление декораций

26

1

25

9

Музыкальное сопровождение

12

1

11

10

Монтировочные репетиции, прогоны

34

2

32

11

Генеральные репетиции

4

-

4

12

Творческий отчет

2

-

2

Итого

216

10

206


Содержание

Вводное занятие

Знакомство с планами работы кружка на год.

Инструктаж.

Повторение техники вождения перчаточными и тростевыми куклами.

Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова

Чтение

Просмотр фильмов

Обсуждение, анализ

Сказки народов мира

Чтение

Просмотр фильмов

Обсуждение, анализ

Занятия по развитию творческого воображения

Придумывание кукол комбинированных конструкций.

Изготовление кукол различных конструкций

Тростевых

Перчаточных

Комбинированных конструкций

Изготовление декораций

Придумывание и изготовление эскизов

Обсуждение, выбор эскизов и изготовление декораций.

Музыкальное сопровождение

Подбор и запись музыки.

Монтировочные репетиции, прогоны

Отработка движений и интонаций кукол.

Обсуждение и исправление недочетов.

Генеральные репетиции

Постановка и обсуждение спектаклей.

Творческий отчет

Экзаменационные работы выпускников.

Анализ работы кружка за 3 года.


Прогнозируемые результаты

Обучающиеся третьего года обучения знают:

Как выбрать сценарий для спектакля;

Как подобрать музыкальное оформление спектакля;

Различные конструкции кукол, а так же технику их вождения и изготовления;

Разнообразные материалы, которые можно использовать при изготовлении верховых кукол и как с ними работать.


Обучающиеся третьего года обучения умеют:

Использовать знания, умения и навыки на других предметах (ИЗО, трудовое обучение, литература);

Самостоятельно комбинировать различные приемы работы при создании спектакля;

Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим материалом;

Придумывать и создавать куклы, декорации более сложного характера.

Методическое обеспечение программы:

В методическое оснащение программы входят:

Методические разработки, презентации (Виды кукол и др.) и рекомендации для педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования детей по театральному направлению:

- Изготовление театральной куклы с использованием бытовых отходов;

- Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани;

Методика работы над дыханием для педагогов «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой»;

Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока;

Технология актёрского искусства;

Основы сценического движения;

Сборники тематических игровых и развлекательных программ;

Русские и иностранные драматические произведения;

Фотографии и рисунки сказочных персонажей;

Куклы;

Иллюстрации сказок;

Видеокассеты и аудиокассеты с музыкальными произведениями для прослушивания, для музыкального оформления, для занятий и инструментальные композиции.

Материально-техническое обеспечение:


Для эффективности образовательного процесса необходимы техническое и музыкальное оборудование:

Кабинет для занятий;

Зал для репетиций;

Видео и аудиоаппаратура;

Материалы и инструменты, необходимые для работы (краска, гуашь, кисти, ширма, лавочка, декорации съемные и разъемные, одежда для кукол, костюмы для кукольников, клей ПВА, ткань, ножницы, иглы, резинка шнуровая).


Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования по театральному направлению,

аккомпаниатор,

художник - оформитель.

Подготовка к занятию.

За каждым учеником закрепляется постоянное рабочее место - стол или парта. К занятию учащиеся готовятся заранее: приготавливают необходимые инструменты и материалы, повторяют технику безопасности. В конце каждого занятия записывают, что необходимо принести для работы на следующее занятие. По окончанию занятия приводят в порядок свои столы и помещение.В программу включено много игр и действий, требующих простора для движения, для постановки ширмы. Это заставляет позаботиться о просторном, хорошо освещенном помещении.

Работа над куклой выполняется в следующей последовательности:

Придумывание персонажа;

Составление эскизов и выбор наиболее удачного;

Подбор материала;

Составление выкроек;

Вырезание выкроек, изготовление деталей и их соединение;

Отделка.

Создавать сказки не так - то и легко. Отдельные вредные персонажи так и норовят улизнуть, подставить вместо себя под острые ножницы или иглу руки фантазера. Поэтому нужно заучить все правила техники безопасности. Учителем и наставником является не только педагог, но и учебные пособия.

Два важных условия реализации программы: Во-первых, необходимо приучить детей к самостоятельности - «Сам придумал, сам сделал» ( в тоже время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности). Во-вторых, нужно учить детей бережно обращаться с куклами и декорациями, не отвлекаться, доводить свое дело до конца, не бросать начатую работу.

Итог работы по образовательной программе:

Участие в районных смотрах кукольных театров, областных фестивалях и конкурсах театрального направления;

Выступление перед детьми и родителями в течение учебного года в учреждении, в детских садах, в пансионате ветеранов войны и труда, реабилитационном центре;

Творческий отчет.

Модель выпускника

Иметь разносторонние личные качества;

Усвоить содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях;

Выработать профессиональное самоопределение;

Владеть культурой общения, воспринимать красоту, гармонию на основе литературных произведений (сказок) и восприятия родной природы;

Уметь адаптироваться к жизни в обществе и быть при этом творчески активной личностью.



Материалы, применяемые в рамках целевой

психолого-педагогической диагностики.


Название методики

Автор методики, литература

Цель провед. диагностики

Диагностируемые параметры

1.

Тест-рисунок

Кл.рук.Самара,2005г

Выявление настроения

Детям предлагается дорисовать рот

2.

Психогео-метрический тест

По Деллингеру

Выявление характера и поведения

Выбрать одну геом. фигуру

3.

Исследование уровня креативности


Различные задания предлагаются педагогом

Выявление творческих способностей

-Перечислить способы использ. предметов(лампочка, пустой стержень ручки, зуб. щетка) замереть как (вратарь, штангист..)

4.

Методика «Репка»

По Байбородовой Л.В. кл.рук. Самара,2005 год

Определить изменения, происшедшие в личности обучающихся

Провести анкетирование,

нужное выделить

5.

Тест «Моя Вселенная»

Методика по Т.Лири.

Межличност-ные отношения

Нарисовать солнце,

провести лучики с

вопросами.




Работа с родителями.

Большое значение имеет работа с семьей. Родители детей часто заняты решением социально - бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в УДО. Им важно знать, чем заняты их дети в свободное от школы время. Педагог постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорит о проблемах воспитания, о развитии творческих способностей ребенка, знакомит в начале учебного года с планом работы, программой, с результатами работы.

Немало важным является применение анкетирования, различных методик, для выявления уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога. Педагог привлекает родителей к мероприятиям для совместной деятельности. Родители приглашаются на концерты, оказывают помощь в работе детского объединения, помогают проводить совместные праздники, экскурсии, поездки. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей.


Работа в каникулы.

Процесс по формированию полноценной развивающей мыслящей личности ребенка не ограничивается только школьной работой. В каникулы организуются мероприятия, позволяющие детям продолжать соприкасаться с театральным искусством. В летние каникулы в учреждении работает лагерь дневного пребывания, где воспитанники детского объединения театр кукол «Шалунишки» работают по плану в приложении, а также демонстрируют свои спектакли в Д/С, работают по графику кружковой работы (планирование в приложении)



Система оценки качества детского объединения

театр кукол «Шалунишки»


В последние годы пристальное внимание обращено на модернизацию всего российского образования и, особенно, на систему дополнительного образования детей в рамках инновационных образовательных процессов РФ и региона. Основным направлением изменений можно отметить расширение потенциала дополнительного образования. Согласно Распоряжению Правительства от 30 декабря 2012 г., утверждающему План мероприятий ("Дорожная карта")[2], в целях повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей рекомендованы -разработка и внедрение в образовательный процесс системы оценки качества дополнительного образования детей.

контрольно-оценочная система «Плюс» достаточно проста в применении, поэтому дети младшего школьного возраста с легкостью смогут оценить свою работу на занятии самостоятельно (самооценка).


Критерии обученности

Уровень обученности

Показатели обученности

Балл (или отметка)

Знания, умения, навыки по дисциплине театр кукол«Шалунишки» дополнительной общеобразовательной программе

Высокий - /продвинутый/

качественное полное усвоение материала (от 71% до100%) и творческий подход

ярко выраженный интерес к занятиям

активная позиция на каждом занятии

« + + + »

Средний - /общий/

усвоение материала в основном (от 31% до 70%), понимание и репродуктивный подход

устойчивый интерес к занятиям

адекватное участие в занятиях

« + + »

Низкий - /минимальный/

частичное освоение материала (до 30 % полученных знаний)‏, простое различение и механическое запоминание

неустойчивый интерес к занятиям

пассивное участие в занятиях

« + »


Данную систему можно считать универсальной, так как она может применяться в различных формах контроля (письменные, устные ответы, практические задания), видах (вводный, промежуточный, итоговый). Может быть применена в различных формах занятий (практическая работа, игровые занятия, конкурсы и др.). Позволит оценить результаты обученности как по отдельной теме и разделу программы, так и всей дисциплины в целом.

Ожидаемые результаты

- повышение уровня мотивации детей к изучению дисциплины театр кукол«Шалунишки»

- создание комфортных условий для обучения детей посредством символической системы «плюсов» оценивания знаний, умений, навыков, где у ребенка всегда сплошные «плюсы» и никаких «минусов»

- формирование положительного взгляда на любую учебную ситуацию

- развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в обучении

- развитие самооценки ребенка

- повышение качества посещаемости занятий

Заключение

Благодаря внедрению контрольно-оценочной системы «Плюс», процесс оценивания знаний, умений и навыков детей будет комфортным и увлекательным занятием. Отсутствие таких отметок, как «», «неуд», цифр, оградит ребенка от стресса, разграничит оценку своих достижений с привычным оцениванием в школе. Ребенок всегда в «плюсе», что позволит повысить и сохранить интерес детей к изучению дисциплины, сформирует положительный взгляд на любую учебную ситуацию, создаст здоровое соперничество в обучении, не снижая самооценку ребенка. Кроме того, контрольно-оценочная система «Плюс» может быть универсальной, т.к. может быть адаптирована для дополнительных общеобразовательных программ различных направлений дополнительного образования.


История создания коллектива.

Детское объединение театр кукол «Шалунишки» руководитель Макурина Т.И. был создан в 2001 году.

В объединении ребята «живут», учатся, отдыхают и трудятся с пользой для окружающих и себя. Всех учащихся объединяет совместная деятельность в познании, общении, самоутверждении. Театр радует детские сады, мероприятия, проходившие в ДДТ.


Психолого-педагогическая диагностика.

Психолого-педагогический мониторинг - это система отслеживания результатов.

-диагностика результативности: обоснование и содержательная характеристика в программе методов оценки личностных достижений учащихся, овладения приемами самостоятельной, творческой деятельности.

-диагностика интересов: определение интересов обучающихся.

-диагностика психического развития: исследование изменения личности ребенка.

В настоящее время психолого-педагогическая диагностика становится неотъемлемой частью педагогической психологии, инструментом целесообразной профессиональной деятельности педагогов, работающих в системе развивающего образования.

В данной программе используются различные методы диагностики, направленные на изучение общих и специальных интересов и склонностей детей.

В конце года проводится тестирование на предмет выявления успеваемости учащихся. В течении года- на развитие познавательного интереса, а также регулярными являются и всевозможные тестирования родителей детей с целью выявления уровня удовлетворенности обучением, качества отношений и системы ценностей в семье, их понимания и взаимодействие с ребенком .

Социальная защита учащихся

Немаловажную роль играет социальная защита учащихся. Деятельность, направленная на социальную адаптацию детей постоянно осуществляется в тесном сотрудничестве с психологической службой центр «Семья» и способствует:

- предотвращению девиантного поведения детей (работа с «трудными»);

- формированию навыков межличностного общения, выработке норм поведения в коллективе и обществе в целом.


Список литературы для детей

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - г.Казань, 1999.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С - П., Союз, 1997.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.,1998.

4. Чернякова В.Н «Технология обработки ткани» учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; М. Просвещение 1999.

5. А.С. Трошина «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского. М. Просвещение, 1999год.

6. «Семья и школа» Ж. № 1, 3 и 8 - 1999г., , № 9,10 - 2000 г., № 5,7 и 10 - 2001г.

7. Календарь 2002. Рукоделие.

8. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз - 1999 г.

Список литературы для педагога

1. Айзенк Ганс. Структура личности. - М., Ювента, 1999.

2. Атупова П.Р. «Вторая жизнь вещей». 1989.

3. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1989.

4 Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1997.

5. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство , 1993.

6. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 1997.

7. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., «Новая школа».2000.

8. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1999.

9. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1989.

10. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.

Литература, используемая при написании программы

1. Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва, «Педагогика»,1990

2. У истоков русского театра. А.И. Кузьмин, Москва, «Просвещение»,1984. Азбука театра, 3. Ю.Алянский, Ленинград, «детская литература», 1986.

4. И… оживают куклы. Н. И. Смирнова, Москва, «детская литература»,1982.

5.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. Москва, Просвещение, 1975.

6. М.С .Андреева. Программа «Теремок сказок».

7.Театр и дети. О.А.Толченов. Москва,2001.

8. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Издательство Московского университета, 1992




© 2010-2022