Рабочая программа по ОЗОЖ (5 класс)

Рабочая программа составлена на основе:  Программы для общеобразовательных учреждений по ОЗОЖ для 5-9 классов (составители: М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, под редакцией Н.П. Смирнова), рекомендованной  Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области. Цели программы «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающи...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по ОЗОЖ для 5-9 классов (составители: М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, под редакцией Н.П. Смирнова), рекомендованной Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области.

Цели программы «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: Программа предусматривает:

-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;

- формирование навыков ухода за больными;

- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.

В учебном плане МОУ-СОШ сДьяковка на 2014-2015 гг. на изучение ОЗОЖ в 5 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю)

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы проведения уроков: мини-лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; практикум.

Раздел программы изучаемый в 5 классе называется: «Жизнь как процесс»





Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Этический блок

7


2.

Психологический блок

8


3.

Правовой блок

6


4 .

Семьеведческий блок

5


5.

Медико-гигиенический блок

7


6.

Повторение

1

















Содержание тем учебного курса

Этический блок (7 часов)

Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы.

Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. Поколение. Преемственность поколений. Смена поколений.

Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.

Психологический блок (8 часов)

Познавательная раскрепощенность. Эмоциональные и личностно-коммуникативные барьеры, связанные с осуществлением познавательных процессов. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Предъявление и выражение себя. Выразительные формы самопредъявления.

Интеллектуальная и поведенческая креативность. Многозначность восприятия. Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого. Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.

Адекватный словарь для анализа межличностных отношений между людьми. Множественность социальных ролей: мужчина - женщина, ребенок - подросток - взрослый, дочь - мать, сын - отец, брат - сестра.

Правовой блок (6 часов)

Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.

Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей. Социальная инфраструктура для детей. Государственная политика в интересах детей. Общественные организации в интересах детей.

Семьеведческий блок (5 часов)

Семья и задачи семьи. Семья как малая социальная группа, выполняющая определенные функции. Семья, как ячейка общества. Влияние общественного строя на проявление семейных отношений. Черты современной семьи: усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни; демократизация отношений между супругами, повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; свобода и самостоятельность в выборе брачного партнера; создание и развитие семьи. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.

Функции семьи. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка. Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.

Медико-гигиенический блок (7 часов)

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника.

Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания.

Профилактика нарушений зрения.

Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.

Повторение (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

-вопросы отношения к окружающему миру

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое)

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе

- статьи из Уголовного кодекса РФ

- что такое расслабление

- что такое чувство собственного достоинства

- что такое просьба

- что такое генеалогическое дерево своей семьи

- что такое семейные реликвии

- что такое семейные традиции

- что такое личная гигиена

- о таинстве появления на свет

- как ухаживать за ребенком

- о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека

- виды искривления позвоночника,

- о профилактике нарушения осанки

- правила закаливания



Уметь

- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы

- характеризовать правила поведения в обществе

- характеризовать основные способы принуждения

- характеризовать способы противостояния принуждению

- характеризовать понятие семейные реликвии

- слушать собеседника

- овладевать вербальными и невербальными формами поведения

- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей

- определять, что такое чувство собственного достоинства

- отстаивать свои права

- высказывать просьбу

- принимать согласие или отказ о её выполнении.

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав

- уверенно вести себя в определенных ситуациях

- составлять генеалогическое древо своей семьи

- пользоваться средствами личной гигиены

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.

- осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу

- характеризовать процесс рождения ребенка

Перечень учебно-методического обеспечения

Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2009. - 48 с.

Список литературы ( основной и дополнительной)

Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98.

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.

Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль. 1988.

Баскина Сто и одна проблема Гименея. М.: 1975.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992.

Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: 1984.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

Василев К. Любовь. М., 1982.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.

Введение в социальную экологию: Учебн. пособие. Ч. 1-2. М.: Луч, 1993-1994.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Недра, 1989.

Вислоцкая М. Радость любви. М.: Панорама, 1994.

Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г.П.Аксенов. М.: Современник, 1993.

Вообрази себе: поиграем - помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.

Гипниус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987





Календарно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения


План

факт

Этический блок (7ч)


1

Непрерывность и цикличность жизни

1

Рисование схемы строения Вселенной



2

Цикличность жизни

1

Устное рассуждение по вопросу: «Почему бесконечна жизнь на земле?»



3

Происхождение жизни на земле

1

Рассуждение по проблемному вопросу: «Почему жизнь на Земле бесконечна?»



4

Живые существа

1

Эссе «Осознанность жизни»



5

Человек, как вершина эволюции живой природы

1

Заполнить таблицу «Эволюция»




6

Природа вокруг нас

1

Буклет «В мире интересного»



7

Цикличность жизни человека. Поколение

1

Анкетирование. Прошлое, настоящее, будущее



Психологический блок (8ч)


8

Познавательная раскрепощенность

1

Треннин-игра «Личностно-коммуникативные барьеры»



9

Способность к самопознанию

1

Рассуждение по вопросу: «Как бы ты использовал фантастический дар умения дышать под водой?»



10

Сплоченность группы

1

Тест на определение Темперамента, характера



11

Уважение к чувствам другого человека.

1

Упражнение «Типы высшей нервной деятельности»



12

Умение обратиться к другому

1

Составить диалог



13

Формы выражения благодарности

1

Формы благодарности



14

Взаимодействие в группе

1

Рассуждение «Как правильно высказать просьбу, согласие или отказ».



15

Внимание, образная память, лексический запас, воображение

1

Упражнение Пирамида», «Закончи фразу»…







Правовой блок (6ч)


16

Знакомство с декларацией прав ребенка


1

Составление плана ответа: «Нормативные документы»



17

Права человека

1

Право на защиту моральных и материальных интересов



18

Конвекция о правах ребенка

1

Я- гражданин



19

Права и обязанности гражданина России

1

Составление таблички - памятки: «Мои права и обязанности»



20

Федеральный закон «Об основных гарантиях ребенка»

1

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации



21

Статьи УКРФ

1

Статьи УКРФ



Семьеведческий блок (5ч)


22

Генеалогическое дерево.

1

Рассуждение по вопросу: «Зачем человеку нужна семья?»



23

Функции семьи

1

Синквейны: «Семья», «Функции»



24

Семейные реликвии

1

Список своих семейных реликвий


.

25

Воспитательная функция семьи

1

Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение



26

Перестройка деятельности различных органов организма в подростком возрасте

1

Заполнение таблицы: «Я»



Медико-гигиенический блок (7ч)


27

Гигиена тела и полости рта

1

Рассуждение по вопросу: «Зачем нужна подростку личная гигиена?»



28

Средства личной гигиены.

1

Презентация «Личная гигиена мальчиков и девочек».



29

Гигиена рабочего места школьника

1

Мини сочинение - ЭССЕ «Личная гигиена - это важно?»



30

Кожа-зеркало здоровья

1

Описание «Мое рабочее место»


31

Рациональное сбалансированное питание

1

Список запрещенных продуктов



32

Здоровье и питание

1

Составить «Витаминный комплекс для себя»



33

Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркомания

1

Рисунки о вр.привычки



34

Повторение курса

1

Алкоголь, курение, наркомания





© 2010-2022