- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по ОЗОЖ (5 класс)
Рабочая программа по ОЗОЖ (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по ОЗОЖ для 5-9 классов (составители: М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, под редакцией Н.П. Смирнова), рекомендованной Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области.
Цели программы «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: Программа предусматривает:
-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;
- формирование навыков ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.
В учебном плане МОУ-СОШ сДьяковка на 2014-2015 гг. на изучение ОЗОЖ в 5 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы проведения уроков: мини-лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; практикум.
Раздел программы изучаемый в 5 классе называется: «Жизнь как процесс»
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Этический блок
7
2.
Психологический блок
8
3.
Правовой блок
6
4 .
Семьеведческий блок
5
5.
Медико-гигиенический блок
7
6.
Повторение
1
Содержание тем учебного курса
Этический блок (7 часов)
Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы.
Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. Поколение. Преемственность поколений. Смена поколений.
Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.
Психологический блок (8 часов)
Познавательная раскрепощенность. Эмоциональные и личностно-коммуникативные барьеры, связанные с осуществлением познавательных процессов. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Предъявление и выражение себя. Выразительные формы самопредъявления.
Интеллектуальная и поведенческая креативность. Многозначность восприятия. Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого. Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.
Адекватный словарь для анализа межличностных отношений между людьми. Множественность социальных ролей: мужчина - женщина, ребенок - подросток - взрослый, дочь - мать, сын - отец, брат - сестра.
Правовой блок (6 часов)
Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.
Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей. Социальная инфраструктура для детей. Государственная политика в интересах детей. Общественные организации в интересах детей.
Семьеведческий блок (5 часов)
Семья и задачи семьи. Семья как малая социальная группа, выполняющая определенные функции. Семья, как ячейка общества. Влияние общественного строя на проявление семейных отношений. Черты современной семьи: усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни; демократизация отношений между супругами, повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; свобода и самостоятельность в выборе брачного партнера; создание и развитие семьи. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.
Функции семьи. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка. Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.
Медико-гигиенический блок (7 часов)
Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника.
Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания.
Профилактика нарушений зрения.
Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.
Повторение (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
-вопросы отношения к окружающему миру
- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое)
- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе
- статьи из Уголовного кодекса РФ
- что такое расслабление
- что такое чувство собственного достоинства
- что такое просьба
- что такое генеалогическое дерево своей семьи
- что такое семейные реликвии
- что такое семейные традиции
- что такое личная гигиена
- о таинстве появления на свет
- как ухаживать за ребенком
- о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека
- виды искривления позвоночника,
- о профилактике нарушения осанки
- правила закаливания
Уметь
- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы
- характеризовать правила поведения в обществе
- характеризовать основные способы принуждения
- характеризовать способы противостояния принуждению
- характеризовать понятие семейные реликвии
- слушать собеседника
- овладевать вербальными и невербальными формами поведения
- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей
- определять, что такое чувство собственного достоинства
- отстаивать свои права
- высказывать просьбу
- принимать согласие или отказ о её выполнении.
- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав
- уверенно вести себя в определенных ситуациях
- составлять генеалогическое древо своей семьи
- пользоваться средствами личной гигиены
- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.
- осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу
- характеризовать процесс рождения ребенка
Перечень учебно-методического обеспечения
Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2009. - 48 с.
Список литературы ( основной и дополнительной)
Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.
Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.
Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль. 1988.
Баскина Сто и одна проблема Гименея. М.: 1975.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992.
Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: 1984.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
Василев К. Любовь. М., 1982.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.
Введение в социальную экологию: Учебн. пособие. Ч. 1-2. М.: Луч, 1993-1994.
Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Недра, 1989.
Вислоцкая М. Радость любви. М.: Панорама, 1994.
Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г.П.Аксенов. М.: Современник, 1993.
Вообрази себе: поиграем - помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.
Гипниус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987
Календарно-тематический план
№
п/п
Название темы
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата проведения
План
факт
Этический блок (7ч)
1
Непрерывность и цикличность жизни
1
Рисование схемы строения Вселенной
2
Цикличность жизни
1
Устное рассуждение по вопросу: «Почему бесконечна жизнь на земле?»
3
Происхождение жизни на земле
1
Рассуждение по проблемному вопросу: «Почему жизнь на Земле бесконечна?»
4
Живые существа
1
Эссе «Осознанность жизни»
5
Человек, как вершина эволюции живой природы
1
Заполнить таблицу «Эволюция»
6
Природа вокруг нас
1
Буклет «В мире интересного»
7
Цикличность жизни человека. Поколение
1
Анкетирование. Прошлое, настоящее, будущее
Психологический блок (8ч)
8
Познавательная раскрепощенность
1
Треннин-игра «Личностно-коммуникативные барьеры»
9
Способность к самопознанию
1
Рассуждение по вопросу: «Как бы ты использовал фантастический дар умения дышать под водой?»
10
Сплоченность группы
1
Тест на определение Темперамента, характера
11
Уважение к чувствам другого человека.
1
Упражнение «Типы высшей нервной деятельности»
12
Умение обратиться к другому
1
Составить диалог
13
Формы выражения благодарности
1
Формы благодарности
14
Взаимодействие в группе
1
Рассуждение «Как правильно высказать просьбу, согласие или отказ».
15
Внимание, образная память, лексический запас, воображение
1
Упражнение Пирамида», «Закончи фразу»…
Правовой блок (6ч)
16
Знакомство с декларацией прав ребенка
1
Составление плана ответа: «Нормативные документы»
17
Права человека
1
Право на защиту моральных и материальных интересов
18
Конвекция о правах ребенка
1
Я- гражданин
19
Права и обязанности гражданина России
1
Составление таблички - памятки: «Мои права и обязанности»
20
Федеральный закон «Об основных гарантиях ребенка»
1
Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации
21
Статьи УКРФ
1
Статьи УКРФ
Семьеведческий блок (5ч)
22
Генеалогическое дерево.
1
Рассуждение по вопросу: «Зачем человеку нужна семья?»
23
Функции семьи
1
Синквейны: «Семья», «Функции»
24
Семейные реликвии
1
Список своих семейных реликвий
.
25
Воспитательная функция семьи
1
Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение
26
Перестройка деятельности различных органов организма в подростком возрасте
1
Заполнение таблицы: «Я»
Медико-гигиенический блок (7ч)
27
Гигиена тела и полости рта
1
Рассуждение по вопросу: «Зачем нужна подростку личная гигиена?»
28
Средства личной гигиены.
1
Презентация «Личная гигиена мальчиков и девочек».
29
Гигиена рабочего места школьника
1
Мини сочинение - ЭССЕ «Личная гигиена - это важно?»
30
Кожа-зеркало здоровья
1
Описание «Мое рабочее место»
31
Рациональное сбалансированное питание
1
Список запрещенных продуктов
32
Здоровье и питание
1
Составить «Витаминный комплекс для себя»
33
Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркомания
1
Рисунки о вр.привычки
34
Повторение курса
1
Алкоголь, курение, наркомания