• Преподавателю
  • Другое
  • «Система факультативных занятий «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» как средство формирования познавательных УУД»

«Система факультативных занятий «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» как средство формирования познавательных УУД»

Программа направлена на развитие   познавательных ууд, а именно, умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.Система занятий по данной программе позволяет  развивать  интеллектуальную и творческую деятельность учащихся, а также  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Б-Болдинская средняя школа им А.С. Пушкина





Программа факультативных занятий

«Развитие познавательных процессов и

творческих способностей»





Пояснительная записка


Программа направлена на развитие познавательных ууд, а именно, умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Система занятий по данной программе позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся, а также обеспечивает детям, испытывающим трудности в обучении, коррекцию и развитие тех психических функций, которые позволяют им сформировать необходимые для учебы интеллектуальный уровень и учебные навыки. Программа состоит из четырех блоков: «Развитие и коррекция познавательной сферы», «Развитие творческих способностей», «Формирование приемов учебной деятельности», «Повышение функционального уровня систем организма».

Методологическую основу программы составляют разработки следующих авторов: Гатанова Ю., Винокуровой Н, Тихомировой Л.Ф., Локаловой Н.П., Ануфриевой А.Ф., Костроминой С.Н., Барановой Т.С.

1. Актуальность

Проблема развития познавательных способностей учащихся в настоящее время является наиболее актуальной, так как требования к их умственной деятельности непрерывно растут, а их способности усваивать и использовать полученные знания остаются на довольно низком уровне; продуктивность мыслительной и, особенно, творческой деятельности школьников, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Актуальность данной программы обусловлена тем, что почти в каждом классе, есть дети, которые испытывают большие трудности при усвоении школьной программы в силу несформированности определенных психических функций и нуждающиеся в своевременной психолого-педагогической коррекции.

Развитие психических познавательных процессов и творческих способностей младших школьников предположительно будет способствовать повышению их познавательных ууд, мотивации и школьной успеваемости. Учащиеся освоят основные приемы учебной деятельности, а также научатся снимать нервно- мышечное напряжение, что положительным образом должно сказаться на повышении их успеваемости и качестве учебной деятельности.

2. Целевая аудитория.

Программа предназначена для детей 7- 8 лет, учащихся 1 классов, имеющих проблемы в обучении.

3. Направленность программы.

Коррекционно-развивающая.

4. Цель.

Развитие познавательных ууд у младших школьников посредством развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления ) и творческих способностей.

5. Задачи

1) Обучающие

  • Знакомство с приемами развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей

  • Обучение приемам учебной деятельности

  • Обучение навыкам релаксации

2)Развивающие задачи

  • Развитие у учащихся когнитивных функций ( мышления, памяти, внимания)

  • Развитие у учащихся построение логической цепи рассуждений

  • Развитие у учащихся самостоятельности в создании способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Развитие навыков взаимодействия с другими людьми при работе в группе

  • Развитие творческих способностей и воображения.

3)Воспитательные задачи

  • Воспитание уверенности в своих силах и возможностях

  • Воспитание уважения к личности другого человека

  • Формирование толерантности по отношению к сверстникам, к их индивидуальным особенностям.

6. Форма проведения занятий

Занятия проводятся в групповой форме, по 3-4 человек. Именно такое количество учащихся способствует повышению эффективности занятий и позволяет донести коррекционно-развивающий материал до каждого ученика, учитывая его проблемы в обучении и индивидуальные особенности интеллектуального развития. Групповая форма занятий позволяет детям взаимодействовать друг с другом, видеть свои успехи и недостатки, повышает учебную мотивацию.

Так же на каждого ученика составляется индивидуальный профиль

Ф.И. ученика

Познавательные УУД

Начало года

Конец года

Низкий

2 балла

Средний

3-4 балла

Высокий

5-6 баллов

Низкий

2 балла

Средний

3-4 балла

Высокий

5-6 баллов

Сравнение


Анализ и синтез


Сериация - упорядочивание объектов по выделенному оснаванию


Классификация


Обобщение


Установление аналогий


Формулирование проблемы


Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера




И общий профиль на группу

Познавательные УУД

Начало года /Конец года

Низкий

Средний

Высокий

Сравнение

Анализ и синтез

Сериация - упорядочивание объектов по выделенному оснаванию

Классификация

Обобщение

Установление аналогий

Формулирование проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера


7. Структура занятий

Программа рассчитана на 33 занятия по 35 мин. 1 раз в неделю.

Каждое занятие состоит из 4 этапов.

1.Вводная часть. Включает в себя задания для создания положительного эмоционального настроя, а также вопросы из разных областей знаний, требующие сообразительности и смекалки, что помогает детям включиться в работу на занятии (5 мин.).

2. Основная часть

Развитие познавательных процессов - ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Включает в себя психологические упражнения, игры, задания, способствующие коррекции и развитию когнитивной сферы (20мин.).

Развитие творческих способностей, пространственных представлений. психомоторики, обучение приемам учебной деятельности, а так же навыкам нервно-мышечной релаксации (10мин.).

3. Заключительная часть - рефлексия

Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов занятия (5мин.).

В каждое занятие включаются задания и упражнения из всех блоков программы в зависимости от целей конкретного занятия

8. Ожидаемые результаты.

1.Повышение уровня развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и творческих способностей.

2. Повышение школьной успеваемости детей.

3. Осознание учащимися своих возможностей и ресурсов.

4. Развитие у учащихся стремления к познанию.

5. Развитие у детей навыков взаимодействия с другими людьми.

6. Раскрытие творческих способностей.

7. Воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.




Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Контрольно-оценочная

деятельность

1 четверть - 8 часов


1


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Стартовый контроль

Диагностика

2


Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Прогностический

Пооперационный контроль

3


Тренировка памяти. Развитие мышления.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи.

Самооценка

Самоконтроль


4


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль


5


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Объяснять значение слов и выражений.

Прогностический контроль


6


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль


7


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Прогностический

Пооперационный контроль

8


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Самоконтроль

2 четверть - 7 часов


1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Описывать признаки геометрических фигур.

Прогностический

Пооперационный контроль


2


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Самооценка

Самоконтроль


3


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Объяснять закономерности.

Рефлексивный контроль


4


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Выделять черты сходства и различия

Прогностически

й контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

5


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль


6


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Узнавать предметы по их признакам.

Прогностический контроль


7


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа.

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

3 четверть - 10 часов


1


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Прогностический

Пооперационный контроль


2


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Самооценка

Самоконтроль


3


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи.

Рефлексивный контроль


4


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Называть предметы по описанию.

Прогностический контроль

Контроль по результату


5


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Рефлексивный контроль


6


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Прогностический контроль


7


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

8


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Прогностический

Пооперационный контроль

9


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Самооценка

Самоконтроль

10


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Определять на глаз размеры предмета.

Рефлексивный контроль

4 четверть - 8 часов


1


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Выделять черты сходства и различия

Прогностический

2


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений.

Самооценка

Самоконтроль


3


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Объяснять закономерности.

Рефлексивный контроль


4


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Ориентироваться в пространстве листа.

Прогностический контроль


5


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Описывать признаки геометрических фигур.

Рефлексивный контроль


6


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Прогностический контроль


7


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Рефлексивный, прогностический контроль,


8


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Давать несложные определения понятиям.

Итоговый контроль,

Самоконтроль


© 2010-2022