- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка По предмету: «Играем в кукольный театр»
Методическая разработка По предмету: «Играем в кукольный театр»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кошкина Ю.А. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Администрация муниципального образования «Мелекесский район»
Отдел по делам культуры и организации досуга населения
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Новомайнская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Театральные игры»
Разработала: преподаватель
Владимирова Юлия Фатиховна
Возраст детей: 6-7лет
Пояснительная записка:
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Учебный предмет «Театральные игры» является первой ступенью в
комплексе предметов предметной области «Театральное искусство». Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста.
Реализация данной программы будет способствовать лучшему освоению
предмета «Основы актерского мастерства».
Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребѐнком достаточно легки. Дети располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных
задач педагогов. Игровая деятельность обеспечивает творческое развитие и
самореализацию ребѐнка младшего школьного возраста, способствует
развитию его эмоционально - волевой сферы.
«Театральные игры» - одна из наиболее ярких, эмоционально
насыщенных форм эстетического освоения действительности, проявления
творческих способностей ребенка.
Срок реализации учебного предмета «Театральные игры».
для детей, поступивших в возрасте от 6 до 7лет, составляет 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения
на реализацию предмета «Театральные игры»:
Срок обучения/классы
1 год
1 класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
урока 45 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: приобщение ребенка к основам театрального искусства
посредством игровой деятельности ребенка и устойчивое развитие его
творческих способностей.
Задачи:
обучение развивающим, познавательным, подвижным, сюжетно -
ролевым играм;
развитие внимания, умение слушать, запоминать, эмоциональную
отзывчивость;
развитие музыкальности - ритмичности;
устранение зажатости, скованности в движениях;
развитие фантазии, воображения;
расширить кругозор детей, способствовать их познавательной
активности;
воспитание выдержки, настойчивости, работоспособности,
решительности, сопереживании, бережливости и т.д.;
формирование не только игровых, но и реальных отношений,
закрепляя полезные привычки в нормы поведения в игре и в
коллективе;
воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических
позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма.
Обоснование структуры учебного предмета
«Театральные игры».
Методическая разработка содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала ;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения.
-
Игровой метод;
-
Метод сюжетно - ролевой игры;
-
Метод перемены ролей в одной и той же сюжетно - ролевой иге;
-
Практико-ориентированный метод;
-
Проблемный метод;
-
Рефлексивный метод.
Описание материально - технических условий реализации
учебного предмета.
Материально - техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Материально - технические условия реализации предмета:
учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм
и правил;
стол, стулья, спортивный инвентарь (скакалки, мяч, обруч, веревка и
т.д.);
магнитофон, фонотека.
Учащиеся должны иметь единую форму («одинаковость» формы не
отвлекает от репетиционного процесса): девочки - убранные волосы,
черный купальник, лосины, чешки (балетки); мальчики - черное трико
(штаны, майка), чешки.
Содержание учебного предмета «Театральные игры»
Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения 1год.
При реализации разработки «Театральные игры» в составе
дополнительной общеобразовательной программы в области театрального
искусства «Театральное искусство» со сроком обучения 4 года общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 34 часа. Недельная
аудиторная нагрузка составляет 1час.
Содержание разделов
Введение «Основы театральной игры. Формы и виды игр».
Знакомство учащихся друг с другом, преподавателем (возникновение
дружеского взаимоотношения).
Беседа о практике игр в жизни каждого ребенка группы, в ходе которой
он делится своим опытом, и под руководством педагога все игры, о
которых рассказали обучающиеся, объединяются в общие
классификационные категории. Например, по форме, по видам, по сюжету
и т.д. Обсуждение на занятии что развивают игры, в которые мы играли на
уроке.
Раздел I
«Театральные игры»
- Направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных
умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического
чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться
со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и
спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к
действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают
умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую
ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале
упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых
небольших сказок.
Виды игр: специальные театральные игры на превращения; на действия с
воображаемыми предметами; на память физических действий, а также
сюжетно-ролевые игры (творческие); народные игры; интеллектуальные
игры.
Раздел II. «Ритмопластика»
- включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста
легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно
интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения
стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать
пластическую выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности,
гибкости, выносливости);
2. развитие пластической выразительности (ритмичности,
музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач u1103 является умение владеть
своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие
этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех
или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность.
Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие
двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в
попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть
до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных
результатов в этом направлении, можно переходить к созданию
пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не
дублируют раздел посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в
системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде
всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой
задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий
эмоциональный мир ребенка.
Раздел Ш. «Культура и техника речи»
- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией,
четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В
этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи»
включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они
развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас,
учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие
сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными
театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми
предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом.
Раздел IV. «Основы театральной культуры».
- призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными
знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства. В раздел включены следующие основные темы:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
Раздел V. «Режиссерские игры»
- игры этого раздела воспитывает у ребенка навыки сочинительства,
ответственности за свою собственную работу, лидерские качества.
Например, кукольный театр (самостоятельный показ, с привлечением
партнеров).
Раздел VI. «Контрольные уроки»
Итоговые занятия представляются в форме открытого урока, показа,
концерта по усмотрению преподавателя.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
Знание типов и видов игр;
Умение объяснить правила проведения игр;
знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по
площадке, т.е. умение координировать свои действия с участниками
игры;
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в
пары, тройки, четверки;
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по
кругу или цепочке;
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного
характера;
навыки владения голосом, средствами пластической выразительности
при создании игрового образа;
Находить оправдание заданной позе;
На сцене выполнять u1089 свободно и естественно простейшие физические
действия;
Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную
тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или
стихотворное четверостишие;
Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок;
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
Формы и методы контроля, система оценок.
Оценка качества реализации программы «Театральные игры» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся по окончанию четверти учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится по форме открытого урока, на
котором присутствует комиссия (администрация школы, художественный
руководитель). Итоговая аттестация, по усмотрению преподавателя,
проходит в форме отчетного концерта, показа, приглашенные зрители -
родители, администрация школы.
Критерии оценок.
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале:
«5» («отлично») - отвечающая всем требованиям на данном этапе
обучения (усвоение материала, работоспособность, внимательность,
пластичность, фантазия и воображение активно развиты, активность при
перемене ролей, эмоциональная выразительность, умение провести игры и
т.д.).
«4» («хорошо») - отметка отражает усвоение материала, но имеются
небольшие недочеты в работе (понимание своих недочетов и умение их
исправить).
«3» («удовлетворительно») - частичное усвоение материала, фантазия и
воображение недостаточно развиты, необходимо развить сценическое
внимание, пластичность, воображение и т.д. Ребенок трудоспособен.
«2» («неудовлетворительно») - не усвоение материала,
недисциплинированность, неуважение к коллективу, пропуски занятий и
т.д.
-
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Обучение по предмету «Театральные игры» проходит в форме игровой
деятельности с постановкой игровых задач, игровых действий под
руководством педагога.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится
регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с
учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга - пробудить
творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической
условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование
элемента игры.
Дисциплина «Театральные игры» направлен на воспитание и развитие
понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным
вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен
помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира,
окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и
научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру.
Игра - непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и
педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая
максимально положительный результат.
Приложение
Примеры различных игр для дисциплины «Театральные игры»
Игры на развитие воображения, фантазии, памяти
1. Ребята, представьте, что вы - художники. Руки - это кисти. Обмакнули их в голубую краску и
рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь - в желтую краску, рисуем солнце - круги. Нарисуем полянку. Она у нас какого
цвета? (Зеленого.) Рисуем.
Носом вдыхаем запах: u1095 чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем.
Послушайте: ветер шумит веточками дерева - какого? (Березы.) Рисуем.
Итак, мы в лесу, на полянке. Представьте, что вы - цветочки. Раннее утро, солнышко выглянуло.
Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками - это пальцы. Прислушаемся.
Слышите? Ручей бежит
2. Дети слушают музыку. Затем выбирают сообща костюмы - игрушку или иллюстрацию,
характерные для прослушанного произведения. Если оно им неизвестно, то сами
придумывают ему название. Затем надевают костюмы и импровизируют несложный
танец.
3.
Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение. Воспитатель выносит
«волшебную палочку». Дети передают ее по кругу друг другу, произнося какое-нибудь
слово или фразу о прослушанной музыке. При этом они не должны повторяться.
Выигрывает ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.
4. Один ребенок разглядывает второго, пока воспитатель считает до десяти, потом
отворачивается и дает его словесный портрет. При повторе счет можно уменьшить до
семи.
5. Трое детей замирают в неопределенных позах. Все остальные должны запомнить позы и
скопировать любую из трех.
6. В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью
выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль
продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку.
Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель
должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
7. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
1. Звуки улицы.
Внимательно послушай и отгадай, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают,
дети играют, машины проезжают, идет дождь и т.д. Это «большой круг» внимания.
2. Звуки помещения.
Вслушайся в звуки, которые окружают нас в данном помещении (чьи-то шаги, голоса,
шум электричества…) Это «средний круг» внимания.
3. Звуки внутри нас.
Вслушайся в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, u1073 биение сердца…) Это «малый
круг» внимания.
В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и
определять различные звуки. Такие задания стимулируют развитие внимания,
воображения, фантазии, речи
Этюды на развитие воображения, фантазии
1. Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:
королевский трон
аквариум с экзотическими рыбками
костер
куст цветущих роз.
2. Передать книгу друг другу так, как будто это:
кирпич
кусок торта
бомба
фарфоровая статуэтка.
3. Взять со стола карандаш так, как будто это:
червяк
горячая печеная картошка
маленькая бусинка.
4. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату
5. Выполнять различные действия:
чистить картошку
нанизывать бусы на нитку
есть пирожное
Пантомима
1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2. Много снега - протопчем тропинку.
3. Моем посуду, вытираем ее.
4. Мама с папой собираются в театр.
5. Как падает снежинка.
6. Как ходит тишина.
7. Как скачет солнечный зайчик.
8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
9. Едим щи, попалась вкусная косточка.
10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем
дрова. Тушим.
12. Лепим снежки.
13. Расцвели, как цветы, завяли.
14. Волк крадется за зайцем - не поймал.
15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
17. Пчела на цветке.
18. Обиженный щенок.
19. Зуб болит.
Снятие мышечного напряжения
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
3. Дети двигаются свободно под веселую музыку.
Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.
4. Дети стоят в кругу.
Задание: я произношу слова, вы делаете соответствующие движения:
«земля» - руки вниз;
«вода» - руки перед собой;
«воздух» - руки вверх;
«огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
5. «Деревянные и тряпичные куклы».
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных
вдоль корпуса рук. Делать резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя
неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и
корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом
руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также
поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку
раз подряд, то в одной, то в другой форме.
6. «Цветочек».
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает
солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка
цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напря-
жения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть»
вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).
7. «Маятник».
Переносить тяжесть тела с пяток на носки и обратно; руки опущены вниз и прижаты к
корпусу. Тяжесть тела перенести медленно вперед на переднюю часть ступни и на
пальцы; пятки от пола не отрывать; все тело слегка наклонить вперед, корпус при этом не
сгибать. Затем тяжесть тела так же перенести на пятки, не отрывая носки от пола.
Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в
сторону. Движение осуществлять на расставленных ногах, руки прижать к корпусу.
Раскачиваться с ноги на ногу медленно, без отрыва от пола
Развитие Речи. Артикуляционная гимнастика
1.Покусайте кончик языка - «мама шинкует капусту».
2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
3. Язык, как жало змеи.
4. Язык, как тоненькая иголочка - «ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
6. Закройте глаза, представьте ночь - «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
7. Достаньте кончиком языка нос
Скороговорки на развитие дикции
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Курочка по зернышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка - кря-кря-кря,
Индюшонок - фалды-балды,
Кисонька - мяу-мяу,
Собачка - гав-гав,
Поросенок - хрюки-хрюки,
Коровенка - муки-муки,
Лошаденка - ноки-ноки.
3. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок
4. Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
5. Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку , матрешку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, катушку, лягушек, -
Кто потерял столько игрушек.
6. Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Развитие интонационной выразительности
1. Прочитать следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток.
Л. Фурмина
2. Предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой,
умоляя и т.д.
3. Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы,
медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением
друг к другу.
1 -й ребенок
- Ты кто?
- Нет, не заяц ты.
- Нет, не заяц.
- Нет, не заяц.
- Нет, не заяц.
- Ты? Ты мышонок.
- Да, ты мышонок.
- Я лягушонок?
- Не лягушонок я.
- Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.
2-й ребенок
- Я заяц.
- Нет, заяц!
- Нет, заяц!
- Нет, заяц.
- А кто же тогда я?
- Я мышонок?
- Ладно, пусть я буду мышонок. Зато ты - лягушонок.
- Да, ты лягушонок.
- Нет, лягушонок.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Антипина ______Е.А. Театрализованная деятельность в деском саду: игры,
упражнения, сценарии.2-е изд. Перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М. 1987
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
4. Волкова Л. Играйте вместе с нами. - М., 1982. Генов Г.В. Театр для
малышей. - М., 1968. Дубянская Е. Нашим детям. - М., 1975.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. - М., 1975. Ермолаева М.В.,
Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного
возраста. - М., 1996.
5. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). -
М., 2005.
6. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М. 1967.
7. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М. 1974.
8. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. - Воронеж.
2003.
9. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших
школьников. - М. 1875.
10. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003 .
11. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М. 1995.
12. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1976. - Ч. I-II.
Коренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое посо-
бие по ритмике. - М., 1996. - Ч. I
13. Основы театральной культуры в школе. - М., 1988. Праздники и
развлечения в детском саду/Сост. С.Бекина. -М., 1986. Режиссер
работает в школе. - М., 1991
14. Дж.Родари. Грамматика фантазии. - М. 1978
15. Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизация. - Курск,
1994.
16. Современные проблемы театрально-творческого развития школьни-
ков. - М., 1989.
17. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью.
К.С. Станиславский - Москва: АСТ, 2009г.- (Золотой фонд актерского
мастерства).
18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. - М. 2003.
19. Электронная библиотека Мошк