Учебная единица по менеджменту

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная единица по менеджменту








Учебная единица по менеджменту


Организация и ее среда.





Учебная единица по менеджменту

Тема: «Мотивация и потребность. Функции контроля»





Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин

Жигунова Н.Ю.
















г.Нальчик, 2012г.

СУчебная единица по менеджментуущность функции мотивации.



Критерием оптимального стимулирования труда является удовлетворение менеджера и сотрудника результатами труда. Но менеджер должен осознать, что поиски внешних стимулов к эффективному труду - исключительно сложная, кропотливая и вместе с тем творческая работа. Поэтому для ее проведения следует прислушаться к рекомендациям ученых. Ф.Герцберг и Р.Н.Форд предложили 15 различных факторов, повышающих мотивацию труда.

(Рассмотрим несколько факторов)

1.Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действий от других.

2.Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми.

3.Каждый сотрудник на своем рабочем месте старается показать, на что он способен, испытывает потребность доказать свою значимость, и не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых он компетентен, решения принимались без его участия.

Задание 1. Выписать основные определения.

Потребности индивида

Все потребности можно разделить на общественные и индивидуальные. Отличаются они только одним: индивидуальные потребности ощущаются человеком напрямую, а общественные представляют собой механизм, позволяющий их лучше удовлетворять. И те, и другие отвечают на один и тот же вопрос, постоянно задаваемый вселенной,- и отвечают на него сохранением и развитием жизни.

Формы стимулов: принуждение, материальное, поощрение, моральное поощрение, самоутверждение.

В современном понятии различают четыре основные формы стимулов.

1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания и кончая лишением имущества, гражданства и звания.

2. Материальное поощрение, Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.

3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды

4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения.. Рассмотрим эти теории более подробно.

Первичные и вторичные потребности

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Методы удовлетворения потребностей

Круг качеств, которые клиенты ценят, давно не ограничивается просто хорошим профессиональным обслуживанием.

Клиенты, прежде всего хотят чтобы на них обратили внимание, как к личности со своими особыми желаниями и ожиданиями.

Многие клиенты в салоне ожидают получить полный набор впечатлений, интенсивные консультации, найти здесь комфортную обстановку, отвечающий самым высоким требованиям сервис и всю полноту внимания.

Поведение в той или иной ситуации будет определяться чертами характера клиента.

Таблица 1.

Характер клиента

Поведение работника

Спокойный.

Малоконтактен, медлителен, очень выдержан. Услугу выбирает долго, нуждается во времени на обдумывание.

необходимо быть терпеливым и не торопить клиента.

Нервный.

Обычно волнуется и нервничает, не терпит возражений, реагирует на мимику и интонации. При конфликте требует администратора.

нужно быть осторожным в выражениях. Во избежание конфликта предостеречь клиента от выбора неправильной услуги.

Придирчивый.

Клиент своего рода испытывает самообладание, высказывая в очень резкой и нередко в грубой форме свои замечания.

ни в коем случае нельзя отвечать на нападки и грубость клиента, нужно проявлять максимум самообладания.

Нерешительный.

должны взять инициативу в свои руки и предложить более не боле двух вариантов услуги на выбор, назвав при этом первым наиболее подходящий.

Задание 2. К какой категории можете себя отнести. Запишите в тетради.

При работе надо учитывать и психологическую характеристику клиентов по полу и возрасту.

Мужчина реагирует на внешность и возраст работника, легче общается с женщинами, может простить оплошность за улыбку, легко принимает решение, часто нетерпелив.

Женщина не всегда доверяет работнику, чаще выражает претензии.

Пожилые люди обращают внимание на практичность, простоту, цену..

Люди среднего возраста составляют самую активную часть общества, представители которой уже имеют определенный статус. Это сама сложная группа клиентов. На цены они реагируют неоднозначно, выбирая чаще из дорогих, но должны все обдумать. Молодые - часто требовательны и импульсивны, их трудно переубедить,

Задание 2. К какой категории можете себя отнести.

Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.

Учебная единица по менеджменту

Полномочия ограничены планами, правилами и устными распоряжениями.

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту


Имеются три типа аппарата:

Учебная единица по менеджменту

Консультативный -это группа специалистов, консультирующих руководителя в определенной области знания.

Обслуживающий аппарат-это группа работников, выполняющих определенные функции (отдел кадров, отдел снабжения).

Личный аппарат-это разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника.

Первоначальные теории мотивации.

Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника.

Первым роль потребностей в деле стимулирования труда оценил основоположник научного менеджмента Фредерик Тейлор. Он сформулировал теорию мотивации, в соответствии с которой поступками людей движет желание удовлетворять возрастающие потребности, поэтому они заинтересованы зарабатывать деньги.

Рассмотрим эти теории более подробно.

1. Теория Х базируется на следующих предпосылках: - в мотивах человека преобладают биологические потребности; - обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы.

2. Теория У является антиподом теории Х и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории У лежат следующие предпосылки: - в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; - физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе; - нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку.

3. Основные предпосылки теории Z: - в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности; - люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения; - должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; - предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки

Таким образом, работники, описываемые теориями Х, У и Z, образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду.

Задание 3 Вы согласны с теорией Фредерика Тейлора, если да (НЕТ) то почему?

Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу;

Теория потребностей Маслоу Абрахам - один из крупнейших ученых в области мотивации и психологии.

Маслоу, выделил пять групп потребностей

-Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище- то есть те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.

-Потребность в безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением людей к стабильности и безопасности: иметь хорошее жилье, быть защищенным от боли, болезней и других страданий.

-Потребность принадлежать к социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он ищет дружбы, любви, членства в определенной группе людей, стремится участвовать в общественных мероприятиях.

-Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей чувствовать себя компетентными, уверенными в себе, сильными. Люди, подверженные сильному влиянию данной потребности, стремятся к лидерскому положению либо же к положению признанного авторитета при решении задач.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет в себе потребности, выражающиеся в стремлении человека к использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте.

Теория потребностей Маслоу - одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности

Теория существования

Теория существования, связи и роста Альдерфера

К. Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от пирамиды потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует только три:

Учебная единица по менеджменту

1.Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребность в безопасности и физиологические потребности.

2.Потребность связи по Альдерферу включает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, коллектива, иметь друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе следует отнести потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, которые связаны с желанием человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.

3.Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения у Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, к самосовершенствованию.

Связи и роста К.Альдерфера.

Учебная единица по менеджменту

Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: в безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека.его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к групп потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей в безопасности пирамиды А. Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.

Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды А. Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т. п.

Теория приобретенных потребностей Д.Мак Клелланда.

Учебная единица по менеджменту

Потребности достижения проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ра­нее. Люди с высоким уровнем потребности достижения ведут себя так:

• они готовы браться за работу, несущую элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели;

• им трудно заниматься работой, которая достаточно быстро не дает ясного и ощутимого результата; они могут постоянно и с энтузиазмом заниматься решением задачи, но при этом им необходим результат;

• качество их работы не обязательно является наивысшим;

• они много и охотно работают, но не любят делиться работой с другими; совместно полученный результат устраивает их го­раздо меньше, чем полученный самостоятельно;

• им нравится принимать решения, отвечать за выполнение задач; они увлекаются решением задач и легко берут на себя персо­нальную ответственность.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая)

Учебная единица по менеджментуВыводы, сделанные Герцбергом, позволили ему выделить две большие категории, которые он назвал гигиеническими факторами и факторами мотивации.

1.К первой группе относят внешние факторы по отношению к работе, которые снимают неудовлетворенность работой. Их еще называют факторами здоровья. Они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним можно отнести такие факторы, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой, статус.

2.Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе, которые называют мотивирующими факторами или «мотиваторами». Это такие факторы, как успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума

Учебная единица по менеджменту

Относится к числу базовых в зарубежном менеджменте. На нее ссылаются практически во всех курсах истории этой науки. Все многообразие созданных в зарубежном менеджменте теорий мотиваций можно подразделить на две большие группы:

1) содержательные; 2) процессуальные

Именно к ним принадлежит теория В.Врума.

Виктор Врум родился в Канаде в 1958 года,. - профессор психологии и производственного администратирования в Йельском Университете.

Суть теории мотивации В.Врума в том, что он показал не саму машину или ее структуру, а процесс приводящий машину в действие, то, как в конкретной жизненной ситуации человек принимает решение, влияющие на последующие поведения.

В.Врум предположил, что позитивный результат можно предсказать лишь с определенной

Теория справедливости Адамса

Учебная единица по менеджменту

Эта теория также дает объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия для достижения поставленных целей. В качестве постулата теория справедливости принимает тот факт, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Теория Портера-Лоулера

Учебная единица по менеджменту

В их модели присутствует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме этого, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

Задание 4. Составьте таблицу выводов по каждой теории.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ.

Содержание контроля состоит из:

1. наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

2.анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;
3.принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

4.учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;

5.выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Объективная основа контроля- учет и анализ.

Для осуществления функции контроля необходимо иметь объективную основу - информацию о ходе процесса достижения целей и выполнения мероприятий. Такую информацию поставляет организованный учет. На основе данных учета оценивается состояние хода процесса, и выявляются отклонения от желаемого состояния.

Оценка состояния осуществляется на основе сопоставления плановых и фактических показателей. На основе оценки выявляются отклонения. Далее выполняется анализ, в процессе которого выявляются причины отклонений и принимается решение о регулировании - корректирующих воздействиях на процесс.

ДВЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ТРИ ВИДА КОНТРОЛЯ

Формы контроля. Фирмы широко используют две формы контроля - финансовый и административный.

Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний.. Данный контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И потому от его эффективности, в конечном счете, зависит качество принимаемых решений и своевременное их исполнение.

Административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ, планов.

Виды контроляВо-первых, контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Во-вторых, контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Этапы процесса контроля

1. Процедура контроляВ процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

2. Установление стандартовПервый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.

3. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям.

Характеристика эффективного контроля

Первое и главное условие эффективности финансового контроля - обеспечение доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта. Для этого конторам должно предоставляться:

1).право доступа к необходимой информации независимо от стадии ее формирования и прохождения;

2).право беспрепятственного доступа в любые помещения;

3).право изъятия документов в случае необходимости;

4).опечатывание объектов в установленном законом порядке.

В свою очередь, должностные лица проверяемых субъектов обязаны создавать все условия для нормальной работы контролеров.

Следующее требование к организации финансового контроля:

1).требование постоянства; 2).требование комплексности.

Технология процесса контроля.

Регуляция процесса осуществляется не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта. Такое управление позволяет выделить следующие структурные компоненты:

  1. указание цели управления;

  2. установление исходного состояния - управляемого процесса;

  3. определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;

  4. обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса (обеспечение систематической обратной связи);

  5. обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.

Управленческая команда.

Учебная единица по менеджментуЧтобы в организации сложилась управленческая команда, недостаточно просто решить, что теперь все владельцы и топ-менеджеры будут считаться управленческой командой. Управленческая команда действует по строгим законам - и для того, чтобы команда стала управленческой, должны быть реализованы несколько обязательных предварительных шагов.

  • Должно быть совершенно точно сформулировано и принято желаемое состояние организации, при котором сотрудники были бы полностью удовлетворены. Основное требование к такому состоянию организации заключается в удовлетворении сегодняшних интересов владельцев и наемного персонала компании.

  • Должен быть прописан бизнес-план движения от сегодняшнего состояния организации к желаемому: подробнейшим образом прописана технология перехода, установлены границы этапов, технологии, за которые несет ответственность каждый конкретный член команды.

Необходимость контроля в организации.

Функция менеджмента - контроль состоит из сравнения фактического положения предприятия с намеченными в планах параметрами, а также установления интервалов расхождения между достигнутыми объёмами производства и плановыми в процессе достижения целей предприятия. На основе контроля можно решить, какие действия надо предпринять, чтобы устранить отклонения фактических результатов от запланированных.
Функция контроля играет существенную роль в деятельности менеджера, распределяющего поручения подчиненным.

Контроль - это регулярная деятельность менеджеров по оценке и сопоставлению выполненной работы с намеченными в рамках заданиями.

Текущий контроль.

1.В чем заключается сущность функции мотивации:

а).чтобы персонал разрабатывал планы организации;

б).чтобы персонал выполнял работу;

в). чтобы персонал искал подходящие выходы из состоявшейся ситуации.

2.На какие две группы можно разделить потребности индивида:

а).индивидуальные, религиозные;

б).общественные, единые;

в). общественные, индивидуальные.

3.Формы стимулов:

а).принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение;

б). самоутверждение, принуждение, взыскание, материальное поощрение;

в). моральное поощрение, материальное поощрение, наказание, самоутверждение.

4.В материальное поощрение входит:

а).з/плата, наказание, вознаграждения;

б). благодарность, медаль,;

в). зарплата, вознаграждения, премии.

5.Первичные потребности - это:

а).потребности в пище, воде;

б). успех, власть уважение.

6.Клиенты прежде всего хотят чтобы на них (их):

а).встретили;

б). хвалили;

в). обратили внимание.

7. Установить соответствие:

Характер клиента

а).нервный; 1). Терпеливый, не торопливый;

б).спокойный; 2).Медлителен;

в). придирчивый. 3).обычно волнуется, не терпит возражений,

8.Чаще выражают претензии:

а).мужчины;

б).женщины;

в). пожилые люди;

г).люди среднего возраста.

9.Штабные полномочия - это:

а).которые передают административному аппарату;

б).которые передают налоговому органу.

10.Консультативный тип:

а).это группа работников выполняющих определенные функции;

б).это разновидность обслуживающего персонала;

в).это группа специалистов консультирующих руководителей.

11.Личный аппарат - это:

а).это разновидность обслуживающего персонала;

б).это группа специалистов консультирующих руководителей;

в).это группа работников выполняющих определенные функции.

12.Основоположник научного менеджмента:

а).Ф.Тейлор; б).А.Маслоу; в).К.Альдерфер

13.Теория «Х», «Y», «Z». Установите соответствие.

а).Теория «Х»

1).в мотивах людей сочитаются и биологические и социальные потребности;

б).Теория «Y»;

2)в мотивах человека преобладают биологические потребности;

в).Теория «Z».

3).в мотивах человека преобладают социальные потребности

14.Физиологические потребности А.Маслоу:

а).потребность в воде, пище, убежище;

б).потребность в безопасности;

в).потребность в самовыживании.

15.Потребности связи отражают:

а).зависимость коллег; б).управление людьми; в).стремление быть членом семьи;

г).стремление быть начальником.

16.Теория Портера Лоулера заключается в том, чтобы:

а).устанавливать соответствие между ущербом и затратами;

б).установление соотношения между вознаграждением и результатами;

в).установление соотношение между прибылью и затратами.

17.Контроль состоит из:

а).наблюдения за функционированием подконтрольных объектов;

б).наблюдения за состоянием организации;

в).определенным уровнем предприятия.

18.Формы контроля:

а).финансовый, административный;

б).административно-уголовный.

19.Главное условие эффективности финансового контроля:

а)обеспечение доступа к любой информации;

б).обеспечение доступа к руководству;

в).наблюдение за организационным процессом.

20.Управленческая команда - это:

а).соседи по кабинетам;

б).удовлетворение интересов владельцев и наемного персонала компании;

в).вместе идущие по жизни люди.

21.Контроль - это:

а).регулярная деятельность менеджеров по оценке или сопоставлению выполненной

работы;

б).фактическое положение организации;

в).наблюдение за деятельностью.

22.Функция менеджмента:

а).результат; б).стремление; в).контроль.

! Самостоятельная внеурочная работа. Подготовить доклад по теме.

12


© 2010-2022