Доклад Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Сысуевой Надежды Николаевны

учителя химии и биологии МОУ «Лицей №26» г.Саранск, Республика Мордовия.

Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования.

Термин "личностная ориентация образования" возник в 20-ые годы прошлого столетия. Педагогика получила с тех пор значительное развитие, что отражается и на современном более широком понимании этого термина.

Личностно-ориентированное образование понимается теперь как человеко\ребенко-ориентированное образование, когда именно ученик с его возможностями, способностями, потребностями в центре педагогического процесса, когда он выступает в качестве активного субъекта учебной деятельности, когда именно его разностороннее развитие, формирование критического мышления, ценностных ориентаций, его личностное становление и самоопределение выступает в качестве глобальной цели школьного образования и воспитания.

Все нормативные документы по модернизации образования фактически предусматривают реализацию личностно-ориентированного подхода, который знаменует собой замену единой, унитарной школы с установкой на среднего ученика на многообразную, вариативную, разноуровневую школу, создающую условия для формирования свободной, развитой и образованной личности, развития ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем, способствует формированию человека культуры, стремящегося к саморазвитию и самореализации, умеющего избегать и преодолевать конфликты.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования: на образовательные и воспитательные цели обучения каждому учебному предмету, на содержание, принципы, приемы обучения и на весь учебно-воспитательный процесс (взаимодействие учеников и учителей, учителей и родителей, учеников друг с другом, учеников и средств обучения и т.д.), способствуя созданию благоприятной для школьников обучающей и воспитывающей среды.

В центре внимания личностно-ориентированного воспитания - уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализация), открытая для восприятия нового социального опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуаций. Своеобразия парадигмы, целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирования, ее развития не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, как справедливо замечено Г.К Селевко.

Значительный вклад в развитие идеи личностно-ориентированного образования внесли: В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская, В.А. Караковский, В.Я.Ляудис, А.Новикова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.

Основные идеи личностно-ориентированного обучения выражены в следующем:

- ученик не становится субъектом обучения, а является носителем субъектного опыта;

- учение не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый источник развития;

- вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию;

- ученик ценен воспроизводством индивидуального опыта.

Данный подход имеет существенные положительные стороны:

- ориентация на эффект и результат;

- признание человека субъектом взаимодействия, а его развитие - целью, результатом и критерием воспитания;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности человека, наделенного своим субъектным опытом.

Таким образом, личностно-ориентированный подход является интегративным, вбирающим в себя идеи других подходов (гуманно-личностного, культорологического, деятельностного и т.д.).

Учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и разные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и более углубленный - профильный, ориентированный на выбранную профессию и на продолжение образования в вузе.

Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывая индивидуальные особенности и личностные интересы школьников и создает предпосылки для большей результативности обучения. Более того, он предусматривает включенность учащихся в сам процесс целеполагания (например, при организации проектной деятельности), а также выбор индивидуальной траектории учения (например, за счет выбора элективных курсов, профиля).

Применительно к содержанию обучения, личностно-ориентированный подход проявляется в следующих основных направлениях:

а) Компонентный состав содержания обучения, акценты в интересах развития свободной активной личности падают не столько на знаниевую, сколько на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации. Это не значит, что недооцениваются знания, но это предполагает их практическую направленность, деятельность

по их активному применению.

б) При отборе содержания обучения в большей мере учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы.

в) Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и

даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.

г) Нацеленность на развитие школьников, в том числе интеллектуальное, требует проблемной подачи материала, а не сообщения готовых знаний, что находит отражение как в учебниках - этих основных "носителях" содержания обучения, так и в поурочных планах учителей школы. Применение специальных заданий на развитие рефлексии (самонаблюдения, самоотчета), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.

д) При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые аппелируют к личному опыту школьников, к их чувствам и эмоциям, побуждают их к сравнениям и сопоставлениям, к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует развитие критического мышления, ценностных ориентаций.

Таким образом, личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации.
Личностно-ориентированный подход вносит некоторые коррективы в номенклатуру выделяемых принципов обучения. Наряду с принципами деятельностной, коммуникативной направленности обучения, а также принципом культуроведческой (межкультурной) направленности обучения и некоторыми другими особое значение приобретают следующие принципы:
- Принцип природосообразности, позволяющий учитывать природные особенности обучающегося человека (физиологические, психологические, анатомические и др.) и соответственно его возрастные особенности. Этот принцип отвергает насилие, прямое принуждение, в соответствии с лозунгом "Не навреди!" он предусматривает при организации учебного процесса опору на природные свойства ученика (ребенка, подростка), например его любознательность, активность, а не на логику науки/наук, лежащих в основе учебного предмета. Этот подход нацеливает на развитие эмоциональной сферы ученика, в частности его интереса, мотивации к изучению иностранного языка, на стимулирование чувства удовлетворения, ощущения успеха от удачно осуществляемой деятельности, на использование здоровьесберегающих технологий обучения.

- Принцип продуктивности, нацеливающий на продуктивную творческую (а не только на воспроизводящую) деятельность. Это обеспечивает внутренние приращения не только в виде знаний, навыков и умений, но и в плане духовного развития личности, а также формирования опыта - как учебно-познавательного, так и социально-культурного, способствующего социализации личности.

- Принцип автономности предусматривает увеличение удельного веса самостоятельности школьников, наличие элементов само- и взаимообучения.

Личностно-ориентированный подход влияет на выбор приемов обучения.

Одним из приемов реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразна следующая организация работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек-помощниц. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.

Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья учащихся, создаются ус­ловия для развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями.

В процессе реализации профильного обучения в общеобразовательной школе создаются реальные предпосылки для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, реализации деятельностного и компетентностного подходов, развития коммуникативности, учета потребностей рынка труда.

Остановлюсь кратко на такой педагогической технологии как метод проектов, которая наиболее полно отражает личностно-ориентированный подход к обучению.

Проектная методика имеет большую практическую направленность, включает ученика в процесс целеполагания, в поиск проблемы, в планирование своей деятельности. Она позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой, "обучение в сотрудничестве", обеспечивает выход деятельности в другие виды деятельности: эстетическую, трудовую, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации, требует развития творческой фантазии, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить её другим. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его типологические и индивидуальные особенности, черты характера: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, толерантность, коммуникабельность.

Хотелось бы затронуть роль игровых, ролевых проектов как одного из методов. Широкое использование игр на уроках и во внеурочное время ставит перед всем коллективом задачу глубокого усвоения игровой технологии обучения. Для каждого вида игр существует своя технология. Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях. Игровая технология имеет определенную структуру, составные части которой отражены в документах. Основные документы, которые дают полное описание структуры игры, - это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для преподавателя и счетной группы.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения иностранным языком.

Коммуникативная функция - объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы, затрагивающей все аспекты её функционирования.

При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды, часто с выходом за пределы урока и школы.

Формирование личности - процесс длительный, не имеющий, собственно говоря, сроков завершения, ибо личность в процессе жизни всё время обогащается и меняется в ту или иную сторону, но основные структуры личности, её главные параметры, определённо складывается к концу юношеского возраста. А это значит, что весь длительный период пребывания учащихся в школе - 11 лет - это период интенсивного развития личности каждого ученика. Поэтому главной задачей школы является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитательной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможными развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

Процесс социализации учащихся происходит в детских общественных организациях.

Детская общественная организация по праву рассматривается как важнейшая составляющая воспитательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она социально востребована, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как структура, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Детская общественная организация является для подростков школой гражданского становления, а для общества - возможностью и механизмом влияния на молодых граждан. В настоящее время значительно расширилось социальное пространство, влияющее на образ мыслей, суждения, нравственные ценности подростков, в котором подросток ежедневно сталкивается с теми или иными проблемами. Входя в детские общественные объединения подростки демонстрируют способность к самореализации, используя практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретных целей в различных сферах общественной деятельности.

Именно детская общественная организация в силу своей специфики эффективно формирует у подростков ощущение собственной личности, избавляет от привычки действовать только по подсказке, стимулирует поиск самостоятельных оптимальных решений, позволяет усваивать знания в том темпе и объеме, которые соответствуют их индивидуальным способностям. В результате такой деятельности у растущего человека определяется преобладающая направленность на ту или иную сферу профессиональной деятельности, согласно его индивидуальности.

Лич­ностно-ориентированный подход предполагает помощь подростку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возмож­ностей, творческих способностей.

Человек по своей природе - существо общественное. Он объективно включен в систему общественных отношений и неизбежно в той или иной степени социально активен. Основная задача школы - правильно организовывать общественную деятельность и занятость учащихся, включать каждого учащегося в спортивную, научно-исследовательскую, культурно-массовую работу и производительный труд. В процессе общественной деятельности учащиеся лучше чувствуют состояние другого человека, сопереживают и корректируют свое поведение с учетом реакции многих людей, учатся прогнозировать последствия своих действий.

Важная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит дополнительному образованию как средству мотивации развития личности. В процессе такого образования создаются «ситуации успеха» для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства, способствует творчеству, учит деловому общению.

Значимость дополнительного образования в образовательном процессе школы сегодня возрастает. Оно выполняет целый ряд функций: образовательные, социально-адаптированные, коррекционно-развивающие, воспитательные.

День школьника вмещает в себя множество открытий, неизгладимых впечатлений, поступков. Если ребенок со своими склонностями и интересами существует сам по себе, а школа и ее требования сами по себе, воспитание и образование воздвигаются на песчаном фундаменте, а он не долговечен, быстро выветривается. Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на индивидуальный учет интересов, школьников. В свое время Д.И. Менделеев писал, что надо "в норме требовать определенного, обязательного времени от учеников, но не наваливать на них столько дела, чтобы они не имели возможности постепенно становиться самостоятельными людьми с личным характером. Регламентация каждого шага убивает развитие этой самостоятельности или при известных характерах и условиях приводит к уродству".

Равнодушных учеников, совсем без желаний, обучающихся только по обязанности, немного. Каждое зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие плоды, только перекинь мост от интересов каждого к тому, чем можно увлечь. Стоит снять эту перегородку - откроется заманчивая перспектива, учение станет гораздо привлекательнее, а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех - лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания.

Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности - одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.

В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.


Список литературы:



1) Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Л., 2010. С.12.

2) Беспалько В.М. Слагаемые педагогической технологии. М., 2009. С. 11.

Сиденко А.

3) Технологизация опыта, возможна ли она? // Народное образование. № 1/2. 2012. С.24.

4) Миленски. Обучающие игры // Образование (Болгария). 2008. № 4.

5) Новые информационные технологии в образовании. Брянск: Изд-во БГТУ, 2014.

6) Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. М., 2011.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта yspu.yar.ru








становлении самосозна­ния, в осуществлении личностно значимых и общественно приемле­мых самоопределения, самореа­лизации и самоутверждения. В соответствии с таким под­ходом законы духовного и физи­ческого развития, процессы и из­менения, происходящие во внут­реннем мире подростка, служат глав­ным ориентирами в образователь­ной деятельности. Именно успешность подростка выступа­ет главным результатом педагоги­ческой деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно каждого подростка как личности.

Социализация подростка осуществляется тем успеш­нее, чем более педагоги учитывают происходящие в нем изменения, его индивидуальные особенности, чем более проявляют такта и деликатности в обращении с ним. Подросток должен почувствовать в педагоге друга, старшего, более опытного товарища, с которым можно по­советоваться, поделиться сомнениями, мыслями, чувства­ми. Он должен быть уверен, что взрослый его поймет, если нужно, поможет, не станет смеяться над неудачами.

При организации деятельности детской общественной организации педагоги могут изучать уровень развития познавательной сферы и эмоциональных личностных особенностей каждого подростка, а также степень воздействия организации на его личностное развитие. Результаты наблюдения за проявлением способностей и интересов подростков желательно фиксировать по каждому ребенку в течение всего времени его пребывания в организации. Такая информация позволяет получить общую картину личностного развития подростка:

- общие тенденции, закономерности в личностном росте, в динамике личностных про­явлений;

- индивидуальные особенностей подростков, влияющих на эффективность их работы в объе­динении;

- оптимальные спо­собы воздействия на подростка;

- развитие на­блюдаемых качеств под влиянием деятельности в организации и соответственная корректировка методики рабо­ты с каждым подростком;

- направления дальнейшей работы на основе по­лученных результатов.

В карту диагностики развития индивидуальных особенностей подростка могут быть включены следу­ющие разделы:

1. Общая информация: фами­лия, имя, отчество; год рождения; сведения о родителях и других чле­нах семьи (возраст, образование, должность и место работы).

2. Состояние здоровья (жела­тельно заполнять по медицинским данным): общее заключение, груп­па здоровья; хронические заболе­вания; нервно-психический статус (отклонения).

3. Познавательная сфера по че­тырем уровням (низкий, ниже сред­него, средний и выше среднего), где фиксируются следующие пара­метры: мышление, внимание, память.

4. Речевое развитие также по четырем уровням (низкий, ниже среднего, средний и выше средне­го): устная речь.

5. Учебная мотивация: характер мотивационной направленности ребенка на обучение в объедине­нии (положительный, нейтраль­ный).

6. Эмоциональное самочув­ствие.

7. Отношение к педагогу.

8. Особенности поведения (аффектно-волевой аспект): уравнове­шенный, возбудимый, заторможен­ный тип поведения.

9. Положение в группе: статус - «звезда», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отвергаемый» (где для каждого параметра отличается количество выборов, дающих этот статус).

10. Удовлетворенность в обще­нии: высокая, средняя, низкая, отсутствует.

Критериями оценки реализации личностно-ориентированного подхода в деятельности детской организации выступают:

- ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. система ценностей или жизненных смыслов;

- культурологический компонент, т.е. освоение культуры;

- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения и самоопределения личности;

- личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.

«Ассоциация «Радуга» является для подростков школой гражданского становления, а для общества - возможностью и механизмом влияния на молодых граждан. В настоящее время значительно расширилось социальное пространство, в котором подросток ежедневно сталкивается с теми или иными проблемами, а также увеличились по сравнению с 90-ми годами сферы, влияющие на образ мысли, суждения, нравственные ценности детей и подростков. В среде учащихся, с одной стороны, наблюдается интенсивное стремление к объединению, признанию их роли в обществе, к самостоятельному выбору путей, форм самовыражения и самореализации.

Входя в детские общественные объединения «Ассоциации «Радуга», подростки демонстрируют способность к самореализации, используя практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретных целей в различных сферах общественной деятельности. Задача руководителей «Ассоциации «Радуга» - подготовка умных, образованных, нравственно состоятельных творчески развитых молодых людей, умеющих принимать самостоятельные решения, делать выбор, работать в коллективе и с коллективом, цивилизованно общаться, неся ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, критериями процесса социализации подростков в детской организации служат:

- принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;

- обретение опыта ответственности, самоизмене¬ния в творческих процессах;

- опыт совместного с педагогом построения соб¬ственного личностного мира.

Принцип личностно ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от преподавателя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания курсанта. Возможность реализации этого метода непосредственно связана с изменением личностной установки преподавателя. Мы сталкиваемся с тем, что наше речевое и неречевое поведение несет определенный профессиональный отпечаток и характеризуется излишней категоричностью, авторитарностью, догматичностью суждений. Такая установка убивает саму идею диалога. Поэтому на кафедре идет постоянный процесс поисков новых методов, которые могли бы стать стимулом, толчком к началу диалога. Механизм мотивации при этом должен затрагивать все сферы: интеллектуальную, мотивационно-потребностную, волевую, сферу самосознания.

К методам и соответственно к технологиям личностно ориентированного подхода в обучении иностранным языкам относится метод проектов. Метод проектов, известный также как метод проблем, возник в 1920 году в США. Обычно его связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод был осужден. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного метода проектов. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Известно, что изучение иностранного языка вносит существенную лепту в общее развитие будущего офицера. Метод проектов - суть развивающего, личностно ориентированного характера обучения. Викторина, проводимая на уроках иностранного языка, на наш взгляд, представляет синтез творческого, исследовательского и информационного метода проектов. Успешное проведение викторины требует тщательной подготовки и от курсантов и от преподавателя. Чтобы решить проблему подготовки к викторине по теме "Рождественские традиции в англоговорящих странах", курсантам требовалось не только знание, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, курсанты должны были работать с информацией; например, вести поиск нужной информации в библейском тексте на английском языке, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным страноведческим материалом. Викторина как метод исследовательского проекта дает курсантам возможность участия в исследовательском поиске: в нашем случае, например, исследование истории возникновения праздника Рождества в англоговорящих странах.

Викторина дает возможность преподавателю неформального контакта с курсантами, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным, помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения. Подготовка к викторине помогает не только выявить лидеров, но и развивать и суммировать природные задатки каждого курсанта, организует коллектив, делает его гибким и отзывчивым на всякое творческое задание. Викторина как творческий метод проекта помогает бороться с пассивностью курсантов, с вялостью их воображения, в нашем случае, например, ей предшествовал совместный выпуск газет, рождественских открыток, исполнение хоровых рождественских песен. Следует упомянуть о том, что некоторые задания викторины наряду со знакомым материалом могут включать небольшой процент нового материала, значение которого раскрывается в процессе выполнения задания при помощи объяснений преподавателя или слайда. Во время проведения викторины обучаемые получают возможность прочно усвоить изученное. Отказ от инертности, рутинности мышления, альтернативность суждений, быстрота интеллектуальной реакции на возникшую ситуацию - вот преимущества викторин, в проведении которых так активно участвует кафедра иностранных языков ЯЗРИ ПВО. Викторина помогает преодолеть скудость чувств, побуждает к активной духовной жизни. Являясь своего рода игрой, она сопровождается чувством напряжения и радости, а игра, по определению шведского исследователя Хейзинга, сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это эмоциональное состояние относится, согласно классификации С.Л. Рубинштейна, к уровню органической эффективно-эмоциональной чувствительности, или к понятию настроения, а каждый из нас хорошо знает по опыту влияние настроения на восприятие окружающего мира. Очень важно для воинского коллектива иметь бодрую, жизнерадостную атмосферу, которая меняет к лучшему межличностные отношения. Поэтому проведение викторины - это и забота о настроении воинского коллектива, о его сплочении, о создании благоприятного климата межличностных отношений.

И в завершение мне хотелось бы затронуть роль игровых, ролевых проектов как одного из методов, используемых при обучении иностранному языку. Известно, что учение, а тем более учение в военном вузе - дело серьезное. Поэтому некоторые педагоги считают, что в обучении игре нет места. Мы считаем, что широкое использование игр на уроках иностранного языка ставит перед всем коллективом задачу глубокого усвоения игровой технологии обучения. Для каждого вида игр существует своя технология. Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях. Игровая технология имеет определенную структуру, составные части которой отражены в документах. Основные документы, которые дают полное описание структуры игры, - это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для преподавателя и счетной группы. У нас на кафедре есть разработки игр "Приветствие", "Знакомство", "Откровение", "Дипломатия", "Если бы я был...", "Соревнование на лучшую шпаргалку", "Мы и они", "Международная авиационная конференция", "Артиллерийский расчет в действии", "Переводчики", "Банк данных" и т.д. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения иностранным языком.

Коммуникативная функция - объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

Реформирование Вооруженных Сил идет не только в условиях сближения многих стран в материально-технических сферах, но и в технологии коммуникаций. Многие курсанты дома имеют доступ в интернет, при этом возрастает значимость визуальной культуры общения на иностранном языке. Необходимо учитывать и фактор незапрограммированной коммуникации в диалоге культур (многие курсанты, будучи школьниками, стажировались за границей, имели друзей по переписке). В указанном ракурсе особую актуальность приобретает культуротворческий тип образования как наиболее предпочтительный и отвечающий вызову времени. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам иностранного языка. Во многом, благодаря своей кросскультурной направленности, уроки иностранного языка способствуют модернизации военного образования и внедрению в образовательный процесс в военном вузе инновационных технологий, что выражается в преобладании имитационно-игровых, диалоговых моделей обучения. Игровое моделирование на занятиях по иностранному языку способствует установлению психологического контакта, гармоничному развитию межличностных взаимоотношений, творческой инициативе, развивая при этом гибкость восприятия материала, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника. Участие во всех видах инновационных игр развивает мотивацию к изменениям, создает "рефлексивное пространство" как способ раскрепощения курсанта.

Военный характер образования во многом "технократичен", он неизбежно обедняет личность будущего офицера в этико-эстетическом отношении. Обучение курсантов в системе личностно ориентированных образовательных технологий, что выражается в превалировании исследовательских, имитационно-игровых моделей обучения, предполагает отказ от рутинности мышления, преодолевает скудость чувств, душевную неразвитость.

Согласно Бэррону (Barron, Harrington, 1981), творческим людям свойственны самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, способность рисковать. Все эти качества необходимо развивать у будущего офицера в процессе обучения, и культуротворческий характер обучения иностранному языку в военном вузе не единственный, но важнейший путь к решению этой проблемы.

Возможности кафедры иностранных языков, одной из немногих "гражданских" кафедр военного вуза, в этом общегосударственном по своему значению деле предопределяются самим характером преподаваемого предмета. Обучение иностранному языку может и должно преследовать не только чисто практическую цель - дать ключ к дополнительному источнику информации, но и способствовать формированию личности будущего офицера, прививая ему навыки творческой активности, стимулируя творческие возможности будущего специалиста, используя модели обучения, составляющие активные формы обучения (игры, дискуссии, проектные задания, "braining storming" - практику мозгового штурма).

Новшества в содержании, формах и методах работы, как и в отношениях преподаватель - курсант, безусловно, ведут к улучшению и модернизации образования и воспитания, созданию личности будущего офицера с новыми качествами и ценностями - творческой личности.

Список литературы:

1) Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Л., 1985. С.12.

2) Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 123.

3) Беспалько В.М. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 11.

Сиденко А. Технологизация опыта, возможна ли она? // Народное образование. № 1/2. 1999. С. 224.

4) Миленски. Обучающие игры // Образование (Болгария). 1998. № 4.

5) Новые информационные технологии в образовании. Брянск: Изд-во БГТУ, 2002.

6) Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. М., 1989.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта yspu.yar.ru

Управление мотивацией педагогического персонала по реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной деятельности осуществлялось по следующим направлениям:

Мотивирование за счет стимулирования

1. к профессиональному развитию - содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы (3 учителя школы заняли призовые места в конкурсе элективных программ в 2005 году); предоставление времени на методическую работу; дополнительные дни к отпуску; творческий отпуск в каникулярное время; предоставление возможности распространения опыта работы через конференции, педагогические чтения, семинары; организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций; представительство от школы на ответственных мероприятиях городского, областного значения; содействие в повышении квалификационной подготовке;

2. финансового благополучия - в дополнение к традиционной заработной плате, в школе реализуется система дифференцированных доплат: за «продукт» экспериментальной работы в зависимости от его ценности для школы; за подготовку учащихся - победителей к олимпиадам, конкурсам, научно - практическим конференциям; за участие в декадах педагогического мастерства, научно - практических конференциях.

Мотивирование за счет оказания информационной поддержки - в распоряжение педагогов школы представлены следующие блоки информации:

1.Видео записи уроков и внеклассных мероприятий по разным предметам наряду с методическим материалом на печатном носителе;

2.Мультимедийные диски по предметам;

3.Подбор статей и материалов из периодической печати для педагогов - предметников, классных руководителей, руководителей методических объединений;

4.Материалы по анализу деятельности педагогов, анализу промежуточной и итоговой аттестации учителей и учащихся;

5.Концепции, программы, планы работы школы, текущая распорядительная информация;

6.Результаты мониторинговых исследований, описание успехов школы;

7.Создана библиотека педагогических изданий за несколько лет: «Классный руководитель», «Директор школы», «Завуч школы», «Народное образование», «Педагогика», «Профильная Школа»

За счет создания организационных условий, поддерживающий инновационную активность педагогов - ежегодно в школе проходят предметные методические недели, смотры методических объединений, научно - практические конференции по результатам методической экспериментальной работы. В рамках аттестации педагогических работников осуществляется защита собственных методических разработок по предметам, даются открытые учебные занятия, составляется рейтинг учителей по результатам Государственной итоговой аттестации, по количеству учащихся, подготовленных к олимпиадам, конкурсам, научно - практическим конференциям.

Все это обусловливает следующие результаты, иллюстрирующие эффективность внедренных условий. Сравнение результатов ЕГЭ 2003-2004 учебного года (начало экспериментальной работы) с результатами 2006-2007 учебного года показывают стабильность или рост таких показателей как абсолютный, качественный, средний балл:

Показатель

2003-2004 год %

2006-2007 год%

Абсолютный

95,8

100

Качественный

68,4

80,2

Средний балл

4,0

4,1

Анализ результатов государственной итоговой аттестации 9 классов показывает рост всех показателей:

Показатель

2003-2004 год %

2006-2007 год%

Абсолютный

100

100

Качественный

50

73,9

Средний балл

3,5

4,0

В 2006-2007 учебном году по результатам мониторинга воспитательной среды, проведённого информационно - аналитическим центром города Челябинска, получено следующее заключение: воспитательная среда, созданная в МОУ СОШ №5 является средой обитания личности как субъекта воспитательного процесса, присутствуют глубокие интегративные связи с другими средами обитания личности. Характерна высокая подвижность инноваций в ОУ, готовность педагогов к эволюционным изменениям. Освоенность воспитательной среды носит систематический, поступательный, развивающий характер. По результатам исследования и администрация, и педагоги, и дети находятся в едином поле понимания.

Результаты за весь период опытно-экспериментальной работы состоят во внесении инновационных изменений в образовательную программу школы. Далее представлено описание инноваций как итога эксперимента.

Стратегическая цель инноваций - обеспечить становление личности на основе развития его индивидуальности в образовательном пространстве

Объект инноваций - педагогические условия становления личности школьника на основе развития его индивидуальности в образовательном пространстве

Предмет инноваций - педагогические условия внедрения личностно ориентированного подхода в общеобразовательной школе.

Инновации в образовании всегда связаны с наиболее полным удовлетворением образовательных потребностей участников образования.

Запросы государства, полнее удовлетворяемые данными инновациями: инновационная программа обеспечивает более полную реализацию Федерального компонента государственного стандарта по трем ступеням образования (в аспекте реализации компетентностного подхода), является средством реализации следующих задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

ü достижение нового современного качества общего образования, в том числе переориентация педагогической системы на компетентностный подход;

ü переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании;

ü обеспечение личностной ориентированности, дифференциации и индивидуализации образования;

ü создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Инновационная программа обеспечивает реализацию следующих образовательных потребностей обучающихся, выявленных по результатам анкетирования, опросов школьников, а также на основе анализа экспертных оценок педагогов: потребности в наиболее полном проявлении, учете образовательном процессе индивидуальных задатков и интересов, в оптимизации учебных нагрузок.

Инновационная образовательная программа обеспечивает реализацию следующих запросов родителей: обеспечение качества образовательных услуг пи условии сохранения здоровья учащихся; расширение спектра образовательных услуг с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также требований учреждений профессионального образования; совершенствование качества взаимодействия участников образования.

Программа обеспечивает реализацию следующих потребностей педагогов школы: потребность в профессиональном росте, в социальной защите инновационных усилий, программно-методическом и материально-техническом оснащении образовательного процесса

Инновационная образовательная программа нацелена на решение проблемы снятия следующих противоречий:

ü между новыми образовательными задачами и традиционным содержанием образования;

ü между обновляемым содержанием образования и устаревшими образовательными технологиями;

ü между деятельностным, индивидуальным характером учения и классно-урочной системой.

Изменения в педагогической системе в целом: переход к организации обучения в личностно ориентированной парадигме; создание образовательной среды, обеспечивающей максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников; переход к дистанционному обучению и обучению по индивидуальным учебным планам.

Изменения в планировании учебного процесса: на ступени начальной школы - изменения в календарно-тематическом планировании с учетом психофизиологических особенностей учащихся; введение новой формы поурочного планирования; на основной ступени школы - внедрение индивидуальных программ развития для детей группы риска; использование решений школьного консилиума для определения задач образовательной работы с учащимися группы риска; на старшей ступени школы - составление расписания учебных занятий под новую педагогическую систему индивидуального обучения.

Изменения в технологии обучения: на ступени начальной школы - 1) обеспечение психологического сопровождения обучения; 2) внедрение дидактических принципов организации учебного занятия: принцип изначальной активности школьника в процессе создания и освоения ценностей, принцип межпредметных и интеграционных основ содержания обучения, принцип индивидуализации процесса обучения, принцип субъекта учебной деятельности, принцип непрерывности развития личности ребенка; 3) предоставление учащимся права выбора учебного материала и способа проработки; на основной ступени школы - обеспечение личностно-ориентированного характера обучения; предоставление учащимся права выбора предпрофильного направления; повышение ответственности школьников за результаты обучения; внедрение психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса школьников; индивидуализация образования школьников из группы риска; на ступени старшей школы - обеспечение личностно-ориентированного характера обучения; предоставление учащимся права выбора профильного направления; увеличение объема самостоятельной работы; повышение ответственности школьников за результаты обучения; внедрение кураторского сопровождения образовательного процесса школьника.

Изменения в системе контроля и оценки учебных достижений учащихся: на ступени начальной школы - внедрение усовершенствованного инструментария педагогического контроля над учебными достижениями, в том числе за счет введения отслеживания параметров индивидуальной динамики; совершенствование оценивания за счет внедрения «Индивидуализированной карты урока»; на ступени старшей школы - совершенствование оценивания за счет внедрения нового педагогического инструмента - учета учебных достижений учащихся при сетевом взаимодействии.

Изменения в содержании методической работы учителя: на ступени начальной школы - освоение методов реализации личностно ориентированного подхода; разработка и переход к новым вариантам тематического и поурочного планирования, освоение новых педагогических технологии субъект-субъектного подхода и методов субъект-субъектного взаимодействия; на ступени основной школы - освоение содержания новых УМК, освоение методов реализации компетентностного подхода; совершенствование вариантов тематического и поурочного планирования, освоение личностно ориентированных технологий и методов педагогической деятельности: технологии проектов, организации самостоятельной работы школьников, технологии развития критического мышления, технологии организации группового взаимодействия, технологии организации исследовательской деятельности; на ступени старшей школы - освоение содержания новых УМК, освоение методов реализации компетентностного подхода; разработка и переход к новым вариантам тематического и поурочного планирования, освоение новой педагогической технологии и методов деятельности в сетевом взаимодействии.

Характеристика инновационной образовательной программы:

1) особенности построения учебного плана: на ступени начальной школы - предоставление возможности детям и их родителям выбора между традиционными и развивающими программами; по запросам родителей введены учебные курсы «Риторика», «Информатика», «Иностранный язык», «Экономика»; предусмотрено введение особого режима учебной работы (режим полного дня) для детей с особыми образовательными потребностями; на основной ступени школы: внедрены индивидуальные учебные занятия для одаренных детей и школьников из группы риска; введены курсы предпрофильной подготовки по математике, русскому языку, а также профориентационный курс «Мой выбор»; введены учебные курсы «Риторика», «Информатика», «Второй иностранный язык», «Экономика», «Право»; предусмотрено введение особого режима учебной работы (режим пятидневной недели, сниженная учебная нагрузка) для детей с особыми образовательными потребностями; на старшей ступени школы: предоставление возможности выбора формы освоения предметов инвариантной части учебного плана (традиционной и дистанционной); предоставление возможности участвовать в формировании учебного плана за счет выбора перечня и количества предметов вариативной части; наличие в составе элективных курсов гуманитарной и естественнонаучной направленности, предметного и межпредметного, расширяющего и углубляющего характера; выделены следующие организационные формы обучения: обучение в классе, обучение в предметных группах, индивидуальное обучение.

2) особенности реализуемых образовательных программ - на ступени начальных классов: Образовательные программы инвариантной части сориентированы на реализацию целей развивающего характера; реализация программ осуществляется с использованием метода проектов, применением дифференцированных по уровню сложности учебных материалов; на основной ступени школы: реализуется один авторский элективный курс, высоко оцененный на областном конкурсе элективных курсов; обеспечено освоение образовательных программ школьниками группы риска посредством применения психолого-педагогической поддержки, технологий проектного обучения, технологии анализа конкретных ситуаций, модульного и проблемного обучения; на старшей ступени школы:

3) особенности реализации дополнительных образовательных программ - реализуется программа психологической поддержки процессов адаптации первоклассников к условиям школы; обеспечена интеграция основных и дополнительных образовательных программ в освоении ИКТ-компетенций, коммуникативных, интеллектуальных, общекультурных компетенций; дополнительные образовательные программы обеспечивают сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях начала систематического обучения; широта спектра дополнительных образовательных программ обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей учащихся за счет внедрения программ социально-педагогической, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленности;

4) особенности образовательных программ традиционных акций - действует научное общество учащихся. Цели - обеспечение усвоения знаний, выходящих за рамки общеобразовательных предметов, обеспечение овладения методами научного познания окружающего мира, формирование умения исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания, а главное - формирование ответственности перед обществом за результаты собственной деятельности и поведения. Сформированы 9 секций по разным направлениям. на базе универсального спортивного стадиона школы организована система спортивных состязаний районного, городского уровня по хоккею, лыжному спорту, футболу, баскетболу, волейболу, большому и настольному теннису, легкой атлетике в целях предоставления возможности для самореализации, личностного самосовершенствования, физического саморазвития.

Особенности управления образовательными процессами - Создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации

Выводы по проведенному исследованию.

В МОУ СОШ № 5 с 2003 по 2007 годы был развернут систематический процесс создания новых образовательных продуктов (программ, технологий, методик, услуг, систем, методов), основанный на новых теоретических или практических знаниях, полученных в результате научных исследований (то есть экспериментальная деятельность). Этот процесс привел к созданию принципиально нового знания об эффективных средствах и способах поиска, апробации, реализации, внедрения новых результатов научно-педагогических, научно-психологических исследований в области личностно-ориентированного образования, а также к созданию нового образовательного продукта: теоретическое обоснование и пути практического внедрения личностно ориентированной образовательной среды; услуг, обеспечивающих создание психолого - педагогических условий, способствующих становлению и развитию индивидуальности школьника) которые далее могут быть предложены на рынке образовательных услуг в муниципальной образовательной системе, вытесняя старые услуги и продукты, или создавая свой рынок.


Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования.

Доклад Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования.Доклад Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования.

21


© 2010-2022